Проект "Юные друзья природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_druzya_prirody.docx | 49.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Слово «Экология» прочно вошло в наш повседневный словарь, но понимают его все по–разному. В научной литературе существует много определений. В данной работе используется определение, предположенное академиком М. С. Гильяровым: «Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой».
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии?
Экологическое воспитание – это воспитание, прежде всего, человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом.
Экологическое воспитание на современном этапе развития детского сада – проблема актуальная. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека.
Уважение к жизни, к природе – вот принципы этой этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и перешагиваем осторожно трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
И наша цель, цель воспитателя – неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили её и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе, и среди людей.
Экологическая подготовка, конечно, должна начинаться с детского сада. С детства следует учить мыслить экологических знаний, умело применять их благо Природы.
Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребёнка – дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой: развивается способность к образному – мышлению, наблюдательность, внимание.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Ито, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хорошим хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.
Цель: Формирование основ экологической культуры и экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, через использование дидактических игр по природе
Задачи:1. Познакомить детей с экосистемами, яростностью леса, взаимосвязями в природе через дидактические игры
2.Развивать умение делать правильные выводы и умозаключения.
3.Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.
4.Объединить усилия педагогов и родителей, установить партнёрские отношения для развития и воспитания детей.
Вид проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский
Сроки реализации: с сентября 2021 г. по май 2022 г.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители (законные представители), музей
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные друзья природы».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2. этап – Основной
Реализация проектных мероприятий:
1. ООД «Лес – многоэтажный дом», «Красная книга», «Съедобные и ядовитые грибы», «Экосистем водоём», «Оседлые птицы», «Мир насекомых»
2. Презентации «Перелётные птицы».
3. Консультации «Правила поведения в природе».
3. этап – Заключительный
Подведение итогов реализации проекта: итоговое занятие «Прогулка в весенний лес». Предполагаемые результаты по завершению проектных мероприятий дети могут:
1.Разработаны дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Цепи питания», «Лекарственные растения», «Парочки», «Кто чем питается».
2.Внедрены новые формы работы с родителями: Совместное мероприятие детей и родителей «Береги и люби свой край родной»
3.Организовано участие с педагогами, воспитанниками, родителями в фестивале «Знатоки природы».
4.Сформировать конспекты по экологическому направлению.
Ресурсное обеспечение:
1.Специально оборудованный уголок в группе.
2.Информационный стенд для родителей.
3.Ноутбук, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска
4.Наглядные пособия: альбомы: деревья, птицы, животные.
Тематическое планирование содержания проекта
Месяц | Тема | Цель | Работа с родителями |
Сентябрь | Создание уголка экологической направленности. Изготовление экосистем: «Лес», «Луг», «Водоём». | Ознакомление родителей с реализацией экологического проекта через анкетирование. | |
Октябрь | ООД «Лес – многоэтажный дом». Дидактическая игра «С какой ветки детки?» | 1.Сформировать знания детей о лесе как многоярусном, «многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению | Сбор материала с привлечением родителей: раскраски, подборка художественного слова: стихи, загадки, пословицы, сказки. |
Ноябрь | ООД «Красная книга – сигал опасности» Дидактическая игра «Кто, где живёт?». | 1.Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. 2. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете. Цель : развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком. | Оформление альбомов с участием родителей: «Деревья». |
Декабрь | ООД «Животные и их детёныши». | 1.Закрепить названия диких животных и их детенышей. 2.Расширять представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года. | Оформление альбомов с участием родителей: «Лекарственные растения» |
Январь | Дидактическая игра «Цепи питания». | Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки. | Попросить родителей найти картинки насекомых |
Февраль | ООД «Зимующие и перелётные птицы» | 1.Познакомить с перелётными и зимующими птицами. 2.Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей). | Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» |
Март | Чтение сказок В. Зотова «Лесные сказки». «Сложи животное». | закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках. | Изготовление кормушек для птиц. |
Апрель | ООД «Прогулка в весенний лес» | Закрепление у детей о деревьях, животных, правила поведения в лесу, запрещающих и разрешающих знаков. | Оформление альбома с участием родителей «Растения водоёма». |
Май | ООД «Луг – как экосистема». | 1.Познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского хозяйства и возможным негативным воздействием человека на это природное сообщество. 2.Закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, пользе лекарственных растений, правилах поведения в природе. | Оформление альбома «Ядовитые грибы» |
Список литературы:
1. Программа Парма /Под редакцией Белых С.С, Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б. – Сыктывкар, 2010.
