Волкова Н.А. Январь 3 неделя. Зимние сказки. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «В гостях у сказки».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Зима. Январь, 3 неделя.

Тема недели «В гостях у сказки».

Природоведческая тема «Зимние сказки».

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.

Константин Паустовский

 

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
  • Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.
  • Поддерживать интерес детей к народным приметам.
  • Поддерживать интерес детей к играм со снегом.  
  • Поддерживать интерес детей к сказкам.  

Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.

Январь, 3 неделя.  

Тема «Зимние сказки».

День недели

Дневная прогулка

Дополнительно

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Понедельник

Наблюдение

«Морозко».

Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.

Подвижная игра

«Мороз – Красный нос».

Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм.

Вторник

Наблюдение

«Снегурочка».

Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

Среда

Наблюдение

 «Снеговик».

Поддерживать интерес детей к играм со снегом.

Четверг

Наблюдение

«Госпожа Метелица».

Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

Подвижная игра

«Снежная карусель».

Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Пятница

Исследование

«Крещенские морозы».

Познакомить детей с понятием "крещенские морозы".

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Морозко».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам.  Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

Морозко с ёлки на ёлки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощёлкивает. Дети, как вы думаете, кто такой Морозко? (ответы детей).

Морозко в русских народных сказках живёт. Добрых, трудолюбивых да вежливых людей награждает, злых, ленивых, грубых людей замораживает. Дети, каким вы представляете себе Морозко? (ответы детей).

— Каждый видит Морозко по-своему. Но мы точно знаем, что это взрослый человек, мужчина. Дети, как вы думаете, Дед Мороз и Морозко – родственники? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, где живёт Морозко? (ответы детей).

Морозко живёт в русских народных сказках да на далёком Севере. Дети, когда к нам приходит Морозко? (ответы детей).

Морозко к нам приходит только зимой. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).

Мороз не велик, да стоять не велит.  Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Дети, что мы узнали о Морозко? (ответы детей).

Вывод. Морозко – герой русских народных сказок, приходит к нам зимой. Помогает добрым, трудолюбивым да вежливым людям.

Весёлые упражнения «Мороз».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Подвижная игра «Мороз – Красный нос».

Задачи. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в беге врассыпную.  Развивать ловкость детей, увёртливость, умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.

Игра.                            

Закличка.

Добры молодцы

да красны девицы.

Кому морозы не страшны,

подходите для игры.

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, играющие собираются в одном из них.

— Дети, игра называется «Мороз – Красный нос». Это народная игра, в неё играли наши предки в далёком прошлом. Игра показывает отношение народа к морозу. Для игры нужно выбрать ведущего с помощью считалочки.

Считалочка.

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдёт,

Тот к морозу попадёт.

— Кто к морозу попадёт, тот и стал Морозом. Мороз–Красный нос становится посредине площадки, между домами, лицом к играющим и произносит:

Я – Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

— Дети, мы морозу хором отвечаем:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

— Только после слова «мороз» мы перебегаем через площадку в другой дом, а Мороз ловит детей и старается коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» дети останавливаются. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.

Правила игры:  

  • ответ Морозу все дружно повторяем, смелость прославляем;
  • про сигнал не забываем, без сигнала бег не начинаем;
  • друг друга не толкаем, за одежду не хватаем;
  • если Мороз заморозил, остановитесь и не двигайтесь.

     После каждой перебежки подсчитывают, сколько детей заморозил Мороз и выбирают нового Мороза из детей, которые добежали до домика.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Наблюдение «Снегурочка».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам.  Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.  

— Есть такая русская народная сказка, где старик со старухой дочку себе из снега вылепили, и назвали её … как? (ответы детей).

Снегурочка, так звали героиню этой сказки. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Дети, почему Снегурочку так назвали? (ответы детей).

Снегурочку вылепили из снега, чистого, холодного. Дети, что случилось со Снегурочкой весной? (ответы детей).

— Весной Снегурочка растаяла под лучами тёплого солнца. Снегурочка была хорошей девочкой, и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься. Поэтому Снегурочка не исчезла совсем, а перенеслась … Дети, как вы думаете, куда перенеслась Снегурочка? (ответы детей).

Где Снегурочка живёт?

Там, где холод, снег и лёд.

Там, где кружится пурга,

Где глубокие снега.

Ей построила зима

Ледяные терема.

Там Снегурочка живёт,

Новогодний праздник ждёт!

Э. Богуславская

Снегурочка живёт в царстве Деда Мороза. Снегурочка с Дедом Морозом приезжают к нам на Новогодние праздники. Дети, что мы узнали о Снегурочке? (ответы детей).

Вывод. Снегурочка – героиня русских народных сказок.  Её вылепили из чистого, холодного снега. Снегурочка – помощница Деда Мороза.

Весёлые упражнения «Снег».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

Наблюдение «Снеговик».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к играм со снегом.  Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа.

Если позволяют погодные условия педагог с детьми лепят Снеговика.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

Раскраснелась детвора –

Накатала три шара!

Друг на друга их сложили,

И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, руки – палки.

Вместо глазок – уголки.

К вьюге, к холоду привык

Снежный … (Снеговик)

Снеговиков лепят во всём мире, в разных странах, где идёт снег. Дети, из какого снега лучше всего лепит снеговика? (ответы детей).

