«Экскурсия на луг»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Экскурсия на луг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_ekskursiya_na_lug.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. студента Рассошанская Светлана Евгеньевна
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема занятия: «Экскурсия на луг. Лекарственные растения луга»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель занятия: формирование представлений у детей о лекарственных растениях, об их роли в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи занятия:
Образовательные:
-создать условия для формирования представлений о многообразии растений на лугу, о разделении их на обычные и лекарственные;
- побуждать детей к анализу возможных ситуаций экологических проблем.
-создавать условия для проявления инициативы и творчества в познании мира природы на примере исследования одного вида растения.
Развивающие:
-стимулировать познавательный интерес детей;
-способствовать развитию наглядно-образного мышления (получение информации путем рассматривания растений на лугу); умения устанавливать причинно-следственные связи (на примере: что случится, если будут условия для произрастания растений); развитию мыслительных операций: синтез и анализ (при определении путей выхода из проблемных ситуаций, построении модели); умений составлять и читать модель, использования речи для выражения своих мыслей и суждений.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в паре, сообща;
- воспитывать бережное отношение к природе, положительное отношение к разным видам труда, другим людям и самому себе.
Словарная работа: тысячелистник, подорожник, ромашка аптечная, зверобой, лекарственные.
Планируемый результат занятия: проявление интереса к лекарственным растениям, усвоение информации об их пользе для человека.
Подготовительная работа: беседы о лекарственных растениях, просмотр видеофильма о лекарственных растениях, произрастающих на лугу; дидактическая игра «Узнай растение»; чтение стихов, загадок, заучивание стихотворений, рассматривание энциклопедий.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал Изображение Почемучки, раздаточный материал: природный (растения на лугу).
№ п/п | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога (методы, приемы) | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1. | Организационно-мотивационный этап (3 мин) | Создание условий Для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового характера. Формирование и фиксирование детской цели – Помочь Почемучке. | -Ребята, послушайте стихотворение. - давай пройдемся медленно по лугу И здравствуй скажем каждому цветку, Я должен над цветами наклониться, Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. -О чем это стихотворение? | Познавательно – исследовательская Встают в круг перед педагогом - внимательно слушают, задают вопросы | Знание названия своей местности, некоторых географических особенностей. Знание места произрастания диких растений, Проявляют инициативу, уверенность в своих силах. Обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. |
2.
| Основной этап | -Поставить проблему перед детьми -Мотивировать Актуализировать мыслительные процессы Заинтересовать детей, вовлечь их в деятельность; Актуализировать имеющиеся знания, обобщить и закрепить знания детей о растениях, их взаимосвязи и взаимозависимости. Формировать умение преодолевать затруднения в деятельности. Развивать умения фиксировать новое знание в речи. | - Ребята, Почемучка узнал, что мы сегодня собираемся на луг, и решил попросить нас принести такое же растение, которое он увидел на картинке. Оно очень понравилось Почемучке. Он сказал, что это не простое растение, и если вдруг упадешь и поранишь коленку, то можно его приложить и скоро все пройдет. - Как же это растение называется? - Вдоль дорожки его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно, Кто нас излечит? (подорожник). - Как вы думаете, мы сможем выполнить просьбу Почемучки? (выслушать предположения). - Как же узнать, растет сейчас на лугу подорожник или нет? (Сходить и посмотреть). - Кто хочет узнать? | Встают перед педагогом. Готовятся к походу на луг. - Подорожник - Да - Нет (объясняют свои ответы) - Я. Уходят на луг | Умеет формулировать вывод, получать и использовать новую информацию, делится имеющимися знаниями и представлениям Способен договариваться Умеет выражать свои мысли Учитывает интересы других Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми Различает условную и реальную ситуацию |
Этап постановки проблемы Этап восприятия материала | Актуализировать имеющиеся знания, представления. - Сформировать новые представления (умения). | - Куда мы пришли? - Где мы раньше видели луг? - Как называется время года сейчас? Месяц? - Какая сейчас погода? - Назовите знакомые растения, которые вы видите. Вы видите среди них подорожник? - Чем он может помочь человеку? - Я хочу вас познакомить еще с несколькими растениями. Они называются ромашка аптечная, зверобой и тысячелистник.
- Предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию», в которой вы попробуете найти те растения, о которых я буду говорить. - Посмотрите внимательно на эти растения. - Чем они похожи? Чем они отличаются: по цвету, величине, строению цветка. - Вы знаете, что их объединяет? - Все они называются лекарственные растения. Подорожник помогает при ссадинах и ушибах, тысячелистник при кровотечении, ромашка от кашля, зверобой при расстройстве живота. Луг, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства, В каждом цветочке и в каждой травке, И микстура, и таблетки. Ну, а чем и как лечить, Мы вас можем научить. - Напоминаю вам, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать. - Сейчас я вам расскажу правила сбора лекарственных растений. 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.) 2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог. Почему? 4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделиться сок. 5. Сушить растения не на солнце, а в тени. 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему? - Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Лето теплое, лето красное! Солнце доброе, солнце ясное! Соком полнится зелена трава, Собирать, сушить уж ее пора! А вы травушку собирайте Да на зимушку припасайте! От болезни вас охранит она, Вам здоровья даст, Силушки сполна! | Познавательно – исследовательская Коммуникативная Игровая - Ответы детей - Усваивают информацию, задают уточняющие вопросы Дидактическая игра «Угадай по описанию» Внимательно рассматривают растения, отвечают на вопросы воспитателя Слушают воспитателя и усваивают правила сбора лекарственных растений | Может выражать свои мысли Уверен в своих силах Способен к принятию собственных решений. Пытается самостоятельно найти объяснение Интересуется причинно- следственными связями Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности | |
Этап практического решения проблемы | Актуализировать сформированные представления. | - Давайте все вместе погуляем по лугу, аккуратно соберем несколько лекарственных растений для гербария и в группе оформим из них альбом «Лекарственные растения нашего луга», а также выполним просьбу Почемучки. - Что мы принесем Почемучке? - Ребята, давайте вместе аккуратно выкопаем подорожник, посадим его в группе в горшочек и подарим Почемучке.
Собрать детей перед уходом. | Познавательно – исследовательская Коммуникативная - Собирают растения под руководством воспитателя - находят и выкапывают с помощью воспитателя кустик подорожника | Умеют различать основные лекарственные растения Могут самостоятельно найти подорожник и знают его применение | |
3. | Заключительный этап. | Создание ситуации успеха. Фиксирование детьми детской цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть цели. - Закрепить - Обобщить сформированные представления. - Формировать самоконтроль | - Вам понравилось путешествие, ребята? - Скажите, где мы с вами были сегодня? - Что видели? - О каких растениях вы сегодня узнали? - Для чего они нужны? - Кто их может собирать? - Когда их собирают и как? - Что принесли Почемучке? - Кто расскажет Почемучке о лекарственных растениях? -Ребята, скажите, где может пригодиться информация, которую вы сегодня узнали? -Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы! | - Да, интересное -Мы были на лугу. -Мы помогали Почемучке разбираться в лекарственных растениях. - Мы можем поделиться знаниями с родными, успешно помогать родителям собирать лекарственные растения… | Знание нормы жизни представителей экологической системы «Лес» Интересуются причинно-следственными связями. Владеют устной речью. Обладают чувством собственного достоинства. Сопереживают неудачам и радуются успехам других. Выражают свои мысли. Различают условную и реальную ситуацию. |
Дидактическая игра
«Угадай по описанию»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде лекарственных растений.
Игровая задача: найти растение по описанию.
Материал для игры: растения на лугу.
Ход игры: Воспитатель в разных местах луга описывает разные растения. Ждет, когда кто-то из ребят найдет (увидит) растение и помогает назвать его, а также следит, чтобы ребята запомнили правильное название растения. Дети находят растения, подходящие по описанию. Побеждает тот, кто быстрее найдет описанное растение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"
Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....
Экскурсия - 1 Старшая группа 27.10.2014 год Тверская область Калининский район п.Орша Тема экскурсии: "Наша малая Родина!"
Фотоотчёт экскурсии 1 старшая группа Тема экскурсии: "Наша малая Родина!"...
Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»
Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...
совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.
Цели: · Увидеть, как природа готовится к зиме.· Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...
Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".
Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...
Конспект экскурсии с детьми подготовительной к школе группы "Осенний сквер" Тема экскурсии: Осенний сквер.
Конспект экскурсии с детьми подготовительной группе "Осенний сквер"...
Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"
Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях....