Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа-наш дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: Тематическое экспериментирование.
Цель: Формирование экологической культуры.
Обучающие задачи:
• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.
• Формировать основы экологической культуры.
• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.
• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.
• Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.
Развивающие задачи:
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
• Развивать связную речь;
• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda-nash_dom.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе
«Природа-наш дом»
Подготовил: воспитатель первой квалификационной категории
Будко Елена Владимировна
Тема: Тематическое экспериментирование.
Цель: Формирование экологической культуры.
Обучающие задачи:
• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.
• Формировать основы экологической культуры.
• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.
• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.
• Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.
Развивающие задачи:
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
• Развивать связную речь;
• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Предлагаю поприветствовать всех в стихотворной форме:
«Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть.
Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы.
Как вы думаете, что это такое? Это мир, который нас окружает.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас окружает в природе?
(солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)
-Этот мир такой разнообразный и неповторимый.
Сейчас мы с вами поиграем
в игру
Игра «Живая и неживая природа».
(Воспитатель произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе.)
У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?
-Земля.
- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.
Что это такое?
- это глобус. (Показ глобуса)
-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
- Она круглая похожа на шар.
- Каким цветом обозначена на глобусе суша?
- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.
- Много ли на нашей планете воды?
- Воды больше, чем суши.
- Каким цветом она обозначена на глобусе?
- Вода обозначена, синим, голубым, белым цветами.
-На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя.
- Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).
- В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.
Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение.
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
-Природа имеет большое значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно.
Скажите, без чего на земле никто не сможет прожить?
-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
- Нет.
- Почему? (ответы детей)
Воспитатель - Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту.
- А без воздуха можем мы прожить?
- Нет
Давайте проведём эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)
–Почему?
- Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень, нужен растениям и животным. Всему живому.
Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?
Дети: Без воды.
Воспитатель: Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная).
Кому нужна вода?
Для чего нужна нам вода, как мы ее используем?
(Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берется вода?
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря наполняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше на небо
Потом превратиться в облако где-то.
А облако, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплет снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут---Круговоротом воды!
Звучит ауди запись «Шум дождя»
Звучит аудиозапись «Песня Капитошки», в гости «приходит» Капитошка. (танцует)
Капитошка : «Здравствуйте! Я капелька воды—Капитошка! Я люблю играть и танцевать, хотите со мной.
Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)
Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)
Для лесов, для полей (руки вверх-покачали, вниз и в стороны)
И для маленьких детей (присели на корточки)
И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)
Дождик кап-кап-кап (маршируем)
Капитошка: Какие молодцы! Ребята, я очень маленькая, и о себе еще ничего не знаю, А в детском саду говорят, дети много занимаются и все знают. Помогите мне узнать о себе.
Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке хорошо о себе узнать? Капитошка мы обязательно расскажем тебе какими свойствами ты обладаешь? Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.
Воспитатель: Ты маленькая капелька
Живешь среди воды
Сегодня приглашаем тебя
В чудесный мир воды.
Опыт №1»Вода — жидкая, может течь»
Цель. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. Содержание опыта. Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт № 2 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет или совсем не пахнет
Опыт №3 «Уводы нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: Есть ли у нее вкус? «Вода не имеет вкуса»
Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.
Содержание опыта. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Возьмите другие стаканчики с водой и положите в них бусинки. Видно ли их в стаканчике?
Д: Да, видно.
В: Теперь возьмите стаканчики с молоком и положите туда бусинки. Видно их в стаканчике?
Д: Нет, не видно!
В: Действительно, не видно! Какой можно сделать вывод?
Д: Можно сделать вывод что вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 5 «Жидкая вода не сохраняет форму»
Определите, какую форму имеет вода. Для этого перелейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете? Вода – это жидкость, у нее нет формы, поэтому ею можно наполнить емкости разной формы
(Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.)
Опыт № 6 «Прозрачная и бесцветная вода».
В: Ребята, перед вами стаканчики с водой. Скажите, какого она цвета?
Д: Прозрачная, без цвета.
В: Ребята, возьмите каждый по баночке с краской и разведите её в стаканчике с водой. Посмотрите, что стало, с ней произошло? Какой вывод можно сделать?
Д: Она окрасилась.
В: Да, вода, приобрела цвет краски. Какой можно сделать вывод?
Д: Вода не имеет цвета.
Упражнение «Волшебные слова»
Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает. Вода – вещество уникальное. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.
Воспитатель: Вот, я рассказала о свойствах воды.
Воспитатель—И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды! Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.
А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
- Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д. Сбережем природу. Что для этого нужно сделать.
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Надо охранять чистоту и воды, не загрязнять ее: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.
Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.
- Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).
Ребята, я знаю, вы очень любите природу и каждый из вас может предложить свой путь к спасению. Давайте же скажем, как сберечь нашу Землю!
Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
Выслушиваются ответы детей.
Ведь природа все чувствует.
В «Красную книгу» заносят животных, птиц и насекомых, которым нужна помощь, они исчезают и их нужно защищать и беречь.
Воспитатель: Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем, когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают.
Как можно ее обидеть загрязнением окружающей среды. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется.
Упражнение «Что чувствует природа». Дети закрывают глаза и слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы которое они услышали.
Воспитатель: Давайте дошколята, природу охранять!
О ней не на минуту, не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и реки,
Это все для нас навеки.
Давайте, друзья, в любую погоду,
Будем беречь родную природу
И от любви заботливой нашей,
Станет земля и богаче и краше.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам взять по цветочку и опустить в воду и посмотреть как красиво они распускаются, как распускается наша Природа, когда ее любят, берегут и ценят.
Воспитатель:- Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла.
Молодцы, вы - настоящие друзья природы!
И я вручаю вам эмблемы о том что вы друзья природы и любите и охраняете природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по экологии в старшей группе :"Природа живая и мертвая"
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»...
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек»
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек»...
План -конспект занятия по экологии в старшей группе "Природа-наш дом"
занятие по экологии в ст.группе...
Конспект занятия по экологии в старшей группе "Природа-наш общий дом"
Конспект занятия в старшей группе по экологии для дошкольников....
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш дом»
Тема: Тематическое экспериментирование. Цель: Формирование экологической культуры. Задачи:• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.&bull...
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш дом»
Формирование экологической культуры....