Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologich_proekt_ekol_tropa_v_det_sadu.docx | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Экологическая тропа в детском саду»
Мозонова Н.А.
2023 год
Оглавление.
- Пояснительная записка
- Содержание проекта
- Планируемые результаты
- План реализации проекта:
- Объект исследования
- Тема
- Цель
- Тип проекта
- Участники проекта
- Сроки реализации
- Проблема
- Образовательные области
- Развитие интегративных качеств
- Предварительная работа
- Этапы проекта
- Формы и методы работы с детьми
- Работа воспитателя с родителями
- Конспект занятия в старшей группе
- Описание видов деятельности
- Перспективное планирование, цикл занятий
- Вывод
- Список литературы
- Пояснительная записка
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
- Содержание проекта
Задачи.
- Расширять представления о растениях..
- Развивать познавательный интерес.
- Формировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.
- Определять стадии роста овощных, садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.
- Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
- Сформировать познавательный интерес к миру растений.
- Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
- Планируемые результаты.
- Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
- Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).
- Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
- Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
- В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
- Сплочение детей, родителей и воспитателей.
- План реализации проекта:
- Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;
- Тема: «Экологическая тропинка в ДОУ»;
- Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
- Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
- Участники проекта: дети, родители, педагоги;
- Сроки реализации: 3 месяца;
- Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания;
- Образовательные области:
Физическая культура | Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; |
Здоровье | Сформировать элементарные навыки личной гигиены; навыки поведения во время еды. Дать начальное представление о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Рассказать о значении утренней гимнастики, закаливания организма и соблюдении режима дня. |
Социализация | Развить умение договариваться с партнерами, во что играть, подчиняться правилам игры. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; |
Труд | Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; |
Безопасность | Закрепить знания о элементарных правилах поведения в детском саду и других местах (на улице, в транспорте); правила дорожного движения. |
Познание | Закрепить умение работать в коллективе; Развитие элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира. |
Коммуникация | Закрепить умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. |
Чтение художественной литературы | Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; |
- Развитие интегративных качеств:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:
- Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры
- Соблюдает элементарные правила поведения во время еды за столом
- Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни
- Знает от пользе утренней зарядки, физических упражнений
- Начинает проявлять умение заботится о своем здоровье
Любознательный, активный:
- Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры
- Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности
- Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, исследовательской деятельности
Эмоционально отзывчивый:
- Эмоционально тонко чувствует переживания взрослых, детей, персонажей
- Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям
- Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
- Игровое взаимодействие сопровождает речью
- Речь становиться главным средством общения
- Может сочинить оригинальные последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым
- Умеет делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации
- Проявляет желание поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять
- Конфликты улаживает с помощью речи
- Понимает что надо заботиться о младших
- Соблюдает элементральные общепринятые правила поведения в детском саду, на улице
- В повседневной жизни, сам без напоминания взрослого пользуется «вежливыми словами»
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
- Владеет элементарными навыками самообслуживания
- Ориентируется в окружающем пространстве
- Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения
- Умеет быстро находить интересное занятие для себя
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
- Имеет навыки организованного поведения в детском саду, на улице, дома
- Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого
- Способен сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут
- Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений
- Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками
Овладевший необходимыми умениями и навыками;
- Предварительная работа
- Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
- Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы в ДОУ – программа “От рождения до школы”.
- Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.
- Финансовое обеспечение: благотворительные средства родителей, (бюджет), бросовый материал.
- Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, наборы для посадки (ящики, стаканчики для рассады), технический инвентарь (грабли, лопаты, лейки).
- Этапы проекта
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов (презентация).
Первый этап - подготовительный
- Подготовка к реализации проекта.
- Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
- Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.
- Подготовка природного материала для деятельности детей
Второй этап – основной.
Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи
Второй этап проекта заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропинке детского сада и исследовать все растения находящиеся там. Таким образом у нас получилось несколько «Остановок» в каждой из которых дети получали информацию, проводили исследование, делали эксперименты и зарисовки.
Всего было 8 остановок:
- Стенд «Экологическая тропа»
- Деревья (хвойные, лиственные). По этой теме мы создали гербарий и сложили в отдельную папку, в последующем мы рассматривали каждый лист под лупой.
- Кустарники. Садовые кусты. Очень понравилось собирать ягоды смородины и малины. С этими растениями мы познакомились на вкус.
