Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
статья по окружающему миру (средняя группа)

Варвянская Татьяна Ильинична

Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в соответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Т.И. Варвянская, Г.М.Токарева

МБОУ Новосибирскогорайона,Новосибирской области,«Новолуговская средняя школа №57», воспитатели первой квалификационной категории,

с. Новолуговое,school57@edunor.ru

 «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в соответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

В ФГОС ДО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка — дошкольника как один из факторов предпосылок к учебной деятельности на школьном этапе.

Реализуя проекты с детьми старшего дошкольного возраста, мы опираемся на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно — исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную.

Один из проектов реализованный нами «Волшебная водичка».

Цель этого проекта: воспитание у детей осознанного бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу;развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды;приобщение родителей к экологически грамотному поведению, по отношению к воде, в быту и на природе.Нами были поставлены следующие задачи: познакомить детей с различными состоянием воды в природе (дождь, роса, иней, туман, снег); создать развивающую среду в группе, для осуществления экспериментальной деятельности; развить творческие способности детей через художественную деятельность; установить партнерские отношения педагогов, родителей и детей, создать единое социокультурное пространство через организацию совместно проведенных мероприятий. После реализации проекта дети знали зачем нужна вода; где живет вода; могли назвать свойства воды и её агрегатные состояния. Для родителей при выполнении проекта так же были поставлены задачи: повысить их компетентность в экологическом образовании дошкольников; создать семейные альбомы: «Родник моего села» и «Любимое место отдыха у воды». Проект реализовывали в несколько этапов:

Подготовительный,собственно исследовательский,заключительный

Подготовительный: включал в себя разработку вопросов диагностирования для выявления уровня знаний детей по теме проекта; составили календарно-тематическое планирование; подобрали методическую литературу; пополнили оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей; подобрали и изготовили дидактические пособия; изготовили атрибуты для подвижных, сюжетно-ролевых игр; изготовили папки-передвижки, памятки для родителей.

По итогам диагностики было выявлено, что 20% детей имеют высокий уровень знаний по данной теме, 55% детей находятся на среднем уровне и 25% -низком уровне экологического развития. Исходя из результатов диагностики, мы приступили к основному этапу нашего проекта, который заключался в организации непосредственно-образовательной деятельности. Провели экспериментально-исследовательские опыты «Вода прозрачная», «У воды нет цвета, вкуса, запаха», «Вода не имеет формы»; беседы с детьми «Вода вокруг нас», «Путешествие капельки», «Природные явления», «Водоемы», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»; наблюдения в природе (сосульки, снег, капель, дождь, лужи, туман и т.п.); чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок и стихотворений, загадывание тематических загадок; экскурсию к роднику в родном селе; консультации для родителей («Занимательные опыты и эксперименты  для дошкольников», «Почему нужно беречь воду?»).

Заключительный этап включил в себя: развлечение «Мыльные пузыри»; конкурс стихов о явлениях природы (дождь, туман, град и т.д.); фотовыставку «Юные исследователи»; диагностирование детей; оформление презентации проекта; оформление книги «Дождик и его друзья».

По результатам проведенной работы, можем сказать, что уровень знаний и умений детей по экологии достиг хороших результатов.У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира. Закрепились знания о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях. Привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по её сохранению и улучшению. Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности;

Сформировалось умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект «Волшебная водичка» позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошл...

Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений.         Именно на этапе д...

Выступление на конференции "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

Мы много занимаемся с детьми по экологическому воспитанию, но благодаря проекту "Удивительные насекомые", поняла, что дети должны ежечасно, ежеминутно думать о всех живых существах планеты, ...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Обобщение опыта работы по теме:Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность....

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень....