Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Романова И. В.

* Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.

* Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

* Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой.

* Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. 

* Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

* Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница вода»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цели:

  • Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.
  • Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
  • Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой.
  • Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
  • Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
  • Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

2. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса..

3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

4. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

6. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

7. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Ожидаемые результаты:

  • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков

Оборудование и материалы:
Столы, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, пипетки, прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, вещества (соль, сахар, краски, растительное масло, одноразовые стаканчики и ложечки, лимон, растительное масло, термос.

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

План реализации проекта

Подготовительный этап проекта:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают). Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Ответы детей) это загадка о воде.


Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

- А где мы встречаемся с водой? (Ответы детей) В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

- А для чего нужна вода? (Ответы детей) Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

- Молодцы, все верно говорите

Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды? (Ответы детей) Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.

- Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная? (Ответы детей) Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промокают, машины могут обрызгать. Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди. Много воды выпить – живот может заболеть. Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.

Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям.

- Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода? (Ответы детей) Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.

- Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница.

Опыт № 1. Вода – это жидкость.

(На столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Воспитатель:

Ребята, а что такое вода? (Ответы детей). Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой (ответы детей). Проходите к столам.

Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

- Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)

- Сейчас мы это проверим.

- Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

- Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт № 2. Вода прозрачная

(На столе карточки с картинками, стакан с молоком, стакан с водой, две баночки с гуашью).

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку?

Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно?

Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.

- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

.- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода).

Опыт № 3. Вода не имеет вкуса

(На столе стакан с водой, соль, сахарный песок, ложечки)

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

Давайте проведем с вами опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Что изменилось? Какая вода стала на вкус? (ответы детей). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса. вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили

Опыт № 4. Вода не имеет запаха

(На столе стакан с водой, чеснок, лимон, ложечки)

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей) Теперь добавьте в воду чеснок (лимон), перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком (лимоном).

Вывод: вода не имеет запаха. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено

Опыт № 5. Вода не имеет формы

(На столе бутылка с водой, емкости разной формы, кубик)

Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Вода удивительна еще и тем, что существует на земле в трех состояниях: твердом (лед), жидком и газообразном (пар).

Опыт № 7. Лед – это твердая вода. (На лабораторном столе поддоны со льдом).

Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?

Дети: Льдинки, лед, снег.

Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом? Дети: Снег и лед тают, получается вода.

Вывод: Лед и снег – это тоже вода.

Опыт № 8. Пар – это тоже вода.

(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).

Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что капельки пара, когда их становится много, опять превращаются в воду.

Вывод: Пар – это тоже вода.

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка

Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки

на поясе.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над

головой полукругом

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?

Опыт № 9. Соленая вода тяжелее пресной

(На столе три емкости: с пресной водой, 2 с соленой водой, 3 яйца, бутылка с водой)

- Перед вами на столе стоят банки с пресной водой (т.е. с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Опыт № 10. Масло легче воды

(На столе емкость с водой, растительное масло, сахар, 2 стаканчика)

Перед вами на столе стоят стаканы с водой, растительное масло и сахар. Возьмите кусочек сахара и опустите в банку с водой. Что случилось с сахаром? (утонул). Сахар утонул, потому что он тяжелей воды. А теперь давайте в другой стакан нальем масло. Что произошло с маслом? Оно плавает сверху, потому что масло легче воды.

А сейчас я вам покажу фокус с маслом и водой. Наливаем в один стаканчик воду, а в другой – масло. Накрываем стакан с водой карточкой и переворачиваем на стаканчик с маслом, чуть-чуть сдвигаем карточку. Что вы видите? (Ответы детей) Правильно, вода опускается вниз, а масло поднимается вверх, это происходит из-за того, что масло легче воды.

Опыт № 11. Вода может подниматься вверх

(На столе 2 емкости с водой, полоска бумаги, фломастеры, линейка)

Давайте мы с вами подумаем, может ли вода подниматься на верх

Опыт № 12. Вода и оптика

(На столе банка с водой, лист бумаги со стрелками)

Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают) – Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.
На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию"Волшебница вода"

Маленкие эксперименты "Волшебница вода"...

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница – вода».

вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по определению свойств и качеств  неживой природы ( прозрачная, безвкусная, без запаха)....

Занятие по экспериментированию «Волшебница-вода»

Екатерина Камешко Занятие по экспериментированию «Волшебница-вода»Кемеровская обл. гор. БерезовскийМБДОУ №3 «Светлячок»ЭкспериментированиеВ средней группеПодготовилаВ...

Конспект с элементами экспериментирования « Волшебница –вода» образовательная деятельность Познавательное развития

Конспект с элементами экспериментирования « Волшебница –вода» образовательная деятельность Познавательное развития...

Конспект занятия по экспериментированию "Волшебница вода"

Цель - познакомить детей со свойствами воды....