Конспект ОД по познавательному развитию – ознакомление с окружающим миром для детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ОНР).Тема ОД: «Город свой люби и знай».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Поветкина Наталья Викторовна

Конспект ОД по познавательному развитию – ознакомление с окружающим миром для детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ОНР).Тема ОД: «Город свой люби и знай».

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

г. Рубцовск   Алтайского края

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида   № 41 «Золотая рыбка»

__________________________________________________________________________

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89

тел.: 4-21-84; e-mail: ds41rub@yandex.ru

                                                             

 

Конспект ОД по познавательному развитию – ознакомление с окружающим миром для детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ОНР).

Тема ОД: «Город свой люби и знай». 

Вид ОД: познавательно-исследовательская.

Подготовила

воспитатель группы

 компенсирующей направленности №1

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №41

«Золотая рыбка»

Поветкина Наталья Викторовна

Рубцовск, 2023 г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».

Возрастная группа: средняя группа компенсирующей направленности.

Тема: «Город свой люби и знай».

Цель: создание условий, способствующих систематизации у детей знаний о родном городе Рубцовске.

Задачи:

Образовательные.

 Способствовать:

  • формированию у детей знаний о названии родного города, истории создания Рубцовска.
  • уточнению и обобщению знаний детей о достопримечательностях Рубцовска.
  • пониманию того, что люди, которые строили город очень старались и хорошо выполнили свою работу.
  • созданию у детей настроение сопереживания прошедшим событиям на основе ранее полученных представлений.
  • формированию умения анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память;

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию словарного запаса, связной речи и логического мышления;                                                                                                                                            
  • развитию пространственного мышления, воображения, мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за свой город, за то, что мы – рубцовчане.
  • Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к своему городу, как к частице Родины.

Словарная работа: активный словарь: Родина, ярмарка, основатель, Михаил Алексеевич Рубцов, заселок, памятник, вечный огонь, экскурсовод, музей, землянка; пассивный словарь: Станция Рубцовска, Герой Советского Союза, Великая Отечественная война, воинская слава.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, фотографии об истории города и современного города, викторина – презентация: «Я знаю свой город», карусель.

Методы и приемы: Словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, беседа.

•        Наглядные: рассматривание, показ, наблюдение.

•        Практические: физ. минутка, музыкальное сопровождение, проблемно-поисковые, игровые.

Предварительная работа: Поездка с родителями в любимые места для отдыха родного города (сквер, детский парк, пляж, набережная, Дворец спорта, музей, картинная галерея и т. д.).

Проектно-исследовательская деятельность: получение знаний об основателе города, об истории города, экскурсии по городу, в краеведческий музей, рассматривание фотографий о развитии города Рубцовска, создание фотовыставки: «Моя Родина - город Рубцовск», оформление альбома: «Вечная память», подбор стихотворений, песен о нашем городе.

Организационный момент

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи: 1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности.

              2.  Способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети по мере окончания игр готовятся к занятию, включаются в общую подготовку добровольно, из интереса к происходящему. (убирают игрушки т.д.).

Отвечают на вопросы педагога, самостоятельно делают выводы и умозаключения.

У детей создана

мотивация к предстоящей деятельности.

Воспитатель привлекает детей к украшению группы.

Дети, кто знает, почему мы украшаем группу?  Ребята, какой праздник у нас в городе в субботу будет? (День города)

Нашему городу в этом году исполняется 131 год. Дата основания города 1892 год.

Ребенок:

Жура-жура-журавель облетел он сто земель
Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая: «Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Родной край или маленькая Родина - это то место, где человек родился. Из множества маленьких родных уголков состоит наша общая великая Родина (запись песни «С чего начинается Родина», музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

Сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Но прежде ребята вспомним, что мы о нем знаем. Предлагаю Вам поиграть в игру: «Я знаю свой город».

- Как называется наш город?

- Как называют людей, живущих в городе Рубцовске?

- Какая река протекает в нашем городе?

Дети, я сегодня хочу рассказать Вам о том, как появился на земле наш родной город Рубцовск.

Воспитатель перед ОД развешивает бумажные флажки, сделанные детьми.

Викторина – презентация: «Я знаю свой город».

Объявление темы НОД

Основная часть

Цель: создание условий, способствующих систематизации у детей знаний о родном городе Рубцовске.

Задачи:

Способствовать:

  • формированию у детей знаний о названии родного города, истории создания Рубцовска.
  • уточнению и обобщению знаний детей о достопримечательностях Рубцовска.
  • пониманию того, что люди, которые строили город очень старались и хорошо выполнили свою работу.
  • созданию у детей настроение сопереживания прошедшим событиям на основе ранее полученных представлений.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на стульчиках.

Вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы, делают выводы.

Рассматривают картинки, задают вопросы, непринужденно общаются друг с другом и педагогом.

Дети сидят на стульчиках.

Вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы, делают выводы.

Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по городу».

Дети подходят по очереди к доске. Там размещены фотографии города.

  На месте нашего города степь с большим количеством диких животных и полноводной рекой Алей. Нет ни города, ни деревни. Изредка здесь бывали только охотники и рыбаки.

Рубцовская степь постоянно привлекала внимание к себе людей небывалыми урожаями. Легенды о хорошей жизни ходили по всей России. Однажды эти рассказы дошли до жителей самарской губернии. Им захотелось приехать на новое место. Одним из первых, кто приехал сюда был Михаил Алексеевич Рубцов (портрет М.А. Рубцова). Он был грамотным, умел читать и писать, умел держать слово, хорошо разбирался в травах, лечил своих односельчан.

 Он поселился в избушке - на берегу реки Алей (фото: первый дом М.А. Рубцова). Зимовал в этой избушке Михаил Алексеевич один. Наступила весна и несколько семей приехало к нему на новое место жительства. Вскоре образовался заселок, названный по фамилии Михаила Алексеевича - заселок Рубцово. Здесь были построены школа и церковь (фото: старая церковь). Деревня Рубцово стала селом. Здесь проводились ежегодные ярмарки.

- Ребята, а Вы знаете, что такое ярмарка?

- Что делали на ярмарке люди?

На ярмарку люди приезжали не только продать товар, но и себя показать. На других посмотреть. Здесь проводились различные затеи и игры. Очень весело проходили ярмарки. Давайте и мы сейчас с вами, дети, покатаемся на карусели.

Физминутка: игра: «Карусель».

Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели, 
(дети идут по кругу)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом, 
(бегут взявшись за руки)
Тише-тише, не спешите,
Карусель остановите. 
(замедляют ход)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра. 
(останавливаются).

Несколько лет спустя началось в селе строительство железной дороги. И первый поезд, которого здесь никто не видел, перепугал коней и быков. Все с интересом смотрели на диковинную машину (фото: строительство железной дороги, паровоз). В связи с этим село Рубцово переименовали в станцию Рубцовска (фото: старый вокзал).

Постепенно станция застраивалась, жителей становилось все больше, и в 1927 г. станцию Рубцовска переименовали в город Рубцовск.

- Сейчас наш город большой и современный.

- Чем отличается современный город от старого Рубцовска?

Раньше в городе было всего две улицы, теперь их много. Переулки превратились в широкие проспекты, площади. У каждой улицы, как и у каждого человека есть свое имя. Улицы называются по-разному.

- Как называется главная улица нашего города? (проспект Ленина)

- Расскажите, какая она (красивая, чистая, широкая, много цветов и деревьев).

Жители заботятся, чтобы главная улица нашего города с каждым годом становилась еще краше.

- На каком транспорте можно проехать по Рубцовску?

- Давайте и мы с вами совершим путешествие по проспекту, и другим улицам города?

- На чем поедем мы?

