Конспект ООД с детьми 6-7 лет по экспериментированию на тему: "Агрегатные состояния воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Стеньшина Анна Николаевна

Конспект занятия по экспериментированию для детей 6-7 лет: Агрегатные состояния воды - снег, лед, пар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_4_agregatnye_sostoyaniya_vody._sneg_lyod_par.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми дошкольного возраста (6-7 лет).

Тема: «Агрегатные состояния воды».

Подготовила и провела: Стеньшина Анна Николаевна.

Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета, вкуса и запаха, формы. Закрепить имеющие у детей знания о трех агрегатных состояниях воды (жидкая, твердая, газообразная). Закрепить умение выявлять свойства воды (замерзает на холоде, превращается в лед, при кипении вода превращается в пар). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Развивать мышление, воображение, внимание, умение замечать изменения в состояниях воды, умение словами передавать свои тактильные ощущения . Формировать бережное отношение к воде.

Материалы: Вода, кубики льда (по 3 на каждого ребенка), соль, стаканчики с теплой водой (по 1 на каждого ребенка), чайник, тарелка, оборудование для просмотра видеозаписи, ложки (по 1 на каждого ребенка).

Ход ООД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия вам придётся разгадать необычный кроссворд, ответив правильно на 4 вопроса:

  1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «сова» и стоит в на третьем месте (В).
  2. Во второй клеточке живет буква, с которой начинается слово «очки» (О).
  3. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово - название первого зимнего месяца (Д).
  4. В четвертой клеточке спряталась первая буква русского алфавита (А).

Какое слово у нас получилось?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о воде и с помощью экспериментов узнаем о ней еще много интересного.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, перед тем как нам попасть в лабораторию нужно вспомнить то, что мы уже знаем с вами о воде.

- Для чего нужна вода человеку?

Дети: Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения.

Воспитатель: Какой формы вода?

Дети: Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: Она прозрачная, но если смешать её с краской – станет цветной.

Воспитатель: Как пахнет вода?

Дети: У воды нет запаха.

Воспитатель: Какая вода на вкус?

Дети: Она не имеет вкуса.

Воспитатель: Чем отличается вода в реке от воды в море?

Дети: В реке вода – пресная, а в море – соленая.

Воспитатель: А какую воду можно использовать для еды и питья, пресную или соленую?

Дети: Пресную.

Воспитатель: Где плавать легче в реке или на море и почему?

Дети: На море, так как плотность соленой воды больше, и больше сила выталкивания.

Воспитатель: А кому еще, кроме человека, нужна вода?

Дети: Всем живым организмам: животным, растениям, грибам.

Воспитатель: Представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни капли воды. Что тогда произойдёт?

Дети: Всё живое погибнет, планета останется без живых существ.

Воспитатель: Верно. Учёные установили: человек без еды может прожить 3 – 4 недели, а без воды 3 – 4 дня. Это связано с тем, что человек на 80% состоит из воды.

Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

Воспитатель: Теперь, когда мы вспомнили достаточно сведений о воде, поняли, насколько она для нас важна, мы можем приступить к нашим экспериментам и пройти в лабораторию. Но перед этим немного разомнёмся.

Физкультминутка: «Море волнуется»:

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Присели.)

Опыты со льдом:

Воспитатель: Ребята, та вода, которая течет из нашего крана, с помощью которой мы делаем себе чай, или готовим суп, является каким веществом, твердым, жидким или газообразным?

Дети: Жидким.

Воспитатель: Да, правильно, но вода так же может быть и газообразным, и твердым веществом. Подумайте и скажите, как можно воду сделать твердым веществом?

Дети: Воду нужно заморозить, положив в морозилку, или отнеся в морозную погоду на улицу.

Воспитатель: Во что тогда превратится вода?

Дети: Вода превратится в лёд.

Воспитатель: Хорошо. Вода замерзает и превращается в лёд при температуре 0°С. Если же температура выше, лёд тает.

Воспитатель: У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их, какие они?

Дети: Твердые, холодные, скользкие.

Воспитатель: Как мы можем превратить их обратно в воду? (Ответы детей). Попробуйте для начала разогреть лёд в ваших ладошках. Начал ли лёд таять? И почему?

Дети: Да, лёд тает, потому что наши руки теплые.

Воспитатель: А теперь растопим лёд другим способом. Перед вами стоят стаканчики с водой, на стаканчиках отмечен уровень воды. Потрогайте, какая вода в стаканчиках? (Теплая). А теперь отпустите туда кубик льда. (Дети выполняют). Что стало с уровнем воды, и какая она стала по теплоте?

