конспект по ФЦКМ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Александровна Малиенко

Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) , тема: "Зимующие птицы" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 6 с. Субханкулово муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

раздел «Формирование целостности картины мира»

Тема: «Зимующие птицы»

возрастная группа: старшая логопедическая группа

                                   Выполнил:

воспитатель

Малиенко Н.А.

категория: первая

стаж:

г.Туймазы – 2019

Цель:расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях.

формировать представления детей о зимующих птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

Коррекционно-развивающие:развитие внимания, памяти, мышления; активизировать речь детей.

Коррекционно-воспитательная:воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам

Интеграция областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Средства реализации: картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц: зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено. Аудиозапись пения птиц.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.

Словарная работа:

Методические приемы:рассматривание картинок, беседа, вопросы, объяснения, рефлексия, пальчиковая гимнастика,  художественное слово, дыхательная гимнастика

Ход организованной образовательной деятельности

IОрганизационная часть.

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг(протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель.Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

II Основная часть.

Воспитатель. Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Воспитатель.А зима какая?

Дети.Холодная, снежная

Дыхательная гимнастика «Холодно зимой»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох; на выдохе обхватить плечи руками и произнести «Бр! Бр! Бр!» Повторить 3 – 4 раза

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Как, вы, думаете,кто писал письма?

Дети. Птицы.

Воспитатель.  А чем они писали? На чём?

Дети.На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы?

Дети. Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель : какие птички писали письма?

Дети: голуби, синички, снегири, воробьи.

Воспитатель: как этих птиц можно назвать.

Дети: зимующие птицы.

Основная часть.

Воспитатель. А вы хотите побывать на птичьей выставке? Послушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также узнать об их жизни.

Дети. Да хотим.

Воспитатель. тогдамы отправимся с вами на птичью выставку.

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках. (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель:Как зовут нашего первого гостя? Вы угадаете, отгадав загадку.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

Дети:Воробей.

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Воробей - весёлый, шустрый, маленький. У него коричневая спинка с широкими полосками.Хвост и крылья у него тёмно-бурые, голова серая, подбородок и горло чёрные, клюв тонкий. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей.Воробей по земле прыгает.  Он питается зерном, семенами, семечками, крошками.

Послушайте, как чирикает воробей. (Запись на СD-диске)

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать?

Дети. Голубь.

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби – городские птицы, они не боятся человека, могут брать корм с ладони человека. И люди в свое время приучали этих птиц доставлять почту. Голова у голубей маленькая, клюв небольшой, ноги короткие. Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру) (Запись на СD-диске)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её …

Дети. Сорока.

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Сорока – крупная птица. У неё голова и крылья – чёрные, хвост тоже чёрный, с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Сорока – белобока, потому что пёрышки у неё по бокам белые.Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходит небольшими шажками.  Она всеядна, питается ягодами семенами растений, грызунами, насекомыми ….  Сорока громко стрекочет: «Ча - ча - ча! »

Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Воспитатель.Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам сем знакома.

Как зовут её? ...

Дети. Ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель.Птица крупная. У вороны чёрные голова, горло, крылья, и хвост, остальное оперение серое. Ворона по земле шагает. Она всеядна. В её рационе насекомые, грызуны, яйца и птенцы других птиц, лягушки, ящерицы, зёрна злаков, семена растений …. Вороны каркают,

Воспитатель. 

Спинкойзеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети. Синица.

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Зимой в поисках еды они прилетают к жилью человека.Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.

Воспитатель. Познакомимся ещё с птицами,которых называют пролетными.Это те птицы,которые прилетают к нам зимой, а весной улетают.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

Дети. Свиристель.

Воспитатель: Зимой к нам прилетают свиристели. Это очень красивые птицы. Спина буровато-серая с  красноватым оттенком на голове.    На горле чёрное   пятно, на голове большой хохолок  серо-розового цвета. Крылья черноватые с жёлтыми чёрточками. Особенно предпочитают рябину, ранетки и плоды других деревьев.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Дети: Снегирь.

Воспитатель: У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Спинка у снегиря голубовато-серая, клюв чёрный.  Снегирь по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.  Они питаются ягодами рябины. Снегири мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм! ».

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц, одним словом?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Почему?

Дети. Они остаются на зиму и не улетают в теплые края.

Физкультминутка: «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,     (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,      (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок,        (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок,      (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,     (присели)

Почесала клювом грудку,   (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,     (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири                            (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень.                    (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель.

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам интересную игру. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке?

Дети. Перечисляют.

Воспитатель.А как их назвать, одним словом?

Дети. Зимующие.

Дидактическая игра: «Чем питаются зимующие птицы»

(На планшете нарисовано зимующие птицы и корм для птиц.)

Воспитатель: Дети у вас на планшетах нарисованы зимующие птицы. Каждая,изих предпочитает свой корм. Вам нужно соединить каждую птицу с ее лакомством.

Заключительная часть.

В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц)

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель.Как мы можем заботиться о птицах?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель.Дети, еще очень много интересного о птицах вы можете узнать из энциклопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЦКМ на тему: "Путешествие в страну женских профессий"

Конспект по окружающему миру для подготовительной группы...

Конспект по ФЦКМ

Конспект по ФЦКМ для старшей группы...

Конспект по ФЦКМ

Конспект по ФЦКМ для старшей группы...

Конспект НОД - ФЦКМ "Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме" (НОД с использованием ИКТ в старшей группе)

Конспект НОД – ФЦКМ «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.Задачи:1....

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....

Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность»

Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность» Цель: создание условий для формирования у детей среднего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытов...