Мастер-класс с педагогами по экспериментированию. «Интересные опыты с детьми»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Маевская Вера Анатольевна

Цель:  повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса по экспериментально-исследовательской деятельности.                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_eksperementirovanie.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию. «Интересные опыты с детьми»


Цель:  повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса по экспериментально-исследовательской деятельности.                                                                                   

Задачи:

1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2.Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. 

                                                                                                                                                              Китайская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Что больше всего привлекает детей? Конечно же, сказки и магия! Сделать так, чтобы дети увидели в вас настоящего волшебника, очень просто. Нужны всего лишь, ловкость рук и безграничная фантазия. Все остальное за вас сделает наука.

Я предлагаю  вашему вниманию 5 самых ярких и интересных опытов, которые непременно заставят ваших детей поверить в чудеса.

Опыт №1. «Лавовая лампа»

Для эксперимента нам понадобится: 1бутылка масла, вода, краска, шипучий аспирин, шприц, стеклянная ваза.

Ход опыта: Наливаем сначала масло больше половины вазы, затем наливаем воду, аккуратно наклонив вазу с маслом.                                                                                                         Вода гораздо тяжелее, чем масло, она осела у нас вся в низ.                                                    Теперь нам надо подкрасить воду, которая находиться внизу (при помощи шприца с иголкой).                                                                                                                                       Берём таблетку  шипучего аспирина и бросаем в стакан. Смотрите. Начинается реакция, появляются мелкие пузырьки.                                                                                                                         Суть эксперимента:: Аспирин при попадании в воду выделяет газ, пузырьки которого подымаются вверх и захватывают с собой маленькие капли воды.                                                     Красивая игра между водой и маслом.

Опыт №2.  «Радуга в стакане»

Для эксперимента нам понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски четырех цветов (можно красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый)., 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц без иголки.

 Ход опыта:                                                                                                                                                    

В один из стаканов положите 1 столовую ложку сахара, в другой – две, в третий – три, в четвёртый – четыре, в пятый – пять.                                                                                             В каждый стакан влейте по три столовых ложки воды (теплой, а, лучше, горячей)     Хорошенько размешайте (надо сказать, что полностью сахар растворится только в первом стакане).                                                                                                                                  Окрасьте растворы так: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. Красный – наименее сладкий, оранжевый – самый сладкий.                                                                      Теперь нам нужно соединить растворы. Оранжевый – самый тяжелый, будет располагаться в нижнем слое. Сверху на него нужно очень аккуратно налить синий раствор (для этого используем  шприц).                                                                            Добавляем зелёный, желтый и красные растворы.                                                                                                     Любуемся радугой в стакане.                                                                                                                                    Как вы видите, цвета не перемешиваются, и каждый слой имеет свой цвет. Результат:  В стакане образуется пять  разноцветных слоя. Это происходит из за того, что плотность воды в каждом слои разная, что не даёт им смешиваться. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой  будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №3.  «Вулкан»                                                                                                                                                         Цель: Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

                                                                                                                                                                                           Для эксперимента нам понадобится: Поднос, вылепленный из пластилина вулкан, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, тёплая вода, ложка, сода, уксус.

Ход опыта: Для начала следует сформировать сам вулкан. Сделайте это из бутылки, которую поставьте на поднос и облепите пластилином так, чтобы она стала похожа на гору, небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красного красителя, вливаем чайную ложку жидкости для мытья посуды, если хотите, чтобы было больше пены. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю четверть стакана уксуса. И наблюдаем. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из "жерла" начинает валить ярко окрашенная пена. Эффектное и незабываемое зрелище!

 Суть эксперимента: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу. При смешивании разных веществ, происходит химическая реакция.

Опыт №4. «Бегающая вода»

Для эксперимента нам понадобится: 

1) вода;

2) 3 пустые емкости;

3) бумажные полотенца;

4) пищевой краситель двух разных цветов.

Ход эксперимента:

1) берем два цвета, смешиваем с водой и наполняем полученными растворами 2 стакана;

2) бумажные полотенца складываем вдоль и вставляем (по одному) в каждый из заполненных стаканов;

3) противоположные концы полотенец опускаем в пустой стакан. Наблюдаем. Для проведения этого эксперимента понадобится некоторое время.

Суть эксперимента:

Бумага отлично впитывает воду. Полотенца постепенно промокают, и окрашенная жидкость «путешествует» в пустой стакан. Он заполняется до одного уровня с прочими двумя, и вода внутри от смешения цветов приобретает совершенно новый оттенок.

Опыт №4. Простой научный опыт для детей  "Дождь в пакете"

Для эксперимента нам понадобится: 

- один пакет на «молнии»,

- вода,

- пищевой краситель синего цвета

- маркер синий (для рисунка на пакете)

- липкая лента (для прикрепления пакета к окну)

Ход эксперимента:

Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя. Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду. После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут понаблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.                                                                    

Суть эксперимента:

Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков. За этим явлением в пакете можно наблюдать несколько дней. В природе это явление бесконечно.

 Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будите использовать в практической работе с детьми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Интересные опыты с детьми»...

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми....

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает ...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Раз...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию  «Интересные опыты с детьми»...

мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности с различными материалами. Задачи:1. Показать, как можно ...