Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
методическая разработка по окружающему миру
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.
Данная программа была успешно реализована в нашем дошкольном образовательном учреждении с 2006-2007 по 2010-2011 учебный год. В связи с изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новой редакцией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями, программа «Краеведческая азбука» была нами переработана и адаптирована к разделу «ребенок знакомится с малой родиной – родным городом», дополнительной части (региональный компонент)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_azbuka.doc | 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пигина И.В., воспитатель НРМ ДОБУ Детский сад комбинированного вида "Солнышко"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.
Данная программа была успешно реализована в нашем дошкольном образовательном учреждении с 2006-2007 по 2010-2011 учебный год. В связи с изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новой редакцией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями, программа «Краеведческая азбука» была нами переработана и адаптирована к разделу «ребенок знакомится с малой родиной – родным городом», дополнительной части (региональный компонент) программы «Детство».
Автор-составитель программы:
Пигина И.В. – воспитатель
Рецензенты:
Гололобов Е.И., к.и.н., доцент кафедры СГД СурГПУ
Содержание
Паспорт программы ……………………………………………………………...с.3
Пояснительная записка ………………………………………………………….с.4
Часть 1. Научно-теоретическое обоснование программы. ………………..с.10
1.1. Теоретическое обоснование целесообразности ведения краеведения в ДОУ………………………………………………………………………………..с.10
1.2. Педагогические условия и особенности применения опыта ………….…с.11
1.3. Факторы успешности ……………………………………….
1.4. Принципы работы по программе …………………………………………..с.12
1.5.Краеведческая культурно-образовательная среда детского сада…… …с.12
Часть 2. Цель и задачи программы. Содержание программы. ………..….с.15
2.1. Цель и задачи программы………………………………………………...….с.15
2.2. Механизм реализации …………………………………………………….....с.15
2.3. Педагогические технологии…………………………………….……….…..с.17
2.4. Методы повышение познавательной активности …………………………с.18
2.5. Ориентация ребенка в образовательной области ……………………….…с.18
2.6. Итоги освоения содержания ……………………………………………………с. 19
Часть 3. Организация внешнего взаимодействия. ……………………..…..с.20
3.1.Работа с родителями………………………………………………….…….с.20
3.2. Внешние связи…………………………………………………………….….с.21
Часть 4. Работа с педагогами ………………………………………………….с.22
Часть 5. Оценка результативности программы ……………………………с.23
Часть 6. Анализ результатов практической реализации программы в ДОУ «Солнышко» ………………………………………………………………….... с. 25
Заключение ……………………………………………………………….…....с. 26
Приложение
Паспорт программы
Цель программы | воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем. |
Задачи программы |
|
Участники программы | Воспитанники, воспитатели, родители, работники музея ПСОШ № 1, №4, педагоги Дома творчества |
Направления реализации программы |
|
Принципы реализации | 1. Принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности. |
Этапы | 1 этап - 2006-2007 (1 полугодие) Диагностико-прогностический 2 этап - 2006-2007 (2 полугодие) Организационный 3 этап – 2007/2008 – 2008/2009 - практический 4 этап 2008-2009 – итоговый (апрель - май) 5 этап - коррекционный - июнь-август 2008-2009 6 этап - 2009/2010- 2010/2011 - практический 7 этап - 2010-2011 - итоговый (апрель - май) |
Ожидаемые результаты |
|
Введение
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,
если не сказать — всё.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Любовь в своему дому, к своему детскому саду, к поселку (городу), где он родился, чувство восхищения родным поселком, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников гражданственности, любви семье, к родному поселку, родному краю, окружающей природе. На протяжении длительного времени эта задача решалась скорее формально, отсутствовала система работы в данном направлении. Детский сад, как и многие другие дошкольные учреждения, являлся участником многочисленных конкурсов, фестивалей, акций краеведческой тематики, учреждаемых правительством Югры и различными общественными организациями, таких как: конкурс «Моя семья в истории Югры», акция «Спасти и сохранить», конкурс семейного творчества «Край, ставший судьбой», «Моё путешествие по Югре», конкурс детского творчества «Мой любимый край» и т.п. Эти мероприятия интересовали и привлекали внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.
Однако при этом огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, оставался не тронутым.
Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 26 детей 21 ребенок (80,7%) не проявляли желания узнать о стране, о крае, о поселке, в котором живут; 18 детей (69,2%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к поселку; 16 (61,5%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Югры.
Во многом, недостатки знаний детей в этой области объясняются тем, что в предыдущем издании комплексной программы воспитания и развития дошкольников «Детство» задача воспитания любви к родной природе, дому, краю, поселку, Родине решалась чисто формально. Педагогам приходилось изыскивать возможности знакомить детей с краеведческим материалом.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок: 73% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий: 1) между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; 2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации познавательной активности дошкольников на занятиях, в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, в организованной и неорганизованной деятельности детей; 3) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.
Цель обобщения опыта: создание целостной системы работы педагога в группе, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательно-образовательной работы.
Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.
Новизна идеи состоит в том, что программа «Краеведческая азбука» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем реализации раздела «ребенок знакомится с малой родиной – родным городом», включенного как региональный компонент в примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Детство». Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Объектом обобщения опыта, представленного в программе, система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является организация краеведческого работы воспитателя в группе.
Работа по воспитанию любви к малой родине в рамках данной программы осуществлялась по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.
Программа предполагала несколько этапов реализации. На первом диагностико-прогностическом этапе (1 полугодие 2006-2007) нами был проведен анализ существующих программ по патриотическому воспитанию, содержащих региональный компонент, анализ имеющегося программно-методического обеспечения, анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ, анализ затруднений педагогов при проведении занятий и мероприятий на краеведческую тематику, изучение передового педагогического опыта по теме, подобран диагностический инструментарий. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности темы для ДОУ, определение цели и задач работы.
На втором организационном этапе (2 полугодие 2006-2007 г) мы определили цели и задачи для каждой возрастной группы, содержания и формы работы с дошкольниками, родителями и педагогами, в составе творческой группы педагогов приступили к составлению перспективных планов работы, организации предметно-развивающей среды в группе, накоплению наглядного, дидактического материала, разработке серий занятий, бесед. Результатом этого этапа стало ресурсное обеспечение реализации программы: создание перспективного планирования, конспектов занятий, обогащение предметно-развивающей среды,
Третий практический этап (2007-2008/ 2008-2009 г) реализовывался в течение двух лет в группе детей старшего дошкольного возраста: в начале и в конце каждого учебного года (сентябрь) – диагностические обследования дошкольников, родителей и педагогов; на протяжении учебного года (октябрь-май) – реализация комплекса обязательных мероприятий: проведение занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий, мастер-классы, педагогические мастерские) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).
Четвертый этап - итоговый (результативный) - апрель-май 2008-2009 уч.года - предусматривал анализ, систематизацию, обобщение и распространение опыта работы по программе, пропаганду ППО (мероприятия по обмену опытом: творческий отчет, внедрение опыта в работу других воспитателей)
Полученные положительные результаты работы педагогов по программе, позволили продолжить ее осуществление с 2009-2010 учебного года в других группах детского сада.
Программа, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитана на старших дошкольников.
Программа содержит шесть частей и приложение.
В первой части программы излагается научно-теоретическое обоснование программы, педагогические условия её применения, факторы успешности, принципы реализации, формы работы по программе. Во второй части определены её цели и задачи, этапы работы, а также механизм её реализации. В третьей части программы раскрывается организация внешнего взаимодействия: план работы с родителями, показана схема сотрудничества детского сада с другими учреждениями социума в рамках данной программы. В четвертой части представлена система работы с педагогами по обмену опытом. Пятая часть содержит критерии оценивания успешности реализации программы в ДОУ. В шестой – представлены практические результаты реализации данной программы в детском саду «Солнышко».
Практическая значимость представленного опыта работы по применению в краеведческой работе современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, а это уже почти 100%-ный результат успеха.
Программа может быть легко адаптирована к условиям любого дошкольного образовательного учреждения.
Трудоемкость осуществления программы заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами краеведческого характера предметно-развивающей среды.
Предполагаемые результаты реализации программы
- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку, краю
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни поселка
- Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, поселку. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.
Данная программа была успешно реализована с 2006-2007 по 2010-2011 учебный год в нашем дошкольном образовательном учреждении на базе двух групп воспитанников старшего дошкольного возраста. В связи с изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями, программа «Краеведческая азбука» была нами также переработана и адаптирована к разделу «ребенок знакомится с малой родиной – родным городом», дополнительной части (региональный компонент) программы «Детство».
