Конспект непосредственной образовательной деятельности "Осень в лесу"
материал по окружающему миру

Борисова Надежда Геннадьевна

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_lesu.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

 «Осень в лесу»

для детей разновозрастной группы

                                   

                                                                              Составитель: воспитатель

                                  Борисова Надежда Геннадьевна

г. Красноярск

2022 г.

 «Осень в лесу»

                                 

Задачи :

-Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных, птиц  осенью

-Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.

-Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, умение излагать свою мысль.

- Воспитывать  любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

-Приучать детей заботиться о птицах, испытывать радость от сознания того, что в трудное зимнее время они помогли птицам.

Предварительная работа:

рассматривание картин о природе, чтение рассказов и стихов, разбор пословиц и поговорок, примет о осени .

I Организационный момент

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами  пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт .

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём  .

Весною – веселит , летом – холодит ,

Осенью – питает , зимою – согревает . (лес )

Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)

Лес – большой дом, в котором живёт много жильцов, соседей и каждый из них занимает  свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья ?(осень)

Значит, в какой лес мы  с Вами сегодня пойдём?

(В осенний).

Кто из Вас бывал в лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

.

Считалка:

“Журавли летят на юг
Засыпает майский жук.
Каждый день идут дожди
Ты тепла уже не жди.

       Возьмёмся за  руки , друзья и по тропе лесной отправимся туда ,

где лес манит листвой  .Закроем глаза и, сделаем шаг  , хлопнем в

ладоши тихонько вот так .

Вот мы в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса.(Воспитатель надевает на голову шапочку “осени”).

“Здравствуйте, ребята! Я осень бываю разной. Бываю тёплой и щедрой, холодной и красивой, дождливой и серой.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся -

Это время года осенью зовётся.  (читает ребёнок )

Правильно , в этом стихотворении очень точно говорится  о осени .

Ребята  присаживайтесь  на брёвнышко ,уселись вот и отлично .

Ребята, назовите осенние месяцы . А скажите  , как в старину называли осенние месяцы ?

А какие признаки осени вы  знаете? Только не кричим , помните вы уже большие и вы в гостях .

( Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва.Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц).

А какие ещё признаки осени Вам знакомы? (день короче , ночь длиннее )

Ребята , я волшебница осень превращу вас на минутку в осенний лес . Хотите !

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Молодцы! Вы отлично изобразили деревья и птиц . Присаживайтесь .

Ребята , в этом осеннем лесу живёт много птиц .

Каких птиц Вы знаете? Ответы детей . Молодцы! А теперь я вам загадаю загадки о птицах, вы готовы отвечать ?                (Помните , загадку дослушиваем до конца .

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?

Грудка ярче, чем заря,

У кого?                 (дятел)

Кто летает, кто стрекочет —

 Рассказать нам новость хочет? (сорока)

Ребята , это что за звук в моём лесу ?

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек ,червяков

Зимовать не улетаю

Под карнизом обитаю

.( воробей )

Живёт в своём доме, спит на соломе

На высоком шесте распевает в высоте

( скворец )

Прилетает к нам с теплом ,

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины

( ласточка )

Листья падают с осин ,

 Летит в небе острый клин

.( журавли )

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

(Нет, некоторые улетают на юг)

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные)

А почему они улетают?

(Перелётные птицы питаются  насекомыми,  а осенью насекомые исчезают.Многие из птиц теплолюбивые,  а осенью холодает.)

Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

(Зимующие)

Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки) показать кормушку , которую сделала Федя Б.

Какую пользу приносят птицы?

Почему их называют санитарами леса?  Если бы не было птиц , насекомые заполонили бы такое большое пространство и уничтожили всю растительность .А так же птицы делают на зиму запасы и  забывают про них иногда .Семена прорастают и становятся деревьями.

“ Давайте поиграем в игру “Перелётные и зимующие птицы”.

