Конспект непосредственной образовательной деятельности "Осень в лесу"
материал по окружающему миру
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Осень в лесу»
для детей разновозрастной группы
Составитель: воспитатель
Борисова Надежда Геннадьевна
г. Красноярск
2022 г.
«Осень в лесу»
Задачи :
-Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных, птиц осенью
-Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
-Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, умение излагать свою мысль.
- Воспитывать любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
-Приучать детей заботиться о птицах, испытывать радость от сознания того, что в трудное зимнее время они помогли птицам.
Предварительная работа:
рассматривание картин о природе, чтение рассказов и стихов, разбор пословиц и поговорок, примет о осени .
I Организационный момент
1. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт .
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём .
Весною – веселит , летом – холодит ,
Осенью – питает , зимою – согревает . (лес )
Конечно, лес. А что такое ЛЕС?
(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)
Лес – большой дом, в котором живёт много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья ?(осень)
Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?
(В осенний).
Кто из Вас бывал в лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.
.
Считалка:
“Журавли летят на юг
Засыпает майский жук.
Каждый день идут дожди
Ты тепла уже не жди.
Возьмёмся за руки , друзья и по тропе лесной отправимся туда ,
где лес манит листвой .Закроем глаза и, сделаем шаг , хлопнем в
ладоши тихонько вот так .
Вот мы в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса.(Воспитатель надевает на голову шапочку “осени”).
“Здравствуйте, ребята! Я осень бываю разной. Бываю тёплой и щедрой, холодной и красивой, дождливой и серой.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся -
Это время года осенью зовётся. (читает ребёнок )
Правильно , в этом стихотворении очень точно говорится о осени .
Ребята присаживайтесь на брёвнышко ,уселись вот и отлично .
Ребята, назовите осенние месяцы . А скажите , как в старину называли осенние месяцы ?
А какие признаки осени вы знаете? Только не кричим , помните вы уже большие и вы в гостях .
( Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва.Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц).
А какие ещё признаки осени Вам знакомы? (день короче , ночь длиннее )
Ребята , я волшебница осень превращу вас на минутку в осенний лес . Хотите !
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Молодцы! Вы отлично изобразили деревья и птиц . Присаживайтесь .
Ребята , в этом осеннем лесу живёт много птиц .
Каких птиц Вы знаете? Ответы детей . Молодцы! А теперь я вам загадаю загадки о птицах, вы готовы отвечать ? (Помните , загадку дослушиваем до конца .
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (дятел)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
Ребята , это что за звук в моём лесу ?
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек ,червяков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю
.( воробей )
Живёт в своём доме, спит на соломе
На высоком шесте распевает в высоте
( скворец )
Прилетает к нам с теплом ,
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины
( ласточка )
Листья падают с осин ,
Летит в небе острый клин
.( журавли )
Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
(Нет, некоторые улетают на юг)
Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
(Перелётные)
А почему они улетают?
(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают.Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)
Каких перелётных птиц Вы знаете?
(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
(Зимующие)
Чем питаются зимующие птицы?
(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)
Как нужно заботиться о зимующих птицах?
(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки) показать кормушку , которую сделала Федя Б.
Какую пользу приносят птицы?
Почему их называют санитарами леса? Если бы не было птиц , насекомые заполонили бы такое большое пространство и уничтожили всю растительность .А так же птицы делают на зиму запасы и забывают про них иногда .Семена прорастают и становятся деревьями.
“ Давайте поиграем в игру “Перелётные и зимующие птицы”.
- Детям раздаются картинки перелётных и зимующих птиц, по одной картинке каждому ребёнку. “Осень” приносит два знака – “Солнце” (обозначает юг), “Снежинка” (обозначает место зимования). Детям предлагается вспомнить какая у них птица – перелётная или зимующая – и по сигналам двигаться в соответствующее место. Игра проводится два раза. Включается звуковое сопровождение – звук ветра, дождя.
Ребята , очень хорошо играли .Осень изменила жизнь не только птиц , но и животных .А какие животные живут в лесу вы отгадаете . готовы?
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
(медведь) как он готовится к зиме ?
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(волк)
Я сознаюсь виновата,
Я хитра, плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (лиса)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(олень)
Угадайте, что за шапка,
Меха целая охапка.
Шапка бегает по бору,
У стволов грызёт кору.
(заяц) ( изобразить зверей и показ слайдов ) Ребята , волк ,лиса ,олень .заяц ,как они готовятся к зиме ?
Лесом катится клубок, у него колючий бок
Он охотится ночами за жуками и мышами ( ёж )
А что происходит с ежом ?
Хожу в пушистой шубе ,
Живу в густом лесу ,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу . ( белка )
Ребята ,что общего у моих животных ? Конечно , они все живут в лесу и это дикие животные .
Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.
.
Я хочу сыграть ещё с вами
Игра на внимание « Угадайка»
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка ,лиса)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло). Умницы и умники .
Осень: “Давайте сядем на лесной полянке и посмотрим на деревья..Что вы видите? Какого цвета стали листья? Почему листья изменяют свой цвет осенью?”. Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла”.
Осень: “Правильно, становится холоднее, и деревья изменяют окраску листвы, готовятся к зиме.
“Падают с ветки золотые монетки,
Землю покрывают, когда это бывает?”.
Дети: “Это бывает осенью, и начинается это в октябре”.
Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
(На ковёр).
Дует ветер, летят листья. Что происходит в природе ?
(Листопад)
А что это такое Листопад?
- Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.
Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! Я буду деревом , а вы моими листочками , тихонько возьмите по 2 листа и станьте возле меня .
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели(ребёнок читает )
организовать игру под стихотворение» Листопад «
Листопад ,листопад .
Лес осенний конопат
налетели конопушки ,
стали рыжими опушки .
Ветер мимо пролетал (ребёнок с султанчиком )
Ветер лесу прошептал :
Ты , не жалуйся врачу .
конопатых я лечу ,
Все рыжинки оборву
Побросаю на траву . ( игра под музыку )
Танец с листочками по показу.
Молодцы ! Какой красивый листопад получился !
Ребята , какие вы молодцы вы столько знаете о лесе.
Давайте сыграем ещё в одну словесную игру « да или нет «
«Да! »хорошо, если плохо - говорите: «Нет! ». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет)
Съем я вкусный пирожок
И выброшу бумажку. (Нет)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да)
Я люблю свой край родной,
Природу оберегаю! (Да)
Молодцы ! Правильно отвечали на мои вопросы .
Берегите русский лес,
Он – источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить в мир и покой! (рассказывает ребёнок )
- Звучит музыка.
, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме!
Давайте вспомним о чём мы говорили на занятии ? Молодцы !
Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары: грибы и орешки.
Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!( читает ребёнок )
Вот стоит осенний лес
В нём много сказок и чудес
Слева –сосны , справа – ели
Дятел сверху тук да тук !
Глазки ты открой -закрой
И скорей бегом домой !
До скорой новой встречи в лесу, ребята!
выход из леса под музыку
Берегите русский лес,
Он – источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить в мир и покой!
- Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков и угощает детей. Предлагает посмотреть презентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «В зимнем лесу» (старшая группа).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-228728-1366639208.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» «Прогулка по весеннему лесу» II младшая группа
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» «Прогулка по весеннему лесу»II младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-258386-1369249436.jpg)
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-361641-1411405779.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зима в лесу" образовательная область "Познавательное развитие"
Конспект нод в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-113020-1424648728.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу»
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей младшей группы.«Прогулка по весеннему лесу»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/15/picture-816400-1473955876.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» с детьми выпускной группы с нарушением интеллекта Вид: продуктивная деятельность (рисование) тема: «Мишка в лесу»
Программное содержание: продолжать формировать у детей положительное отношение к рисованию. Учить детей закрашивать изображение животного (медведя) по контуру, методом «тычка» (нетрадиционная техника...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-239054-1512146155.jpg)
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего возраста по образовательной области «Познание» на тему: « Обитатели леса»
конспект та тему " Обитатели леса"...