Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Киян Ксения Ревазиевна

Тема: Тематическое экспериментирование.

 

Цель: Формирование экологической культуры.

 

Задачи:

• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.

• Формировать основы экологической культуры.

• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.

• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
     • Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.
     • Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 332»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

___________________________________________________________________________

443087, г. Самара, пр. Кирова, д. 278, тел. 953-27-25, тел./факс 953-09-72, e-mail:mdou332@inbox.ru

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе

«Природа—наш дом»

 

        

Киян Ксения Ревазиевна

Воспитатель

Самара, 2023

               

Тема: Тематическое экспериментирование.

Цель: Формирование экологической культуры.

Задачи:

• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.

• Формировать основы экологической культуры.

• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.

• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
    • Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.
    • Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

Развивающие задачи:

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

• Развивать связную речь;

• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята предлагаю вам поздороваться друг с другом.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

 - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть.

Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это мир который нас окружает.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? 

Дети: (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

Воспитатель: Этот мир такой разнообразный и неповторимый. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».

(Воспитатель произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе.)

Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

Дети: Земля.

Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: это глобус. (Показ глобуса)

Воспитатель: Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

Дети: ответы

Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе суша?

Дети: ответы

Воспитатель: Много ли на нашей планете воды?

Дети: ответы

Воспитатель: Каким цветом она обозначена на глобусе?

Дети: ответы

Воспитатель: Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок - терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Воспитатель: Скажите без чего на земле никто не сможет прожить?

Дети: ответы

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Дети: ответы

Воспитатель: Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет.

Воспитатель:  А без воздуха можем мы прожить?

Дети: Нет

Давайте проведём эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)

Воспитатель:  Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому.

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Какая бывает вода?

Дети: (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная).

Воспитатель: Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? 

Дети:(Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Звучит аудиозапись «ручейка», в гости приходит Капелька. (танцует)

Капелька: Здравствуйте! Я капелька воды! Я люблю играть и танцевать, хотите со мной?

Дети: Да.

Капелька: тогда встаем и повторяем за мной

Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)

Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов, для полей (руки вверх-покачали, вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)

Дождик кап-кап-кап (маршируем)

Капелька: Какие молодцы! Ребята, я очень маленькая, и о себе еще ничего не знаю, а в детском саду говорят дети много занимаются и все знают. Помогите мне узнать о себе.

Воспитатель: Ребята, поможем Капельке хорошо о себе узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Капелька мы обязательно расскажем тебе какими свойствами ты обладаешь? Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

Опыт №1» Вода — жидкая, может течь»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

 Содержание опыта. Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт № 2 «У воды нет запаха»

Цель: подвести детей к пониманию, что у воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет

Опыт №3 «У воды нет вкуса»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.

Содержание опыта. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт №4 «Вода прозрачная»
    Цель: подвести детей к пониманию, что вода прозрачная.

Возьмите другие стаканчики с водой и положите в них бусинки. Видно ли их в стаканчике?

Д: Да, видно.

В: Теперь возьмите стаканчики с молоком и положите туда бусинки. Видно их в стаканчике?

Д: Нет, не видно!

В: Действительно, не видно! Какой можно сделать вывод?

Д: Можно сделать вывод, что вода прозрачная, а молоко нет.

Затем предложить детям окрасить воду.

В: Ребята, возьмите каждый по баночке с краской и разведите её в стаканчике с водой. Посмотрите, что с ней произошло? Какой вывод можно сделать?

Д: Она окрасилась. Вода не имеет цвета.

Опыт № 5 «Жидкая вода не сохраняет форму»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода принимает форму сосуда.

В: Ребята налейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете?
    Д: Вода – это жидкость, у нее нет формы, поэтому ею можно наполнить емкости разной формы (Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.)

Упражнение «Волшебные слова»

Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает. Вода – вещество уникальное. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.

Воспитатель: Вот, Капелька, мы рассказали тебе о свойствах воды. Теперь ты многое знаешь о себе.

Капелька: Спасибо, вам ребята, за помощь. Расскажу другим капелькам, своим братьям и сестричкам. Мне пора уходит домой. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Дети присаживаются на стулья

Воспитатель: И так, мы знаем, что не можем жить ?

Дети: без воздуха, солнца и воды!

Воспитатель: Правильно ребята, наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети: ответы

Воспитатель: Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки.

Воспитатель: А какой бывает воздух? 

Дети: грязный и чистый. 

Воспитатель: А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно ребята. Можно посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Надо охранять чистоту и воды, не загрязнять ее: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.

Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки ?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем, когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают. Как можно ее обидеть---загрязнение окружающей среды. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется.

Упражнение «Что чувствует природа».

Дети закрывают глаза и слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы которое они услышали.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подойти к столу и взять по цветочку, опустить в воду и посмотреть как красиво они распускаются, как распускается наша Природа, когда ее любят, берегут и ценят.

Упражнение «Цветок»

В широкий таз наливается вода, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивляет и увлекает.

Дети возвращаются на стулья

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня было интересное занятие?

Дети: ответы

Воспитатель: А что вам запомнилось больше всего?

Дети: ответы

Воспитатель: Какой мы урок получили с этого занятия?

Дети: ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «КВН «Знатоки природы».

Цель: формировать познавательный интерес к миру природы.Задачи:• обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях и птицах;• упражнять в составлении предложений, и умении заканчивать начат...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (5 – 6 лет) «Поможем Матушке природе»

Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи:образовательные    - обобщение предста...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек»

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек»...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа-наш дом»

Тема: Тематическое экспериментирование. Цель: Формирование экологической культуры. Обучающие задачи:• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой при...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Сохраним природу вместе!»

ull; Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье чело...