2. Программа Радуга. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др., - Издательство «Просвещение», 2010.
3. Программа Юный эколог. Николаева С.Н. – Москва, Мозаика-Синтез, 2004.
4. Бобнева Н.П. Всё о загадочном лесе. – ООО Издательство Астрель, 2000.
5. Большая энциклопедия животных / Под редакцией Руденко Т.А.. Издательство Олма- Пресс, 1999.
6. Бианки В. Лесные сказки. – Смоленск. Русич, 2006.
7. Газина О. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1.
8. Година Г.Н. Пусть научатся любить природу // Дошкольное воспитание. -1993. - № 7.
9. Дрязгунова В.А. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой. – Москва, 1987.
10. Животные леса / Е.Т. Бровкина, В. И. Сивоглазов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
11. Зотов В. Лесная мозаика. – Москва, Просвещение, 1993.
12. Казаручик Г.Н. – Экологические игры для дошкольников // Ребёнок в детском саду – 2005.
13. Менджерецкая Д.В. Воспитане о детской игре: Пособие для воспитания детского сада. – Москва, Просвещение, 1982.
Приложение № 1
Прогулка в весенний лес (итоговое занятие).
Цель: Закрепление у детей о деревьях, животных, правила поведения в лесу, запрещающих и разрешающих знаков.
Задачи:
Образовательная: Закрепление знаний о деревьях, животных, правила поведения в лесу, запрещающих и разрешающих знаков.
Развивающая: Развивать умение делать правильные выводы и умозаключения.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, стремление защищать и беречь всё живое.
Материал и оборудование: Перфокарты со следами животных: медведь, заяц, лиса, лось, белка; кинет «Играй и развивайся», два каната.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, знакомство с разрешающими и запрещающими знаками,
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают полукругом. Раздаётся стук. Заходит Лесовик.
Это я – седой старик,
Называюсь Лесовик.
Это лес я сторожу,
За порядком там слежу.
Лесовик (Л.): Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в весенний лес. Пойдёмте? Но, прежде чем, идти в лес, вы мне скажите, как надо себя вести в лесу.
Дети (Д.): Нельзя кричать, нельзя ломать ветки, нельзя зажигать костёр и оставлять, нельзя разорять муравейники.
Л.: Молодцы, вы знаете, как себя вести в лесу.
Дети и Лесовик идут в лес, но по дроге им встречается ручеёк, широкий.
Л.: Ребята, посмотрите ручеёк. А как мы с вами окажемся в лесу, если у нас по дороге ручеёк. Что же нам делать?
Д.: (предлагают) можно перепрыгнуть, можно положить доску и сделать мостик.
Л.: Доски нет, мостик мы не можем делать. Но можно решить эту проблему, если вы поможете одному мальчику.
Решение проблемной ситуации:
Пошли мальчик с папой в лес, весной. Под кустом нашёл в гнёздышке птичку. Он был совсем голенький и громко кричал. Мамы с ним не было. Как быть: взять птенчика или оставить на месте? Как вы думаете и почему?
Д.: Оставить на месте.
Л.: Они же погибнут?
Д.: Нет, потому что их будут подкармливать другие птицы, а если их тронуть руками, то они будут пахнуть человеком и тогда, их никто не будет подкармливать и тогда они погибнут.
Л.: Правильно, вот какие вы оказывается умные. Посмотрите, дети, вы нашли, помогли мальчику, и ручеёк стал узким, и теперь спокойно можете перешагнуть ручеёк.
Дети и Лесовик перешагивают через ручеёк.
Л.: Вот мы и пришли в лес. Как здесь красиво (включается музыка с пением птиц), птицы поют.
Но, почему – то некоторые деревья свои листья спрятали? Может надо отгадать загадки и тогда вам они откроются.
Описание интерактивной игры системы «Играй и развивайся»
Инструкция: На улице поднялся очень сильный ветер, и деревья спрятали свои листья. Вам надо отгадать загадки и деревья раскроют свои листочки.
Цель: Учить детей слушать загадку от начала до конца и отгадать загадки, закрепление названий деревьев.
Краткое содержание: На экране загадки о деревьях. Ребёнку надо отгадать загадки и найти среди картинок отгаданное дерево и нажать на дерево.
Л.: Ребята, назовите, из каких частей состоит дерево (Показывают на картинке корень, крона, ветки, листья, цветы или шишки).
Л.: Ребята, посмотрите, в лесу оставили бумаги. Давайте, посмотрим, что за бумаги.
Работа с перфокартами.
Л.: Чьи же это следы? Это следы. Давайте, отгадаем. Вам надо к каждому животному найти его след.
Дети стрелочками находят к каждому животному его след.
Л.: Ребята, вы ничего не слышите?
Д.: Слышим.
Лесовик находит зайчика.
Зайчик: Я услышал, что в лесу ещё есть кто – то кроме меня. Когда я увидел вас, я очень обрадовался. Давайте все вместе поиграем.
Л.: Давайте все будем зайчиками.
Физминутка «Серые зайчата».
Мы, серые зайчата, прискакали на лужок.
Прыг – скок, прыг – скок.
Ветер травушку качает,
Влево – вправо наклоняет.
Вы не бойтесь, зайки ветра
Веселитесь на лужайке
Прыг – скок, прыг – скок.
З.: Как весело было с вами. Спасибо, ребята, вам. А мне пора домой.
Л.: Ребята, а я вам ещё приготовил один сюрприз. В этой коробочке находятся маленькие картинки, из них надо собрать большие картины животных и рассказать, как называются жилища у зверей.
Дети собирают из маленьких частей большие картины животных (медведь, белка, лиса, заяц, волк, лось).
Л.: Какие же умные дети. Ребята, давайте на прощание назовите запрещающие и разрешающие знаки.
Л.: Дети, вам понравилась прогулка в весенний лес? И что больше всего вам понравилось в лесу?
Д.: Да. Ответы детей.
Приложение № 2
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Экосистема луга»
Цель: формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.
Задачи:
- Познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского хозяйства и возможным негативным воздействием человека на это природное сообщество.
- Показать взаимосвязи растений и животных друг с другом, и с их средой обитания.
- Закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, пользе лекарственных растений, правилах поведения в природе.
- Развивать мышление, наблюдательность, память, слуховое восприятие, умение отгадывать загадки, рассуждать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать у детей чувство сопричастности, сопереживания, любви к природе, бережное отношение к ней.
Материал: картинки с изображением животных луга, аудиозапись голосов птиц, картинка - лабиринт, семена в мешочке, дидактическая игра «Кто, где живет?», магнитофон, интерактивная доска, проектор, ноутбук, мольберт, схема заготовка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, предлагаю нам с вами отправиться на прогулку на цветущий луг. А кто помнит, что это такое? (Ответы детей.)
Луг – это открытое пространство, где произрастает огромное разнообразие травянистых растений, нет совсем или растут одиночные деревья. Здесь очень много света. Луг - это дом для многих видов животных. Если мы будем внимательными, обязательно увидим много интересного. В путь!
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые
С мёдом сладким пчелки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух. (В.Степанов)
На экране появляется изображение вытоптанного луга.
Воспитатель: Луга действительно имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Чтобы растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства должны подсеивать их семена или оставлять нескошенными часть трав. Надо помнить, что неумеренный выпас скота ведет к исчезновению многих растений, а иногда даже остается на месте луга голая, вытоптанная почва как здесь. Те, участки лугов, где особенно много редких растений и насекомых, люди берут под охрану. Давайте мы возьмем этот луг под охрану. Человек – часть живой природы, он в ответе за свои поступки и должен исправлять ошибки. Как же нам все исправить? (Ответы детей.)
В: На опушке леса живет Бабушка-Загадушка. У нее есть волшебные семена, которые прорастают в считанные секунды. Отправляйтесь скорее за ними.
Игра - лабиринт «Найди, какая из дорог ведет к домику Бабушки - Загадушки?»
Появляется Бабушка – Загадушка. Ребята здороваются, просят ее дать немного семян для спасения луга.
Бабушка-Загадушка: На лугу растет много трав и цветов. Сейчас я вам загадаю загадки про некоторые растения. Отгадаете, дам вам волшебных семян.
Дети отгадывают загадки, картинки отгадки появляются на экране.
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчик)
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
(Одуванчик)
Только тронь — отдернешь ладонь:
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)
Крапива - растение с крупными зелеными листьями, оно все покрыто длинными жгучими волосками. Является лекарственным растением. Крапиву используют для приготовления салатов, супов, борщей.
Трава – полёвка
Синяя головка
По краям коронки-
Зубчики-воронки.
(Василёк)
Василек - растение рослое с крупными листьями; раньше цветки использовались для получения желтой краски. Хорошее медоносное растение. Насекомые, издали заметив цветки василька, летят к нему собирать пыльцу и нектар.
Стоят на поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)
Ромашка лекарственная - очень полезное и нужное растение. Используется в лечении многих заболеваний. Настой делают из цветков растения, заваривают как чай.
Луг – это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. Но можно встретить и ядовитые растения. К ним относятся борец, лютик едкий, черемица, молочай, так что будьте осторожны.
Физкультминутка.
Вот стою я на лугу,
И качаюсь на ветру.
Влево, вправо наклоняюсь,
А потом земли касаюсь.
Дождь прошёл, встряхну листами,
Потянусь со всеми вами.
(Движения по тексту.)
На экране появляется цветущий луг.
В:Теперь на лугу много цветущих трав. Каких животных здесь должно быть много? (Насекомых). А вот и они, возвращаются.
На мольберт выставляются картинки с изображением насекомых.
Мини - викторина «Что мы знаем о насекомых?»
1. Какие насекомые хищники?
(Божья коровка - хищница, питается другими насекомыми, поедает тлю, которая уничтожает зелень на растениях. Муравей - великолепный строитель, санитар леса и луга. Он уничтожает вредных насекомых. Еще он может лечить птиц, смазывая перья муравьиной кислотой. Стрекоза - ест комаров и мошек. Жужелица. Серый кузнечик питается разнообразной пищей: насекомыми, которых ловит на растениях, а также листьями, семенами и ягодами.)
2. Рекордсмен по прожорливости? (Стрекоза.)
Со стрекозой провели такой опыт: кормили мухами досыта. Стрекоза съела 40 мух, это все равно, если бы человек за один раз съел 60-80 буханок хлеба. Вот какая прожорливая красавица. Зато сколько она может съесть вредных насекомых!
3. Какую пользу растениям приносят бабочки, мотыльки, осы, пчелы?
(Перелетая с цветка на цветок переносят пыльцу и опыляют растения, это нужно для того, чтобы появились семена и плоды.)
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Муравей в … (муравейнике).
Божья коровка под… (листком, корой деревьев).
Пчела в… (улье).
Бабочка на… (цветке).
Кузнечик в… (траве).
Шмель в …(гнезде).
Теперь мы знаем, как важны друг для друга растения и насекомые.
Кто же питается насекомыми?
Насекомые основная пища для луговых птиц – перепела, коростеля, трясогузки, чибиса, полевого жаворонка, жулана. Гнезда эти птицы устраивают на земле. Они распространяют семена растений и регулируют численность беспозвоночных.
Изображения птиц выставляются на мольберт. Звучит аудиозапись голосов.
Составление схемы питания животных луга.
Все живые организмы луга взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Растениями, их семенами, нектаром питаются животные. Птицы, звери, насекомые разносят плоды и семена растений, способствуя, таким образом, их расселению. Насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, насекомоядных зверей. На луговых птиц охотятся хищники: коршун, сокол. Мыши являются основным кормом для лисиц и сов. Экскременты и останки животных перерабатывают грибы, насекомые и их личинки, черви формируют почву, пропуская через себя органические и растительные остатки – это удобрения почвы (гумус), на которой растут растения.
Ребята, а что мы можем сделать, чтобы сохранить такое красивое место природы? (Не ловить насекомых, не уничтожать гусениц, не разорять гнезда шмелей, не рвать растения, не оставлять мусор, не разводить огонь и не жечь сухую, прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные поддерживают природное равновесие на лугу. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.)
Вот и подошла к концу наша прогулка, пора возвращаться в группу.
Приложение № 3
Игра “Пищевые цепочки на лугу”
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу,
применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование: диски, клейкая бумага разных цветов, скотч.
Правила игры: в игре участвуют 2-4 ребенка. Детям раздаются карточки, наклеенные на дисках с силуэтами обитателей луга. Дети должны разложить цепочку, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) – шмель
За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку-карточку с изображением бабочки. Кто больше наберет фишек, тот победил.
«С какой ветки детки?»
Цель игры: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
«Кто, где живёт»?
Цель игры: развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.
Материал: картинки: рыбы, насекомые, дикие звери, птиц. Картинки с изображением логова, берлоги, дупла, гнезда, кокона, бугорочка, вода, гайно.
Ход игры: Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых. Рассказать, какие бывают животные (дикие и хозяйственные). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают логова и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище.
«Сложи животное».
Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Приложение № 4
Консультация для родителей
«Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
В.А.Сухомлинский
Воспитание высокой ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование и умножение - долг каждого гражданина. Очень важно с самого раннего детства ввести ребенка в мир природы, научить любить ее и бережно к ней относиться: беречь растения у себя на участке, в парке, в лесу, заботиться о животных, охранять природу. Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!
Мы должны научить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Задачи воспитания усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. Вот вы дети молодцы, так делать не будете». Осознанно правильное отношение к природе строится на понимание связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни и состоянии организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека.
Исходным звеном воспитания осознанно правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.
Ребёнку необходимо живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д. имеют второстепенное значение. Его задачи заключаются в том, чтобы расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к природе.
В связи с этим перед нами взрослыми, знакомящими детей с природой, ставятся следующие задачи:
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края.
- Формировать бережное отношение к природе, стремиться к ее созиданию.
- Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.
Как только малыш самостоятельно выйдет за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, чтобы удовлетворить пытливый ум ребёнка.
Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение! В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании). Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).
Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат. Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!
Летом:
• Можно наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.
• В ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца).
• В это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.
• Совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.
• Полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.
• Совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.
• Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!
• Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!
Осенью:
• Проводите наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережно обращайтесь с семенами, храните их в закромах в соответствии с правилами хранения.
• Наблюдайте за погодой. Объясните, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.
• Наблюдайте за деревьями. Объясните, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формируйте способность воспринимать красоту природы, развивайте желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, учите замечать красивое в окружающем мире.
• Проявляйте заботу о многолетних растениях, укрывайте опавшими листьями корни деревьев и кустарников.
• Изготавливайте и развешивайте кормушки для зимующих птиц, проводите постоянный патронаж птиц в холодное время года.
• Объясните ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.
Зимой:
• Проводите наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.
• Объясните ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.
• Наблюдайте за деревьями в снежном уборе. Участвуйте в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.
• Ведите систематичное наблюдение за птицами зимой, следите за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.
• Совершайте прогулки в лес, парк, поле. Оставляйте на пнях прикормки для лесных жителей. Ведите себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.
Весной:
• Рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.
• Совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.
• Пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.
• Совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)
• прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных, пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.
• Весна - это время гнездования птиц. Надо рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1) Выявить знания о птицах, животных, деревьях;2)...
Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"
Занятие по ознакомлению с миром природы...
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...
Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе
Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....