Семинар-практикум «В гостях у Лесовика»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Маревичева Нелли Павловна

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "В гостях у Лесовика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «В гостях у Лесовика»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физкультура, безопасность.

Цель: осуществление комплексного подхода в воспитании у детей любви и бережного (гуманного) отношения к природе, формирование навыков экологической культуры детей.

Задачи:

Образовательные: формировать целостное представление о живой и неживой природе; систематизировать знания детей по экологии; закреплять и расширять знания детей о природе (птицах, насекомых, грибах, воде); закреплять знания и навыки детей о способах познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: формировать навыки поведения в лесу; воспитывать бережное отношение к природе: животному и растительному миру; формировать чувство причастности к природному миру; закреплять умение работать в одной команде.

Развивающие: развивать наблюдательность, познавательный интерес к миру природы, память, мышление, восприятие; развивать умение сравнивать и анализировать, логически мыслить, правильно формировать выводы.

Речевое развитие: развивать связную речь, закреплять умение употреблять в речи прилагательные и глаголы, отвечать полным и содержательным ответом, активизировать словарь детей, закреплять умение выразительно читать стихотворения, обогащение словаря "лесовик", "фильтр", "свиристель", "артель".

Предварительная работа: тематические занятия "Грибы", "Птицы", "Насекомые", беседы из цикла "Береги природу!" : "Царица-водица", "Лес -наше богатство!", "Взаимосвязь в природе", познавательно-исследовательская деятельность "Свойства воды", просмотр мультфильмов "Беги, ручеек", "Заяц Коська и родничок, рассматривание и обсуждение картин по правилам поведения на природе, просмотр видеоматериала "Жизнь муравьев", разучивание стихотворений, чтение книг о природе, изготовление атрибутов, костюмов.

Оборудование: деревья для оформления леса, костюмы: лесовика, родничка, Красной шапочки, дятла; муляжи грибов, корзина, картинки птиц, шапочки муравьев на каждого ребенка, картинки гусениц, пенек, экознаки поведения на природе, видео материал с записью опыта по очистке воды,

Музыкальное сопровождение: звуки пения птиц в лесу, журчание ручья, песня Красной шапочки, стук дятла в лесу, музыка для проведения физминутки и игры; угощение для детей.

Методические приемы: игровые ситуации, показ экспонатов, показ и обсуждение экознаков, эксперимент, физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная сюжетная игра, вопросы и загадки детям, педагогическая оценка, поощрение.

Методическая литература:

1. Горькова Л. Г. "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников" Издательство "Вако" Москва - 2005

2. Николаева С. Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве" Издательство "Новая школа" - 2005

3. Ушакова О. С. "Развитие речи детей 6-7 лет" Издательство "Вентана-граф" - 2010

4. Веретенникова С. А. "Четыре времени года" Издательство "Просвещение" - 2005

5. Епифанова "О. В. "Развитие речи. Окружающий мир" (дидактический материал со старшими дошкольниками) Издательство "Учитель" - 2007

Ход занятия:

Дети входят в зал под звучание пения птиц.

Вед: - Ребята, чьи это голоса? Где их можно услышать? Ребята, да мы с вами, оказывается на лесную полянку попали! Посмотрите, какая красота вокруг!

Добрый лес, старый лес! Полон сказок и чудес!

Я иду гулять сейчас и зову с собою вас.

Давайте все вместе мы отправимся на прогулку по этому замечательному лесу и отдохнем здесь. Согласны? А какие вы знаете стихи о лесе?

Дети читают стихи:

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь: мы свои.

Появляется Лесовик.

Лесовик : - Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Вед: - Ой, кто это?

Лесовик : - Это я - седой старик, называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу.

- Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?

Дети: - На прогулку, отдохнуть.

Лесовик : - Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!

Вед: - Лесовик, наши ребята не такие. Среди них ты найдешь себе помощников. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.

Напевая песенку, в зале появляется Красная шапочка.

Лесовик : - А вот и еще одна гостья в лес торопится.

Кр. шапочка: - Здравствуй, Лесовик! Здравствуйте, ребята!

Лесовик : - Здравствуй, Красная шапочка! Добрая ты девочка, знаю, а вот как вести себя в лесу, не знаешь. Ишь, расшумелась! Не пущу тебя в лес!

Кр. шапочка: - Как же я попаду к бабушке? Она больна, ждет меня, волнуется.

Лесовик : - Ну, ладно, уговорили, пущу! Но с условием: вы должны выполнить все мои задания и показать, что знаете правила поведения в лесу. Да и Красной шапочке напомните эти правила. (дети соглашаются)

Вед: - Ребята, тогда давайте сядем на полянке, чтобы нам было удобно. (дети садятся)

Лесовик : - Вот мое первое задание. В моем волшебном лесу я расставил знаки. Найдите и объясните их правильно.

Дети находят глазами знаки, развешенные "в лесу". Затем вызванные дети подходят к знакам, показывают и объясняют их значение. (знаки "не мусорить", "не трогать животных", "не рвать цветы", "не ловить бабочек", "не разжигать костер", "не топтать грибы", "не разорять муравейники", "не трогать гнезда птиц", не шуметь")

Лесовик : - Молодцы! Вижу знаки вы знаете. А теперь второе задание! Оно лежит под елкой. (поднимает листок)

Лесовик : - Ребята, это загадка:

И на горке, и под горкой, под березкой и под елкой,

Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (грибы)

Вед: - Действительно, смотрите сколько на поляне грибов.

Лесовик : - А задание такое: собрать в лукошко только съедобные грибы.

Вызванные два ребенка собирают грибы в лукошко, потом их показывают и называют.

Вед: - Ребята, а какие грибы остались? (несъедобные) Что мы с ними будем делать? (рвать не будем, они являются кормом для некоторых животных)

Лесовик : - И все-то вы знаете! Молодцы! Мое следующее задание на этом дереве. (показывает)

Вед: - Ребята, вы только посмотрите сколько птиц слетелось на дерево и все разные! Каких птиц вы узнали? (перечисляют) А какие бывают птицы? (перелетные и зимующие) А еще какие? (дикие и домашние)

Лесовик : - Этим птицам надо помочь.

Вед: - А как же мы можем им помочь? Ребята, вы знаете?

Дети: - Кормить, не трогать их гнезда и птенцов, не шуметь в лесу и не пугать их.

Лесовик : - Ну, молодцы! Догадались! А вот и мой знакомый пожаловал - дятел.

Раздается стук дятла и он появляется.

Дятел: - Здравствуйте, друзья! Вы, наверное, устали? Я вам помогу отдохнуть и набраться сил для дальнейшей прогулки.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте)

Ей на месте не сидится. (прыжки на одной ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на другой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружатся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки - на плетень (прыжки на одной ноге)

Тири-тири, (прыжки на другой ноге)

Тень-тень-тень. (прыжки на двух ногах)

Вед: - Ну, вот мы и отдохнули. Спасибо, тебе Дятел! (прощаясь улетает)

Лесовик : - А вот и мой давний друг Родничок.

Под звуки журчания воды выбегает Родничок.

Родничок: - Здравствуйте, ребята!

Я, Родничок, журчу, журчу и день, и ночь, из года в год,

Чтобы мог воды напиться кто захочет, кто придет.

Мать-Земля меня послала для своих живых детей:

Для зверушек и растений, и конечно, для людей.

Чтоб напиться, чтоб умыться, чтоб здоровыми росли,

Чтоб любили, понимали и природу берегли!

Лесовик : - Родничок, ты почему такой грустный?

Родничок: - Недавно люди отдыхали в лесу около воды и теперь посмотрите, что они оставили после себя

Вед.: Ребята, посмотрите, что это такое? Это мусор! Как же мы можем помочь родничку?

Ответы детей.

Вед.: Правильно, ребята, мы сейчас соберем мусор в пакеты и заберем его с собой из леса. Но для начала, ответьте мне на вопрос, а вы знаете, что мусор, если его переработать, то он снова будет приносить пользу людям?

Ответы детей.

Вед.: Пластиковые бутылки, стаканчики мы соберем в отдельный пакет, сдадим на переработку. Из переработанного материала можно, например, построить детские пластиковые горки, на которых катаются дети!

Еще мы видим много бумаги здесь, которую выбросили люди. Ее мы соберем в отдельный пакет и сдадим на переработку, чтобы использовать снова в тех же целях, что и новую бумагу.

Собираем мусор в два пакета.

Вед.: Мы славно потрудились, но почему-то наш родничок все равно грустит.

Родничок: Посмотрите, какая у меня водица (показывает ведерко с грязной, мусорной водой)

Вед: Родничок, не расстраивайся! Наши ребята знают как отчистить воду.

Эксперимент с отчисткой воды (пропустить воду через фильтр: марлю, салфетку, воронку)

Лесовик: А я вам помогу попасть в мою сказочную лабораторию! Повторяйте за мной волшебные слова:

Чики-читалочка, игра-превращалочка!

Вокруг себя повернись, в лаборатории окажись.

Дети выполняют эксперимент по отчистке воды.

Лесовик : - Молодцы ваши ребята! А что же надо делать, что бы вода в реках, в родниках, ручейках была всегда чистой? (не загрязнять, не бросать мусор)

Родничок: - Спасибо вам, ребята за помощь. До свидания! (убегает)

Вед.: Ребята, мы славно потрудились, давайте отдохнем на полянке (дети садятся на палас). Давайте мы с вами немного поиграем и вспомним кто живет в лесу и что в нем растет

Игра «Четвертый лишний». Ход игры: воспитатель раскладывает четыре картинки, дети должны назвать лишнюю и дать небольшое пояснение

1)заяц, еж, лиса, шмель,

2)бабочка, стрекоза, енот, пчела

3)боровик, опенок, поганка, лисичка

4)пчела, воробей, ласточка, утка

5)кузнечик, божья коровка, воробей, комар

6)береза, тополь, сосна, дуб

Дети встают.

Лесовик : - Ну и осталось мое последнее задание. (достает из сумки кленовый листочек)

Ребята, еще одна загадка.

Мы - лесные жители, мудрые строители,

Строим всей артелью дом себе под елью. (муравьи)

Лесовик : - А мой вопрос такой: почему нельзя разорять муравейники, зачем нужны муравьи? Даже есть специальный знак в моем лесу (показывает)

Дети: - Муравьи санитары леса. Они уничтожают насекомых - вредителей.

Лесовик : - А сможете помочь муравьям уничтожить вредителей? Сейчас я вас на время превращу в муравьишек и вы им поможете собрать всех гусениц с веток деревьев. А мою считалочку-превращалочку вы уже знаете, давайте повторим все вместе:

Чики - чики - читалочка, игра - превращалочка!

Вокруг себя повернись, в муравья превратись!

Дети надевают "шапочки муравьев".

Игра "Собери гусениц!"

Дети становятся друг за другом, поочереди подходят к деревьям, берут по одной гусенице и несут ее к муравью с ведром. И так вереницей по кругу, пока все гусеницы не будут собраны.

Лесовик : - А теперь превращаемся обратно в детей.

Чики - чики - читалочка, игра - превращалочка!

Вокруг себя повернись, в человека превратись!. (дети снимают "шапочки")

- Ну, ребята, вы молодцы! Справились со всеми моими сложными заданиями. Да и Красную шапочку научили. Вижу, что вы, действительно, все знаете о лесе и умеете правильно себя вести, находясь в лесу; впредь буду разрешать вам приходить ко мне в гости. А Красную шапочку я сам провожу к бабушке. На прощанье хочу вам подарить подарки. (показывает и отдает ведущей)

Лесовик и Красная шапочка уходят.

Вед: - Наша прогулка подошла к концу. Что вам в ней понравилось больше всего?

Стихи детей:

1) Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа давайте же всегда ее беречь!

2) В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это, давайте же с природою дружить!

3) Летят, звеня, снежинки с небосвода. Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа, давайте же сердца ей отдадим!

4) Прощальный вальс танцует с ветром лето, дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это.

Давайте же любить ее всегда! (хором)

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума для родителей на тему: "Осень в гости к нам пришла"

Данный конспект был составлен и использован для проведения семинара-практикума с родителями  в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Семинар - практикум для родителей на тему "В гостях у сказки с оригами".

    Изготовление поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для детей и их родителей. Данный материал содержит практический опы...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ СЕНСОРИКИ»

Цель: обогащение представлений родителей о сенсорном развитии детей раннего   дошкольного возраста.Задачи: Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующие сенсорному развитию д...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «В гостях у Песочной феи»

Цель семинара-практикума: способствовать овладению педагогами технологией развивающих игр с песком....

Семинар-практикум для родителей: «В гостях у королевы Сенсорики»

Цель: обогащение представлений родителей о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующие сенсорному развитию де...

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «В гостях у весны»

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область:...

Семинар-практикум в нетрадиционной игровой форме для родителей и детей: «В гостях у сказки»

Данный материал отлично подходит для нетрадиционой совместной работы родителей и детей....