Открытое занятие "Воздухоискатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развивать познавательную активность в процессеисследования; расширять знания детей о воздухе.
Обучающиеся задачи: упражнять в наблюдательности за окружающей средой; закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Развивающие задачи: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспитывать интерес к исследованию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduhoiskateli.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровлениядетский сад «Чечек» села Шуй муниципального района«Бай-Тайгинскийкожуун Республики Тыва»
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Воздухоискатели»
Воспитатель: Салчак Октябрина Орлан-ооловна
Шуй, 2019г.
Цель: развивать познавательную активность в процессеисследования; расширять знания детей о воздухе.
Обучающиеся задачи: упражнять в наблюдательности за окружающей средой; закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Развивающие задачи: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспитывать интерес к исследованию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Интеграция образовательных областей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– физическое развитие;
– художественно-эстетическое развитие.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность детей, кейс, анализ, подведение итогов, наводящие вопросы, индивидуальная работа с детьми.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Словарная работа: лаборатория, кляксография.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); халаты (по количеству детей); миски с водой 2 шт.; апельсин, салфетка сухая; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки, воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята к нам сегодня пришли гости давайте поздороваемся с ними.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым и доверчивым,
Пусть каждое утро длится до вечера.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Молодцы! Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет не видим.
Воспитатель:Раз мы его не видим значит воздух какой?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию. Лаборатория-это комната которая делают разные эксперименты. А нука повторите за мной ребята.
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Когда работаете в лаборатории надо соблюдать некоторые правила внимательно слушайте: надо соблюдать тишину, не мешать друг другу, быть аккуратным при работе с опытами. Все запомнили да?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь пойдемте в лабораторию. (дети проходят к столам). Вот и пришли мы. Чтобы работать в лаборатории надо надевать специальные фартуки. (Дети одевают фартуки).
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух руками. Поймали?
Дети: Не поймали.
Воспитатель: Мы не сможем поймать воздух. А хотите я научу вас ловить воздух?
Дети: Да!
Опыт № 1. «Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите пакетики и поймаем воздух в пакет. Молодцы какие вы быстрые! Теперь закручиваем его. Что произойдет? На что он похож?
Дети: Пакет полон воздуха. На подушку похожа.
Воспитатель: Молодцы. А теперь возьмите зубочистки и делаем дырку, держите ближе к лицу. Что вы чувствуете? Что из пакета выходит?
Дети: Из пакета выходит воздух, которое мы поймали.
Воспитатель: Все правильно. Какие вы молодцы. А теперь сделаем вывод первого опыта.
Вывод: чтобы увидеть воздух его надо поймать.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). Давайте проверим.
Опыт № 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой подуйте в трубочку опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель:Да, пузырьки воздуха.
Вывод: значит воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: А теперь немножко поиграем. Игра «Узнай по запаху».
Ребята как вы думаете, есть ли свой запах у воздуха?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вы сейчас закроете глаза и отгадаете, чем пахнет воздух в нашей лаборатории. (детям предлагается почувствовать запах апельсина, лука, яблока). Запах вы чего почувствовали?
Дети: Запах апельсина, яблока, лука.
Воспитатель: Молодцы правильно! Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Опыт № 3. «Имеет ли воздух вес».
Воспитатель: Как вы думаете имеет ли воздух вес?( ответы детей). У меня в руке 2 апельсина-один очищенный, другой с кожурой. Отпускаем апельсины емкость с водой. Что мы видим?
Дети: апельсин очищенный утонул, а апельсин с кожурой плавает на поверхности.
Воспитатель: Как вы думаете почему апельсин с кожурой не утонул, а апельсин без кожуры утонул? (ответы детей).
Воспитатель: В кожуре апельсина есть воздух. Он легкий поэтому апельсин плавает.
Вывод: воздух легче воды.
Опыт № 4 «Воздух в стакане».
Воспитатель: А теперь я покажу вам один фокус. Будьте очень внимательными. Соблюдаем тишину. На дно стаканчика отпускаем салфетку, тщательно ее прижимаем ко дну стакана.
Переворачиваем стакан вверх дном, держим стакан прямо вертикально и отпускаем стакан в емкость с водой, до дна емкости. Затем банку выжимаем из воды. Посмотрим намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой?
Дети: Салфетка сухая.
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, он не пускал туда воду.
Воспитатель:Очень интересно да, ребята? А теперь все стали, устали наверно да? Немножко отдохнем.
Физминутка.
Пятачка носочек раз, два, три
Пятачка носочек раз, два, три
А теперь потопаем,
Ручками похлопаем
А еще попрыгаем
Ножками попрыгаем.
Повернулись в право раз,
Повернулись в лево два
Ну и снова еще раз
Повторяем этот пляс. (2 раза).
Воспитатель: Молодцы. Все сели за столы наш следующий опыт.
Опыт № 5 «Раздуй каплю» (рисование с воздухом).
Воспитатель: Воздухом можно рисовать. Этунетрадиционную технику рисования называются «кляксография». Повторите за мной.
Дети: Кляксография.
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски и берем трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу до центра в разные стороны. Посмотрите как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовывать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наши исследования. Что мы нового сегодня узнали? Какие опыты мы сегодня делали? Ребята, Вы отличные воздухоискатели и стали настоящими учеными. В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги исследовательской деятельности на занятии);
–что воздух нас постоянно окружает;
–что способ обнаружения воздуха «запереть» воздух поймать в оболочку;
– что воздух легче воды;
–что воздух есть внутри кожуры апельсина;
– воздух есть внутри людей;
– воздухом можно рисовать. Оформление выставки творческих работ.
Литература:
1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
9. Интернет ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД
Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)
Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...
«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».
Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...
Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"
Цель: Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...