Дети: Уровень воды в стакане повысился, вода стала холоднее, а лёд растаял.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю еще один эксперимент со льдом. Возьмите щепотку соли и посыпьте её на лёд. Расскажите, что вы видите. (Ответы детей). Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Лёд при взаимодействии с солью, начинает таять, соль разъедает лёд.

Воспитатель: Ребята, а снег – это жидкое, твердое или газообразное состояние воды? (Ответы детей). Правильно, снег и лед – это вода в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лед. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю. На улице мы попробуем поймать снежинку на варежку и рассмотреть ее строение.

Опыты с паром:

Воспитатель: Мы с вами доказали, что вода может быть как жидким, так и твердым веществом. А теперь подумайте, как мы можем превратить воду в газообразное вещество, что нам нужно с ней сделать?

Дети: Подогреть.

Воспитатель: Да, но подогреть нам нужно воду до температуры равной 100°С. Как вы думаете почему?

Дети: При этой температуре вода начинает кипеть.

Воспитатель: Что может нам помочь подогреть воду до этой температуры?

Дети: Чайник.

Воспитатель: Правильно, воспользуемся чайником, убедитесь, что в нём ничего нет (Показывает). Нальём туда немного воды и поставим подогреваться (Ставим чайник), подождём, пока чайник нагреет воду до нужной температуры. А пока мы ждём, скажите, что мы должны увидеть, чтобы понять, что вода превратилась в газообразное вещество?

Дети: Должен пойти пар.

Воспитатель: То есть пар – это и есть газообразное состояние воды. А как мы сможем с вами это проверить? (Ответы детей). Нам нужно будет подержать над паром что-нибудь холодное, например, ложку или тарелку. Посмотрите, вода закипела, что выходит из чайника?

Дети: Из чайника идёт пар.

Воспитатель: А теперь проверим, правда ли пар – это газообразное состояние воды, подержим над паром тарелку и посмотрим, что будет. (Держит, а затем показывает). Ребята, что появилось на тарелке?

Дети: На тарелке появились капельки воды.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод, когда вода превращается в пар?

Дети: Вода превращается в пар при нагревании.

Воспитатель: Правильно, кипящий чайник «выпускает» пар, образовавшийся из горячей воды. Водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара.

Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю, посмотреть небольшой отрывок из мультика, про то, как вода становится паром. (Просмотр видеозаписи).

Воспитатель: Почему в ковше стало меньше воды?

Дети: В ковше стало меньше воды, потому что она испарилась и разлетелась в виде пара по кухне.

Воспитатель: Почему у бабушки запотели очки?

Дети: Потому что очки холоднее, чем пар, и когда пар вступил во взаимодействие с холодными очками, его молекулы замедляются и он превращается обратно в воду.

Воспитатель: Какие природные явления связаны с испарением воды?

Дети: Появление росы, инея, облаков, дождя, снега.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что человек состоит на 80% из воды. Подумайте, как мы можем это доказать? (Ответы детей). Попробуем провести следующий эксперимент, возьмите ложку, и подышите на неё. Что вы видите?

Дети: Ложка запотела, из нас вышел пар.

Воспитатель: Таким образом, мы с вами и доказали, что внутри нас есть вода.

Заключительная часть:

Воспитатель: Итак, что сегодня мы узнали интересного о воде?

Дети: Вода бывает жидким, твердым и газообразным веществом. При температуре от 0°С и ниже – вода превращается твердое вещество (снег, лёд), а при температуре 100°С и выше – вода превращается в пар.

Воспитатель:

Что такое вода? Это струйка из крана,

Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом она, даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Агрегатные состояния воды"

Данные конспект будет полезен всем тем, кто хочет провести с пользой время в совместном досуге с ребёнком....

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста.Занятие позволяе...

Конспект занятия c детьми 4-5 лет по экспериментированию

Цель: развитие интереса детей  к познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект НОД с детьми 3-го года жизни «Экспериментирования в ясельной группе»

Конспект НОД с детьми 3-го года жизни «Экспериментирования в ясельной группе»...

Конспект НОД с детьми 3-го года жизни «Экспериментирования в ясельной группе»

Конспект НОД с детьми 3-го года жизни «Экспериментирования в ясельной группе»...

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы. Форма организации: экспериментирование. Тема. Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое).

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы.Форма организации: экспериментирование.Тема.  Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое).Цель. Формирование пред...