Конспект ООД "Блокадный Ленинград"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект Организованной образовательной деятельности "Блокадный Ленинград"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnyy_leningrad.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
«Блокадный Ленинград»
Цель: Формирование представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с событиями героической обороны Ленинграда. Активизировать словарный запас; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности, приобщать к прошлому через связь поколений.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов, любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Средства: Мультимедийное оборудование, презентация по теме, кусок ржаного хлеба массой 125 грамм, ватман, цветная бумага, ножницы, клей.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
- Беседы с детьми;
- Рассматривание военных наград;
- Слушание военных песен.
Ход:
Рассказ воспитателя сопровождается презентацией
Воспитатель: В красивом городе Ленинграде жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по своему родному Ленинграду.
И вдруг, в один день все это счастье оборвалось. На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война.
Воспитатель: Скажите, какая была война?
Дети: Страшная, беспощадная, кровопролитная, ужасная.
Воспитатель: Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет, которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они копали окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками.
Фашистская армия близко подошла к Ленинграду. Так близко, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Воспитатель: Посмотрите (карта) на что это похоже?
Дети: Круг, кольцо.
Воспитатель: Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были
перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Воспитатель: Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
Воспитатель: Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что изменилось? (Дети сравнивают фотографии с видами города и черно-белые времен блокады).
Фанерой забито наше окно,
В комнате холодно и темно.
Гул самолётов слышен,
Низко летят над крышей.
Без голоса только губами
Шепчу понятное маме:
«Мама, мне страшно, мама!»
Сто двадцать пять.
И больше ни грамма.
О, как бесценен каждый грамм!
Свой хлеб разрезает на части мама
И делит со мной пополам…
Воспитатель: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ).
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его выпекали с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и этого не стало.
Хлеб выдавали по специальным карточкам. Максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. Если люди теряли карточки, или их своровали, то люди не могли получить свой маленький кусочек и умирали.
За водой ленинградцы ходили на реку Нива. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Таня со своей семьей жила в блокадном Ленинграде. В эти трудные дни девочка делала записи в дневнике: она ставила имя, дату и время смерти каждого из членов её семьи.
Женя (сестра) умерла. Бабушка умерла. Лёка умер. Дядя Вася умер. Дядя Лёша умер. Мама. Савичевы умерли. Умерли все.
Обессиленная от голода девочка осталась совсем одна. Она не знала, что её родной брат Михаил и сестра Нина вырвались из блокадного Ленинграда и были живы.
Вы уже знаете, что Ленинград и нашу страну связывала только одна дорога, названная - дорогой жизни. Она проходила через Ладожское озеро. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей, раненых. Таню определили в детский дом. Позже с другими детьми детского дома девочка была эвакуирована, то есть вывезена в Горьковскую
область. Таня была очень ослабшей и худенькой. Она сильно болела, и врачи не смогли ей помочь. И вскоре она умерла.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя».
Воспитатель: Ответьте на вопросы
- Почему в Ленинграде сложилось тяжелое положение?
- Что такое Дорога жизни?
- Где она проходила? Что везли по Дороге жизни?
- Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
- Кто освободил ленинградцев?
Воспитатель: В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны, я предлагаю вам создать картину «Дорога жизни».
Перед вами лежат геометрические фигуры. Из них мы с вами сделаем машину, которая везет хлеб в блокадный город. Скажите, какие части есть у грузовой машины? (кабина, колеса, кузов). Какая геометрическая фигура будет кузовом? (большой прямоугольник). Что нужно сделать с квадратом, чтобы он стал похож на колеса? (обрезать уголки)
А как военные узнают, что это машина наша, а не вражеская?
Давайте сделаем на ней красную звезду.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Через озеро шла дорога,
А по ней — грузовики.
Блокадных детей очень много
Красноармейцы спасли. (Дорога жизни)
Почему Дорогой жизни
Этот путь мы называли?
Потому что очень много
Здесь людей бойцы… (спасали)
Воспитатель: Давайте ребята всегда помнить эти страшные годы Великой Отечественной Войны и заботиться о том, чтобы в нашей стране всегда было мирное небо над головой, веселый детский смех и никогда не было войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
конспект "Дети блокадного Ленинграда"
НОД по патриотическому воспитанию "Блокада"...
Конспект "Хлеб блокадного Ленинграда"
Тема: Хлеб блокадного города Методический материал к презентации для детей старшего дошкольного возраста «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:Дать элементарные св...
Конспект занятия "Блокадный Ленинград"
У детей нужно расширять знания о ВОВ, городах героях....
Конспект занятия "Блокадный Ленинград"
Ознакомление дошкольников с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт-Петербурга), с музыкальными произведениями военной тематики; формирование н...