Конспект НОД «Удивительное рядом. Свойства воды»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Занятие с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»
Методическая разработка образовательной
деятельности с детьми подготовительной группы
Занятие с интеграцией образовательных областей
(познавательное развитие, речевое развитие, социально
– коммуникативное развитие)
Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды»
Воспитатель:
Шишина Инга Петровна
I квалификационная категория
Муравленко, 2023г.
Цель: формирование у детей конкретных представлений о воде и её свойствах; овладение детьми основами исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость; вода не имеет собственной формы.
- Уточнить знания детей о роли воды в окружающем мире, ее значении для всего живого на Земле, а также о формах ее проявления в природе.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
- Расширять словарный запас детей, обогащая лексический запас (пресная, бесцветная, бесформенная).
- Учить детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
- Закреплять у детей навыки безопасного поведения при проведении лабораторных опытов.
Развивающие задачи:
- Развивать исследовательскую активность, любознательность,
поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
- Развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
- Развивать социальные навыки: умение работать сообща, учитывая мнение других, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- Формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к воде - источнику жизни на Земле.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать коллективно, желание приходить на помощь другим.
Методы и приёмы:
Игровой (сюрпризный момент).
Наглядный ( оборудование для проведения опытов, слайдовая презентация). Практический (опыты).
Словесный (беседа, вопросы поискового характера).
Технические средства: ноутбук, проектор, экран.
Оборудование: Модель Земли (глобус); прозрачные стаканы для опытов и опытного материала, пластмассовые ложки, холодная и горячая вода, молоко, пуговицы; кусочки льда, соль, песок, опилки; пипетка, чернила, толченый активированный уголь.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2.Проведение экспериментов с водой.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии»,
«Разрезные картинки».
- Чтение художественной литературы по теме: «Вода – основа жизни на Земле».
- Наблюдение за водой в разных ситуациях в детском саду.
Форма проведения: подгрупповая.
Используемая методическая литература:
- Программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой.
- О.В. Дыбина «Неизвестное рядом».
- Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес» (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
- Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации».
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,
Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; делают умозаключения, проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах воды, соблюдают правила безопасного поведения при выполнении опытов.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель, встречая детей, предлагает им прислушаться к звукам, которые они слышат (звуки воды – капание, журчание, шум дождя, морской прибой). Предлагает детям встать в круг.
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Это шум воды.
Воспитатель: Правильно, это голос воды. Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде! Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда! (Слайд 1)
Воспитатель: Где в детском саду и дома вы встречаетесь с водой?
Дети: Пьем воду, умываемся, купаемся, чистим зубы, моем, стираем, поливаем.
(Слайд 2,3)
Воспитатель: Каким цветом на глобусе обозначена вода?
Дети: Синим, голубым.
Воспитатель: Покажите, где на глобусе вы видите воду?
Дети: В океане, море, озере реке (показывают на глобусе) (Слайд 4)
Воспитатель: Много ли воды на планете Земля?
Дети: На планете Земля воды больше, чем суши.
Воспитатель: Да, воды гораздо больше, чем суши, ну всю эту воду использовать нельзя. Почти все эти огромные запасы воды соленые. А человеку и всему живому на земле нужна пресная, чистая, питьевая вода. Она находится в родниках, реках, озерах. Ребята, а вы знаете, что только в нашей стране находится самое большое в мире озеро с запасом пресной воды. И называется это озеро Байкал. (Слайд 5) Воспитатель: Дети, знаете ли вы, сколько тайн у воды? Одна? Две? Три? Оказывается, гораздо больше. Чтобы проникнуть в эти тайны, нужно быть наблюдательными и смышлеными. Сейчас мы с вами откроем секреты волшебницы-воды, с помощью опытов, которые мы проведем в нашей лаборатории. Прежде чем приступить к работе, мы вспомним правила безопасного поведения при проведении опытов:
- каждый работает на своем рабочем месте, со своим оборудованием;
- опыты проводить только под наблюдением взрослого и по его команде;
- нельзя ничего пробовать на вкус;
- соблюдать дисциплину.
Воспитатель: Итак, мы начинаем! (Слайд 6)
Опыт №1.
Воспитатель: У вас на столе два стаканчика. Как вы думаете, что в них находится?
Дети: Вода и молоко.
Воспитатель: Как попали в стаканы молоко и вода?
Дети: Их налили.
Воспитатель: В каком стакане можно увидеть пуговицу?
Дети: В стакане с водой, она прозрачная!
Воспитатель: Что общего и чем отличаются молоко и вода?
Дети: Они отличаются цветом, вкусом, запахом!
Воспитатель: Как вы думаете, у воды есть определенная форма?
Давайте проверим: переливаем воду из стаканчика в ёмкость другой формы. Форма, которую приняла вода, изменилась или осталась прежней?
