Проект: "Весна - Красна"
проект по окружающему миру

Андреева Екатерина Андреевна

Паспорт проекта.

Вид проекта: краткосрочный, внутригрупповой

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники: дети группы, воспитатели.

Сроки реализации: с 8.05 по 31.05.2023

Актуальность темы.

    Одно из наиболее эффективных способов воспитания и развития малышей является ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного развития ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Разнообразный мир растений и животных пробуждает живой интерес к природе, любознательность, пробуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают развивать у малышей реальные знания об окружающем мире, бережное отношение к животным.

    Формирование любви и внимательного отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда малыши будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna_krasna.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

Краткосрочный проект

в средней группе

«Вот весна красна пришла»

                                    Подготовила: воспитатель  

                                                              Андреева.Е.А.

Паспорт проекта.

Вид проекта: краткосрочный, внутригрупповой

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники: дети группы, воспитатели.

Сроки реализации: с 8.05 по 31.05.2023

Актуальность темы.

    Одно из наиболее эффективных способов воспитания и развития малышей является ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного развития ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Разнообразный мир растений и животных пробуждает живой интерес к природе, любознательность, пробуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают развивать у малышей реальные знания об окружающем мире, бережное отношение к животным.

    Формирование любви и внимательного отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда малыши будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

    На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задач и каждого педагога.

    В ходе данного проекта хотелось обогатить знания детей об изменениях, происходящих весной в природе. Продолжать так же развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена такая тема.

Цель проекта:
Формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности.

Задачи:

- Конкретизировать и углублять представления детей о  признаках весны (состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенностях жизни диких животных и птиц в период наступления весны.

- Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности.

- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

- Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.

- Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, трудолюбие, и любознательность.

Предполагаемые результаты:

1. Расширены представления о характерных особенностях весны (дети узнают время года, называют признаки весны, называют деревья, цветы; узнают и называют разных насекомых, знают о поведении птиц весной), отвечают на вопросы по теме, подбирают предметы по назначению.

2. Сформированы экологическая культура, трудолюбие и любознательность, бережное отношение к природе.

Методы и формы работы:

Рассматривание иллюстраций, беседы, рассказ воспитателя, прогулки, пальчиковая гимнастика, дидактические и подвижные игры, чтение и рассматривание художественной литературы (рассказы, потешки, стихотворения, сказки), НОД, игровые ситуации, художественное творчество (рисование, лепка, конструирование).

Предварительная работа:

Подбор художественной литературы; текстов русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок;  иллюстраций, картинок, открыток

с изображением весны, прилета птиц, первых цветов.

Подготовка презентаций «Весна», «Первые цветы», «Прилетели птицы».

Продукт проекта:

Лепбук «Весна», выставка рисунков и аппликаций, работ по лепке;

Коллективные работы «Одуванчики», «Ждем скворцов».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный).

II этап – практический.

III этап – итоговый (обобщающий).

I этап. Подготовительный (Организационный)

Определение актуальности, постановка цели, задач.

Анализ развивающей среды для работы по реализации проекта.

Подбор методической, познавательной и художественной литературы по данной теме, подбор наглядного материала

II этап. Практический

Образовательные области

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

Познавательно-речевое развитие

НОД: «Весна красна»; Рисование «Весна»; Лепка «Солнышко»

(Приложение 1)

Рассматривание иллюстраций:

о весне, перелетных птицах, насекомых; составление описательных рассказов.

Беседы:

 «Деревья и кустарники весной», «Труд людей весной», «Весенний лес», «Перелетные птицы», «Первые весенние цветы», «Для чего нужны скворечники».

Цикл наблюдений: «Чем отличается елочка от березки весной?», «Насекомые весной», «Как ведут себя птицы весной?»,

Наблюдение за состоянием погоды: за небом, за деревьями, птицами, за явлениями природы, характерными для наступления весны.

Речевое развитие

ЧХЛ:

Пословицы, поговорки, загадки о весне, птицах.

Рассказы - Л. Толстой «Пришла весна…», К. Ушинский «Петушок с семьёй».

