Флористика как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация по окружающему миру

«Наш идеал — красота должна стать мерилом собственного достоинства, чтобы наслаждение и красота слились воедино. Чем тоньше понимание и чувствование прекрасного, тем глубже отвращение ко всему грубому, животному, инстинктивному».

                                                                                  В.А. Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Флористика как средство развития творческих способностей дошкольников 

«Наш идеал — красота должна стать мерилом собственного достоинства, чтобы наслаждение и красота слились воедино. Чем тоньше понимание и чувствование прекрасного, тем глубже отвращение ко всему грубому, животному, инстинктивному».

                                                                                  В.А. Сухомлинский

Много лет работая с дошкольниками, я видела, с каким интересом они занимаются изготовлением поделок из природного материала, я понимала, что это благодатный материал для развития творчества, самостоятельности, для проявления инициативы. Особенно интересно было наблюдать за работой детей с природным материалом. И хотелось дать им больше возможности для полета фантазии, творчества. Я замечала, что к старшей группе дети, уже имея опыт работы с природным материалом, легко соглашаются пофантазировать, проявить инициативу и самостоятельность в выборе материалов. Потому, мне не трудно было вовлечь своих воспитанников в новую для них самостоятельную творческую деятельность, применить в работе с детьми нетрадиционную для дошкольного учреждения технику - флористика.

На мой взгляд, занятия флористикой, помогают детям восполнить некоторый прямой контакт общения с природой, кроме того, данная технология дает возможность для проявления инициативы и самостоятельности. Дети приобретают новый опыт творческой, поисковой деятельности, учатся выдвижению новых идей при актуализации прежних знаний для решения новых задач.

Новизна.

Необходимо развести понятия «работа с природным материалом» и «флористика».

Изготовление поделок из природного материала - разные техники и приёмы, позволяющие создавать необычные поделки из природного материала.

Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д., которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

В дошкольном возрасте с детьми занимаются конструированием из природного и бросового материала, флористикой в детском саду не занимаются.

Практическая значимость.

Занимаясь с детьми флористикой, применяю личностно - развивающую модель взаимодействия. Флористика помогает раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться.

Флористика органично вписывается в решение образовательных задач:

«познавательное развитие» – дети получают знания об окружающем мире природы, вещей, решают проблемные ситуации;

«художественно-эстетическое» - делая креативные красивые поделки, развивают навыки изобразительной деятельности, идет становление эстетического отношения к окружающему миру;

«речевое развитие» – речь, как известно, «на кончике пальцев»;

«физическое развитие» – развивается крупная и мелкая моторика руки;

«социально-коммуникативное» - идет формирование позитивных установок к различным видам труда, творчества, усвоение моральных и нравственных ценностей.

Цель: ознакомить детей с нетрадиционной для дошкольников техникой - флористика.

Задачи:

- создать условия для работы детей с природным материалом, как лично заготовленным, так и приобретенным, в технике флористика;

развивать творческую инициативу детей, стремление к самостоятельному самовыражению в поделках и в композициях;                                       – способствовать развитию глазомера, художественного воображения, эстетического вкуса;                                                                                                 - пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Деятельность по реализации педагогического опыта.

Моя задача – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои навыки работы с природным материалом, нацеливать на поиск новых творческих решений в технике флористика.

Освоение с детьми нетрадиционной техники - изготовление предметов из природного и искусственного материалов, начинается со старшей группы.

Активно привлекаю родителей в плане совместных дел с детьми: сбор природного материала, изготовление поделок. Вместе осваиваем техники и создаем оригинальные изделия красивые и полезные: игровые атрибуты, композиции.

В группе в центре природы выделила место для демонстрации флористических поделок моих воспитанников. Дети смотрят, восхищаются, анализируют поделки друг друга и во время этого процесса, часто, рождается новая идея, новый вариант изготовления той или иной поделки. И есть возможность сразу же его реализовать, так как в непосредственной доступности имеется разнообразный флористический материал: кусок кружева, ранетки, перышки, цветы искусственные либо живые, легкие веточки, листья разных деревьев, жгут двух-трех сторонний декоративный и т. д.

Результаты внедрения опыта.

Этот вид творчества не требует никакой специальной подготовки или художественных навыков. Самостоятельно, на протяжении всего лета и осени, мои ребятишки собирают природный материал, а родители, зная увлечения своих детей, приносят в детский сад, уже отстоявшие свое в вазах, розы, привезенные с моря ракушки и пр.

Детям интересно из всего собранного разнообразия самостоятельно отобрать самые красивые листики, веточки, травинки, цветочки, разнообразные семена, а затем самостоятельно засушить их.

Изготавливая креативные, индивидуальные вещи с элементами живой природы, дети глубже познают природу родного края, видят ее красоту и великолепие.

