Разработка проектной деятельности в старшей группе "Метеостанция"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Проект с детьми старшей группы "Метеостанция", выдвинутый на соискание премии Губернатора "Мы рядом ради перемен"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта "Метеостанция" | 1.15 МБ |
Презентация проекта "Метеостанция" | 1.85 МБ |
Диагностика | 72.84 КБ |
Конспект НОД "Кляксография" | 1.72 МБ |
Консультация для педагогов | 235.1 КБ |
Консультация для родителей | 205.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Вид проекта: информационно – исследовательский. Возраст детей : старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца). По количеству участников: групповой Форма представления: презентация
Актуальность проекта: 1. Знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. 2. Занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. 3. У детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперименты, анализировать, обобщать.
ПРОБЛЕМА: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цели: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников на участке; формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде, её предвестниках, способах прогнозирования и её значении в жизни человека.
ЗАДАЧИ: создание метеостанции на участке познакомить с профессией метеоролога; формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде); познакомить детей с назначением метеорологической станции; познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом; обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой; формировать представления о четырех частях света. формировать и совершенствовать знания детей о экспериментальной деятельности с помощью пескотерапии, сказкотерапии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды; иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света; знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: Подготовительный обозначение цели проекта; постановка задачи данного проекта; определение сроков проведения проекта; составление плана работы над проектом. Основной изготовление приборов – помощников; работа на метеостанции, с календарем природы и с дневником наблюдений; проведение опытов и экспериментов с водой, воздухом; сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»; дидактическая игра «Прогноз погоды» чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок; просмотр презентации о народных приметах погоды. Заключительный подготовка отчета с презентацией.
Наша метеостанция Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
строительство метеодомика и изготовление приборов Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы). Как все начиналось:
Оборудование метеостанции Флюгер и ветряной рукав Высокий деревянный шест с флюгером и ветряным рукавом прикреплен на метеодомик . Это приборы служат для определения направления и силы ветра.
Живой барометр Охотники Сибири давно заметили, что ветви хвойных деревьев опускаются перед дождем или снегом и поднимаются перед ясной погодой. Эта способность сохраняется и у сухих еловых ветвей, что позволяет делать из них простейшие, долго работающие барометры. Для определения влажности воздуха нам служит – подвешенная сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный – закрывается.
Солнечные часы На крыше домика расположены солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время . Дождемер На специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к домику, установлен детский дождемер. Он выполнен из пластиковой канистры, имеющей плоское дно и отрезанного из прозрачной пластиковой канистры «горлышка», которое, как обыкновенная лейка, установлен в измерительную емкость. Дождемер служит для измерения количества осадков.
Термометр Самодельные метеорологические приборы были изготовлены родителями детей старшей группы. Папы наших детей рассказали детям о том, какой прибор они изготовили и для чего он служит. Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Один термометр повесили под крышей домика, чтобы определить температуру воздуха в тени, а другой – на стенке, под прямыми солнечными лучами, для определения температуры воздуха на солнце.
Это наша лаборатория Для эффективности реализации проекта мы организовали свою лабораторию в группе
Наши опыты и эксперименты «Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода.) С водой Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ: которые нам доказывали, что воздух есть везде. 1.Опустим один конец трубочки в воду, а в другой подуем. Что увидим? (Пузырьки воздуха) 2. Воздух нельзя пощупать пальцами, он очень легкий как пар! Воздухом можно надуть воздушный шарик!!! 3. Что быстрее упадет? Камушек упал быстрее, чем бумага. Лист бумаги опирается на воздух и задерживается в падении!!!
РУЧНОЙ ТРУД: Изготовление вертушек Цель: формировать представление о вертушке.
РИСОВАНИЕ: Нетрадиционная техника рисования " Кляксография " (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.
Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро» Цель игры: расширить знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды. Нашли информацию о метеостанциях и Гидрометцентрах в интернете.
Открыли свое «Метеобюро» Все показания приборов фиксировали в дневнике погоды, где могли проследить и сделать свой метеопрогноз. Мы погоду наблюдаем В календаре природы отмечаем.
Дидактические игры «Времена года» с использованием мнемодорожки «Времена года» Мнемодорожка «Времена года» - способствует закреплению знаний о сезонных изменениях в природе и составлению рассказа о временах года
НАША БИБЛИОТЕКА У нас на полках много книг. Они ведут нас в мир природы. Откроем каждую из них – Зверюшки, травы и погода.
Наши результаты Таким образом, наши цели и задачи были реализованы с помощью проектно- исследовательской деятельности.
Оценка результатов Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогли детям получить естественнонаучные знания, проявляли любознательность, самостоятельно давали объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Диагностика сформированности знаний о природных явлениях и погоде в рамках проекта «Метеостанция в детском саду» у детей старшей группы компенсирующей направленности.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения за детьми в ходе организованной и самостоятельной деятельности. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.