Обобщение и распространение программы
Данный опыт был распространен на муниципальном, региональном и всероссийском уровне:
на районном уровне:
- на «Фестивале педагогических идей» (гп. Пойковский, 2011 г)
на региональном уровне:
- на креатив-фестивале методических разработок «От идеи до воплощения» (г. Сургут), получил Диплом лауреата (2011 г.)
1.1.Теоретическое обоснование целесообразности ведения краеведения в ДОУ.
В истории педагогики всегда уделялось большое внимание краеведческого работе как условию успешного воспитания у дошкольников гражданско-патриотических качеств.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
М.Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
В основу обобщения данного опыта и создания программы «Краеведческая азбука» положены научно-методические основы нравственно-патриотического воспитания, изложенные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями, в дополнительной части (региональный компонент), к счастью, предусмотрен раздел «Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом», в котором отражены задачи воспитания и развития детей в данном направлении, планируемые результаты освоения детьми образовательного содержания.
1.2. Педагогические условия и особенности применения опыта.
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
- программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группе)
- предполагается интеграция краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса
- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий
- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.)
- предполагается создание в группе богатой предметно-развивающей среды - уголка краеведения
- планируется активная совместная проектная деятельность с родителями
- при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
1.3.Факторы успешности реализации программы
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
- Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной богатым материалом краеведческого содержания
- Обязательное использование методов развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода
- Личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе
- Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников – просто жизненно важное для любой идеи условие.
1.4. Принципы работы по программе
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
- Принцип наглядности.
- Принцип энциклопедичности.
- Принцип интеграции.
- Принцип развивающего характера образования
- Принцип индивидуализации
- Принцип единства с семьей
1.5. Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой поселка, района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, развития познавательного интереса к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды на основе собственных разработок.
При реализации данной программы были использованы авторские разработки:
- создан уголок краеведения, включающий: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, экспериментальную мини-лабораторию, наглядный материал, художественную литературу, видеоматериал, материал для прослушивания: музыка, сказки
- созданы авторские дидактические игры «Отгадай сказку», «Заповедник Югры», «Загадки природы – глазами хантов и манси», «На сказочных тропинках» (паззлы), «Веселое домино», «Придумай свой узор»
- картотеки:
-подвижный игр народов ханты и манси,
- пословиц и загадок народов ханты и манси
- заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности «Загадки земли Югорской»
- видеотека: созданы видеофильмы «Красота родной природы», «Экология Югры», «Путешествуем с семьей по заповедникам Югры», «В гостях у ханты и манси»
- реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов привела к созданию альбома «Моя семья в истории Югры», мини-музея игрушки, макета детского сада, которые дополнили содержание краеведческого уголка
Положительное влияние на настроение детей и их желание участвовать в краеведческой деятельности оказало стремление родителей принимать активное участие в преобразовании развивающей среды в группе, их активное участие в конкурсах, фестивалях, проектах; результаты совместной продуктивной деятельности нашли свое место в краеведческом уголке.
Цель программы – создание системы работы воспитателя в группе, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию интереса и любви к родному поселку, Ханты-Мансийскому автономному округу с помощью организации краеведческой работы в группе.
Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному поселку, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о народах Севера.
- Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка и в традициях, сложившихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
- Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка, района, региона, социальных акциях.
2.2.Механизм реализации программы
Организация опыта освоения содержания
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»).
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников)
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и прогулок по посёлку; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее)
Рассмотрим пример интеграции краеведческого содержания в воспитательно-образовательный процесс (Табл. 1) Примерное планирование краеведческой работы в рамках образовательной деятельности представлено в Приложении 10.
Табл. 1
Пример интеграции краеведческого содержания
в воспитательно-образовательный процесс
Формы работы | Время проведения | Ст. группа | Подгот. группа | |
Образовательная деятельность | Занятия/беседы | 1 раз в месяц | 2х25 = 50 мин | 2х30=60 мин |
Художественное творчество | 1 раз в месяц | 25-30 мин | 25-30 мин | |
Чтение художественной литературы | 1 раз в месяц | 20 мин | 25 мин | |
Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов | 1 раз в 3 месяца | 20 мин | 20 мин | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Подвижные игры на прогулке | 1 раз в неделю (каждый месяц вводится новая игра | 12 мин х 5 =60 мин | 14 мин х 5 = 70 мин |
Экскурсии | 1 экскурсия – в 2 месяца | 30-40 мин | 30-40 мин | |
Самостоятельная деятельность детей | Дидактические игры | По желанию детей | 5-10 мин | 10-15 мин |
Подвижные игры в группе | каждый месяц вводится новая игра | |||
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций | 1 раз в месяц | |||
Процесс взаимодействия с семьями | Проектная деятельность совместно с родителями | 3 проекта в год | ||
Конкурсы для детей и родителей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца | ||
Тематические праздники | Праздники в группе | 4 раза в год | 40 мин х 2 = 80 мин | 40 мин х 2 = 80 мин |
Конкурсы для детей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца |
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе мы планируем разнообразные виды деятельности дошкольника - игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
- Педагогические технологии, используемые в работе
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогом в работе нескольких технологий: игровой технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий, технологии «экологической сказки».
- Методы повышения познавательной активности
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Экспериментирование и опыты
- Придумывание сказок, рассказов
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Игровые и воображаемые ситуации
- Решение логических задач
- Метод моделирования и конструирования
А также педагогу необходимо использовать такие методы обучения и развития творчества как:
- Эмоциональная насыщенность окружения
- Исследование предметов живой и неживой природы
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)
- Игровые приемы
- Проблемные ситуации и задачи
- Неясные знания (догадки)
- Предположения (гипотезы)
- Ориентация ребенка в образовательной области
О нем узнают дети - шестой год жизни
У родного поселка есть свое название (имя). Поселок находится в Нефтеюганском районе Ханты-мансийского автономного округа. На его территории проживают люди разных национальностей. Местный народ имеет свои традиции, свой уклад жизни. Занятия ханты и манси. Поселок, район, округ имеют много достопримечательностей: красивую природу, богатую историю и литературу. Посёлок, район выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, о которых рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. В поселке трудятся родители. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
О чем узнают дети - седьмой год жизни
У родного поселка есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей событии прошлого или о знаменитом человеке. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хранить память о чем-либо. Поселок гордится своими известными защитниками отечества, писателями, художниками. В городе происходили раньше и происходят сейчас разные события, которые связаны с функциями (экономика, выставки и концерты). Об истории родного поселка и жизни его жителей рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, скульптура. В районе трудятся родители. В поселке строят новые и красивые дома, районы. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
Результатом реализации программы должно стать освоение детьми определенного содержания краеведческих знаний.
- Итоги освоения содержания
Достижения ребенка (Что нас радует)
- У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в центральных улицах поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в нем.
- Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к поселку, району, краю.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
- Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.
- Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
- Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного поселка, района.
- Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
3.1. Работа с родителями.
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку.
Задачи:
- Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит ХМАО-Югры
- Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края
- Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада
- Способствовать раскрытию творческих способностей в семье
Из бесед с родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Так, нами были определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах. Составлен примерный план работы с родителями.
Табл 3
Примерный годовой план совместных мероприятий с родителями
Название мероприятия | Форма | Ответственный | Сроки проведения |
«Югорская семья» | Спортивное соревнование | Инструктор ФИЗО | апрель |
«Творческая мастерская» | Мастер-класс | Педагог доп.образования | Октябрь, декабрь Март |
«Фейерверк талантов» | Фестиваль семейного творчества | Музыкальный руководитель | февраль |
«Моя семья в истории Югры» | Реализация проекта | Педагог доп.образования Воспитатели групп | в течение года |
«Счастливое детство Югры» | фотоконкурс | Педагог доп.образования | сентябрь |
«Я рисую свою семью» | Конкурс детских рисунков | Педагог доп.образования | март |
«Мой Пойковский» | Конкурс детских рисунков | Педагог доп.образования | ноябрь |
«Мой дом - Югра» | Конкурс рисунков среди родителей | Педагог доп.образования | май |
3.2. Схема взаимодействия с социумом
омитет образования Нефтеюганского
района
Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения. Поэтому конструируя педагогический процесс необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств. В контексте осуществления данной программы педагог является носителем как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.
Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого в работе с педагогами ставим следующие задачи:
- Актуализировать краеведческие знания педагогов
- Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона
- Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме
- Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в каждой группе
Табл. 4
Примерный план работы с педагогами
месяц | 1 год реализации | 2 год реализации |
Сентябрь | Анкетирование педагогов | Памятка «Народный календарь» |
Октябрь | Консультация «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным поселком» | Консультация «Ознакомление дошкольников с родным краем через фольклор». |
Декабрь | Консультация «Влияние знаний о родном крае на игры детей» | Открытое занятие |
Февраль | Открытое занятие | Мастер-класс «Организация проектной деятельности совместно с детьми и родителями» |
Март | Консультация «Как знакомить детей с искусством народов севера?» | Совместная с воспитателями, детьми и родителями других групп реализация проекта «Твой рисунок – на календарь» |
Апрель | Открытое занятие | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
Оценка результативности программы осуществляется с помощью диагностического инструментария, предложенного в программе «Детство», но адаптированной к нашей теме.
Наше исследование показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родном крае, о малой родине, отношение к ней зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов. Поэтому диагностика в системе воспитания гражданских чувств у дошкольников включает блок методик для детей, направленный на выявление представлений об особенностях своего края и отношения к нему, и блок методик для изучения позиции педагогов и родителей по данной проблеме.
Цель диагностики: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи диагностики:
Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.
Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании интереса к Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.
Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Выбери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране. (Приложение 2)
Для выявления заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей. (Приложение 3) Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Компетентность педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме поможет определить анкетирование педагогов (Приложение 4). Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, второй блок — определить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть анкеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспитатели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.
Для оценки технологии конструирования педагогического процесса по воспитанию интереса к родной стране в дополнение к предлагаемым методам можно провести анализ планирования работы педагогов с детьми и анализ развивающей среды группы. (Приложение 5)
Эффективность созданной и апробированной в детском саду программы подтверждается следующей результативностью:
- Особенности представлений о родном поселке, родном крае стали более существенными у 73 % детей подготовительной группы, характер отношения к своей малой родине от неосознанного к устойчиво положительному стал проявляться у 82 % детей, что на 47 % выше в начале реализации программы; у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
- Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине. Если в 2007-2008 учебном году участвовали в конкурсах всего 9 детей, то в 2010-2011 учебном году количество возросло до 55 человек за счет включения в конкурсы детей других групп.
- У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду
(конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей), а также количественный состав их участников.
- Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как
образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала. Проведены открытые просмотры тематических занятий. Анкетирование показало, что удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме «Формирование представлений детей о родном крае» значительно повысилась – с 45 до 76 %. Педагогами приобретен новый опыт организации предметно-развивающей среды – проведен конкурс на «Лучший краеведческий уголок в группе», который способствовал совершенствованию организации развивающей среды и обогащению методического, дидактического и игрового материала в каждой группе.
При реализации данной программы были использованы авторские разработки:
- тематическое планирование, в соответствии с возрастными возможностями и
способностями дошкольников, краеведческого образования,
- широкая интеграция краеведческих знаний во все образовательные области («физическая культура», «здоровье», «безопасность», «труд», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественной творчество», «музыка»), а также в различные виды детской деятельности (образовательную, игровую и др.),
- методические разработки занятий позволили повысить интерес ребенка к получению краеведческих знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.
- методические разработки сценариев мероприятий, акций краеведческого содержания объединенных в авторском пособии «Югорские россыпи» позволили реализовать творческий и познавательный потенциал детей
- перспективный план работы с родителями
- реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов: «Твой рисунок – на календарь» (Приложение 6), «Альбом «Моя семья в истории Югры» (Приложение 7), «Сказки о Югре» (Приложение 8), «Кукольный театр: сказочные герои Югры», «Мини-музей игрушки».
- созданы новые локальные нормативные документы, регулирующие проведение конкурсов и других мероприятий внутри детского сада – Положение о проведении смотра-конкурса на лучший краеведческий уголок в группе, Положение о проведении фестиваля семейного творчества «Югорская семья», Положение о конкурсе фотографий «Счастливое детство ЮГРЫ», «Моя семья в истории Югры», Положение о конкурсах детских рисунков «Я рисую свою семью», «Мой Пойковский», «Мой дом - Югра» (Приложение 9)
- ежегодно проводятся конкурсы и выставки рисунков: «Я живу в Пойковском», «Мой любимый поселок», «Мой дом - Югра», Фестиваль семейного творчества «Фейерверк талантов» и др. (Приложение 10)
Заключение
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и результативно представлены в авторской программе «Краеведческая азбука».
Список литературы
1. Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
2. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
- Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
- Заповедник «Малая сосьва». Под ред. А.М.Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
- История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.
- Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
- Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
- Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
- Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.
- Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
- Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
- Пойковский. Подарочный буклет. Западно-сибирская полиграфическая компания, 2003.
- Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
- Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005.
- Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
- Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
- Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
- С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
- Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
Методическая литература
для занятий с детьми художественным творчеством:
1. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
3. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.Ярославль, 2007
Список художественной литературы для чтения детям:
- Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
- Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н.Б.Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
- Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
- Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
- Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
- Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
- Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
- Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.
- Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
- Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
- Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.
Приложение 2
Диагностический инструментарий
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране и отношения к ней.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам:
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называется страна, в которой ты живешь?
Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.
В каких городах нашей страны ты еще бывал?
О каких городах ты слышал?
Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?
Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?
Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»
Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.
Методика проведения.
Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.
Анализ детских работ проводится по следующим критериям:
- содержание рисунка;
- расположение его на листе;
- цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
- комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.
Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.
Диагностическая ситуация «Выбери книгу»
Цель диагностики — определить проявление интереса к особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.
Методика проведения.
Детям предлагается сделать выбор из пяти разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг, например:
Моя первая книга о животных: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга о человеке: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга об искусстве: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга о технике: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россией-пресс», 2004.
Города России. Серия «История России». — М.: «Белый город», 2005.
Инструкция.
Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».
В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.
Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной конкретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особенностями своей страны.
Наблюдение за деятельностью детей
в развивающем центре «Моя Родина»
В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России». Это могут быть: книги о городе и стране, альбомы с фотографиями достопримечательностей нашей страны, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.
В ходе наблюдения отмечаются:
как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникновению разговоров, игр на темы родной страны; как воспитатель использует материалы центра в совместной деятельности.
Для изучения проявления интереса старших дошкольников к разным сторонам жизни родной страны целесообразно провести анализ вопросов о стране, которые дети задают в повседневной жизни.
Анализ вопросов детей
В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые задают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружающем, о возможном будущем).
При этом следует обратить внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок задает один и тот же вопрос.
При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и разделяться на группы по критериям, представленным в таблице.
Критерии для анализа вопросов детей | Количество вопросов | Критерий часто проявляется | Критерий иногда проявляется | Критерий редко проявляется |
1) Вопросы касаются: | ||||
— истории, | ||||
— современности. | ||||
— возможного будущего. | ||||
2) Вопрос задается: | ||||
— из любопытства, | ||||
— под влиянием познавательного интереса. | ||||
— по просьбе кого-либо. | ||||
3) Отношение к ответу воспитателя: | ||||
— внимательно слушает, | ||||
— слушает невнимательно, отвлекаясь. | ||||
4) Область интереса ребенка: | ||||
— социальные отношения, | ||||
— экономика, | ||||
— окружающий мир. | ||||
— география, | ||||
— природа. | ||||
5) Как часто повторяется один и тот же вопрос: | ||||
— спустя несколько часов после того, как был задан, | ||||
— через несколько дней (для уточнения). | ||||
— повторяется через короткий промежуток времени, так как невнимательно слушался ответ |
Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни страны в повседневной жизни, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало познавательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив.
Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе следующих критериев:
- особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);
- характер отношения дошкольника к родной стране (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;
- проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;
- самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).
Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родной стране, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной — задает вопросы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стране — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей страны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспериментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.
Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает символики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.
Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Приложение 3
Анкетирование родителей
Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.
1. Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2. Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?
3. Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?
4. Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?
5. Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?
6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?
7. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы вам интересны:
— «круглые столы» со специалистами по данной теме;
— совместные экскурсии, походы;
— конкурсы по темам истории и современности России;
— встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;
— домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
— другое_______________________________________________
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
На этом этапе диагностики важно изучить компетентность педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.
Приложение 4
Анкетирование педагогов
1. Что вы понимаете под воспитанием основ гражданственности в дошкольном возрасте?
2. Как вы думаете, можно ли воспитать у детей гражданские чувства?
3. Какие формы работы вы используете (знаете) для воспитания основ гражданственности у дошкольников?
4. Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по воспитанию патриотических чувств у современных детей?
5. В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ гражданственности у дошкольников?
6. Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодействии с семьей по данной теме?
7. Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испытываете?
8. В чем их причина:
— недостаток интереса родителей к жизни ребенка;
— нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;
— особенности характера и поведения родителей. Какие?_
— недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимодействия с семьей.
9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Воспитание основ гражданственности у дошкольников»:
— участвовать в семинаре по проблеме;
— познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);
— познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;
— другую_________________________________________________
Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, второй блок — определить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть анкеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспитатели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.
Приложение 5
Анализ планов воспитательной работы
Критерии:
- наличие в плане тем, связанных с воспитанием гражданских чувств у дошкольников;
- реализация содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию в различных видах детской деятельности (игровой, художественной, элементарном труде, наблюдениях и др);
- планирование разных форм организации деятельности детей по данной теме, групповой, подгрупповой и индивидуальной, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной детской деятельности;
- системность планирования работы, взаимосвязь тем и форм работы между собой.
Анализ развивающей среды в группах старшего возраста
Параметры:
- разнообразие содержания представленных материалов по истории города и краеведению: книги о городе, о природе и географии области, произведения фольклора, иллюстративный материал (картинки, карты, схемы), настольно-печатные игры, игрушки;
- наличие пособий, предусматривающих разные виды и формы активности дошкольников (альбомы, книги, игры, карты);
- доступность материалов для детей;
- эстетичность и привлекательность оформления пособий;
- частота пополнения центра новыми материалами.
Результаты второго этапа диагностики дадут возможность увидеть особенности ориентированности педагогического процесса группы детского сада на воспитание основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста, проблемы, которые испытывает педагог при организации педагогического процесса и проектировании среды группы.
Табл. 2
Примерное планирование краеведческой работы в рамках образовательной деятельности
Старшая группа
Месяц | Занятие /беседа | Художественное творчество | Подвижная игра | Чтение художественной литературы | Проектная деят-ть (совместно с родителями) | Тематические мероприятия | Конкурсы, выставки |
Сентябрь | «По родным просторам» | «Корзинка с грибами» | «Хейро» | «Сказка о мальчике – хозяине лесной земли» Хантыйская сказка | Мини-проект «Создание видеофильма «Красота родной природы» | «День посёлка». Экскурсия в парк. | Конкурс рисунков «Мой любимый посёлок» Выставка в рекреации 1 этажа |
Октябрь | «Мой любимый посёлок» | «Кто спрятался в траве?» (аппликация) | «Каюр и собаки» | «Идэ». Хантыйская сказка | Экскурсия в Музей ПСОШ № 1 | ||
Ноябрь | «Знакомство с жизнью народов Севера» | «Жители югорского леса» (рисование) | «Олени и пастухи» | «Богатырь» Хантыйская сказка | Мини-проект «Создание фотоальбома «Юный пойковчанин» | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») | Конкурс рисунков «Мой дом -ЮГРА» Выставка в рекреации 1 этажа |
Декабрь | «Ханты и манси – жители Севера» | «Грибы для белочки» (аппликация) | «Льдинки, ветер и мороз» | Хантыйская сказка | Месячник краеведения в ДОУ «Ко Дню рождения ХМАО-Югры» | ||
Январь | «Знакомство с одеждой ханты и манси» | «Национальные узоры» (рисование) | «Смелые ребята» | «Ими-Хиты и Вошинг Ворт» Хантыйская сказка | Мини-проект «Путешествие маленькой бусинки» (создание коллекции украшений из бисера с национальным орнаментом) | ||
Февраль | «Щедрые дары природы» | «Лекарственные растения Югры» (рисование) | «Полярная сова и евражки» | «Отчего у зайца длинные уши?» Мансийская сказка | |||
Март | Лесные жители тайги | «Оленёнок» (аппликация) | «Отбивка оленей» | «Гордый олень». Мансийская сказка | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») | Фестиваль семейного творчества «Фейерверк талантов» (конкурс поделок краеведческой тематики) Выставка в рекреации 2 этажа | |
Апрель | «Растительный мир севера» | «Цветочки на полянке» (рисование) | «На новое стойбище» | «Золотой конь» Хантыйская сказка | Мини-проект «Создание фотоальбома «Моя семья в истории ЮГРЫ» | День птиц «Вороний праздник» Экскурсия в Музей ПСОШ № 4 | |
