«Экскурсия на луг»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Рассошанская Светлана Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Экскурсия на луг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_ekskursiya_na_lug.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. студента Рассошанская Светлана Евгеньевна

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «Экскурсия на луг. Лекарственные растения луга»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: формирование представлений у детей о лекарственных растениях, об их роли в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи занятия:

Образовательные:

-создать условия для формирования представлений о многообразии растений на лугу, о разделении их на обычные и лекарственные;

- побуждать детей к анализу возможных ситуаций экологических проблем.

-создавать условия для проявления инициативы и творчества в познании мира природы на примере исследования одного вида растения.

Развивающие:

-стимулировать познавательный интерес детей;

-способствовать развитию наглядно-образного мышления (получение информации путем рассматривания растений на лугу); умения устанавливать причинно-следственные связи (на примере: что случится, если будут условия для произрастания растений); развитию мыслительных операций: синтез и анализ (при определении путей выхода из проблемных ситуаций, построении модели); умений составлять и читать модель, использования речи для выражения своих мыслей и суждений.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в паре, сообща;

- воспитывать бережное отношение к природе, положительное отношение к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Словарная работа: тысячелистник, подорожник, ромашка аптечная, зверобой, лекарственные.

Планируемый результат занятия: проявление интереса к лекарственным растениям, усвоение информации об их пользе для человека.

Подготовительная работа: беседы о лекарственных растениях, просмотр видеофильма о лекарственных растениях, произрастающих на лугу; дидактическая игра «Узнай растение»; чтение стихов, загадок, заучивание стихотворений, рассматривание энциклопедий.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал Изображение Почемучки, раздаточный материал: природный (растения на лугу).

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

(3 мин)

Создание условий

Для возникновения у

детей мотивации включения в деятельность поискового

характера.

Формирование и фиксирование детской цели – Помочь Почемучке.

-Ребята, послушайте стихотворение.

- давай пройдемся медленно по лугу

И здравствуй скажем каждому цветку,

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

-О чем это стихотворение?

Познавательно – исследовательская

Встают в круг перед педагогом

- внимательно слушают, задают вопросы

Знание названия своей местности, некоторых географических особенностей.

Знание места произрастания диких растений,

Проявляют инициативу,

уверенность в своих силах.

Обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

2.

Основной этап
(14 мин)

-Поставить проблему перед детьми

-Мотивировать

Актуализировать мыслительные процессы

Заинтересовать детей, вовлечь их в деятельность;

Актуализировать имеющиеся знания, обобщить и закрепить знания детей о растениях, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Формировать умение преодолевать затруднения в деятельности.

Развивать умения фиксировать новое знание в речи.

- Ребята, Почемучка узнал, что мы сегодня собираемся на луг, и решил попросить нас принести такое же растение, которое он увидел на картинке. Оно очень понравилось Почемучке. Он сказал, что это не простое растение, и если вдруг упадешь и поранишь коленку, то можно его приложить и скоро все пройдет.

- Как же это растение называется?

- Вдоль дорожки его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно,

Кто нас излечит? (подорожник).

- Как вы думаете, мы сможем выполнить просьбу Почемучки? (выслушать предположения).

- Как же узнать, растет сейчас на лугу подорожник или нет? (Сходить и посмотреть).

- Кто хочет узнать?

Встают перед педагогом.

Готовятся к походу на луг.

- Подорожник

- Да

- Нет

(объясняют свои ответы)

- Я.

Уходят на луг

Умеет формулировать вывод, получать и использовать новую информацию, делится имеющимися знаниями и представлениям

Способен договариваться

Умеет выражать свои мысли

Учитывает интересы других

Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми

Различает условную и реальную ситуацию

Этап постановки проблемы

Этап восприятия материала

Актуализировать имеющиеся знания, представления.

- Сформировать новые представления (умения).

- Куда мы пришли?

- Где мы раньше видели луг?

- Как называется время года сейчас? Месяц?

- Какая сейчас погода?

- Назовите знакомые растения, которые вы видите. Вы видите среди них подорожник?

- Чем он может помочь человеку?

- Я хочу вас познакомить еще с несколькими растениями. Они называются ромашка аптечная, зверобой и тысячелистник.

- Предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию», в которой вы попробуете найти те растения, о которых я буду говорить.

- Посмотрите внимательно на эти растения.

- Чем они похожи? Чем они отличаются: по цвету, величине, строению цветка.

- Вы знаете, что их объединяет?

- Все они называются лекарственные растения. Подорожник помогает при ссадинах и ушибах, тысячелистник при кровотечении, ромашка от кашля, зверобой при расстройстве живота.

Луг, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждом цветочке и в каждой травке,

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

- Напоминаю вам, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

- Сейчас я вам расскажу правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.)

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделиться сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Лето теплое, лето красное!

Солнце доброе, солнце ясное!

Соком полнится зелена трава,

Собирать, сушить уж ее пора!

А вы травушку собирайте

Да на зимушку припасайте!

От болезни вас охранит она,

Вам здоровья даст,

Силушки сполна!

Познавательно – исследовательская

Коммуникативная

Игровая

- Ответы детей

- Усваивают информацию, задают уточняющие вопросы

Дидактическая игра

«Угадай по описанию»

Внимательно рассматривают растения, отвечают на вопросы воспитателя

Слушают воспитателя и усваивают правила сбора лекарственных растений

Может выражать свои мысли

Уверен в своих силах Способен к принятию собственных решений.

Пытается самостоятельно найти объяснение

Интересуется причинно- следственными связями

Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности

Этап практического решения проблемы

Актуализировать сформированные представления.

- Давайте все вместе погуляем по лугу, аккуратно соберем несколько лекарственных растений для гербария и в группе оформим из них альбом «Лекарственные растения нашего луга», а также выполним просьбу Почемучки.

- Что мы принесем Почемучке?

- Ребята, давайте вместе аккуратно выкопаем подорожник, посадим его в группе в горшочек и подарим Почемучке.

Собрать детей перед уходом.

Познавательно –

исследовательская

Коммуникативная

- Собирают растения под руководством воспитателя

- находят и выкапывают с помощью воспитателя кустик подорожника

Умеют различать основные лекарственные растения

Могут самостоятельно найти подорожник и знают его применение

3.

Заключительный этап.
(3 мин.)

Создание

ситуации успеха.

Фиксирование детьми детской цели.

Проговаривание условий, которые позволили достигнуть цели.

- Закрепить

- Обобщить сформированные представления.

- Формировать самоконтроль

- Вам понравилось путешествие, ребята?

- Скажите, где мы с вами были сегодня?

- Что видели?

- О каких растениях вы сегодня узнали?

- Для чего они нужны?

- Кто их может собирать?

- Когда их собирают и как?

- Что принесли Почемучке?

- Кто расскажет Почемучке о лекарственных растениях?

-Ребята, скажите, где может пригодиться

информация, которую вы сегодня узнали?

-Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!

- Да, интересное

-Мы были на лугу.

-Мы помогали Почемучке

разбираться в лекарственных растениях.

- Мы можем поделиться знаниями с родными, успешно помогать родителям собирать лекарственные растения…

Знание нормы

жизни

представителей

экологической

системы «Лес»

Интересуются причинно-следственными связями.

Владеют устной речью.

Обладают чувством собственного достоинства.

Сопереживают неудачам и радуются

успехам других.

Выражают свои мысли.

Различают условную и

реальную ситуацию.

Дидактическая игра

«Угадай по описанию»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде лекарственных растений.

Игровая задача: найти растение по описанию.

Материал для игры: растения на лугу.

Ход игры: Воспитатель в разных местах луга описывает разные растения. Ждет, когда кто-то из ребят найдет (увидит) растение и помогает назвать его, а также следит, чтобы ребята запомнили правильное название растения. Дети находят растения, подходящие по описанию. Побеждает тот, кто быстрее найдет описанное растение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: ·         Увидеть, как природа готовится к зиме.·         Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...

Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"

Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях....