Морские животные_окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия по окружающему миру
Тема занятия: «Морские животные»
Вид занятия: тематическое
Тип занятия: интегрированное
Методы: словесные, наглядные, игровые, активизирующие
Цель: сформировать знания о морях и океанах Земли
Задачи:
• расширить и закрепить знания детей о морях, океанах и их обитателях;
• развивать у детей познавательный интерес о морях и океанах;
• расширять и активизировать словарный запас детей по теме;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к объектам природы, формировать желание проявлять заботу и внимание ко всему живому
Предварительная работа:
• беседы о морских обитателях;
• рассматривание иллюстраций на морскую тему;
• чтение художественных произведений, детских энциклопедий;
• дидактические игры;
• изготовление контурной аппликации морских обитателей на занятии по рисованию.
Оборудование:
• глобус;
• ноутбук;
• экран;
• презентация по теме занятия;
• костюм морского царя;
• аппликации морских обитателей, изготовленных на занятии по изотруду;
• бескаркасные кресла по количеству детей.
• стулья по количеству детей
• панно с изображением космоса;
• магнитная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент (Установление эмоционального контакта)
Педагог:
- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Давайте встанем в круг, поздороваемся и улыбнемся друг другу:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «привет»!
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!
II. Введение
Педагог: (звучит космическая музыка)
- А теперь давайте сядем в кресла, закроем глаза. Раз! Два! Три! Глаза отомкни! Мы находимся на борту космического корабля. Представьте, что мы в состоянии невесомости. А теперь посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим? Звезды! А это наша планета Земля!
(на экране фото Земли из космоса)
- Нашу Землю называют голубой планетой. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому что она голубого цвета, на планете много воды.
Педагог: Действительно, ребята, большую часть поверхности Земли занимают моря и океаны, поэтому из космоса она кажется голубой.
III. Основная часть
Педагог: Тема нашего занятия «Животные водоемов, рек и океанов». А моим помощником сегодня будет ваш старый знакомый. Отгадайте, о чём я говорю: «Шар земной внесли в автобус, оказалось это...»
Ответы детей: Глобус.
Педагог: Правильно (детям показывается глобус). Посмотрите на наш глобус. Глобус – это, как вы помните, уменьшенная модель нашей планеты Земля. В какие цвета он окрашен?
Ответы детей: Белый, зеленый, коричневый, голубой.
Педагог: Да. На глобусе мы видим разные цвета. Зеленым цветом обозначены равнины и леса, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы, а голубым цветом – вода. На нашей планете много разных водоемов. Водоём – это место скопления и хранения воды. Какие водоемы вы знаете?
Ответы детей: Океан, море, река, озеро, болото.
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с морями, океанами и их обитателями. Океан – это самый большой водоем. Посмотрите, сколько места на глобусе он занимает (показываются на глобусе океаны). Послушайте стихотворение об океанах. В нем вы услышите их названия, будьте внимательны:
Четыре великана шумят и бьют волной;
Четыре великана полные водой.
Вот великий океан - океан безбрежный,
То шипит в нем ураган, то он Тихий нежный,
А вот это знаменитый океан наш Ледовитый,
Холоден, суров на вид, льдом и снегом он покрыт,
Есть еще два океана, два могучих великана,
Вот Индийский океан омывает много стран,
А это Атлантический, красивый фантастический
Педагог: Посчитали сколько всего океанов на планете?
Ответ детей: Четыре
Педагог: Давайте ещё раз их назовём.
Ответы детей: Тихий, Индийский, Атлантический и Ледовитый.
Педагог: Обратим внимание на водоемы меньшего размера, чем океан – это моря.
На Земле много морей, назову лишь несколько: Черное, Красное, Белое, Желтое море. Давайте попробуем вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Для этого нам нужно отправиться в плавание. Пересаживаемся в корабль (дети пересаживаются на стулья, имитирующие корабль). Поплыли! А теперь возьмите в руки воображаемый бинокль - кулачки поднесите к глазам! Я вижу Жёлтое море!
(На экране фото Жёлтого моря)
Педагог:
Желтое море называют так потому, что река, которая впадает в море, приносит много ила. Поскольку море является замкнутым, ил моментально окрашивает морскую воду в желтый оттенок.
(На экране фото Красного моря)
Педагог:
Поплыли дальше! Посмотрите в бинокль. Впереди Красное море. А Красное оно потому, что в нём обитают особые водоросли красного цвета. В периоды их интенсивного роста, кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона.
(На экране фото Белого моря)
Педагог:
Плывём дальше. Посмотрите в бинокль, впереди Белое море. Белое северное море имеет очень светлый, почти белый цвет воды из-за огромного количества снега вокруг.
(На экране фото Черного моря)
Педагог:
Отправляемся в путь дальше! Вижу Чёрное море! Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.
Педагог: Ребята, а кто из вас был на море?
Ответы детей.
Педагог: А можно ли пить морскую воду?
Ответы детей: Нельзя.
Педагог: Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду.
Педагог: Верно. Вода в море соленая, и пить ее нельзя. Но морская вода очень полезная, она лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю. Люди принимают лечебные ванны с морской водой. После нашего путешествия давайте с вами немного отдохнём.
Физминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи).
Педагог: Ребята, давайте сядем в наши удобные кресла. Теперь поговорим о морских обитателях. Кто обитает в морях и океанах? Отгадайте загадку:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же …»?
Ответы детей: Кит
(показ слайда)
Педагог: Посмотрите, какой большой кит! Есть такие огромные киты, которые весят больше 25 слонов. Ещё одну загадку я для вас приготовила:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть ...?
Ответы детей: Дельфин
(показ слайда)
Педагог: Ребята, как вы думаете, китов и дельфинов можно назвать рыбами?
Ответы детей: Нет.
Педагог: Да, киты и дельфины – млекопитающие животные. Они, как кошки, собаки, лошади и др. животные вскармливают своих детёнышей молоком. Киты и дельфины живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность воды. А чтобы плавать под водой, они умеют надолго задерживать дыхание.
Педагог: Следующая загадка
Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде! (Медуза.)
Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные. Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.
Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие – вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. (Выполняется пальчиковая гимнастика). А сейчас медуза плывет быстро. Скоро начнется на море буря. Кто из вас знает, как называется морская буря? (Ответы детей). Незадолго до шторма медузы уплывают подальше от берега. Это заметили ученые и используют для того, чтобы предупреждать о надвигающемся шторме.
Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот не даром говориться: «терпение и труд все перетрут».
Педагог: Отправляемся дальше
Я вам, дети всем знаком,
Хоть живу на дне морском.
В море или океане,
Добр иль зол? – Судите сами!
Щупальца, в присосках весь,
Восемь ног, не пять не шесть.
Может кто-то скажет: «Много!»,
Но как раз, для ….. (Осьминога).
Педагог: Ребята, а каких морских обитателей вы ещё знаете?
Ответы детей: Рыбы, акулы, дельфины, раки, морские коньки, морские ежи и др.
Педагог: А каких рыб вы знаете?
Ответы детей: скат, рыба-молот, акула, рыба-пила, и др.
(показ слайдов)
Педагог: А теперь давайте послушаем шум моря (включается звукозапись)
Сюрпризный момент: входит педагог-организатор в костюме Нептуна.
Нептун:
Познакомимся друзья.
Царь Морской зовут меня.
Царь – серьезная работа,
Но и мне шалить охото,
Так что если захочу, вас обрызгать я могу.
Ладно, ладно я шучу.
Ох, устал же я друзья,
Поднимался я со дна.
С просьбой я пришел сюда.
Фотографии друзья мне прислали,
Но беда!
Никого не узнаю, ничего я не пойму.
Помогите старику, разобраться, что к чему!
Поможете?
Ответ детей: Поможем.
Дидактическая игра «Кто это?»
(детям показываются изображения части морских животных, а они должны узнать, кто это)
Педагог: Ребята, а ведь у нас есть сюрприз для нашего гостя. Мы с вами на занятии по рисованию раскрашивали и вырезали разных морских обитателей. Давайте покажем их морскому царю
Нептун: Ах! Порадовали вы меня! В память о нашей встрече я дарю вам этот океан. А вы сделайте его обитаемым.
(Дети наклеивают на магнитную доску свои работы)
Нептун: Замечательное у нас получилось море. Какое многообразие обитателей! Раз! Два! Три! Море наше оживи! Вот и у вас теперь в группе есть своё море. А мне пора с вами попрощаться. Сухо здесь у вас и жарко, поспешу я к себе в морскую пучину! До свидания ребята!
IV. Заключительная часть
Педагог:
- Ребята, давайте попрощаемся с нашим гостем.
Мы сегодня много нового узнали на нашем занятии. Давайте повторим:
- Почему Землю называют голубой планетой?
- Какие водоёмы самые большие?
- Сколько всего океанов? Назовите их.
- Названия каких морей вы запомнили?
- Назовите обитателей морей и океанов.
Ответы детей:
Педагог: Занятие окончено! Спасибо за ваше внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Морское дно, морское царство".
Познакомить детей с богатым миром подводного царства, разобрать взаимоотношения животных и растений, дать знания о природоохранной деятельности человека....
«ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» окружающий мир
Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи:1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать жив...
Конспект образовательной деятельности для второй младшей группы. По теме: «Дикие и домашние животные».(окружающий мир)
Закрепить знания и представления детей по изученным темам (домашние животные, дикие животные.)Расширять представления детей о многообразии животного мира, учить устанавливать простейшие причинно-следс...
Создание с детьми старшей группы «Морские звездочки» авторского пластилинового мультфильма «Притча о морской звезде»
Создание с детьми авторского пластилинового мультфильма «Притча о морской звезде...
Детские стихи и загадки о море, морских волнах, морском ветре
Подборка стихов и загадок о море, морских волнах, морском ветре имела широкое применение в период реализации проекта "Морское путешествие". Дети с удовольствием...
Детские стихи и загадки о море, морских волнах, морском ветре
В рамках проекта "Морское путешествие" были подраны стихи для заучивания и загадки для детей на тему "Море"....
Презентация "проект в средней группе "Дикие животные".(окружающий мир)".
Проектная деятельность в средней групп по окружающему миру. Знакомство с дикими животными....