Май | «Как сохранить природу севера?» | «Обитатели югорских водоёмов» (рисование) | «Ловля оленей» | «Золотой топор» Хантыйская сказка | Месячник «Спасти и сохранить» | Конкурс рисунков «Я живу в Пойковском» Выставка в рекреации 1 этажа | |
Июнь | «Мой край» | «Рыбка плавала в пруду» (рисование) | «Куропатки и охотники» | «Отчего карась плоский?» Хантыйская сказка | |||
Июль | «Утки на пруду» (аппликация) | «Ручейки и озера» | «Мальчик и девочка» Хантыйская сказка | Викторина «Свой край люби и знай» | «День рыбака» | ||
Август | «Красивый ёж» (аппликация) | «Рыбаки и рыбки» | «Ягодка-брусничка» Хантыйская сказка | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») |
Подготовительная группа
Месяц | Занятие /беседа | Художественное творчество | Подвижная игра | Чтение художественной литературы | Проектная деят-ть (совместно с родителями) | Тематические мероприятия | Конкурсы |
Сентябрь | «Загадки северной земли» | «Грибы на опушке» (рисование) | «Перетягивание каната» | Н.Шамсутдинов «Хлебные стихи» | Мини-проект «Музей народной игрушки» | «День посёлка». Экскурсия в парк. | Конкурс рисунков «Югорский край – родная сторона» Выставка в рекреации 1 этажа |
Октябрь | «Климат и природа Севера» | «Берёзки» | «Волк и олени» | «Находчивый слуга царя» Хантыйская сказка | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») | ||
Ноябрь | «Хвойные деревья Югры» | «Осенний ковер» (аппликация) | «Солнце» | «Младшая дочь Солнца» Хантыйская сказка | Мини-проект «Создание видеофильма «Защитим природу Югры вместе» | Экскурсия в Музей ПСОШ № 1 | |
Декабрь | «Какие животные обитают в тайге?» | «Стрекоза и муравей» | «Ловкий оленевод» | «Хочу – не хочу» Хантыйская сказка | Месячник краеведения в ДОУ «Ко Дню рождения Югры» | Фестиваль семейного творчества «Югорская семья» | |
Январь | «Беседа о северном олене» | «Снегирь» | «Тройной прыжок» | Н.Шамсутдинов «Зимний праздник» | Проект «Сказки Югры» (создание альбома сказок, сочиненных детьми совместно с родителями) | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») | Конкурс фотографий «Счастливое детство Югры» Выставка в рекреации 2 этажа |
Февраль | «Беседа о людях разной национальности» | «Птицы волшебного леса» (аппликация) | «Охота на волка» | «Старик Луна» Хантыйская сказка | |||
Март | «Как живут и чем занимаются люди севера?» | «Зеленые елочки» (аппликация) | «Охота на куропаток» | Н.Шамсутдинов «Весенняя песня» В.Козлов «Таёжный капитан» | Экскурсия в Музей ПСОШ № 4 | ||
Апрель | «Беседа о народно-прикладном искусстве» | «Природа Югры» (рисование) | «Успей поймать» | «Как у бурундука спина полосатая стала…» Хантыйская сказка | Проект по созданию альбома «Путешествуем с семьей по заповедникам Югры» | День птиц «Вороний праздник» | Конкурс детских рисунков «Я рисую свою семью» Выставка в рекреации 1 этажа |
Май | «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда» (открытое занятие) | «Весна: мать-и-мачеха цветёт» | «Отбивка оленей» | «Почему сова охотится за мышкой?» Хантыйская сказка | Мини-проект «Создание фотоальбома «Моя семья в истории ЮГРЫ» | Месячник «Спасти и сохранить» | |
Июнь | Беседа «По родным просторам Севера» | «Обитатели цветочнойполяны» (рисование) | «Рыбаки и рыбки» | «Хлебушко». М.Вагатова | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») | ||
Июль | «Обитатели наших водоемов» (аппликация) | «Хейро» | «Огница». Сказка. В.Мазин | Викторина «В своём краю, каждую травинку узнаю» | |||
Август | «Листья из волшебного леса» (апплик.) | «Олени и пастухи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, основанный на любви к малой Родине Кубани.
Патриотическое воспитание очень актуальная тема в наше время....
Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»
Тьюторская позиция при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...
Формирование у дошкольников любви к малой родине на основе музыкального наследия Кубани
Цель опыта– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к кубанскому народному творчеству, и...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Методическая разработка "Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к книге"
Хорошая детская книга способна дать ребёнку намного больше, чем аудио, видео, телепрограммы.11 рекомендаций для родителей....