Рабочая программа кружка "В мире природы", 2021 - 2022 гг.
материал по окружающему миру (старшая группа)
Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2021_v_mire_prirody_h.g.m.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Бабочка» с. Елбулактамак - филиал МОБУ СОШ села Елбулактамак муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
.
Рабочая программа экологического кружка
«В мире природы»
в разновозрастной группе «Ромашка».
Руководитель: Г.М. Хисамова
с. Елбулактамак, 2023 г.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
- Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
- Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
- Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
- Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
- Задачи экологического кружка «В мире природы»:
- Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
- Основные направления экологического кружка «В мире природы».
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
∙ Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
∙ Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
∙ Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
∙ Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
∙ Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
∙ Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
- Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
8 . Методы, используемые для реализации работы кружка:
∙ игровые ситуации;
∙ наблюдение,
∙ беседа,
∙ исследовательская деятельность,
∙ экспериментальная деятельность,
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
9. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен: | |
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. | О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. |
Тематический план экологического кружка «В мире природы»
№ | Тема | Задачи | ||
Сентябрь | ||||
1 | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | ||
2 | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | ||
3 | За грибами мы пойдем. | Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы. | ||
4 | Развлечение: «К нам осень пришла!» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. | ||
Октябрь | ||||
5 | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | ||
6 | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. | ||
7 | «Как звери к зиме готовятся!» | Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. | ||
8 | Развлечение: «К нам гости пришли» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. | ||
Ноябрь | ||||
9 | «Осеннее дерево» | Познакомить с осенним деревом – рябиной. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. | ||
10 | «Перелетные птицы» | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. | ||
11 | «Воробьишки» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья. Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | ||
12 | Развлечение: «Синичкин праздник» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры. | ||
Декабрь | ||||
13 | «Снежинка» опыт | Закрепить знания о снежинке. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти. Учить видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка. | ||
14 | «Волшебная льдинка» опыт | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. | ||
15 | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. | ||
Январь | ||||
16 | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. | ||
17 | «Мороз – удивительный художник» опыт | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. | ||
Февраль | ||||
18 | «Выращиваем лук на окошке» опыт | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. | ||
19 | Комнатные растения. | Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия. Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим. Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать. Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать. | ||
20 | «Полезные витамины» | Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище. Активизировать словарь детей: здоровый, больной. | ||
21 | Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | ||
Март | ||||
22 | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни. Активизировать словарь детей: бездомная, укусит. | ||
23 | «Птицы прилетели» | Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. | ||
24 | «Сосульки». Звенит капель. опыт | Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. | ||
Апрель | ||||
25 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. | ||
26 | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. | ||
27 | «Водичка – водичка» опыт | Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека. Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды. Закрепить значение грязной и чистой воды. Активизировать словарь детей: грязная, чистая. | ||
28 | Развлечение «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная. | ||
Май | ||||
29 | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе. Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы. Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода. | ||
30 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. | ||
31 | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым. Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых. Активизировать словарь детей: летают, жужжат. | ||
32 | Итоговое развлечение: «В мире природы» | Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями. |
Список детей
Руководитель: Хисамова Г.М.
Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей экологического кружка « В мире природы» для детей средней группы.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |||||||||||||||||||||
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (Название и характерные особенности времен года) | Имеет частично представления. | Не имеет представления. | |||||||||||||||||||||
Знает природные явления (дождь, ветер, снег) | Знает частично. | Не знает. | |||||||||||||||||||||
Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя. | Частично имеет представления. | Не имеет представления. | |||||||||||||||||||||
овощи | фрукты | ягоды | овощи | фрукты | ягоды | овощи | фрукты | ягоды | |||||||||||||||
Владеет навыками ухода за растениями. | Владеет частично. | Не владеет. | |||||||||||||||||||||
Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя. | Имеет частично представления. | Не имеет представления. | |||||||||||||||||||||
Дикие животные. | Домашние Животные. | Дикие птицы. | Домашние птицы | Насекомые. | Детеныши. | Дикие животные. | Домашние Животные. | Дикие птицы. | Домашние птицы | Насекомые. | Детеныши. | Дикие животные. | Домашние Животные. | Дикие птицы. | Домашние птицы | Насекомые. | Детеныши. | ||||||
Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода). | Знает частично. | Не знает. | |||||||||||||||||||||
Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ). | Отражает свои впечатления частично. | Не тражает. | |||||||||||||||||||||
Знает правила поведения в природе. | Знает частично. | Не знает |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской...
Рабочая программа музыкального руководителя на 2021-2022 год
Рабочая прогамма включает в себя описание задач и целей освоения музыкальной программы дошкольниками по возрастам , психологические особенности детей дошкольного возраста по группам,список музыкальных...
Рабочая программа подготовительной группы на 2021- 2022 учебный год.
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка "Мукосолька" на 2021-2022 учебный год
Программа на 2021 - 2022 учебный год...
Рабочая программа кружка "АБВГДЕЙКа" на 2021-2022 учебный год
Программа составлена на основе Букваря Н.С.Жуковой...
Рабочая программа кружка "Акварелька" на 2021-2022 учебный год
.Данная программа разработана с целью развития у детей художественно- творческих способностей через освоение нетрадиционных техник рисования....