- Огород. Весной мы сажали растения на огород, а летом мы трудимся на огороде. Мы научились ухаживать за картошкой, вырастили помидоры, капусту брокколи и даже баклажаны. Весь урожай мы отнесли на кухню и нам приготовили вкусный обед.
- Поле. На этой теме мы изучили все злаковые растения. Посмотрели как их выращивают, как собирают и как обрабатывают, чтобы получилась такая вкусная каша, которую нам готовят каждое утро.
- Лекарственные растения. Изучили свойства лекарственных растений.
- Пруд. В пруду очень много разнообразных и удивительных растений. Коллекцию гербария водных растений нам собрать не удалось, т.к. эти растения плохо сохраняются без влаги, т.е. воды. Таким образом мы выяснили что водным растениям всегда нужна вода. Но поскольку летом мы часто с родителями выезжаем на водоемы купаться, отдыхать и загорать, то у нас была возможность вместе с родителями изучить водные растения в водоемах нашего города, за пределами детского сада.
- Цветы. Познакомились с цветами которые растут не только на клумбе нашего детского сада, но и луговые, садовые, декоративные цветы. Из этих цветов у нас получился хороший и очень красивый гербарий, который мы так же оформили в папку (чтобы в дальнейшем можно было вернуться и рассмотреть растения еще раз). А вот комнатные растения мы изучили более подробно. Все свои данные мы занесли в паспорт комнатных растений, который теперь находится у нас в группе в природном уголке. Таким образом можно посмотреть как называется то или иное комнатное растение в нашей группе, как за ним ухаживать, и что с ним делать не нужно.
Третий этап – заключительный.
- Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.
- Развитие творческих способностей
- Коллекция гербария растений «Деревья», «Цветы»
- Паспорт комнатных растений группы
- Экологическая викторина
- Физкультурно-оздоровительное занятие «В лес ходить – лес любить»
В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, стихи) и т.д.
- Формы и методы работы с детьми
- Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
- Игровая форма занятий
- Ознакомление с художественной литературой
- выставка рисунков и поделок
- Сюжетно-ролевая игра
- Наглядная пропаганда
- Утренники, викторины, КВН
- Экскурсии, наблюдения
- Самостоятельная детская деятельность
- Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования
- Работа воспитателя с родителями и воспитателями
- Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
- Анкетирование с родителями, сбор информаций
- Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
- Советы и рекомендации
- Конспект занятия:
Физкультурно-экологический праздник в старших группах
«В лес ходить – лес любить»
Цель: закреплять навыки двигательной активности, полученные на физкультурных и музыкальных занятиях; формировать положительные эмоции, раскрывать творческие способности детей.
Задачи:
- в игровой форме закреплять любовь к родной природе;
- развивать интеллектуальные способности детей;
- развивать быстроту, ловкость, внимание;
- воспитывать коммуникативные качества.
ХОД ПРАЗДНИКА
Дети под музыку «Вместе весело шагать» заходят в спортивный зал.
Проходят полосу препятствий: перешагивают через «бревно»; пролезают под «поваленными деревьями» (под палками); перепрыгивают через «ручеек»; идут на носках по «камушкам»;
идет по «следам» (следы очень большие). После полосы препятствий дети садятся по кругу «привал».
Заходит Йети (Снежный человек)
Йети:
Я стеклом поранил ногу,
Я с повязкою хожу,
И терплю такую муку,
Со стеклом я не дружу! (Плачет)
Ведущий: Что случилось, кто вы, и где вы обрезали ногу?
Йети: Я – Йети. Снежный человек и хожу всегда босиком. Кто-то в лесу разбросал битое стекло, я наступил на него и поранил ногу.
Ведущий: Дети. Давайте поможем снежному человеку и соберем все стекла в лесу?
1. Эстафета «Собери стекла»
Дети делятся на 2 команды. По сигналу первый ребенок бежит до ориентира, где лежат в коробке нарезанные кусочки от пластиковых бутылок «стекла». Берут одно «стекло», бегут обратно и складывают «стекла» в ведро. Передают эстафету другому игроку. Побеждает та команда, которая быстрее соберет «стекла».
Йети: Молодцы ребята, здорово справились с работой, а вы не знаете, кто разбросал «стекла» в лесу?
Дети. Нет
Входит Соловей-Разбойник.
