" Что мы знаем о рыбах?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с признаками и разнообразием рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_posledniy.docx | 33.47 КБ |
2_prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 7»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Конспект
занятия по познавательному развитию
в старшей группе
«Что мы знаем о рыбах?»
подготовила
воспитатель
Семенова Марина Михайловна
Цель: Познакомить с признаками и разнообразием рыб.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;
- формировать у детей умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);
- формировать у детей умение выделять признаки различия и сходства между рыбами;
-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними;
- активизировать и обогащать словарь ребёнка (речные рыбы, морские рыбы, плавники, жабры).
Развивающие:
-развивать у детей связную речь, логическое мышление;
-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи свои выводы, развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;
-воспитывать коммуникативные качества (умение работать в команде, договариваться), экологическую грамотность у детей.
Предварительная работа:
- Беседы о водных ресурсах.
- Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей.
- Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Бианки «Рыбий дом».
Материалы и пособия:
- дидактические игры по ознакомлению морскими и речными рыбами;
- загадки, скороговорки;
- развивающие игры технологии В.Воскобовича « Коврограф Ларчик»;
- Картинки, иллюстрации с изображением различных рыб;
- подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется», «Ручеек»;
- проектор, ноутбук, экран;
- пластиковые стаканчики, растительное масло, пластилин.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: - Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй,
Собрались все дети в круг:
Слева друг, и справа друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Звучит шум моря
Воспитатель: - Ребята, вы слышите, что это за шум?
Дети: - Шум моря, воды.
Воспитатель: - Правильно. Смотрите, что это?
Дети: - Бутылка.
Воспитатель: - А как бутылка могла оказаться в море, в воде? Для чего она? Что в ней? Давайте откроем её и посмотрим.
3. Сюрпризный момент - чтение письма:
Воспитатель: - Ребята, тут письмо. От кого же оно?
«Дорогие ребята! Пишет вам капитан дальнего плавания. Приглашаю вас в путешествие на корабле. Чтобы путешествие получилось действительно интересным и понравилось вам, я, Капитан, предлагаю вам выполнить задания. Когда все задания будут выполнены, мы обязательно с вами встретимся. До скорой встречи. Капитан».
Воспитатель: - Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?
Дети: - Да
Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на корабле, вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, где плавает корабль?
Дети : - По океану, морю, реке.
Воспитатель: - Правильно. По океану, морю, реке, по водным просторам. Мы будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. А чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны с вами выполнить задания, которые нам приготовил Капитан.
4. Задание 1 - развивающая игра В.Воскобовича « Разноцветные Паруса»
Воспитатель: - Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно собрать паруса. Посмотрите внимательно на наши корабли.
Воспитатель перемешивает разобранные паруса.
Воспитатель: - Ребята, чтобы выполнить это задание, вам нужно работать дружно в команде, договариваться и помогать друг другу.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы, мы можем начинать наше путешествие.
Воспитатель: О ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
«В воде озорница играет,
Резвится, блестит чешуей.
И в воде к себе призывает
Беззвучно: «Поплыли со мной!»
Воспитатель: – Кто это?
Дети: Это рыбка!
Воспитатель:– Правильно, ребята! Сегодня мы будем говорить с вами о рыбах.
5. Артикуляционная гимнастика
Лево, вправо, кончик ходит,
Будто место не находит.
Воспитатель:– Как вы думаете, дети, где живут рыбы?
Дети:– Рыбы живут в воде.
Воспитатель:– Чем питаются рыбы?
Дети: – Рыбы питаются мелкими рыбками, водными растениями.
Воспитатель:– В каких водоемах могут жить рыбы?
Дети:– Рыбы живут в реке, озере, пруду, море, океане, аквариуме.
Воспитатель:– А могут рыбы жить в болоте?
Дети:– Нет, там грязная вода.
Воспитатель:– Назовите рыб, которых знаете.
Дети: - Акула, сом, карась, щука и т.д
Воспитатель: - Ребята, вы назвали много рыб. А на самом деле их еше больше. Я хочу вам рассказать о необыкновенных рыбах с интересными названиями.
6. Показ и рассказ о рыбах
(Слайды: Рыба–клоун, Императорский ангел, Рыба–луна)
Воспитатель:– Как вы думаете, а как называются рыбы, которые живут в море?
Дети: - Морские рыбы.
Воспитатель: А в реке живут….?
Дети: - Речные рыбы.
Воспитатель: – Как называется детеныш рыбы?
Дети:– Малек.
Воспитатель:– Из чего выводятся мальки?
Дети:– Из икринок.
Воспитатель:– Чем покрыто тело рыбы?
Дети: – Чешуей.
Воспитатель:– Что помогает рыбам передвигаться в воде?
Дети:– Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост.
Воспитатель:– При помощи чего рыбы дышат?
Дети:– Рыбы дышат при помощи жабр.
Воспитатель: - Ребята, все живые существа дышат воздухом. А откуда рыбы берут воздух?
Дети: - Рыбы берут воздух из воды.
Воспитатель: - А давайте мы с вами проверим это. Я предлагаю вам провести небольшой опыт.
7. Опыт с водой
Воспитатель: - В воде есть немного воздуха. Давайте убедимся в этом, опустив пластилин в воду.
- Что вы видите? ( Пластилин покрылся пузырьками)
Воспитатель: - Рыбы, как и все живые существа, дышат воздухом, растворенным в воде. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, чтобы воздух попадал через них в воду.
Воспитатель: - Но человек может как помогать рыбам, так и мешать им, вредить. Как? Что плохого делают люди? Что может загрязнить реки и моря?
(сливают в водоемы промышленные отходы, грязную воду)
Воспитатель капает растительное масло в стаканчики с водой.
Воспитатель: - Что мы видим? Вот так и нефтяные (промышленные) отходы закрывают пленкой поверхность воды и не позволяют воздуху проникнуть в воду. Что происходит с живыми организмами в таком случае? (Погибают, не могут дышать)
8. Задание 2
Воспитатель: - Ребята, вы много знаете о рыбах. Послушайте второе задание от Капитана. Обратите внимание на игровые поля: что здесь изображено?
Дети: - Море и река.
Воспитатель: - Что же объединяет эти водоемы? Кто живет в них?
Дети: - В них живут рыбы.
Воспитатель: - Давайте составим слово РЫБЫ.
Дети выполняют задание по подгруппам.
Воспитатель: - Проверьте друг друга. Молодцы, вы успешно справились с заданием.
Воспитатель: -А сейчас мы с вами немного отдохнем.
9. Физкультминутка
«1, 2, 3, повернись и в рыбок обернись!»:
Рыбки весело резвятся
В чистой голубой воде.
То сомкнутся, разомкнутся,
То зароются в песке.
То замашут плавниками,
То закружатся кругами.
Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики, поиграем с вами в игру.
9. Игра «Вставьте пропущенное слово»
1. В реке живут (…) рыбы, а море живут (…) рыбы?
2. Что есть у рыб, чего нет у животных? (А ещё у рыб внутри есть пузырь с воздухом. Он не дает рыбам утонуть)
3. Животные покрыты шерстью, птицы - перьями, а рыбы (… ) ?
Воспитатель: - Вот мы с вами поиграли, а теперь следующее задание от капитана.
10. Задание 3
Воспитатель: - Вы будете отгадывать загадки, и если отгадаете правильно, то на экране появиться отгадка. А сначала подготовим наши глаза.
Гимнастика для глаз
Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг
Глазкам видеть все дано
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг
Погляжу на мир вокруг.
ЗАГАДКИ
Море тёплое вокруг, Мы купались в нём, и вдруг. Всех друзей как ветром сдуло, К пляжу подплыла … (Акула). СЛАЙД 1
Большущая такая рыба Лежит на дне, как будто глыба. Лежит, усами шевелит, Зевать рыбёшкам не велит. В глубоком омуте есть дом, Хозяин в доме этом — ...… (Сом). СЛАЙД 2
Он колючий, а не еж, А речная рыба ? ... (Ёрш). СЛАЙД 3
Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (Щука). СЛАЙД 4
Воспитатель: - Вот мы и разгадали с вами все загадки, вы большие молодцы.
Воспитатель: - У нас осталось последнее задание от Капитана.
11. Задание 4 Игра «Рассели рыб правильно»
Воспитатель: - Ребята, капитан приготовил для вас картинки с изображением рыб. Предлагает вам разделиться на две команды: 1 команда выбирает рыб, которые обитают в море, а 2 команда выбирает рыб, которые обитают в реке. Вам нужно правильно распределить рыб и закрепить картинки на игровом поле.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - А теперь давайте проверим себя.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. - Мы справились со всеми заданиями Капитана. Вы молодцы. Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями: Что вам понравилось? Что было легко? В чем были затруднения? Что нового вы узнали на занятии? О чем вы расскажете вечером своим родителям?
Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы показали себя хорошими знатоками водных обитателей. Наше путешествие на этом заканчивается, а в будущем вас ждут новые встречи с морскими и речными жителями.
Сюрпризный момент: на экране появляется Капитан.
Он благодарит всех ребят. Им вручают памятные медали.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знаем, помним, гордимся"
Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...
«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»
Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......
Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»
Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная практика) для детей подготовительной группы....
Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."
Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....
это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?
буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...
Творческий проект "Знай свой край люби и знай"
Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....