Стихи - Е. Серова «Подснежник», В Нищев «Мимоза», Ю. Капотов «Подснежник», И. Токмакова «Где спит рыбка?», «Весна», В. Берестов «Подснежники», Г. Ладанщиков «Возвращаются певцы», «Весна», И. С. Маршак «Пришла весна…», К. Льдов «Ласточка», М. Борисова «Песенка капели», Скребицкий Г. «Весна в лесу», Б. Заходер «Ласточка», песенки.

Потешки - «Весна, весна красная!...», «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка», «Заря заряница», «Тень тень потетень», «Иди весна, иди красна», «Одуванчик», «Божья коровка»

Р.н.с – «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Что перепутал художник?», «Чей малыш?», «Времена года», «Кто, где живёт?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Одень куклу», «Времена года», «Когда это бывает?»,  «Назови дерево», «Назови птиц».

Художественно-эстетическое развитие

Слушание: Вивальди «Весна»; М.Раухвергера «Весенняя пляска», «Весна-красна»; «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».

Рисование: «Солнышко-колоколнышко, «Божья коровка».

Лепка:  «Гнёзда для птиц», «Птенчики в гнездах»

Аппликация:  «Подснежники», «Почки и листики».

 Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление фигур насекомых и птиц из пластилина.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика: «Лодочка», «Смешные человечки», «Аист», «Жук», «Перелетные птицы», «Сороконожки», «Насекомые», «Божья коровка»

Подвижные игры: «Через ручеек», «Докати мяч», «Птица и птенчики», «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик».

Физминутки: «Подснежники просыпаются», «Весна пришла», «Ласточка»

III этап. Обобщающий

Коллективные работы «Одуванчики», «Ждем скворцов».

Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши — М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

9. Интернет ресурсы

Пальчиковая гимнастика

Смешные человечки

Дети делятся на пары - мальчик и девочка.

1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечкш-палъчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга).

2. Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).

3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).

4.  Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

5.  И забили гвоздик (постучать кулачками).

6.  Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

7.   Где  же  человечки?   (Спрятать пальчики подмышки друг друга?)

Пальчиковая игра «Аист»

Пальчики-головка, ладошка-крылышки.

Аист-мама, аист-папа

Гнездышко на крыше свили,

Аистенка-малыша

С клювика кормили.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Пальчиковая гимнастика «Жук»

Я большой веселый жук.
Знаю все сады вокруг.
Сжать кулачок...

Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-Жу.
Поводить рукой как-будто жук летит…

Я могу часами
Шевелить усами.
Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»)...И пошевелить пальцами...

Гусеничка, гусеничка( ползем пальчиками по руке вверх, типа массажик делаем)

Бабочкина дочка (ползем обратно)

По травинке ползает (ползем вверх по другой руке)

Кушает листочки (ползем вниз)

Ам-ам-ам-ам («откусываем» пальчики, ребенок их загибает)

Поела (погладили по животику)

Спать захотела (ладошки вместе под голову)

Проснулась (потянулись)

Бабочкой обернулась (скрещиваем ладони в районе запястий)

Полетела-полетела! (машем ладонями)

Божья коровка

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -

На ней красная рубашка. ( Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.)

Маленькая крошка (правой рукой погладить «божью коровку») -

На спине горошки.

(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)

Физкультминутки 
«Подснежники просыпаются»
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот 
подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту)

«Весна пришла»

Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).

«Ласточки»

Ласточки летели,

Все люди глядели. (Бегут по кругу, машут руками)

Ласточки садились, (Приседают, руки опускают за спиной)

Все люди дивились.

Сели, посидели.

Взвились, полетели. (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Полетели, полетели.

Песенки запели. (Изображают полёт птиц)

Пословицы, поговорки о весне.