Большинство моих воспитанников могут проявить инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, умеют сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

Содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста по флористике

Работу с детьми дошкольного возраста по флористике можно разделить на два этапа.

На первом этапе обучения детей этому виду художественного творчества большое внимание уделяется накоплению общего запаса знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

I Этап обучения флористике (Накопление общего запаса знаний и впечатлений).

1. Эксскурсии проводимые весной, летом, осенью и зимой помогут детям отметить сезонные изменения, происходящие в природе. Дети рассматривают деревья, их внешний вид, строение, отличительные особенности; отличительные признаки лесного покрова (мох, ветки, пни, муравейники, кусты). Так же на экскурсиях в лесу можно не только рассматривать окружающие объекты, но и слушать звуки природы (пение птиц, шелест листвы, тишину, скрип деревьев).

2. Подвижные игры учат детей ориентироваться в пространстве, различать деревья по внешнему виду. Подвижные игры, проводимые во время прогулок в лесу: «Найди такое же дерево»«Кто быстрей добежит до березки»«От какой ветки детки?»«Найди дерево по описанию»«Найди такой же листочек».

3.На экскурсиях использую художественное слово: стихи о природе, о лесе, о сезонах; загадывать загадки о деревьях, о лесе и их жителях, рассказы, пословицы, поговорки. Художественные произведения помогают формированию эстетического отношения к действительности. Дети учатся понимать и любить природу.

4.Полученные впечатления от прогулок хорошо отражаем на занятиях по рисованию и других видах художественной деятельности: «Осень в лесу»«Кто в лесу живет»«Разноцветные листочки».

5. После прогулок оформляем гербарий из листьев.

6.Полученные знания об особенностях жизни лесного сообщества хорошо закрепляем в дидактических играх: «Осенние листочки»«Когда это бывает»«Грибы»«С какого дерева листок»«Найди дерево по описанию»«С какой ветки детки»«Растения леса»«Кто в лесу живет»«Лиственные и хвойные деревья», лото «Деревья».

7. Эмоциональному восприятию явлений природы способствуют музыкальные произведения (А. Вивальди «Весна», Г. Свиридова «Дождь», С. Прокофьева «Радуга и дождь», которые дети прослушивали на музыкальных занятиях.

8. Так же необходимо для накопления багажа знаний использовать народные приметы («Если листопад быстро пройдет – будет крутая зима»«Когда цветет черемуха – начинается похолодание», «Если во время листопада листья ложатся лицом вниз, зима будет холодной, лицом вверх – теплой»).

9. В свободное от занятий время читаю детям рассказы о деревьях, животных, птицах, насекомых («таежный хоровод» Л. Катаевой, «Ель» М. Капсаргиной, «Съедобные грибы»«Поганки» Н. Павловой).

10. Проведя экскурсию продолжаем углублять полученные знания, в других видах деятельности:

- Составление гербария растений луга.

- Беседа о луге (о растениях луга, о насекомых, об их взаимосвязях).

- Рассматривание картинок о растениях луга.

- Рисование («Собери букет для мамы»«Бабочки летят»«Кто там спрятался в траве»«Натюрморт луговых цветов»).

11. Рассматриваем картины художников и мастеров прикладного творчества так же обогащает знания детей и эстетические чувства.

12. Дидактическое игры «Что растет на лугу»«Собери букет»«Цветы в саду»«Насекомые»«Отгадай загадку»«Цветочные часы» нужны для закрепления и уточнения знаний.

13. Для обобщения накопленных знаний о внешнем виде растений и насекомых, организовываю интегрированные занятия. Например, досуг на тему «Праздник цветов», на котором дети танцуют, поют песни о цветах, отгадывают загадки, играют в игры с цветами и в заключение, мастерят картины для украшения детского сада с изображением букетов цветов из сухих цветов, трав и листьев.

14.Обогащая знания детей не надо забывать и об активной деятельности: труд, игры, опыты с природными материалами.

а) Так даю детям задания на прогулке: «Собери букет для группы» (летом – цветы, осенью – листья, весной – веточки).

б) В процессе трудовой деятельности на огороде, в саду, на участке обращаю внимание на сезонные изменения в природе.

в) Трудовые поручения «Сгребание листьев»«Прополка цветников»«Посев семян»«посадка деревьев и кустов» помогают детям накопить знания и о внешнем виде предметов и объектов природы, и о взаимосвязи между ними и сезонными изменениями. («Подул ветер – усилился листопад, после заморозков – пожелтела трава, не стало насекомых, улетают птицы…»)

15. Привлекаю детей к наблюдению за трудом взрослых всеми видами сезонных работ (посадка деревьев, обрезка кустов, посев семян на рассаду, укрывание снегом стволов деревьев).

