Экологическое воспитание дошкольников средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_v_sr_gruppe.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».
Косых Галина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Чечеульского детского сада».
Экологическое воспитание дошкольников средней группы
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Работая в средней группе я поставила перед собой следующие задачи:
- это не только дать детям экологические знания, а прежде всего сформировать у них первые представления о целостности природы и о связи человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» и «домом» животных и растений) ,
- о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, а другие – в озерах, третьи – на лугу);
- помочь детям установить элементарные причинно- следственные взаимосвязи в природе (птицы улетают на юг, потому что исчезает корм),
- между состоянием объектом природы и окружающей среды( растениям нужна вода, свет, почва, животным – вода, пища, при этом пища бывает разной, а вода нужна всем)
- содействовать развитию личности ребенка в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, на цветнике, на участке детского сада.
Работая в уголке природы, дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растению, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.
Мое общение с детьми сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется в чем то. И обязательно, я всегда нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала - поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок.
Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для комнатных растений очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.
В этом возрасте не важно, чтобы ребенок запомнил все названия растений, гораздо важнее, чтобы дети понимали, как много разных растений существует даже в ближайшем окружении, и бережно к ним относились.
Дети среднего возраста уже могут различать некоторые части растения (лист, корень, цветок. плод), понимают, чем дерево отличается от куста.
В совместной деятельности формирую первые представления о взаимосвязи компонентов живой и неживой природы: «Мы поливаем растение, так как без воды оно погибнет» на конкретных примерах знакомлю со значением природы в жизни человека, объясняю необходимость ее охраны, например в течении дня обращаю внимание детей на использование воды: и моем руки, помощник воспитателя моет посуду, пол, , повар готовит обед, мы пьем чай. Затем обсуждаем с детьми, откуда берется вода в детском саду, где можно найти воду в природе, что будет, если мы не будем экономить воду.
Большую работу по экологическом воспитании провожу на прогулках. Систематически провожу наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода.
Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.
Дети задают множество самых разных вопросов, всегда стараюсь ответить на них, поддержать интерес ребенка к тому, о чем он спрашивает, стараюсь чтобы дети получали ответы не всегда в готовом виде, а искали ответы на свои вопросы в экспериментально – исследовательской деятельности:
-Может ли шишка или лист утонуть в реке, ответ не даю , а предлагаю это проверить, но предварительно всегда спрошу: «А как ты думаешь?», а затем точку зрения малыша проверяем с помощью опыта.
Дети нередко проявляют жестокое отношение к животным и растениям. Это прежде всего связано с развитием исследовательских интересов (им просто интересно узнать, что внутри у дождевого червяка).
Я не просто запрещаю что – то делать, а объясняю смысл запретов на понятном для детей языке: «ломать ветки нельзя, так как дереву будет больно. Нельзя пинать ногой кошку, ведь тебе неприятно если будут делать это с тобой».
С сезонными изменениями дети знакомятся, прежде всего на прогулке. Обычно всегда у детей спрашиваю, что изменилось на нашем участке, выслушиваю ответы детей и затем с помощью наводящих вопросов перехожу к запланированному наблюдению.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое провожу после прогулки. С детьми регулярно фиксируем погоду. Помогаю детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставляем их в нужный день. Таких секторов семь, поэтому с детьми можем сравнить погоду в течение недели.
Учу детей не только замечать состояние погоды, но и видеть такие явления как туман, иней, гололед, роса.
Работу по экологическому воспитанию продолжаю и во второй половине дня. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Беседы стараюсь свести к минимуму, так, как для ребенка среднего возраста важно все потрогать, погладить, рассмотреть. Всегда помню, что мой рассказ не должен быть длинным, всегда задаю детям вопросы и даю возможность детям сообщить об их собственном опыте.
Рассказывая о жизни белочек, предлагаю «превратиться» в этих животных , попрыгать как белочка, найти на картинке елочку, на которой бы елочка могла жить.. Для ознакомления с животными, растениями использую различные дидактические («Чьи это детеныши?», «Кто лишний», «Что где растет? «Когда это бывает» и подвижные игры )
Для того, чтобы познакомить детей с развитием растений весной сажаем огород. Перед посадкой мы рассматриваем семена через лупу и обсуждаю с детьми, что же понадобится нам для того, чтобы из такого семечка выросло растение. А затем обобщаю ответы детей. Наблюдая за ростом растений, делаем совместно с детьми простые зарисовки, которые потом помогают воспроизвести процесс развития растений.
В своей работе использую художественное слово: это прежде всего небольшие по содержанию сказки и рассказы о животных, растениях, которые дети с удовольствием слушают.
Особое место занимает непосредственно образовательная деятельность. Это прежде всего занятия по познавательному развитию, где дети получают первые представления о неживой природе: воде, воздухе, камнях, песке, глине, почве. Именно на этих занятиях дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность ( почему? зачем? как? что будет, если?). Во время опытов всегда стараюсь быть для детей не наставником, а равноправным партнером, что позволяет детям проявить собственную исследовательскую активность.
Работа по экологическому воспитанию введется и на занятиях по речевому развитию, (это темы «овощи», фрукты», рассматривание картин о животных, придумывание рассказов и т.д), физическому (дети превращаются в животных во время общеразвивающих упражнений и подвижных играх, продолжают знакомится с повадками и образом жизни этих животных) и художественно эстетическому развитию ( рисуем цветы, животных). Инсценируем сказки. Поем песни и танцы, осенью проведен экологический праздник «Путешествие в осенний лес», где дети превратились в белочек, лисичек, зайчиков и вспомнили правила поведения в лесу)
И в заключение своего выступления хочу сказать, что наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я стараюсь применять и инновационные формы и методы.
Содержанию сюжетно – ролевых игр придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Зоологический магазин», «Ветлечебница», «Витаминный обед» и т.д.
Использую такой игровой прием, как получение писем жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма, дети задумываются над его содержанием и решают, как можно помочь. Тому или иному живому существу.
Начала проводить такую игру «Что будет если…( исчезнут птицы, каждый день будут идти дожди, что будет , если не тушить костер в лесу и т.д. ) и «Как бы ты поступил, если бы встретил бездомного щенка, выпавшего из гнезда птенца, и т.д.
Применяю в работе и игровые обучающие ситуации: «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Винни Пух идет на луг за медом»,.
Иногда применяю метод экологической идентификации: «Я – муравей», «Я – цветок», «Я – сломанная ветка», это помогает ребенку понять, что растение живое существо, оно страдает . когда ему больно.
Использую в своей работе мнемотехнику. Использовала такие мнемотаблицы «Путешествие капельки», «Зима», «Расскажи о животном» и другие.
Разрабатываю проект: «Огород на окне», « Береза»
Считаю, что экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе.
Тема занятий
| Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
1.Во саду ли, в огороде
2. В хороводе деревьев
3. "Зелёная аптека"
| Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | -Наблюдения -Наблюдения
-Беседа о лекарственных травах |
ОКТЯБРЬ 1.Путешествие в страну Осень
2.Тайны грибного царства
3.Чудо- ягодка
4. Воздух
| Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)
Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | -Наблюдения за состоянием погоды на участке
Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание иллюстраций, муляжей
-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) |
НОЯБРЬ 1. Мир растений
2.Подводное царство
3.Волшебница вода
ДЕКАБРЬ
1. На бабушкином дворе
1. Лесные жители
1. Белый снег, пушистый
| Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Наблюдения за аквариумными рыбками
-Беседа
-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассказ Лесовичка о лесе
-Опыт со снегом |
ЯНВАРЬ 1. В гостях у птиц
2. Зимушка-зима
3. Песок, глина, камень, почва
ФЕВРАЛЬ 1. Путешествие в царство комнатных растений
2. Обитатели уголка природы
3.Стекло и металл
МАРТ 1. В гостях у Веснянки
2. Береги живое!
3.Резина и пластмасса | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.
Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.
Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | -Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Беседа о зиме
-Опыт с песком, глиной
-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
- Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.
-Опыт со стеклом, металлом
-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Рассматривание предметов из этих материалов |
АПРЕЛЬ 1.Насекомые - наши помощники
2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения
3.Земля- мой дом
| Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам.Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.
Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | -Отгадывание загадок
-Наблюдения за цветением деревьев
-Беседа "Где я живу" |
МАЙ 1.Экологическая тропинка
2.Человек - живой организм
3. Бумага, древесина, ткань
| Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | -Чтение стих-я Р.Рождественского "Береги природу"
-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Изготовление поделок, построек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя группа
формирование у детей первичных представлений об окружающем мире , приобщение к экологической культуре....
«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников средней группы
Выступление на педагогическом совете по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников группы «Солнышко»...
Экологическое воспитание дошкольников средней группы
Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательн...
Экологическое воспитание дошкольников средней группы
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские в...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы в 2022-2023 учебном году
СодержаниеПояснительная запискаМетоды, используемые для реализации работы дополнительного образованияПерспективный план работы дополнительного образования на годИспользуемая литература...