Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Воздухоискатели"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Баитова Надежда Анатольевна

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

 Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

 • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой,

  закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

Развивающие задачи:

 • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта,

 • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, образного мышления, сообразительности, внимания.

Воспитательные задачи:

 • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,  интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в ДОУ в средней группе "Воздухоискатели".

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

 Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

 • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой,

  закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

Развивающие задачи:

 • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта,

 • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, образного мышления, сообразительности, внимания.

Воспитательные задачи:

 • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,  интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методологические приемы: Сюрпризный момент: внесение игрушки поросенка Хрюши и чудесного мешочка, беседа-диалог, игровая ситуация, использование ИКТ – красивая музыка, чтение стихотворения «Ветер по морю гуляет», запись шума ветра, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей), вручение бумажных корабликов детям для поддержания интереса к экспериментированию с родителями.

 Гипотезы:- воздух нас окружает;

 - Чтобы обнаружения воздуха -  надо  «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей;

- воздух – это ветер, он движется;

 - без воздуха не возможна жизнь.

Оборудование: игрушка поросенка, чудесный мешочек, полиэтиленовый пакет, гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки, листы бумаги, полоски из салфеток, кораблики из бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте: к нам кто то стучит. Это Хрюша к нам в гости пришел. Здравствуйте! Он принес с собой целый мешок  сюрпризов, которые помогут сегодня нам узнать почему что – то происходит, что нас окружает. Вам интересно это узнать?. Вы знаете: людям всегда интересно было, что их окружает, почему что - то происходит, можно ли это изменить. И ваши мамы, папы, дедушки и бабушки тоже всегда старались узнать, что откуда берется, как это получается. Сегодня мы с вами будем исследователями, а что мы будем исследовать: вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, но все же,

 Без него мы жить не сможем.

 Он нам нужен, чтоб дышать,

 Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

 Но невидим он для нас!

 Дети: Воздух!

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

 Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

 Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель: А вы поможете Хрюше и мне найти воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Хрюша сказал, что нам в этом поможет чудесный мешочек. Посмотрим: что в нем?

 Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом).

Воспитатель: Посмотрите - это полиэтиленовый пакет. Что в нём?

 Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

 Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? Он бесцветный.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».  

Поставьте перед собою ладошку и подуйте на нее. Чувствуете, как воздух из вашего ротика попадает в ладошку?  Какой воздух?А ветер – это что? Как вы думаете? Что воздух делает?

Хрюша  нам предлагает в мешок с сюрпризами заглянуть и поиграть с ветром. Хотите? (достать полоски из салфеток)

Звучит запись стихотворения «Ветер по морю гуляет», а затем шум ветра.

Игра « Ветер по морю гуляет»

Ветер по морю гуляет           Плавные движения рук влево - вправо

И кораблик подгоняет.         Руки от себя направляются  движениями вперед

Он несет его в волнах            Бег друг за другом

На раздутых парусах.             Руки вверх над головой округлые

( Бег под шум ветра)

Ребята, а как вы думаете: может человек без воздуха жить? Попробуйте носик руками зажать. Хорошо без воздуха человеку или плохо?

Вывод:  Без воздуха человек жить не может!

Хрюша предлагает вам сесть за столы. Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.  Только Хрюша просит дуть осторожно, чтобы вода не обрызгала вашу одежду и стол. Все надо делать аккуратно.Что происходит?

 Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы!

 Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: Я вам предлагаю побыть сильным ветром. Хотите? Мы будем ветром – воздухом рисовать и научим: как это делать Хрюшу.

Опыт 3. «Раздуй каплю»  (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

 Дети: Здорово!

Расскажите Хрюше, что у вас получилось.

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели!  Давайте расскажем Хрюше: о чем мы сегодня узнали(дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

 - что нас окружает   воздух;  он прозрачный,

 - чтобы найти  воздух -  его надо «запереть»  - «поймать»;

 - что внутри людей есть воздух и человек без него жить не может;

- ветер – это воздух и он движется.

А сейчас, мои хорошие помощники – воздухоискатели,  Хрюша  хочет вас поблагодарить: вы так сегодня хорошо помогали, столько интересного и нового узнали. Вам понравилось? Что вам понравилось или было интересно делать?

Дети отвечают (Привлечь Степу А, Катю К, Дашу К, Егора К)

Он приготовил для вас сюрприз: вам дарит бумажные кораблики  

(из чудесного мешочка).Дома вы с родителями налейте в тазик воды и пустите плавать кораблик по воде, подуйте на него с родителями, а потом нам всем расскажите, как плавал ваш кораблик. Помогал ли ему ваш «ветер» плыть быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....