Вывод детей: Вода не имеет формы и принимает форму той ёмкости, в которой находится.
Дети отмечают свойства воды: текучесть, прозрачность, отсутствие цвета, вкуса, запаха.
Вывод: вода – это прозрачная, бесцветная, бесформенная жидкость, без вкуса и запаха.
Опыт № 2.
Воспитатель: Ребята, в воде один предмет тонет, другой плавает, а третий —
растворяется. Возьмем стакан с теплой водой, положим в него кусочки льда, перемешаем, наблюдаем.
Воспитатель: Как ведут себя льдинки?
Дети: Лед тает в тепле и снова превращается в воду.
Воспитатель: Почему они не тонут?
Дети: Лед легче воды, он плавает. Воспитатель: Что происходит с ними в тепле? Дети: Лед тает.
Воспитатель: Добавим в этот же стакан с водой немного соли, размешаем. Что произошло с солью?
Дети: Она утонула и растворилась.
Воспитатель: Теперь добавим к воде песок, перемешаем. Что произошло с песком?
Дети: Он утонул и не растворился, вода не растворяет песок.
Воспитатель: Почему?
Дети: Песок тяжелее воды и опускается на дно.
Воспитатель: Положим в эту же воду опилки, размешаем. Что произошло с опилками?
Дети: Они не утонули.
Воспитатель: Почему они не тонут?
Дети: Опилки - это частички дерева, они легче воды, поэтому плавают, а не тонут.
Вывод: деревянные опилки не тонут, они легче воды.
Опыт №3.
Воспитатель: В стакан с водой капнем краски, чтобы раствор был бледно- голубым. Туда же положим таблетку волшебного порошка - растолченного активированного угля, размешаем смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью краситель и его уже и не видно. Таким образом, происходит промышленное очищение воды, которую мы используем: пьем, готовим, моемся.
Физкультминутка «Вода»:
Ах, вода, вода, вода Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым Вытрем его очень быстро.
Воспитатель: Как много оказывается, мы с вами узнали с помощью опытов о воде. А вот узнаете ли вы ее в загадках? Слушайте, внимательно.
Кроссворд
- Он так бесстрашен и могуч, Он не боится горных круч -
Привык он с них всю жизнь срываться,
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг! (водопад)
- По синему небу
Белые гуси плывут (облака)
- Меня ждали, Меня звали,
Показался – убежали! (дождь)
- Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдём! (роса).
Воспитатель: Ребята, а кто из вас может прочитать слово, которое выделено в кроссворде красным цветом?
Дети: «Вода». (Слайд 7)
Воспитатель: Действительно, ребята, вода окружает нас повсюду. Мы любуемся красотой моря, пруда или озера, радуемся теплому летнему дождику и пушистому снегу, плаваем в бассейне или моем под краном простой водой душистое яблоко. У воды много забот: умыть и напоить целый мир, запустить электростанции, поднимать громадные корабли, лечить людей на целебных источниках. Давайте вместе составим книгу правил бережного отношения к воде. Я буду задавать вопросы, а вы находить соответствующий ответ в картинках. Картинку будем вклеивать в нашу книгу.
Воспитатель: Как мы можем сберечь воду в детском саду и дома?
Дети: Закрывать покрепче кран! (Слайд 8)
Воспитатель: Когда оказываемся у воды на даче, в походе будем соблюдать правила:
- Не засорять пруды и речки!
- Не сливать в речку ядовитые вещества!
- Нельзя мыть машины, велосипеды на берегу озера или ручья!
- Не рубить деревья около водоемов! (Слайд 9, 10)
Воспитатель: Вот, какая важная у нас получается книга, в ней есть чистые страницы, и вы сможете добавлять экологические правила.
Рефлексия:
- Вам было интересно?
- Что нового вы узнали о воде?
- Что было сложным? Почему?
- Что было простым? Почему?
- Вы теперь понимаете, как важно беречь воду?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3
4
5
7
8
9
10
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительное - рядом"
Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Дети знакомятся со свойствами воды и воздуха, а также определяют сходства и различия соли и сахара....
Конспект занятия на тему "Свойства воды.Круговорот воды в природе"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22826510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речев...
Конспект НОД «Удивительное рядом!»
Конспект НОД “Удивительное рядом”.Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи: - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать ...
Конспект НОД «Удивительное рядом: насекомые» (старшая группа)
Данный конспект поможет воспитателям детских учреждений уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи люб...
Конспект занятия " Удивительное рядом"
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения свойств картофеля....
Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная лаборатория. Свойства воды» (итоговое занятие).
Проект "Удивитиельные свойства воды" .Описание экспериментальной деятельности представляет собой описание проведенных опытов с водой, результатов и выводов, к которым пришли дети. Прое...