Проект "Как мы бережем ресурсы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Фаттахетдинова Галия Равильевна

Проект "Как мы бережем ресурсы" для детей старшего дошкольного возраста направлен на развитие экологического сознания и ответственности у детей через изучение темы сохранения ресурсов и является важным шагом в формировании экологического сознания и ответственности у детей, что способствует сохранению окружающей среды и устойчивому развитию нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_shkola_1476_kak_my_berezhem_resursy_-_kopiya.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа №1476

«Как мы бережем ресурсы»

Гузенко Елена Владимировна – воспитатель

Башкина Светлана Викторовна – воспитатель Фаттахетдинова Галия Равильевна - воспитатель

г. Москва 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Актуальность        3

Цель        3

Задачи        3

Обзор литературы        3

Описание исследовательской деятельности        4

Выводы        6

Заключения        7

Список литературы        7

Введение. Вода – основа жизни на нашей планете. Вряд ли найдется человек, который не согласен с этим утверждением. Вода покрывает две трети поверхности Земли и влияет практически на все процессы, которые происходят на планете. Трудно найти такое природное тело, которое не содержало бы воды, даже камни содержат влагу. Для многих животных вода – это среда обитания. Многие ученые считают, что человеческая жизнь представляет собой «борьбу за воду».

Актуальность. Три четверти нашей планеты покрыто водой. Однако, питьевой воды только 2.5 процента от общего объема. Потребление питьевой воды увеличивается с каждым годом, но возобновление этого природного ресурса идет гораздо медленнее. Около 700 миллионов человек в мире живут сейчас в условиях дефицита питьевой воды. По прогнозам эта цифра может вырасти к 2025 году до 3 миллиардов за счет изменения климата и роста населения. По оценке ООН ситуация с каждым годом будет только ухудшаться. Поэтому вопрос сбережения воды крайне актуальный.

Цель. Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме водосбережения, способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры.

Задачи.

  1. Узнать как можно больше о воде и о том, как можно её сохранить и зачем нам это нужно.
  2. Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
  3. Показать необходимость системного подхода к решению проблем водосбережения и экологии.
  4. Познакомить детей с элементарными методами, способами и средствами по экономии воды.
  5. Вовлечение детей и родителей (законных представителей) в социально значимую исследовательскую деятельность по экологии.
  6. Развивать коммуникативные навыки; эмоциональную отзывчивость.

Обзор литературы.

Экологическое воспитание направлено на приобщение ребенка к экологической культуре, развитие умений взаимодействовать с природой, освоение правил рационального природопользования. Рыжова Н. А отстаивает непрерывность экологического развития личности, начиная с дошкольного детства, в процессе которого воспитывается эмоционально – положительное отношение ребенка к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение определенных моральных норм, развивается система первичных ценностных ориентаций.

Водосбережение – актуальная проблема современности на уровне планеты Земля, поэтому содержание представлений о водосбережении является важным содержанием экологического воспитания детей.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Поэтому современная образовательная деятельность детей строится с учетом их интересов, склонностей в рамках деятельностного подхода, согласно которому детская деятельность организуется как самостоятельная деятельность детей.

Экспериментаторская, исследовательская деятельность включает ряд качеств, обеспечивающих результативность, - это умение понять познавательную задачу, принять план исследования, умение отвечать на вопросы, видеть изменения и делать соответствующие выводы. В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя,    который     самостоятельно     и     активно     познает     окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него. Исследовательская деятельность помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Таким образом, активное обучение создает условия для проявления активной позиции ребенка, реализации его интересов и познавательных возможностей. Кроме этого, все это позволяет вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.

Таким образом, особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста являются основой для работы с детьми по теме «Водосбережение».

Описание исследовательской деятельности.

Формы и методы реализации проекта:

  1. постановка и решение вопросов проблемного характера, методика «Три вопроса»;
  2. моделирование (создание моделей неживой природы) «Путешествие капельки»;
  3. опытно-исследовательская деятельность «Фильтрация воды. Как очистить воду?»;
  4. чтение стихов, экологических сказок, просмотр мультфильма;
  5. совместно с родителями проведение экспериментально– исследовательской работы

«Мы потребители воды»;

  1. работа        с        наглядно-методическим        комплектом        «Юные        экологи        Москвы» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
  2. изготовление плакатов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Разглядывая глобус Соня обратила внимание на большое количество воды на планете. «Если повернуть глобус, то совсем не видно суши»– отметила она. Это наблюдение стало началом нашего проекта «Как мы бережем ресурсы».

Сначала мы проинтервьюировали детей чтобы узнать уровень представлений детей по проблемному вопросу: «Нужно ли беречь ресурсы (воду)?».

Зачем нужно беречь ресурсы (свет, вода)?

Что может случиться, если мы не будем беречь ресурсы (воду)?

Особенно активное обсуждение вызвал вопрос «Что будет, если на земле исчезнет вода?»

По ответам детей мы поняли, что представления детей отрывочны, недостаточно опыта для формирования знаний по данному вопросу.

Вместе с детьми постарались ответить на вопросы (методика «Три вопроса»): 1.Что мы знаем?

  1. Что мы хотим узнать?
  2. Как нам найти ответы на вопросы?

Наметили направления работы: поиск и сбор информации о воде, способах попадания воды в дом, способах и видах очистки воды, о способах водосбережения.

Обсудили, какие средства мы можем использовать в проекте: подумать самим,

получить информацию из книг, энциклопедий, мультфильмов, художественной литературы и т.д.,

посмотреть совместно со взрослыми информацию в интернете, провести элементарные опыты и эксперименты,

спросить у специалистов,

продуктивные (рисование, поделки, моделирование и др.).

Далее мы распределили с детьми, кто, чем может помочь, в чем будет выражаться его участие.

На наш проект откликнулись и родители воспитанников. В работе с родителями мы ориентировались на их активное участие в проекте. Заинтересованные дети сами были агитаторами родителей.

Таким образом у нас появилась группа заинтересованных детей и их родителей.

С помощью учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы» ребята узнали откуда в городе вода, что означают казалось бы такие знакомые им слова «вода»,

«водосбережение», «ресурсы», «экономия», «исследовать».

Беседы: «Что произойдет, если исчезнет пресная вода?», «Можно ли пить неочищенную воду? Что произойдет с человеком?», «Как нужно беречь ресурсы?» подвели к опытно-экспериментальной деятельности «Как очистить воду». В мини- лаборатории познакомили детей со способами очистки воды с помощью разных материалов (марли, ткани и ватных дисков). В результате исследования пришли к выводу, чем больше слоев у фильтра, тем чище вода. На больших очистных сооружениях примерно так и очищается вода.

Экологические сказки Беспаловой Л.В. «История одной капельки» (грустная сказка о воде», «Как тучка была в пустыне» (сказка о месте, где нет воды), «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле» погрузили наших девочек и мальчиков в сказочное путешествие. Под впечатлением от прочитанного в группе появилась    модель «Путешествие капельки».

Но самой интересной формой работы стало проведение акции «Учимся экономить воду с детства», цель которой состояла в формировании у детей и их родителей активной жизненной позиции в экономии ресурсов «Как ты дома экономишь воду?». С этой целью использовали  карточки  наглядно-методического  комплекта  «Юные  экологи  Москвы»

«Мы потребители воды». Предложили ребятам и их родителям посчитать с помощью этих карточек сколько вода они используют дома за месяц, а также при чистке зубов. Когда исследования провели, сами ребята заполнили таблицы потребления вода. Полученные результаты были внимательно изучены, проанализированы. В обсуждении того, как можно уменьшить потребление воды, принимали участие не только те, кто выполнял задание, но и большая часть воспитанников. В результате обсуждения, сформулировали правила экономии:

«Не оставлять воду включенной»,

«Не нужно много тратить воды»,

«Выключать воду, когда ею не пользуешься»,

«Когда чистишь зубы, налить на щетку немного воды и выключить кран»,

«Всегда чинить краны и трубы».

По словам родителей дети стали следить за водой дома, не допускать, чтобы вода лилась просто так, делать замечания.

Выводы. В процессе проектной работы мы расширили знания детей о том, как и откуда вода приходит в дом, через какой производственный процесс она проходит, л, как и почему необходимо экономить воду. В рамках проекта дети познакомились с

понятиями «природные ресурсы», стали понимать необходимость бережного отношения к воде – как источнику жизни и здоровья человека, окружающей природы, ее ценности, что можно сделать для уменьшения количества используемой воды.

Взаимоотношения между детьми и нами, воспитателями, стали еще теснее и доверительнее, мы стали сотрудниками в проекте.

Родители поняли, что затронутая нами проблема очень интересна, актуальная и педагогически важна, так как она помогает формировать у детей экологическое мышление, экологические понятия.

Заключение. Приобретенный детьми опыт проектно-исследовательской деятельности формирует и расширяет представления об объектах природы через практическое самостоятельное познание, формирует умения делать выводы, открытия. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить его любознательность, стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Список литературы.

  •         Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008.– 208 с.
  •         Беспалова Л.В. Экологические сказки для детей дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/04/19/ekologicheskie-skazki-dlya- detey-doshkolnogo-vozrasta
  • Маханева М. Д Экологическое развитие детей дошкольного

возраста : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004. – 320.

  •         Онлайн-библиотека материалов учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы»https://www.mospriroda.ru/
  •         Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-392
  •         Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
  • Рыжова. Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО

«Издательство «Детство – Пресс», 2014. –208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как мы бережем ресурсы"

Проект "Как мы бережем ресурсы"...

Презентация к проекту "Бережем ресурсы Земли"

Презентация к проекту "Бережем ресурсы Земли"...

Познавательно-исследовательский проект. В рамках всероссийского конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении" Международный день без бумаги «Как мы бережем ресурсы»

Международный день без бумаги«Как мы бережем ресурсы»Презентация к проекту[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877515","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим и и миром природы "Бережем природные ресурсы Земли"

Конспект занятия по ознакомлению детей с природными ресурсами Земли и способами их сбережения и экономии. Материал для детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Как мы бережем ресурсы?»

Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: 1 месяц.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.Актуальность: в настоящее время, в век развитых технологий, дост...

Дидактическая игра «Рециклинг. Перерабатываем мусор – бережем природные ресурсы!»

Дидактическая игра «Рециклинг. Перерабатываем мусор – бережем природные ресурсы!»...