  • «Кто спит весною, плачет зимою» — эта пословица дает понять, что весной нужно высаживать урожай, иначе зимой не будет никаких запасов.
  • «Осень хвастлива, а весна свое скажет» — осень богата на разные овощи и фрукты, но именно весной зарождается весь урожай. И если погода будет неблагоприятная, то пропадут все будущие запасы.
  • «Жизнь без любви, что год без весны» — весной все оживает и расцветает, поэтому детвора выбегает на улицу играть, птички возвращаются с теплых краев, а на душе становится радостно от всего этого. Вот так и любовь вносит радость и душевное тепло в нашу жизнь.
  • «Не теряй времени попусту: весна пройдет — не воротишь» — если выдался хороший денек, то нужно заниматься огородом. Да что там, после обеда уже погода может испортиться.
  • «Весенний дождь растит, а осенний – гноит» — весной дожди необходимы, чтобы принялся, пустил росточки и набрался сил посаженный урожай. Осенью же дожди урожай, который вовремя не собрали, портит. То есть, плоды, которые не убрали, начинают гнить.
  • «Весной – ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи» — весной идут дожди, тает снег, но и солнышко поднимается высоко. А значит, припекает сильнее, поэтому вся влага испаряется быстрее. Осенью же грязь из-за отсутствия солнца и постоянной пасмурной погоды.
  • «И в марте мороз на нос садится» — не просто заморозки, а сильный мороз бывает в марте и даже в апреле. Причем ночи в марте часто еще бывают морозные, а вот днем прогревает землю солнышко.
  • «Весна- зажги снега, заиграй овражки» — с наступлением весны начинает таять снег, пробуждая все живое. Появляются новые ручейки, поскольку талой воде нужно стекать. Поэтому, появляются и становятся видными рельефные ложбинки в земле. То есть, места, где протекала вода.
  • «Дождь в мае хлеба поднимает» — поливать урожай нужно обязательно, ведь без воды все погибнет. А в мае, когда появляются первые росточки и растения еще слабы, влага им просто необходима. Майский дождь поддерживает «иммунитет» пшеницы, из которой делают хлеб, и прочей посадки.
  • «Кто много спит весной, у того зимой бессонница бывает» — на голодный желудок спать не сможешь. Ведь, если проспишь всю весну, то не посадишь урожай. А значит, осенью не будет, что собрать, а зимой – кушать.
  • «Увидел грача — весну встречай» — грачи прилетают с наступлением тепла. То есть, они дают понять, что морозов не будет и можно ожидать уже весну.
  • «Весна пришла — на все пошла» — весной все быстро зеленеет и просыпается все в округе. Оживают цветы, деревья, прилетают птицы и начинают активничать другие животные. А также у взрослых начинает работа на клумбах, а детвора выбегает во двор поиграть после долгой зимы.
  • «В осень ночуй, не переезжая реки, весной переезжай, не упуская часу» — осенью из-за плохой и дождливой погоды в дорогу не стоит выезжать. А вот весной, когда только выдалась хорошая и солнечная погода, можно начинать свои дела или путь. Да и нельзя терять времени, поскольку может замерзнуть река или, наоборот, выйти палящее солнце.

В природе все закономерно и связано между собой. Русские пословицы очень точно передают состояние погоды. Но важную роль погодные условия весной играли для крестьян. Ведь они не могли купить продукты в магазине, а употребляли лишь те продукты, которые были выращены собственноручно. А правильная посадка весной – это залог хорошего урожая. Но не всегда все зависит от человека, а точнее, в основном это зависит от погодных условий.

  • «Возвращай земле долг — будет толк» — весной нужно не только высаживать урожай, но и удобрять землю. Ведь полезные элементы и вещества нужны и для роста растений, и для защиты их от болезней.
  • «Землю согрело, не опоздай с посевом» — когда солнышко припекло и подсушило немного землю, тогда уже пора высаживать семена и росточки. Ведь земля должна при посадке быть влажной. Если солнце высушить землю, то высаживать будет тяжело и урожай хуже взойдет.
  • «Ранняя ласточка к счастливому году» — ласточки прилетают к теплу, а значит, будет ранняя весна. И можно заниматься урожаем, который будет сильным и плодоносным.
  • «В апреле ясные ночи кончаются заморозками» — днем солнышко хорошо пригревает, поэтому даже в легкой кофте может быть жарко, а вот на утро может мороз покрыть растения. Часто наблюдается картина, когда белый иней покрывает все вокруг ранним апрельским утром.
  • «В марте мороз скрипуч, да не жгуч» — в марте бывает холодно, но он не так силен, как в феврале и еще не несет никакого вреда урожаю, как в мае.
  • «Грач на горе — весна на дворе» — грач прилетает перед наступлением тепла. Поэтому, если вы его увидели, то можете быть спокойны – больше морозов не будет.
  • «Весной дождь парит, а осенью мочит» — земля весной быстро сохнет, а дождевая вода мгновенно впитывается. А вот осенью дождь насыщает землю водой и пасмурная погода не дает влаге быстро испаряться или впитываться.
  • «Весна красна цветами, а осень пирогами» — весной появляются новые листики на деревьях и кустах, расцветают цветочки в большом количестве. Зато осенью урожай собирают, поэтому всего в изобилии. А пироги можно печь с любыми фруктами или же овощами.