  •  Детям раздаются картинки перелётных и зимующих птиц, по одной картинке каждому ребёнку. “Осень” приносит два знака – “Солнце” (обозначает юг), “Снежинка” (обозначает место зимования). Детям предлагается вспомнить какая у них птица – перелётная или зимующая – и по сигналам двигаться в соответствующее место. Игра проводится два раза. Включается звуковое сопровождение – звук ветра, дождя.

Ребята , очень хорошо играли .Осень изменила жизнь не только птиц , но и животных .А какие животные живут в лесу  вы отгадаете . готовы?

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь) как он готовится к зиме ?

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(волк)

Я сознаюсь виновата,

Я хитра, плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (лиса)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(олень)

Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка.

Шапка бегает по бору,

У стволов грызёт кору.

(заяц)  ( изобразить зверей  и показ слайдов ) Ребята , волк ,лиса ,олень .заяц  ,как они готовятся к зиме ?

Лесом катится клубок, у него колючий бок

Он охотится ночами за жуками и мышами ( ёж )

 А что происходит с ежом ?

Хожу в пушистой шубе ,

Живу в густом  лесу ,

В дупле на старом дубе

орешки я грызу . ( белка )

Ребята ,что общего у моих животных ? Конечно , они все живут в лесу и это дикие животные .

Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.

.

Я хочу сыграть  ещё с вами

Игра на внимание  « Угадайка»

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

 Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка ,лиса)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло). Умницы и умники .

Осень: “Давайте сядем на лесной полянке и посмотрим на деревья..Что вы видите? Какого цвета стали листья? Почему листья изменяют свой цвет осенью?”. Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла”.

Осень: “Правильно, становится холоднее, и деревья изменяют окраску листвы, готовятся к зиме.

“Падают с ветки золотые монетки,

Землю покрывают, когда это бывает?”.

Дети: “Это бывает осенью, и начинается это  в октябре”.

Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

(На ковёр).

Дует ветер, летят листья.   Что происходит в природе ?

 (Листопад)

А что это такое Листопад?

  • Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

       Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! Я буду деревом , а вы моими листочками , тихонько возьмите по 2 листа и станьте возле меня .

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели(ребёнок читает )

организовать игру под стихотворение»  Листопад «

Листопад ,листопад .

Лес осенний конопат

налетели конопушки ,

стали рыжими опушки .

Ветер мимо пролетал   (ребёнок с султанчиком )

Ветер лесу прошептал :

Ты , не жалуйся врачу .

конопатых я лечу ,

Все рыжинки оборву

Побросаю на траву . ( игра под музыку )

Танец с листочками  по показу.

Молодцы ! Какой красивый листопад получился !

Ребята , какие вы молодцы вы столько знаете о лесе.

       Давайте сыграем ещё в одну словесную игру « да или нет «

«Да! »хорошо, если плохо - говорите: «Нет! ». Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да)

Я люблю свой край родной,

Природу оберегаю! (Да)

Молодцы ! Правильно отвечали на мои вопросы .

Берегите русский лес,

Он – источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой! (рассказывает ребёнок )

  • Звучит музыка.

, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме!

Давайте  вспомним о чём мы говорили на занятии ? Молодцы !

 Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары: грибы и орешки.

Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт!( читает ребёнок )

 

 Вот стоит осенний лес

 В нём много сказок и чудес

 Слева –сосны , справа – ели

 Дятел сверху тук да тук !

 Глазки ты открой -закрой

И скорей бегом домой !

До скорой новой встречи в лесу, ребята!

выход из леса под музыку

 Берегите русский лес,

Он – источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой!

  • Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков и угощает детей. Предлагает посмотреть презентацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «В зимнем лесу» (старшая группа).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» «Прогулка по весеннему лесу» II младшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» «Прогулка по весеннему лесу»II младшая группа...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей младшей группы.«Прогулка по весеннему лесу»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» с детьми выпускной группы с нарушением интеллекта Вид: продуктивная деятельность (рисование) тема: «Мишка в лесу»

Программное содержание: продолжать формировать у детей положительное отношение к рисованию. Учить детей закрашивать изображение животного (медведя) по контуру, методом «тычка» (нетрадиционная техника...