Конспект НОД по теме «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цветкова Зинаида Леонидовна

Цель: Создание условий для изучения свойств воздуха, и получения представлений об источниках его загрязнения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнять и расширять знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, бесцветный, может передвигаться).
  2. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья.

 Развивающие:

  1. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  2.  Развивать у детей мышление, речь, интерес к экспериментальной и познавательной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_teme_vozduh_-_nevidimka.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе.

Цель: Создание условий для изучения свойств воздуха, и получения представлений об источниках его загрязнения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнять и расширять знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, бесцветный, может передвигаться).
  2. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья.

 Развивающие:

  1. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  2.  Развивать у детей мышление, речь, интерес к экспериментальной и познавательной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:  Беседы, отгадывание загадок о воздухе, воде и ветре, заучивание стихов, чтение сказки Т. Шорыгиной «Южный ветерок»,  «Ветер»  М. Исаковского,  рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, изготовление блокнотов для записи.

Материал и оборудование: Глобус, блокноты и модели для фиксирования результатов наблюдения на каждого ребёнка, прозрачные стаканы и контейнеры с водой, кусочки сахара и мела, листы картона ¼ А4, бумажные полотенца на каждого ребёнка, наглядный материал (иллюстрации с изображением чистого и загрязнённого воздуха.

Ход занятия:

 - Ребята, сегодня утром подошла я к воротам детского сада и вижу, ворота то открываются, то закрываются, а рядом никого нет.

- Как вы думаете, кто их открывал? (Ветер)

- А что такое ветер? (Это движение воздуха)

- Правильно, а в нашей группе есть воздух? (да)

- А чтобы это доказать, я предлагаю вам сегодня быть учёными.

- А вы знаете, кто такие учёные?

- Это люди образованные, много знающие, они делают разные открытия, что-то изобретают, проводят опыты и записывают их результаты, чтобы поделится своими открытиями с другими. И у вас сегодня тоже приготовлены блокноты для записи.

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

- Ребята, что стоит у нас на столе?

- Это глобус – модель нашей планеты Земля.

- Что обозначено на глобусе голубым и синим цветом?  (Озёра, реки, моря, океаны)

- А зелёным и коричневым? (суша)

- Посмотрите, чего больше на земле: воды или суши?  (воды)

- Да, на планете много воды - 4 океана. Назовите их.  (Тихий, Индийский, Северный ледовитый, Атлантический.)

- Хотите я вам раскрою ещё один секрет: есть ещё один океан – это  воздушный океан.

- Подойдите к столу и приклейте на первую страницу блокнота карточку со словом «воздух».

- Ребята, а людям нужен воздух? Давайте убедимся, что воздух нам нужен для дыхания. Но сначала повторим правила безопасного поведения во время экспериментирования:

Не толкай соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Выполнил, на место положи.

Будь внимателен и осторожен.

- А теперь убедимся, что мы дышим воздухом. Положите руки на грудную клетку, делаем вдох, грудная клетка поднимается и расширяется.

- Почему так происходит? (потому что лёгкие наполняются воздухом, а при выдохе грудная клетка опускается, так как освобождается от воздуха).

- Вы сказали, что в нашей группе есть воздух. Мы его видим? Почему нет?

- Да, воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Значит через него всё видно. А что ещё бывает прозрачным? Назовите прозрачные предметы в нашей группе. (Стекло, ваза, аквариум, лампа)

Воспитатель берёт стакан.

- Как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? Хотите мы это проверим?

- Для этого опыта каждый возьмите стакан и контейнер с водой. Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в банку с водой. Стакан нужно держать очень ровно, не наклонять.

- Попадает ли вода в стакан? Почему нет?  (В стакане есть воздух, он не пускает туда воду)

- Снова опускаем стакан в банку с водой, теперь держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Да, видны пузырьки воздуха.

- Откуда они появились?  (Воздух выходит из стакана и его место занимает вода)

- А почему мы думали, что в стакане ничего нет?  (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)

- Вот мы сделали первое открытие. Давайте результаты обозначим в блокноте. Найдите модели, которые показывают, что воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. Приклейте их на 2 и 3 страницу блокнота.

- Какое открытие мы сделали? Посмотрите на символы в нашем блокноте и расскажите.

- Ребята, как вы думаете, воздух есть везде? А в кусочке сахара? Как это проверить?

- Проведём ещё опыт. Опустите кусочек сахара в воду. Что происходит? Что за пузырьки появились?  (предположения детей)

- Значит, внутри сахара был воздух. А в кусочке мела может быть воздух? Как это проверим?   (Опустим его в воду)

- Что мы видим? (Очень много появилось пузырьков). Значит, в кусочке мела  тоже был воздух, и вода заняла его место.

- Мы говорили, что воздух есть и в нашей группе. Хотите мы это проверим ещё раз? Возьмите картонку и помашите ею возле лица. Что вы чувствуете?  (Лёгкий холодок, воздух)

- Что мы узнали ещё о воздухе?  (Воздух есть везде: на суше, над водой…)

- Давайте отметим наши наблюдения, наклейте на 4 страницу картинку, на которой изображена наша планета.

- Как вы думаете, ребята, воздух движется? Напомните пожалуйста, как называется движение воздуха?  (Ветер)

- Да, мы сейчас показали движение воздуха с помощью картонки. Где ещё можно увидеть ветер?  (На деревьях качаются ветви, поднимаются волны…)

- Как можно отметить в блокноте движение воздуха? Нарисуем стрелочку.

- Итак, мы сегодня узнали, что есть самый большой океан – воздушный.

- Посмотрите на глобус, чего на земле больше воды или суши? Перед вами лежат кружки, какой из них возьмём, чтобы показать сушу? (Зелёный) Почему?  (Он меньше, чем синий, синий круг показывает воду на Земле). А третий самый большой круг что показывает? Да, он показывает, сколько на земле воздуха. Его больше или меньше, чем воды? А воздуха больше или меньше, чем суши?

- Наклейте эти круги в блокноте от самого большого до самого маленького. (Ещё раз повторяют обозначение кругов)

- Ребята, как вы думаете, что произошло бы на Земле, если бы вдруг не стало воздуха?  (Всё живое бы погибло)

- А что может случиться, если воздух, которым мы дышим, будет очень грязным? (Можем заболеть, растения и животные могут погибнуть, всем будет плохо)

На мольберте иллюстрации с изображением чистого и грязного воздуха.

- Ребята, посмотрите на мольберт, и выберите картинки, на которых показано, что загрязняет воздух. (Выхлопные газы, дым от заводских труб, свалки мусора…)

- А теперь отберите картинки, на которых показано, что очищает воздух. (Растения, они впитывают вредные вещества из воздуха, дождевые капли очищают, промывают воздух от пыли и копоти)

- Как мы с вами можем сберечь воздух от загрязнения? (Беречь леса, не губить растения, сажать деревья, кустарники, не бросать мусор…)

- Ребята, предлагаю вам вспомнить, что мы сегодня делали? (проводили опыты, искали воздух в нашей группе, результаты опытов отмечали в своих блокнотах)

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Возьмите свои блокноты и расскажите, какие наблюдения вы сегодня отметили. (Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. Он есть везде. Воздух движется, ветер – это движение воздуха).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа

Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему:  Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект НОД на тему «Осенние листья» в подготовительной к школе группе. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «граттаж»

Конспект НОД «Осенние листья». Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Подготовительная к школе группа....

Конспект обобщающей игры-занятия по теме “Воздух” для детей подготовительной к школе группы.

Конспект обобщающей игры-занятия по теме “Воздух”для детей подготовительной к школе группы.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные пр...