Проект "Развитие коммуникатвных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Развитие коммуникатвных навыков посредством театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

Проект

с детьми старшей  группы

Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности

2020-2021 у.г.

                   

Разработчик проекта

 воспитатель I квалификационной категории

                                                                МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

                                                                                                    Мартышкова Л.В.

Паспорт проекта

в сфере дошкольного образования образовательных организаций реализующих образовательные программы дошкольного образования

Наименование проекта

Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности

Возраст участников

Дети старшего дошкольного возраста

Участники

Воспитатели, дети, родители группы

Вид и тип проекта

Групповой, познавательно – творческий.

Долгосрочный, рассчитан на 2020-2021 учебный год

Разработчик проекта

Мартышкова Лариса Вячеславовна, воспитатель старшей группы №13 «Родничок»

Основные исполнители проекта

Воспитатель Мартышкова Л.В., воспитанники группы, родители воспитанников группы

Цель проекта

Формирование коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста через вовлечение их в театрализованную деятельность

Основные задачи

- Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;

- расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;

- развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;

- учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;

- стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

- побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;

- развивать представление о нравственных качествах

 человека, эмоциональное осознание самого себя

Ожидаемые результаты реализации проекта

С детьми

- Проявление интереса и желания к театрализованной деятельности;

- овладение навыками выразительной речи, правилами поведения при   взаимодействии со сверстниками;

- овладение исполнительскими умениями в создании художественного образа;

- способность передавать различные чувства, эмоции;

- обогащение и активизация словаря, развитие памяти, мышления, воображения;

-  возможность самостоятельно передавать образы сказочных персонажей в  играх , драматизациях;

- приобретение уверенности в себе;

- сформированность представлений об окружающей действительности, о предметах и явлениях, окружающих их.

С родителями

- Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности;

- вовлечение родителей в совместную деятельность;

- активное участие родителей в подготовке и проведении презентаций;

- участие родителей в подготовке костюмов к детским постановкам;

- предлагать ребенку исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать понравившиеся сказки, стихотворения;

- участвовать в разучивании текстов;

- рассказывать ребенку о своих впечатлениях, полученных в результате просмотренных спектаклей;

- по мере возможности организовывать посещение театра или просмотр  видеозаписей.

Нормативно – правовая база проекта

- Основная образовательная Программа дошкольногообразования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.васильевой в соответствии с ФГОС

- Программа развития образовательного учреждения на период 2020 -2025 у.г.

Обеспечение проекта

  1. Литература
  2. 1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991
  3.  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003 

3.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006. 64 с.

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - литературный материал

Материально – техническое

Музыкальный материал (аудиозаписи в ассортименте), театральные декорации, театральные костюмы, театральный реквизит, оборудование для световых спецэффектов

Основная часть

Введение

Коммуникация – это  процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи.

Актуальность создания проекта

Актуальность формирования коммуникативных навыков возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание формированию коммуникативных умений и навыков у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения. Успешное развитие коммуникативных навыков – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями.

Значение сформированности коммуникативных умений и навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Данный факт находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с  художественным образованием и воспитанием детей,  формированием эстетического вкуса,  нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога),  созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение

Цель проекта

Формирование коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста через вовлечение их в театрализованную деятельность

Основные задачи

- Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;

- расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;

- развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;

- учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;

- стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

- побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;

- развивать представление о нравственных качествах

 человека, эмоциональноеосознание самого себя

Ожидаемые результаты реализации проекта

С детьми

- Проявление интереса и желания к театрализованной деятельности;

- овладение навыками выразительной речи, правилами поведения при   взаимодействии со сверстниками;

- овладение исполнительскими умениями в создании художественного образа;

- способность передавать различные чувства, эмоции;

- обогащение и активизация словаря, развитие памяти, мышления, воображения;

-  возможность самостоятельно передавать образы сказочных персонажей в  играх , драматизациях;

- приобретение уверенности в себе;

- сформированность представлений об окружающей действительности, о предметах и явлениях, окружающих их.

С родителями

- Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности;

- вовлечение родителей в совместную деятельность;

- активное участие родителей в подготовке и проведении презентаций;

- участие родителей в подготовке костюмов к детским постановкам;

- предлагать ребенку исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать понравившиеся сказки, стихотворения;

- участвовать в разучивании текстов;

- рассказывать ребенку о своих впечатлениях, полученных в результате просмотренных спектаклей;

- по мере возможности организовывать посещение театра или просмотр  видеозаписей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (июнь – сентябрь 2020г.)

- Создание  предметно – развивающей среды: аудиотехника для музыкального оформление спектаклей; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации

-  Изучение литературы по данной проблеме

- Изучение требований к содержанию и организации театрализованной  деятельности дошкольников.

- Анализ состояния театрально-игровой деятельности детей

- Изучение возможности участия родителей в реализации проект

Основной (октябрь 2020 г. – май 2021 г.)

Показ театрализованных представлений для детей и родителей

Заключительный

Видеопрезентация о результатах работы в рамках проекта.

Анализ достигнутых результатов по реализации проекта, проведение мониторинга освоения проекта

План мероприятий

Организованное обучение:

- Беседа  «Что такое театр?»

- Проблемная ситуация «Театральные профессии»

- Продуктивная деятельность (рисование «Моя любимая сказка», «Я в театре»; лепка «Любимый сказочный герой»; аппликация «Театральная маска»

-  Разучивание текстов

- Подготовка и проведение праздников

Взаимодействие  с родителями:

- Поиск и сбор информации

- Подготовка и оформление костюмов для детей

Совместная деятельность педагога с детьми вне НОД

- Поиск  интересной информации по теме

- Подготовка к рассказу о театре, профессиях взрослых в театре

- Дидактические игры

 -Пальчиковая гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- Скороговорки

Самостоятельная детская деятельность:

- Рассматривание иллюстраций, альбомов

- Настольные игры

- Самостоятельное разыгрывание спектаклей

- Сочинение  сказки

- Создание коллективных композиций

Ресурсное обеспечение

Костюмы, маски, виды театров, картотека

Выводы

В результате организации работы в рамках проекта по развитию у дошкольников  коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у воспитанников формируется  устойчивый интерес к театральной игровой деятельности, что способствует развитию представлений об окружающей действительности, о предметах и явлениях, окружающих их, формируется диалогическая речь, интонационная выразительность речи, формируется навык использования разных форм взаимодействия между детьми; формируются психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развиваются представления детей  о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя.

Литература

  1. Литература
  2. 1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991
  3.  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003 

3.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006. 64 с.

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - литературный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра....

Методическая разработка "Развитие навыков общения у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить не только  темп развит...

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данное пособие представляет собой систему занятий для эффективного усвоения лексики у младших дошкольников посредством театрализованной деятельности.Учебно-методическое пособие направлено на достижени...