Тогда в путь! Садитесь на стульчики. Дети, заводим моторы и едем, делая небольшие круговые движения руками.

Будьте внимательны, запоминайте все интересное, что встретиться вам на пути.

- А теперь расскажите какие здания украшают наш город (жилые дома, школы, магазины, кинотеатры, дворец спорта, бассейн, ледовый дворец, музыкальные школы, детские сады, больницы).

- Какие памятники есть? (Памятник М.А. Рубцову, Борцам за революцию).

- Для чего установлены в городе памятники?

Рубцовчане всегда чтят память героев-земляков, охраняют памятники истории и здесь всегда можно увидеть цветы. 75 лет прошло уже с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война. Но каждый год мы снова и снова вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании (Мемориальный комплекс посвященный мужеству и доблести воинов-земляков, павших в годы Великой Отечественной войны).

- А сейчас мы вспомним, какие важные интересные учреждения есть в нашем городе. Я предлагаю вам поиграть в игру: «Экскурсовод». Каждый из Вас, ребята, побудет в роли экскурсовода. Подойдите к стенду. На стенде фотографии размещены обратной стороной. Кому, какая фотография достанется, тот про нее и будет рассказывать.

(Дети по очереди на стенде поворачивают фотографии лицом и рассказывают, воспитатель дополняет и расширяет ответы детей).

Вокзал, кинотеатр Россия, Дворец Культуры, спортивный комплекс Юбилейный, Церковь, Алтайский тракторный завод, АО Мельник, светомузыкальный фонтан, детский сад № 41 «Золотая рыбка».

- Кто это все дети построил?

- Все это создали наши прадеды, деды, а сейчас продолжают строить ваши родители. А пройдет время, и строить будете вы.

Ваши родители вкладывают много труда, чтобы год от года хорошел наш город. Родной город становится еще ближе, дороже, когда знаешь его историю, людей, которые ее создавали.

Будущее нашего города - это вы - наши дети.

- Чем занимаются дети в нашем родном городе? Какие у них увлечения?

- Дети, вам нравиться жить в нашем городе?

- Давайте же, дети, будем беречь свою малую Родину, свой город, будем внимательны к друг другу и окружающим людям.

Рубцовск хоть городок и небольшой, но мы его все любим, и гордимся тем, что мы рубцовчане.

- Ребята, сегодня мы много узнали о нашем родном городе, но на этом наше путешествие не заканчивается.

Сияет солнце, непогода ль,
Гуляет звезды погасив,
Всегда, в любое время года,
Рубцовск, по-своему, красив,
Мы любим свой милый степной городок,
С его площадями, садами,
Кипучий, светлый, наш город
Рубцовск,
Гордимся, что мы, рубцовчане.

- А сейчас мы где? («Детский сад «Золотая рыбка»). Да, мы вернулись к нашему детскому саду, это значит, что наша поездка закончена.

Рассматривание картинок.

Рассказ педагога с демонстрацией картинок.

Настольная игра:  «Пазлы»

Физминутку проводит воспитатель на ковре.

Рассказ педагога с демонстрацией картинок.

Презентация: «Город свой люби и знай».

Д/игра: «Экскурсовод».

Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи: 1. Учить детей обобщать и делать выводы.

               2. Развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети свободно выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями,

аргументируют свою точку зрения.

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного.

Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Карина? (ответ) А что нового узнали? (ответ) Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, путешествовали по родному городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...

Конспект НОД по познавательному развитию, ознакомление с окружающим миром для детей младшей группы «Дождь»

Цель: закрепить представления о дожде, как о природном явленииЗадачи: способствовать формированию положительных эмоций; развивать зрительное, слуховое восприятие; вниманиеОборудова...

Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные предметы»

Формирование представления детей о рукотворном и природном мире;осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы...

Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»

Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...

Конспект СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему «РАННЯЯ ВЕСНА».

Конспект  СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему«РАННЯЯ ВЕСНА»....