– Это что еще за сборище, ишь!!! Порядок навели, не люблю порядок. Я вот сейчас как свисну, и все листочки с деревьев слетят.
Свистит. В это время ведущий разбрасывает листочки по залу.
2. Эстафета «Собери листочки»
Первый бежит, огибает ориентиры 5 штук «елочки» до листочков, берет листочек и вешает на дерево. Возвращается к команде и передает эстафету. Одна команда берет только березовые листочки, а другая только дубовые. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все листочки на дерево.
Йети: Молодцы, ребята, здорово это у вас получается, наверное, вы в детском саду много тренируетесь?
1-й ребенок: 2-й ребенок:
Нам, смелым, и сильным, и ловким, Нам, смелым, и сильным, и ловким,
Со спортом всегда по пути. Быть надо всегда впереди.
Ребят не страшат тренировки, Здоровье, сила, ловкость –
Пусть сердце стучится в груди. Вот спорта пламенный завет.
Соловей-Разбойник: Сильные, они смелые, ловкие умелые! Сейчас я посмотрю, какие вы смелые, Свисну сейчас и ни одного животного, ни одной букашечки в лесу не останется, будет вам в лесу скучно, и не интересно.
Свистит. В это время ведущий раскладывает на полу картинки с изображением лесных животных.
3 эстафета «Найди животного по следу»
Первый ребенок бежит до ориентира, где разложены игрушки лесных животных. Берет любого животного, находит его след, кладет игрушку на след, бежит к команде, передает эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее разложит игрушки по следам.
Соловей-Разбойник: Фу-ты нуты, и здесь эти детишки шалунишки справились.
А давайте договоримся, я вам сейчас загадаю загадки, если вы их не отгадаете, то уйдете из леса и никогда сюда больше не придете и заберете с собой это лохматое чудовище. А то вы все такие добреньки, веселенькие, лес они любят, никаких пакостей не делают, фу-ты нуты!
Загадывает загадки:
Весной веселит, Мягок, а не пух, | Летают, кружатся. На горе шумит, | Стоит лепешка Стоят столбы белы, |
Соловей-Разбойник: Ну ладно, ладно, смотрю, все здесь умные собрались. А я вас обманул, я все равно вас из леса выгоню. Сейчас я свисну, и ваш лес сгорит, и останутся от него только угольки.
Свистит.
Йети: Мне страшно, где же я буду жить, и звери, мои друзья?
Ведущий: Не волнуйся снежный человек, сейчас наши ребята помогут вам и потушат пожар.
4 эстафета «Потуши пожар»
Первый ребенок бежит с маленьким ведром, перепрыгивая через «кочки», набирает воду из большого ведра, бежит обратно, выливает воду в пустое ведро, передает эстафету следующему игроку.
Ведущий: Ну, вот пожар потушен. Соловей-Разбойник, уходи из леса, нечего тебе тут делать, только пакостить умеешь.
Йети: Мы с ребятами очень любим наш лес и бережем его от всякой нечестии и хулиганов.
Ведущий: Мы с ребятами часто ходим в лес и собираем там всякий мусор, который оставляют после себя нехорошие люди. Вот, Соловей-Разбойник, посмотри, как наши дети быстро и чисто убирают мусор.
5 эстафета «Собери мусор»
Ведущий высыпает на пол из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т. д.). Дети по команде собирают мусор в свои корзины. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.
Йети: Здорово, здорово, как у нас в лесу чисто, молодцы ребята, я вас всех так люблю!!! Я всегда вас буду ждать в нашем прекрасном лесу!!! Я вижу что вы его тоже очень любите!!!
Соловей-Разбойник: Любите!!! Бережете!!! А я все равно как свисну, и не останется в вашем любимом лесу ни одного цветочка, ни одной травиночки. И не будет вам здесь ни красиво, ни хорошо, вот тогда здесь я и поселюсь со своими друзьями разбойничками.
Свистит.
Йети: Ой, ребята, посмотрите, на полянке не осталось ни одного цветочка, что же делать?
Ведущий: Это дело поправимое, наши ребята и с этой бедой справятся, правда, ребята?
6 эстафета «Собери ромашку»
Дети бегут до ориентира, где разложены желтые кружочки («сердцевина ромашки»). Каждый участник должен прикрепить к сердцевине лепесток. Выигрывает та команда, которая первая соберет ромашку.
1-й ребенок:
В лес весенний мы пришли Рвать цветочки мы не будем,
И полянку там нашли. А беречь, любить их будем.
И растут на той полянке Пусть растут на радость людям,
Всевозможные цветы Никогда их не забудем!
Соловей-Разбойник: Что, цветочки вы любите? Фу, какая гадость.
Дети: Да!!!
Ведущий: И стихи дети про цветы знают, сейчас они тебе расскажут.
1-й ребенок: 2-й ребенок:
Выглянул подснежник в полутьме лесной – На лугу у той дорожки,
Маленький разведчик, посланный весной; Что бежит к нам прямо в дом,
Пусть еще под лесом властвуют снега, Рос цветок на длинной ножке
Пусть лежат под снегом сонные луга; Белый с желтеньким глазком.
Пусть на спящей речке неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик – и весна придет.
3-й ребенок: 4-й ребенок:
Колокольчик голубой На солнечной опушке фиалка расцвела.
Поклонился нам с тобой; Лиловенькие ушки тихонько подняла.
Колокольчики – цветы В траве она хорошенькая, не любит лезть в перед.
Очень вежливы… Но всякий ей наклонится и бережно возьмет.
А вы?
Соловей-Разбойник: А я вот не люблю цветы, мне их никто и никогда не дарил.
Йети: А это, потому что ты злой и не любишь природу. Приходи к нам лес и любуйся на цветы, на деревья, и на все что находится у нас в лесу.
Соловей-Разбойник: Да я злой, вот сейчас как свисну…
Свистит, а у него ничего не получается.
Йети: Что ничего не получается? Хватит уже гадости всем делать, давай с нами вместе играть и веселиться, лес любить и всех кто в нем живет.
Соловей-Разбойник: А вы меня простите? А вы со мной будете играть? А то правда так надоело всем гадости делать и нашу замечательную природу губить, вы меня простите?
Йети: Ребята, мы простим Соловья-Разбойника? Тогда давайте поиграем в веселую игру.
7. Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»
А чтобы деревьев было в лесу много и они всегда радовали нас, нужно их сажать.
8. Игровой стретчинг «Семечко летело»
Ведущий:
Разлетелись семена
Тихо на траву упали.
По лесам, полям, лугам.
И тихонько прорастали
«Маленькая елочка»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки врозь;
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз, ладони направлены в пол (вдох);
3-4 – присесть на корточки. Пятки от пола оторвать (выдох), сохранять равновесие.
«Елка»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки врозь;
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз, ладони направлены в пол (вдох);
3-4 – полуприсед. Пятки от пола не отрывать (выдох).
«Большая ель»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки врозь (вдох);
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в сторону вниз, ладони направлены в пол (вдох).
Йети: Ой, ребята, какие вы молодцы, как вы меня выручили, большое вас спасибо, и Соловей-Разбойник теперь будет следить за порядком в лесу, пора нам идти, до свидания!
Ребенок:
Дети с Йети навсегда, И зверей оберегать.
Неразлучные друзья. Паучков, стрекозок, мушек
Будем лес наш охранять, И зелененьких лягушек!!!
Праздник заканчивается, подсчитываются результаты
- Описание видов деятельности
- Игровая деятельность.
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В нашем проекте использовались такие игры, как: «Как играть с водой», «Наливаем-выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Поиграй со мной водичка». Использовалась настольная игра «Обитатели воды».
- Учебная деятельность
Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.
В проекте мы использовали серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.
Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.
Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и экперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.
Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.
Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.
- Трудовая деятельность
Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду, то есть:
- ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;
- организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Во время проведения проекта дети также продолжали закреплять навыки по:
- Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
- Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию. Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.
- Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными. При работе в уголке природы, дети стали умеренно наливать воду в растения, умеренно использовать «обрызгиватель», т.к. узнали о том, что вода в больших количествах вредна для растений.
- Перспективное планирование, цикл занятий
Лес.
Циклы занятий | |
1. | |
1. “Лес – наше богатство” | |
2. “Осень в лесу” | |
3.Рассматривание картины И. Левитана “Золотая осень” | |
4. Беседа о хвойных и лиственных деревьях | |
2. | Наблюдение за птицами в лесу |
3. | Целевые прогулки: |
1.В осенний лес | |
2. Наблюдение за белочкой | |
3. “В гостях у Лесовичка” | |
4. | Беседы на тему: |
1. Как вести себя в лесу | |
2. Почему листья желтеют | |
3. Как звери готовятся к зиме | |
5. | Разучивание стихов и загадок о деревьях |
6. | Дидактическая игра “Назови дерево”, “Угадай с какого дерева листочек” |
7. | Зарисовки осеннего леса |
8. | Рисование: “Осень в лесу” |
9. | Беседа о диких животных |
10. | |
1. “Грибы в лесу” | |
2. “Кто живет в лесу” | |
11. | Зарисовки животных |
12. | |
1. “Грибы”, “Насекомые” | |
2. “Лес в разное время года” | |
13. | КВН на тему: “Лес осенью” |
14. | Аппликация на тему: “Ветка с осенними листьями” |
15. | Опыты с листьями: “Почему листья желтеют?” |
16. | Праздник на тему: “Я люблю свой край родной” |
17. | Сочини сказку на тему: “Как я подружилась с лесом” |
18. | Сбор осенних листьев в лесу |
19. | |
1. И. Бунин “Листопад”, “Лес, точно терем расписной” | |
2. А. Пушкин “Унылая пора” | |
3. Э. Блайтон “Что такое лес?” | |
20. | |
1. “Станем мы деревьями” | |
2. “Закачалось деревцо” | |
21. | Конструирование из природного материала “Звери в лесу” |
22. | Проведение игры: “Что? Где? Когда?” на тему: “Лес” |
23. | Коллективная работа “Осень разноцветная” |
24. | |
1. “Круглый год” | |
2. “Цепочки в лесу” | |
3. “Кто, где живет” | |
25. | Вечер досуга на тему: “Все о лесе” |
Огород.
1.Сбор информации, рассматривание энциклопедий, вырезок из газет, открыток, подбор иллюстраций. 2.Подготовка семян к посеву. 3.Подготовка почвы к посеву семян. 4.Посадка семян овощных культур 5.Уход за рассадой 6.Наблюдение за всходами, рассадой и отметки в дневнике наблюдений. 7.Аппликация “Заюшкин огород”. 8.Лепка “Магазин – овощи”. 9.Игра-драматизация “Овощной базар”, “Спор овощей”. 10.Подготовка рисунков для оформления кроссвордов об овощах, урожае. 11.Высадка рассады в открытый грунт, посадка семян в грунт. 12.Составление рассказов “Я тружусь на огороде”. 13.Художественное творчество “Загадки с грядки”, “Натюрморт с овощами”. 14.Участие в мастерской “Овощи в магазин” (из солёного теста). 15.Подбор материала к альбому “Овощной марафон” (стихи, загадки, рассказы). 16.Совместное выполнение трудовых действий по уходу за посадками (полив, прополка, рыхление). 17.Участие в театрализованном занятии “Овощи на грядке”. 18.Конструирование “Корзина для овощей”. 19.Участие в вечере досуга “Ах картошка, ты картошка”. 20.Коллективный труд “Салат из овощей”. 21.Участие в развлечении “Борщ”. 22.Сбор урожая. 23.Изготовление поделок из овощей. | 1.Подбор информационного материала по теме “Овощи”. 2.Изготовление дидактических игр об овощах. 3.Проведение цикла практических занятий по выращиванию растений от семени до плодов. 4.Изготовление дневника наблюдений за всходами семян. 5.Беседы “Незнайка пришёл в гости”, “Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?”. 6.Организация игр-драматизаций. 7.Организация инсценировки “Сказка о том, почему помидор стал красным”. 8.Организация мастерской “Овощи в магазин” (из солёного теста). 9.Проведение театрализованного занятия “Овощи на грядке”.
10.Оформление альбома “Овощной марафон”. 11.Запись рассказов “Я тружусь на огороде”. 12.Познание ФЦКМ “Загадки на грядке”. 13.Организация вечера досуга “Ах картошка, ты картошка”. 14.Проведение коллективного труда “Салат из овощей”. 15.Организация развлечения “Борщ”. 16.Сбор урожая. 17.Организация выставки “Удивительные овощи”. |
Цветы
- Комнатные растения.
- Садовые цветы.
- Луговые цветы.
- Лесные цветы.
- Лекарственные растения.
- Бал цветов.
- Выставка плакатов «Сохраним окружающий мир».
Специально-организованная деятельность.
Путешествие царство комнатных растений.
Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Уголок природы. Уход за растениями.
Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.
Весенние первоцветы (интегрированное занятие).
Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.
Растения лечат.
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;
- развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном объеме мнениями;
- вызывать положительный экономический настрой.
Одуванчик и растения луга.
Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
Красная книга – сигнал опасности.
Цель 1: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.
Цель 2: составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».
Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.
Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).
Дидактические игры.
- «Найди растение»
- «Найди, что опишу»
- «Отгадай, что за растение»
- «К названному растению беги»
- «Собери цветок»
- «Найди такое же растение»
- «Какого цветка не стало?»
- «Отгадай по загадке»
- «Собери букет»
- «Четвертый лишний»
- «Украсим комнату»
- «Найди такой же»
- «Что изменилось?»
- «Где спряталась матрешка?»
- «Найди растение по названию»
- «Продайте то, что назову»
- «Где спрятано растение?»
- «Узнай растение»
- Магазин «Цветы»
- «Найди о чем расскажу»
Словесные игры.
Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.
- «Я садовником родился»
- «Опиши цветок»
- «Загадай, мы отгадаем»
Загадывание загадок.
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Продуктивные виды деятельности.
Коллаж «Цветочное царство».
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.
Аппликация «Астра из ниток».
Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.
Аппликация «Волшебные цветы».
Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
Лепка «А мы по лугу гуляли…».
Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.
Рисование «Мой любимый цветок» (методом «тычка»).
Цель. Закрепить способ рисования «тычком» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.
Рисование «Мой любимый луговой цветок».
Цель. Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.
Рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».
Цель. Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.
Рисование «Мой любимый цветок».
Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.
Оригами «Тюльпан».
Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги; развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.
Пальчиковые игры.
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
- «Наши алые цветы»
- «Цветы»
- «Мак»
- «Растения»
Подвижные игры.
Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.
- «Солнышко и дождик»
- «Цветы и ветер»
- «Растения»
Хороводные игры.
Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
- «Мы на луг ходили»
- «Галя по садочку гуляла»
Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.
Цель. Уточнить знания детей о цветах, их особенностях; развивать воображение, умение вести диалог от лица цветка; развивать эмпатию.
Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
Цель. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей , полученные за день; активизировать память.
Трудовая деятельность.
Поливка комнатных растений.
Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.
Мытье комнатных растений.
Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.
Поливка клумб с многолетниками.
Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
Посадка рассады цветов.
Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.
Черенкование комнатных растений.
Цель. Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков; воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.
Пересадка комнатных растений.
Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.
Наблюдения.
Наблюдение за одуванчиком.
Цель. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.
Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.
Чтение.
Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
- Стихи о цветах.
- Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
- Пришвин М. «Золотой луг».
- Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
- Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
- Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
- Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
- Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
- Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
- Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».
Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»).
Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
Настольные игры.
- «Выложи цветы» (мозаика)
- «Собери комнатное растение»
- «Собери букет»
- «Цветочное лото»
- Домино – «Наш сад»
Экологическая сказка «Волшебный сон»
(про мусор)
ВОЛШЕБНЫЙ СОН
(экологическая сказка)
На нашей красивой планете, | На небе тучи черные | Как теперь пред вами |
Прослушивание аудиоэнциклопедии дяди Кузи и Чевостика «Растения»
Литература
- В.В. Петров Растительны мир нашей родины (70)
- Н.Рыжова «Деревья – наши друзья» (3.122)
- Т.Н.Нуждина «Энциклопедия для малыышей Чудо-всюду» (57)
- Растения Москвы Лето (3.81)
- Растения Москвы Осень (3.82)
- Медодическое руководство к серии «Демонстрациолнный материал для фронтальных занятий)
- Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды лесные» (78)
- Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды садовые» (77)
- Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья» (80)
- Наглядно-демонстрационный материал «Деревья» (32)
- Энциклопедия Все обо всем «Растения» (22)
- Полная энциклопедия «Растения» (38)
- Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты
- Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
- Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
- Детская энциклопедия. Цветы от А до Я.
- Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....
«Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Семинар-практикум для воспитателей ...
«Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Семинар-практикум для воспитателей ...
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Данный материал будет полезен для старших воспитателей, зам. по ВМР ...
Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском саду семинар–практикум
Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском садусеминар–практикум...