Загадки о весне

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

 

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Баба снежная грустна —

В гости к нам идет... (весна)

 

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

 

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький... (подснежник)

 

Веселится весь народ —

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем... (ледоход)

 

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит... (капель)

 

В теплый день из-подо льда

Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей

Этот озорной... (ручей)

 

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в... (ручей)

 

Белоснежною горой

Во дворе стоял зимой.

Где он был, теперь потоп

Стал водицею... (сугроб)

 

Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе... (облака)

 

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется... (трава)

 

Высоко за облаками

«Поле» синее над нами.

Не растят на поле хлеба.

Как оно зовется? (Небо)

 

Понавесили корзины

На березы и осины.

Каждая корзинка — дом,

А зовется он... (гнездом)

 

Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (птенцы)

 

Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему... (скворечник)

 

Новоселье у скворца,

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы... (скворечник)

Идёт красавица,
Земли касается,
Где снег был, лёд,
Трава цветёт. (весна)

Конспект прогулки:

                            «Наблюдение и сравнение березы с елью»         

 Задачи:

1. Расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки.

2. Закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель и березу по характерным признакам, отличающих их от других деревьев.

3. Расширить кругозор детей и словарный запас, обратить внимание детей на красоту летней природы через художественные произведения.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

 Ход прогулки.

Дети и воспитатель проходят на площадку.

Вот мы и пришли на наш любимый участок, на котором растут разные деревья. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг! Сколько удивительных красок дарит нам лето!

Деревья - украшение нашей земли

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

Воспитатель: Давайте посмотрим на наши деревья внимательно.

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Берёзы)

- Кто знает, что это за дерево? (воспитатель и дети подходят к березе)

Воспитатель: Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки.

Воспитатель: Береза - единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.

Воспитатель: Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол.

- Какой он на ощупь? (ответы детей)

- Какие части дерева вы еще знаете? (корни, ветки, листья)

- Какие ветки у березы? (тонкие, гибкие)

- Зачем нужен корень дереву? (ответы детей)

-  Какого цвета  листья у березки летом? (зеленые)

Берёза.

Если б дали  берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску.

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

И. Токмакова

 Воспитатель: На нашем участке растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.

Её всегда в лесу найдёшь-

Когда гулять в него пойдёшь:

Стоит колючая, как ёж,

"Зимою в платье?",- "Ну и что ж!"

А платье то пушистое,

Зелёное, ветвистое!!!

(Ель)

Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель. Кто хочет, может погладить ствол ели.

- Какая у нее кора? (коричневая, шершавая)

- Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки)

Воспитатель: Давайте их осторожно потрогаем.

Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово).

На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.

- Каким деревом является ель? (хвойным)

- Как называются иголочки на ели? (хвоинки)

Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на березу и на ель. Давайте их сравним.

- Чем они похожи? Что у них общего? (и у ели и у березы есть корень, ствол, ветки)

- А чем эти деревья отличаются? (у березы белый ствол, у ели - хвоинки, а у березы -листья, эти деревья разной высоты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Весна-Красна"

Педагогический паспорт познавательного проекта "Весна-Красна" во 2младшей группе....

Проект "Весна-красна"

                   Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны,...

Краткосрочный проект "Весна - красная " младшая группа

Задачи и планируемые результаты : Закрепить представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка, набухают почки.Дать представления об условиях роста растен...

Проект "Весна-красна"

Проект разработан для детей 2 младшей группы. Цель: формировать представления детей о весенних природных явлениях через разные виды деятельности. Материал содержит паспорт проекта и приложения....

Творчески-ориентированный проект «Весна-красна!»

- расширение знаний ребенка о календаре весенних праздников (8 Марта).- способствовать воспитанию бережного отношения к самым близким людям, формированию      потребност...

Проект "Весна - красна"

Проект для подготовительной группы....

Проект."Весна ясная-весна красная".II младшая группа.

Тип проекта:  Познавательно - исследовательский.Срок проекта:  март - май 2016 года.Участники проекта:  Автор проекта - воспитатель Пухлякова Е.А, участники - дети общеобразователь...