Снеговиков лепят из влажного, липкого снега. Когда мороз ослабевает, солнце пригревает, снег становится липким, влажным, тяжёлым. В морозные дни снег лёгкий, рассыпчатый. Из него труднее лепить снеговика. Дети, сегодня у нас какой снег? (ответы детей).

— Дети, что обычно дают в руки Снеговикам? (ответы детей).

— Чаще всего в руки Снеговикам дают метлу. Снеговик с метлой – это стражник. Он прогоняет метлой от дома злых духов. Дети в каких сказках и мультфильмах мы встречаем Снеговиков? (ответы детей).

— В русских мультфильмах и сказках Снеговик помощник Деда Мороза. Дети, что мы узнали о Снеговиках? (ответы детей).

Вывод. Снеговиков лепят зимой из снега. Снеговики – помощники Деда Мороза, защитники дома от злых духов.

Весёлые упражнения «Снеговик».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ох, работа не легка –

Лепим мы снеговика.

Покачаем головой.

Руки в стороны.

Дружно катим снежный ком,

Наклон вниз, руки вниз.

На него другой кладём,

Встаём прямо, руки вперёд.

Сверху третий ком добавим,

Руки вверх.

Длинный нос-морковку вставим,

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Вместо глаз возьмём монетки,

Руки вперёд, ладони вверх.

Руки сделаем из ветки,

Руки в стороны.

Шапка будет из ведра,

Руки вверх, ладони параллельно друг другу.

Снеговик готов. Ура!

Гурия Османова

Руки вверх, прыжки на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Госпожа Метелица».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к сказкам.  Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.  

— В одной немецкой сказке живёт госпожа Метелица. Однажды попала к Метелице девочка. Метелица ей и говорит: Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идёт. Дети, а сегодня у нас идёт снег?  (ответы детей).

Добрых да трудолюбивых детей госпожа Метелица награждает, а злых да ленивым наказывает. Сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам да красным девицам урок. Дети, как вы думаете, перины госпожи Метелицы – это что? (ответы детей).

— Перины да подушки – это снежные тучи. Дети, как вы думаете, зачем нужно было перину госпожи Метелицы посильнее взбивать? (ответы детей).

— Сильнее перину и подушки взбивали, больше перьев во все стороны летело. А перья в сказке – это что? (ответы детей).

— Перья в сказке – это снег. Снежные тучи по небу летят, к нам спешат. Снег по миру рассыпают, Землю снежным покрывалом укрывают. Больше снега, теплее растениям под снегом. Дети, что мы узнали о госпоже Метелице? (ответы детей).

Вывод. Госпожа Метелица – сказочная героиня, которая дарит людям снег, любит добрых и трудолюбивых детей.

Весёлые упражнения «Снег».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

По желанию детей упражнения повторяются.

Подвижная игра «Снежная карусель».

Задачи.  Поддерживать интерес детей к зимним явлениям природы. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. Развивать умение детей двигаться по кругу в разном темпе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игра. 

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.

— Дети, в снежинки вас превращаю, на снежную карусель приглашаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • двигаться по кругу, взявшись за руки;
  • круг держать ровный;
  • ускорять и замедлять движение вместе со всеми.

Дети вместе с педагогом стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, постепенно ускоряя движение.

Замела метель, закружила,

Снежную карусель запустила.

Еле-еле снежинки летели,

Но сильней закружили метели,

Ветры дуют, задувают

Снежинки быстрее летают.

Дети вместе с педагогом бегут по кругу.

Тише, тише, снежинки устали!

И на землю тихонько упали.

Снежную карусель остановите,

На месте снежинки замрите!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети отдыхают стоя.

— Снежинки, ветер изменился, закружилась карусель в другую сторону.

Игра повторяется, но дети двигаются по кругу в другую сторону.

Педагог во время игры следить за физической нагрузкой детей.

Состояние ребёнка в норме: у ребёнка радостное, возбуждённое состояние, небольшое покраснение кожи лица, учащённое ровное дыхание, уверенные движения, незначительное потоотделение.

Высокая физическая нагрузка: частое поверхностное дыхание, покраснение кожи лица, значительное потоотделение, жалобы на усталость, нарушение координации движения.

   При высокой физической нагрузке игра останавливается, детям предлагается отдохнуть.

Исследование «Крещенские морозы».

(19 января).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей с понятием "крещенские морозы". Поддерживать интерес детей к народным приметам.  Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какое сейчас время года? (зима).

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

Спиридон Дрожжин

— По народным приметам на этой недели приходят на Русь самые сильные, крещенские морозы. Назвали морозы так, потому что сегодня, 19 января, церковный праздник Крещение. Дети, а к нам морозы пришли? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, что нам помогает почувствовать мороз? (ответы детей).

Мороз ощущает наша кожа, открытые участки лица: щёки нос. Дети, какие крещенские морозы в этом году слабые или сильные, лютые? (ответы детей).

— Сила мороза зависит от ветра. В ветреные дни мороз сильнее. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).

«Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Некоторые люди не боятся мороза, и в Крещение ныряют в холодную воду в проруби. Дети, что мы узнали о крещенских морозах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что крещенские морозы, как и все морозы опасны. Но подвижные игры защитят нас от морозов.

Весёлые упражнения «Мороз».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....