Конспект НОД «Удивительное рядом. Свойства воды»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Шишина Инга Петровна

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Занятие с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»

Методическая разработка образовательной

деятельности с детьми подготовительной группы

Занятие с интеграцией образовательных областей

(познавательное развитие, речевое развитие, социально

– коммуникативное развитие)

Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды»

C:\Users\Алла\Desktop\ca8f796b6bc541e341e9b00060803cb9.jpg

Воспитатель:

Шишина Инга Петровна

                                                                                          I  квалификационная категория

                                                                    Муравленко, 2023г.

Цель: формирование у детей конкретных представлений о воде и её свойствах; овладение детьми основами исследовательской деятельности.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость; вода не имеет собственной формы.
  • Уточнить знания детей о роли воды в окружающем мире, ее значении для всего живого на Земле, а также о формах ее проявления в природе.
  • Активизировать        и        обогащать        словарь        детей        существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • Расширять словарный запас детей, обогащая лексический запас (пресная, бесцветная, бесформенная).
  • Учить детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Закреплять у        детей навыки безопасного поведения        при проведении лабораторных опытов.

Развивающие задачи:

  • Развивать исследовательскую активность, любознательность,

поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

  • Развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез,

стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

  • Развивать социальные навыки: умение работать сообща, учитывая мнение других, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
  • Формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к воде - источнику жизни на Земле.
  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать коллективно, желание приходить на помощь другим.

Методы и приёмы:

Игровой (сюрпризный момент).

Наглядный ( оборудование для проведения опытов, слайдовая презентация). Практический (опыты).

Словесный (беседа, вопросы поискового характера).

Технические средства: ноутбук, проектор, экран.

Оборудование: Модель Земли (глобус); прозрачные стаканы для опытов и опытного материала, пластмассовые ложки,        холодная и горячая вода, молоко, пуговицы; кусочки льда, соль, песок, опилки; пипетка, чернила, толченый активированный уголь.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2.Проведение экспериментов с водой.

  1. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  2. Использование        игр        о        воде:        «Какая        бывает        вода?»,        «Четыре        стихии»,

«Разрезные картинки».

  1. Чтение художественной литературы        по теме: «Вода – основа жизни на Земле».
  2. Наблюдение за водой в разных ситуациях в детском саду.

Форма проведения: подгрупповая.

Используемая методическая литература:

  1. Программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой.
  2. О.В. Дыбина «Неизвестное рядом».
  3. Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес» (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
  4. Л.Н.Прохорова        «Организация        экспериментальной        деятельности дошкольников: методические рекомендации».
  5. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; делают умозаключения, проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах воды, соблюдают правила безопасного поведения при выполнении опытов.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель, встречая детей, предлагает им прислушаться к звукам, которые они слышат (звуки воды – капание, журчание, шум дождя, морской прибой). Предлагает детям встать в круг.

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: Это шум воды.

Воспитатель: Правильно, это голос воды. Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде! Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда! (Слайд 1)

Воспитатель: Где в детском саду и дома вы встречаетесь с водой?

Дети: Пьем воду, умываемся, купаемся, чистим зубы, моем, стираем, поливаем.

(Слайд 2,3)

Воспитатель: Каким цветом на глобусе обозначена вода?

Дети: Синим, голубым.

Воспитатель: Покажите, где на глобусе вы видите воду?

Дети: В океане, море, озере реке (показывают на глобусе) (Слайд 4)

Воспитатель: Много ли воды на планете Земля?

Дети: На планете Земля воды больше, чем суши.

Воспитатель: Да, воды гораздо больше, чем суши, ну всю эту воду использовать нельзя. Почти все эти огромные запасы воды соленые. А человеку и всему живому на земле нужна пресная, чистая, питьевая вода. Она находится в родниках, реках, озерах. Ребята, а вы знаете, что только в нашей стране находится самое большое в мире озеро с запасом пресной воды. И называется это озеро Байкал. (Слайд 5) Воспитатель: Дети, знаете ли вы, сколько тайн у воды? Одна? Две? Три? Оказывается, гораздо больше.        Чтобы проникнуть в эти тайны, нужно быть наблюдательными        и        смышлеными.        Сейчас        мы        с        вами        откроем        секреты волшебницы-воды, с помощью опытов, которые мы проведем в нашей лаборатории. Прежде чем приступить к работе, мы вспомним правила безопасного поведения при проведении опытов:

  • каждый работает на своем рабочем месте, со своим оборудованием;
  • опыты проводить только под наблюдением взрослого и по его команде;
  • нельзя ничего пробовать на вкус;
  • соблюдать дисциплину.

Воспитатель: Итак, мы начинаем! (Слайд 6)

Опыт №1.

Воспитатель: У вас на столе два стаканчика. Как вы думаете, что в них находится?

Дети: Вода и молоко.

Воспитатель: Как попали в стаканы молоко и вода?

Дети: Их налили.

Воспитатель: В каком стакане можно увидеть пуговицу?

Дети: В стакане с водой, она прозрачная!

Воспитатель: Что общего и чем отличаются молоко и вода?

Дети: Они отличаются цветом, вкусом, запахом!

Воспитатель: Как вы думаете, у воды есть определенная форма?

Давайте        проверим: переливаем воду из стаканчика в ёмкость другой формы. Форма, которую приняла вода, изменилась или осталась прежней?

Вывод детей: Вода не имеет формы и принимает форму той ёмкости, в которой находится.

Дети отмечают свойства воды: текучесть, прозрачность, отсутствие цвета, вкуса, запаха.

Вывод: вода – это прозрачная, бесцветная, бесформенная жидкость, без вкуса и запаха.

Опыт № 2.

Воспитатель:        Ребята, в воде        один        предмет тонет, другой плавает, а третий —

растворяется. Возьмем стакан с теплой водой, положим в него кусочки льда, перемешаем, наблюдаем.

Воспитатель: Как ведут себя льдинки?

Дети: Лед тает в тепле и снова превращается в воду.

Воспитатель: Почему они не тонут?

Дети: Лед легче воды, он плавает. Воспитатель: Что происходит с ними в тепле? Дети: Лед тает.

Воспитатель: Добавим в этот же стакан с водой немного соли, размешаем. Что произошло с солью?

Дети: Она утонула и растворилась.

Воспитатель: Теперь добавим к воде песок, перемешаем. Что произошло с песком?

Дети: Он утонул и не растворился, вода не растворяет песок.

Воспитатель: Почему?

Дети: Песок тяжелее воды и опускается на дно.

Воспитатель: Положим в эту же воду опилки, размешаем. Что произошло с опилками?

Дети: Они не утонули.

Воспитатель: Почему они не тонут?

Дети: Опилки - это частички дерева, они легче воды, поэтому плавают, а не тонут.

Вывод: деревянные опилки не тонут, они легче воды.

Опыт №3.

Воспитатель: В стакан с водой капнем краски, чтобы раствор был бледно- голубым. Туда же положим таблетку волшебного порошка - растолченного активированного угля, размешаем смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью краситель и его уже и не видно. Таким образом, происходит промышленное очищение воды, которую мы используем: пьем, готовим, моемся.

Физкультминутка «Вода»:

Ах, вода, вода, вода Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым Вытрем его очень быстро.

Воспитатель: Как много оказывается, мы с вами узнали с помощью опытов о воде. А вот узнаете ли вы ее в загадках? Слушайте, внимательно.

Кроссворд

  1. Он так бесстрашен и могуч, Он не боится горных круч -

Привык он с них всю жизнь срываться,

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (водопад)

  1. По синему небу

Белые гуси плывут (облака)

  1. Меня ждали, Меня звали,

Показался – убежали! (дождь)

  1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдём! (роса).

Воспитатель: Ребята, а кто из вас может прочитать слово, которое выделено в кроссворде красным цветом?

Дети: «Вода». (Слайд 7)

Воспитатель: Действительно, ребята, вода окружает нас повсюду. Мы любуемся красотой моря, пруда или озера, радуемся теплому летнему дождику и пушистому снегу, плаваем в бассейне или моем под краном простой водой душистое яблоко. У воды много забот: умыть и напоить целый мир, запустить электростанции, поднимать громадные корабли, лечить людей на целебных источниках. Давайте вместе составим книгу правил бережного отношения к воде. Я буду задавать вопросы, а вы находить соответствующий ответ в картинках. Картинку будем вклеивать в нашу книгу.

Воспитатель: Как мы можем сберечь воду в детском саду и дома?

Дети: Закрывать покрепче кран! (Слайд 8)

Воспитатель: Когда оказываемся у воды на даче, в походе будем соблюдать правила:

  • Не засорять пруды и речки!
  • Не сливать в речку ядовитые вещества!
  • Нельзя мыть машины, велосипеды на берегу озера или ручья!
  • Не рубить деревья около водоемов! (Слайд 9, 10)

Воспитатель:        Вот, какая важная у нас получается книга, в ней есть чистые страницы, и вы сможете добавлять экологические правила.

Рефлексия:

  • Вам было интересно?
  • Что нового вы узнали о воде?
  • Что было сложным? Почему?
  • Что было простым? Почему?
  • Вы теперь понимаете, как важно беречь воду?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД « ТЕРЕМОК » Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды» Мультимедийная презентация к занятию с интеграцией образовательных областей Шишина Инга Петровна воспитатель М у ра в л ен к о, 20 23

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительное - рядом"

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Дети знакомятся со свойствами воды и воздуха, а также определяют сходства и различия соли и сахара....

Конспект занятия на тему "Свойства воды.Круговорот воды в природе"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22826510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речев...

Конспект НОД «Удивительное рядом!»

Конспект НОД “Удивительное рядом”.Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи: - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать ...

Конспект НОД «Удивительное рядом: насекомые» (старшая группа)

Данный конспект поможет воспитателям детских учреждений  уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи люб...

Конспект занятия " Удивительное рядом"

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения свойств картофеля....

Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная лаборатория. Свойства воды» (итоговое занятие).

Проект "Удивитиельные свойства воды" .Описание экспериментальной деятельности представляет собой описание проведенных опытов с водой,  результатов и выводов, к которым пришли дети. Прое...