16. Художественный труд вне занятий старшими дошкольниками так же способствует накоплению знаний, умений и навыков для обучения детей искусству флористики. Это и поделки из природного материала, и аппликация на ткани, и коллаж из природного материала, и аппликация из соломки по сказкам, и составление осенних букетов из сухоцветов.

17. Работа с родителями так же имеет большое значение в освоении навыков флористики. С ними провожу:

- консультации о том, «Что такое флористика в детском саду»«Как украсить открытку сухими листьями и цветами в подарок близким»«Что можно сложить из сухих листьев»«Как правильно построить букет».

- оформила информационные листки с советами: «Особенности флористики с детьми дошкольниками»«Что и как можно сделать из сухих листьев»«Как хранить материал по флористике».

- организовываю совместные выставки детей и родителей: «Что подарила нам природа»«Листопад, листопад, литья желтые летят»«Волшебное превращение листочка»«Дары осени».

- организовала мастер -классы родителей с детьми на тему: «Аппликация из сухих листьев, цветов и трав» с проведением занятия «Курочка с цыплятами»«Уточка с утятами». Занятие с детьми с участием родителей на тему: «Флористика для детей».

18. Для успешного обучения детей искусству флористики создаю специальные условия.

- оборудован уголок для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности и ручному труду.

II Этап – практическая деятельность детей на занятиях по флористике.

Начиная со II младшей группы по подготовительную группу, рекомендуется проводить занятия 1 раз в месяц, в сочетании со свободными видами деятельности в вечернее время.

Перед каждым опорным занятием провожу работу с детьми по обогащению их представлений о данном виде художественно - изобразительной деятельности (наблюдения, дидактические игры, слушание художественных произведений, просмотр готовых работ-образцов).

Положительного результата можно добиться лишь тогда, когда работа с детьми будет проводиться систематически, последовательно, с постепенным усложнением.

  1. В начале года детям предлагается несложная тема, например, «Дары осени», где они должны передать простые предметные образы: корзина или ваза, наполненная фруктами и ягодами. Анализируя, строение и форму плодов, дети подбирают, соответствующие этим признакам сухие листики: для изображения груш - удлиненные листики яблони, для круглых яблок – округлые листья липы, для ягод – красноватые листья черной рябины.

Далее задание можно усложнить. Чтобы изобразить чайный сервиз, ребенку надо проанализировать форму чайника, чашек, сравнить с формой листа и путем модернизации листика (разрезав лист на части ножницами, создать образ чайного сервиза.

2. Для овладения техникой аппликации из сухих листьев, особое внимание уделяю анализу формы, цвета, величины сухих листьев, умению сравнивать их с формами предметов и их частями. Особенность аппликации из сухих листьев состоит в том, что необходимо подбирать нужные по цвету и форме листья для изображения предметов близкие к оригиналу, т. е. изображаемому предмету. Пользоваться ножницами для исправления формы можно только в редких случаях, т. к. нарушается оригинальность и художественная ценность работы.

3. Обучая детей флористике, особое внимание уделяется декоративной аппликации, умению ритмично располагать узор на заданном формате, соблюдая колорит и цветовые решения. Для решения этих задач в план включаются занятия на тему: «Букетик из цветов и листьев»«Коврик для осени»«Закружил ветерок, и листву, и цветы и траву уволок»

4. При помощи аппликации из сухих растений создаём более сложные сюжетные композиции по сказкам, стихам, рассказам или на обобщенные темы: «Цыплёнок»«Подводное царство»«Насекомые проснулись»«Где обедал воробей?». В сюжетных композициях дети уже учатся не только предметному изображению, но и пространственному расположению предметов между собой (вдали, вблизи, взрослые – большие, детеныши – маленькие).

Так, на НОД: «В саду щебечут птицы»«Утка с утятами», от детей потребуются умения изображать с помощью аппликации из сухих листьев взрослых птиц и их детенышей.

5. Планируя занятия по флористике включаю и более сложные темы, которые предполагали бы создание картин. Это натюрморты и пейзажи «Русский лес»«Осенний натюрморт»«Осенняя мелодия» и другие.

6. Самостоятельная художественно-творческая деятельность вне занятий (ручной труд).

7. Продукты детской деятельности с успехом используем в оформлении групп, лестничных площадок, выставок для родителей, участвуем на конкурсах разного уровня.

Продукты ручного художественного труда, используемые для оформления детского сада, помогают поддерживать интерес детей к творческим занятиям художественно-прикладной деятельности.

Планируя занятия НОД, придерживаюсь принципов целесообразности, доступности, постепенного усложнения тем и задач обучения и воспитания в этом виде деятельности, а также тесно связываясь с другими видами деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевально-игровая гимнастика "СА - ФИ - ДАНСЕ" как средство развития творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей на занятиях физической культуры в детском саду....

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...