Волкова Н.А. Январь 3 неделя. Зимние сказки. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «В гостях у сказки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._20._yanvar_3_nedelya._zimnie_skazki._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 246.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Январь, 3 неделя.
Тема недели «В гостях у сказки».
Природоведческая тема «Зимние сказки».
“Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.
Константин Паустовский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
- Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.
- Поддерживать интерес детей к народным приметам.
- Поддерживать интерес детей к играм со снегом.
- Поддерживать интерес детей к сказкам.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.
Январь, 3 неделя.
Тема «Зимние сказки».
День недели | Дневная прогулка | Дополнительно |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | ||
Понедельник | Наблюдение «Морозко». Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. | Подвижная игра «Мороз – Красный нос». Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. |
Вторник | Наблюдение «Снегурочка». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. | |
Среда | Наблюдение «Снеговик». Поддерживать интерес детей к играм со снегом. | |
Четверг | Наблюдение «Госпожа Метелица». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. | Подвижная игра «Снежная карусель». Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. |
Пятница | Исследование «Крещенские морозы». Познакомить детей с понятием "крещенские морозы". |
Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.
Наблюдение «Морозко».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Морозко с ёлки на ёлки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощёлкивает. Дети, как вы думаете, кто такой Морозко? (ответы детей).
— Морозко в русских народных сказках живёт. Добрых, трудолюбивых да вежливых людей награждает, злых, ленивых, грубых людей замораживает. Дети, каким вы представляете себе Морозко? (ответы детей).
— Каждый видит Морозко по-своему. Но мы точно знаем, что это взрослый человек, мужчина. Дети, как вы думаете, Дед Мороз и Морозко – родственники? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, где живёт Морозко? (ответы детей).
— Морозко живёт в русских народных сказках да на далёком Севере. Дети, когда к нам приходит Морозко? (ответы детей).
— Морозко к нам приходит только зимой. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).
— Мороз не велик, да стоять не велит. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Дети, что мы узнали о Морозко? (ответы детей).
Вывод. Морозко – герой русских народных сказок, приходит к нам зимой. Помогает добрым, трудолюбивым да вежливым людям.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! Игорь Белкин | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Подвижная игра «Мороз – Красный нос».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в беге врассыпную. Развивать ловкость детей, увёртливость, умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
Игра.
Закличка.
Добры молодцы
да красны девицы.
Кому морозы не страшны,
подходите для игры.
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, играющие собираются в одном из них.
— Дети, игра называется «Мороз – Красный нос». Это народная игра, в неё играли наши предки в далёком прошлом. Игра показывает отношение народа к морозу. Для игры нужно выбрать ведущего с помощью считалочки.
Считалочка.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот к морозу попадёт.
— Кто к морозу попадёт, тот и стал Морозом. Мороз–Красный нос становится посредине площадки, между домами, лицом к играющим и произносит:
Я – Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
— Дети, мы морозу хором отвечаем:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
— Только после слова «мороз» мы перебегаем через площадку в другой дом, а Мороз ловит детей и старается коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» дети останавливаются. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.
Правила игры:
- ответ Морозу все дружно повторяем, смелость прославляем;
- про сигнал не забываем, без сигнала бег не начинаем;
- друг друга не толкаем, за одежду не хватаем;
- если Мороз заморозил, остановитесь и не двигайтесь.
После каждой перебежки подсчитывают, сколько детей заморозил Мороз и выбирают нового Мороза из детей, которые добежали до домика.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Наблюдение «Снегурочка».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Есть такая русская народная сказка, где старик со старухой дочку себе из снега вылепили, и назвали её … как? (ответы детей).
— Снегурочка, так звали героиню этой сказки. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Дети, почему Снегурочку так назвали? (ответы детей).
— Снегурочку вылепили из снега, чистого, холодного. Дети, что случилось со Снегурочкой весной? (ответы детей).
— Весной Снегурочка растаяла под лучами тёплого солнца. Снегурочка была хорошей девочкой, и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься. Поэтому Снегурочка не исчезла совсем, а перенеслась … Дети, как вы думаете, куда перенеслась Снегурочка? (ответы детей).
Где Снегурочка живёт?
Там, где холод, снег и лёд.
Там, где кружится пурга,
Где глубокие снега.
Ей построила зима
Ледяные терема.
Там Снегурочка живёт,
Новогодний праздник ждёт!
Э. Богуславская
— Снегурочка живёт в царстве Деда Мороза. Снегурочка с Дедом Морозом приезжают к нам на Новогодние праздники. Дети, что мы узнали о Снегурочке? (ответы детей).
Вывод. Снегурочка – героиня русских народных сказок. Её вылепили из чистого, холодного снега. Снегурочка – помощница Деда Мороза.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно... Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
Наблюдение «Снеговик».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к играм со снегом. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
Если позволяют погодные условия педагог с детьми лепят Снеговика.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.
Нос – морковка, руки – палки.
Вместо глазок – уголки.
К вьюге, к холоду привык
Снежный … (Снеговик)
— Снеговиков лепят во всём мире, в разных странах, где идёт снег. Дети, из какого снега лучше всего лепит снеговика? (ответы детей).
— Снеговиков лепят из влажного, липкого снега. Когда мороз ослабевает, солнце пригревает, снег становится липким, влажным, тяжёлым. В морозные дни снег лёгкий, рассыпчатый. Из него труднее лепить снеговика. Дети, сегодня у нас какой снег? (ответы детей).
— Дети, что обычно дают в руки Снеговикам? (ответы детей).
— Чаще всего в руки Снеговикам дают метлу. Снеговик с метлой – это стражник. Он прогоняет метлой от дома злых духов. Дети в каких сказках и мультфильмах мы встречаем Снеговиков? (ответы детей).
— В русских мультфильмах и сказках Снеговик помощник Деда Мороза. Дети, что мы узнали о Снеговиках? (ответы детей).
Вывод. Снеговиков лепят зимой из снега. Снеговики – помощники Деда Мороза, защитники дома от злых духов.
Весёлые упражнения «Снеговик».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ох, работа не легка – Лепим мы снеговика. | Покачаем головой. Руки в стороны. |
Дружно катим снежный ком, | Наклон вниз, руки вниз. |
На него другой кладём, | Встаём прямо, руки вперёд. |
Сверху третий ком добавим, | Руки вверх. |
Длинный нос-морковку вставим, | Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. |
Вместо глаз возьмём монетки, | Руки вперёд, ладони вверх. |
Руки сделаем из ветки, | Руки в стороны. |
Шапка будет из ведра, | Руки вверх, ладони параллельно друг другу. |
Снеговик готов. Ура! Гурия Османова | Руки вверх, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Госпожа Метелица».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— В одной немецкой сказке живёт госпожа Метелица. Однажды попала к Метелице девочка. Метелица ей и говорит: Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идёт. Дети, а сегодня у нас идёт снег? (ответы детей).
— Добрых да трудолюбивых детей госпожа Метелица награждает, а злых да ленивым наказывает. Сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам да красным девицам урок. Дети, как вы думаете, перины госпожи Метелицы – это что? (ответы детей).
— Перины да подушки – это снежные тучи. Дети, как вы думаете, зачем нужно было перину госпожи Метелицы посильнее взбивать? (ответы детей).
— Сильнее перину и подушки взбивали, больше перьев во все стороны летело. А перья в сказке – это что? (ответы детей).
— Перья в сказке – это снег. Снежные тучи по небу летят, к нам спешат. Снег по миру рассыпают, Землю снежным покрывалом укрывают. Больше снега, теплее растениям под снегом. Дети, что мы узнали о госпоже Метелице? (ответы детей).
Вывод. Госпожа Метелица – сказочная героиня, которая дарит людям снег, любит добрых и трудолюбивых детей.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно... Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Подвижная игра «Снежная карусель».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям природы. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. Развивать умение детей двигаться по кругу в разном темпе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, в снежинки вас превращаю, на снежную карусель приглашаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- двигаться по кругу, взявшись за руки;
- круг держать ровный;
- ускорять и замедлять движение вместе со всеми.
Дети вместе с педагогом стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, постепенно ускоряя движение.
Замела метель, закружила,
Снежную карусель запустила.
Еле-еле снежинки летели,
Но сильней закружили метели,
Ветры дуют, задувают
Снежинки быстрее летают.
Дети вместе с педагогом бегут по кругу.
Тише, тише, снежинки устали!
И на землю тихонько упали.
Снежную карусель остановите,
На месте снежинки замрите!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети отдыхают стоя.
— Снежинки, ветер изменился, закружилась карусель в другую сторону.
Игра повторяется, но дети двигаются по кругу в другую сторону.
Педагог во время игры следить за физической нагрузкой детей.
Состояние ребёнка в норме: у ребёнка радостное, возбуждённое состояние, небольшое покраснение кожи лица, учащённое ровное дыхание, уверенные движения, незначительное потоотделение.
Высокая физическая нагрузка: частое поверхностное дыхание, покраснение кожи лица, значительное потоотделение, жалобы на усталость, нарушение координации движения.
При высокой физической нагрузке игра останавливается, детям предлагается отдохнуть.
Исследование «Крещенские морозы».
(19 января).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей с понятием "крещенские морозы". Поддерживать интерес детей к народным приметам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берёз; | Ходит, бородою Белою трясёт, Топает ногою, Только треск идёт. Спиридон Дрожжин |
— По народным приметам на этой недели приходят на Русь самые сильные, крещенские морозы. Назвали морозы так, потому что сегодня, 19 января, церковный праздник Крещение. Дети, а к нам морозы пришли? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, что нам помогает почувствовать мороз? (ответы детей).
— Мороз ощущает наша кожа, открытые участки лица: щёки нос. Дети, какие крещенские морозы в этом году слабые или сильные, лютые? (ответы детей).
— Сила мороза зависит от ветра. В ветреные дни мороз сильнее. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).
— «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Некоторые люди не боятся мороза, и в Крещение ныряют в холодную воду в проруби. Дети, что мы узнали о крещенских морозах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что крещенские морозы, как и все морозы опасны. Но подвижные игры защитят нас от морозов.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! Игорь Белкин | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Декабрь, 3 неделя. Зимний сон. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Новогодний калейдоскоп»...
Волкова Н.А. Январь, 2 неделя. Зимние забавы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимние забавы»....
Волкова Н.А. Январь 4 неделя. Коренная зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Коренная зима»....