Морские животные_окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру

Кучинская Анна Владимировна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия по окружающему миру

Тема занятия: «Морские животные»

Вид занятия: тематическое

Тип занятия: интегрированное

Методы: словесные, наглядные, игровые, активизирующие

Цель: сформировать знания о морях и океанах Земли

Задачи:

• расширить и закрепить знания детей о морях, океанах и их обитателях;

• развивать у детей познавательный интерес о морях и океанах;

• расширять и активизировать словарный запас детей по теме;

• воспитывать эмоционально-положительное отношение к объектам природы, формировать желание проявлять заботу и внимание ко всему живому

Предварительная работа:

• беседы о морских обитателях;

• рассматривание иллюстраций на морскую тему;

• чтение художественных произведений, детских энциклопедий;

• дидактические игры;

• изготовление контурной аппликации морских обитателей на занятии по рисованию.

Оборудование:

• глобус;

• ноутбук;

• экран;

• презентация по теме занятия;

• костюм морского царя;

• аппликации морских обитателей, изготовленных на занятии по изотруду;

• бескаркасные кресла по количеству детей.

• стулья по количеству детей

• панно с изображением космоса;

• магнитная доска.

Ход занятия

I. Организационный момент (Установление эмоционального контакта)

Педагог:

- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Давайте встанем в круг, поздороваемся и улыбнемся друг другу:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе «привет»!

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

- Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!

II. Введение

Педагог: (звучит космическая музыка)

- А теперь давайте сядем в кресла, закроем глаза. Раз! Два! Три! Глаза отомкни! Мы находимся на борту космического корабля. Представьте, что мы в состоянии невесомости. А теперь посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим? Звезды! А это наша планета Земля!

(на экране фото Земли из космоса)

- Нашу Землю называют голубой планетой. Как вы думаете, почему?

Ответы детей:  Потому что она голубого цвета, на планете много воды.

Педагог: Действительно, ребята, большую часть поверхности Земли занимают моря и океаны, поэтому из космоса она кажется голубой.

III. Основная часть

Педагог: Тема нашего занятия «Животные водоемов, рек и океанов». А моим помощником сегодня будет ваш старый знакомый. Отгадайте, о чём я говорю: «Шар земной внесли в автобус, оказалось это...»

Ответы детей:  Глобус.

Педагог:  Правильно (детям показывается глобус). Посмотрите на наш глобус. Глобус – это, как вы помните, уменьшенная модель нашей планеты Земля. В какие цвета он окрашен?

Ответы детей: Белый, зеленый, коричневый, голубой.

Педагог:  Да. На глобусе мы видим разные цвета. Зеленым цветом обозначены равнины и леса, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы, а голубым цветом – вода. На нашей планете много разных водоемов. Водоём – это место скопления и хранения воды. Какие водоемы вы знаете?

Ответы детей:  Океан, море, река, озеро, болото.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с морями, океанами и их обитателями. Океан – это самый большой водоем. Посмотрите, сколько места на глобусе он занимает (показываются на глобусе океаны). Послушайте стихотворение об океанах. В нем вы услышите их названия, будьте внимательны:

Четыре великана шумят и бьют волной;

Четыре великана полные водой.

Вот великий океан - океан безбрежный,

То шипит в нем ураган, то он Тихий нежный,

А вот это знаменитый океан наш Ледовитый,

Холоден, суров на вид, льдом и снегом он покрыт,

Есть еще два океана, два могучих великана,

Вот Индийский океан омывает много стран,

А это Атлантический, красивый фантастический

Педагог:  Посчитали сколько всего океанов на планете?

Ответ детей:  Четыре

Педагог: Давайте ещё раз их назовём.

Ответы детей:  Тихий, Индийский, Атлантический и Ледовитый.

Педагог: Обратим внимание на водоемы меньшего размера, чем океан – это моря.

На Земле много морей, назову лишь несколько: Черное, Красное, Белое, Желтое море. Давайте попробуем вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Для этого нам нужно отправиться в плавание. Пересаживаемся в корабль (дети пересаживаются на стулья, имитирующие корабль). Поплыли! А теперь возьмите в руки воображаемый бинокль - кулачки поднесите к глазам! Я вижу Жёлтое море!

(На экране фото Жёлтого моря)

Педагог:

Желтое море называют так потому, что река, которая впадает в море, приносит много ила. Поскольку море является замкнутым, ил моментально окрашивает морскую воду в желтый оттенок.

(На экране фото Красного моря)

Педагог:

Поплыли дальше! Посмотрите в бинокль. Впереди Красное море. А Красное оно потому, что в нём обитают особые водоросли красного цвета. В периоды их интенсивного роста, кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона.

(На экране фото Белого моря)

Педагог:

Плывём дальше. Посмотрите в бинокль, впереди Белое море. Белое северное море имеет очень светлый, почти белый цвет воды из-за огромного количества снега вокруг.

(На экране фото Черного моря)

Педагог:

Отправляемся в путь дальше! Вижу Чёрное море! Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

Педагог: Ребята, а кто из вас был на море?

Ответы детей.

Педагог: А можно ли пить морскую воду?

Ответы детей: Нельзя.

Педагог: Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду.

Педагог:  Верно. Вода в море соленая, и пить ее нельзя. Но морская вода очень полезная, она лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю. Люди принимают лечебные ванны с морской водой. После нашего путешествия давайте с вами немного отдохнём.

Физминутка «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи).

Педагог: Ребята, давайте сядем в наши удобные кресла. Теперь поговорим о морских обитателях. Кто обитает в морях и океанах? Отгадайте загадку:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же …»?

Ответы детей:  Кит

(показ слайда)

Педагог: Посмотрите, какой большой кит! Есть такие огромные киты, которые весят больше 25 слонов. Ещё одну загадку я для вас приготовила:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть ...?

Ответы детей: Дельфин

(показ слайда)

Педагог: Ребята, как вы думаете, китов и дельфинов можно назвать рыбами?

Ответы детей:  Нет.

Педагог: Да, киты и дельфины – млекопитающие животные. Они, как кошки, собаки, лошади и др. животные вскармливают своих детёнышей молоком. Киты и дельфины живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность воды. А чтобы плавать под водой, они умеют надолго задерживать дыхание.

Педагог: Следующая загадка

Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде!
(Медуза.)

Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные. Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие – вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. (Выполняется пальчиковая гимнастика). А сейчас медуза плывет быстро. Скоро начнется на море буря. Кто из вас знает, как называется морская буря? (Ответы детей). Незадолго до шторма  медузы уплывают подальше от берега. Это заметили ученые и используют для того, чтобы предупреждать о надвигающемся шторме.

Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он  не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот не даром говориться: «терпение и труд все перетрут».

Педагог: Отправляемся дальше

Я вам, дети всем знаком,

Хоть живу на дне морском.

В море или океане,

Добр иль зол? – Судите сами!

Щупальца, в присосках весь,

Восемь ног, не пять не шесть.

Может кто-то скажет: «Много!»,

Но как раз, для ….. (Осьминога).

Педагог: Ребята, а каких морских обитателей вы ещё знаете?

Ответы детей: Рыбы, акулы, дельфины, раки, морские коньки, морские ежи и др.

Педагог: А каких рыб вы знаете?

Ответы детей: скат, рыба-молот, акула, рыба-пила, и др.

(показ слайдов)

Педагог: А теперь давайте послушаем шум моря (включается звукозапись)

Сюрпризный момент: входит педагог-организатор в костюме Нептуна.

Нептун:

Познакомимся друзья.

Царь Морской зовут меня.

Царь – серьезная работа,

Но и мне шалить охото,

Так что если захочу, вас обрызгать я могу.

Ладно, ладно я шучу.

Ох, устал же я друзья,

Поднимался я со дна.

С просьбой я пришел сюда.

Фотографии друзья мне прислали,

Но беда!

Никого не узнаю, ничего я не пойму.

Помогите старику, разобраться, что к чему!

Поможете?

Ответ детей:  Поможем.

Дидактическая игра «Кто это?»

(детям показываются изображения части морских животных, а они должны узнать, кто это)

Педагог: Ребята, а ведь у нас есть сюрприз для нашего гостя. Мы с вами на занятии по рисованию раскрашивали и вырезали разных морских обитателей. Давайте покажем их морскому царю

Нептун: Ах! Порадовали вы меня! В память о нашей встрече я дарю вам этот океан. А вы сделайте его обитаемым.

(Дети наклеивают на магнитную доску свои работы)

Нептун: Замечательное у нас получилось море. Какое многообразие обитателей! Раз! Два! Три! Море наше оживи! Вот и у вас теперь в группе есть своё море. А мне пора с вами попрощаться. Сухо здесь у вас и жарко, поспешу я к себе в морскую пучину! До свидания ребята!

IV. Заключительная часть

Педагог:

- Ребята, давайте попрощаемся с нашим гостем.

Мы сегодня много нового узнали на нашем занятии. Давайте повторим:

- Почему Землю называют голубой планетой?

- Какие водоёмы самые большие?

- Сколько всего океанов? Назовите их.

- Названия каких морей вы запомнили?

- Назовите обитателей морей и океанов.

Ответы детей:

Педагог: Занятие окончено! Спасибо за ваше внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морское дно, морское царство".

Познакомить детей с богатым миром подводного царства, разобрать взаимоотношения животных и растений, дать знания о природоохранной деятельности человека....

«ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» окружающий мир

Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи:1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать жив...

Конспект образовательной деятельности для второй младшей группы. По теме: «Дикие и домашние животные».(окружающий мир)

Закрепить знания и представления детей по изученным темам (домашние животные, дикие животные.)Расширять представления детей о многообразии животного мира, учить устанавливать простейшие причинно-следс...

Создание с детьми старшей группы «Морские звездочки» авторского пластилинового мультфильма «Притча о морской звезде»

           Создание с детьми авторского пластилинового мультфильма                 «Притча о морской звезде...

Детские стихи и загадки о море, морских волнах, морском ветре

Подборка стихов и загадок о море, морских волнах, морском ветре имела широкое применение в период реализации проекта "Морское путешествие". Дети с удовольствием...

Детские стихи и загадки о море, морских волнах, морском ветре

В рамках проекта "Морское путешествие" были подраны стихи для заучивания и загадки для детей на тему "Море"....

Презентация "проект в средней группе "Дикие животные".(окружающий мир)".

Проектная деятельность в средней групп по окружающему миру. Знакомство с дикими животными....