Формирование знаний о природных явлениях, погоде, их взаимосвязи и значении для живой природы у детей 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности)
2020 -2021 учебный год (до начала проекта)
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Уровень сформированности знаний и умений | Средний балл | ||||
Знание погодных явлений | Понимание значения погоды для человека и животных | Знание измерительных приборов и умение ими пользоваться | Представление о профессии метеоролога | Знание народных примет, пословиц, поговорок о погоде | |||
1 | Грант А. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
2 | Александра Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Юрий Г. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,8 |
4 | Оля Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Кирилл К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
6 | Ульяна К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Анна К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
8 | Степан К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Пелагея Л. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,6 |
10 | Максим Мал. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
11 | Максим Мас. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,4 |
12 | Сабина М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
13 | Глеб Н. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
14 | Лев П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15 | Варвара Р. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
16 | София С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
17 | Алексей С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
18 | Павел Х. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 1,5 | 1,16 | 1 | 1,05 | 1,1 | 1,4 | |
Низкий уровень | 9 | 15 | 18 | 17 | 16 | 83% | |
Средний уровень | 9 | 3 | - | 1 | 2 | 17% | |
Высокий уровень | - | - | - | - | - | - |
Оценка уровня развития:
1 балл – навык не сформирован: ребенок проявляет интерес к темам, но затрудняется в ответах на вопросы;
2 балла – навык в стадии формирования: проявляет устойчивый интерес, имеет системные знания по некоторым разделам;
3 балла – навык сформирован: обнаруживает постоянный интерес к темам, использует полученные знания, умения, навыки; имеет системные знания по всем темам раздела.
Анализ результатов мониторинга показал, что на начало работы, дети не имели четкого представления об измерительных приборах, не знали народных примет, прогнозирующих погоду, не имели четкого представления о значении погоды для человека и растений. На начало проекта 83% диагностируемых показали суммарно низкий уровень знаний, умений и навыков.
Формирование знаний о природных явлениях, погоде, их взаимосвязи и значении для живой природы у детей 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности)
2020 -2021 учебный год (по окончании проекта)
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Уровень сформированности знаний и умений | Средний балл | ||||
Знание погодных явлений | Понимание значения погоды для человека и животных | Знание измерительных приборов и умение ими пользоваться | Представление о профессии метеоролога | Знание народных примет, пословиц, поговорок о погоде | |||
1 | Грант А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,8 |
2 | Александра Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Юрий Г. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Оля Д. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,4 |
5 | Кирилл К. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
6 | Ульяна К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Анна К. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,8 |
8 | Степан К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Пелагея Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10 | Максим Мал. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
11 | Максим Мас. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
12 | Сабина М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
13 | Глеб Н. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,6 |
14 | Лев П. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
15 | Варвара Р. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
16 | София С. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,8 |
17 | Алексей С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
18 | Павел Х. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
ИТОГО | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,7 | |
Низкий уровень | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 13% | |
Средний уровень | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 | 37% | |
Высокий уровень | 10 | 10 | 9 | 8 | 8 | 50% |
Оценка уровня развития:
1 балл – навык не сформирован: ребенок проявляет интерес к темам, но затрудняется в ответах на вопросы;
2 балла – навык в стадии формирования: проявляет устойчивый интерес, имеет системные знания по некоторым разделам;
3 балла – навык сформирован: обнаруживает постоянный интерес к темам, использует полученные знания, умения, навыки; имеет системные знания по всем темам раздела.
За время реализации проекта у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
Значительно улучшились навыки работы с календарем природы. Дети с интересом выполняли задания, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до проекта метеорологическими приборами.
Кроме этого, у некоторых детей во время реализаций мероприятий проекта, повысился уровень самооценки, они стали более уверенны в своих действиях.
Во время экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать с группой детей.
Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались очень довольны, что их дети занимаются нужным и интересным делом.
Заключение
Наблюдение и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать, естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений экспериментов. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, учёных, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Всё это свидетельствует о том, что проект интересен и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Таким образом, по результатам проведённой работы, можно сделать вывод, что мероприятия проекта «Метеостанция в детском саду» смогли сделать более интересным традиционные наблюдения за погодой. Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности, развиваются исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
Всё это свидетельствует о том, что проект интересен, полезен для развития интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проектной деятельности «Мастера и подмастерья» для детей старшего дошкольного возраста
знакомство детей с декоративно – прикладным искусством посредством изготовления сувениров из подручных материалов....
Методическая разработка на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста".
Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стерженем которой является самостоятельная исследовательская познавательная игровая продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок ...
Методическая разработка проектной деятельности старших дошкольников на тему: «Война глазами детей"
Проектная деятельность осуществлялась в рамках подготовки к празднованию Дня Победы. Цель проекта - познакомить старших дошкольников с историческими событиями нашей страны (Великой Отечественной...
Методическая разработка проектной деятельности "Творчество коми народа ". Старший дошкольный возраст
Методическая разработка проектной деятельности "Творчество коми народа ". Старший дошкольный возраст...
Методическая разработка Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Да здравствует мыло душистое!»
Проект для детей старшего дошкольного возраста всесторонне воздействует на детей и помогает развивать гигиенические навыки....
Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Почему не тонут корабли?»
Методическая разработка проекта...
Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Почему не тонут корабли?»
Проект "Почему не тонут корабли"...
- Мне нравится (1)