Конспект «Вода: бурлит, бежит, играет и даже по небу летает»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по окружающему миру, посвященный изучению свойств воды в подготовительной группе с использованием экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_magiya_presnoy_vody.docx | 199.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 41" муниципального образования города Братска
Конспект
«Вода: бурлит, бежит, играет
и даже по небу летает»
Ознакомление с окружающим миром:
Экспериментальная деятельность в лабораторных условиях
Подготовительная группа, возраст детей 6-7 лет.
Авторы: Шишкова Юлия Сергеевна, воспитатель.
Миронова Екатерина Сергеевна, воспитатель
Программное содержание
Интеграция: познание, социально-коммуникативное развитие, социализация, музыкальное сопровождение, речевое развитие.
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательная область: «Познание»
- Расширять и систематизировать знания о состояниях воды.
- Развивать наблюдательность; сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Развивать познавательную активность в процессе проведения обследований и экспериментирований с предметами и объектами.
- Побуждать к опытно-экспериментаторским исследованиям.
- Воспитывать у детей стремление заботиться о природе, оберегать ее как важный природный ресурс и видеть красоту вокруг.
Образовательная область: «Коммуникация»
- Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
- Способствовать развитию желания участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Расширять словарный запас детей (новые слова: микроскоп, микроб, лаборатория, опыты, лаборант, экспериментатор и др.), знакомить с новыми прилагательными, обозначающими свойства воды: морская, пресная, газированная и др.
Образовательная область «Трудовая деятельность»
- Воспитывать аккуратность при лабораторной деятельности.
- Приучать приводить рабочее место в порядок по окончании экспериментальной работы.
Образовательная область «Социализация»
- Продолжать формировать первичные представления детей о мире, природе и ее ресурсах.
- Способствовать налаживанию отношений с окружающими в процессе труда, наблюдений, экспериментирования.
- Воспитывать любовь к природе через игровую деятельность.
Образовательная область «Здоровье»
- Продолжать учить принимать правильную позу во время проведения опытов за столами.
- Приучать соблюдать правила безопасности.
Предполагаемый результат сформированности интегративных качеств: безопасность, здоровье, интерес к познанию, любознательность, способность решать поставленные задачи, делать выводы, эмоциональная отзывчивость, заинтересованность.
Предварительная работа с детьми:
- Беседа о воде, как о важном природном ресурсе;
- Знакомство со свойствами воды.
- Наблюдение во время прогулок за снегом, льдом.
- Чтение художественной литературы о природных явлениях: инее, дожде, снеге: «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой; сказки «Капитошка. Путешествие воды», сказки «Путешествие Капельки»
- Отгадывание загадок.
- Проведение подвижной игры «Ручеек».
Предметно-развивающая среда:
- Глобус.
- Плакаты и картинки о защите воды.
- Снежинки из бумаги: белые и голубые.
- Капельки-смайлики из цветной бумаги.
Лаборатория в «Центре науки»:
- Комочки ваты;
- 3 емкости: одна с водой, одна со льдом, одна со снегом;
- Пластиковые стаканчики, по 2 на каждого ребенка.
- Воронки (по количеству детей)
- Яйца (сырые куриные) - 2 шт.
- Соль пищевая.
Ход занятия
- Вводная часть
Психологический настрой: Звучит запись журчащего ручейка.
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза, послушаем песенку природы и подумаем, кто же нам ее исполняет?
Дети отвечают: река, ручей.
Воспитатель: Правильно, а как они ее поют, можем ли мы описать песенку?
Дети описывают: песенка веселая, тихая, бодрая, тревожная и т.д.
Воспитатель: А из чего они состоят - и река, и ручейки, и водопады?
Что за чудо?
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети отвечают : это вода.
Воспитатель: Вот как раз воде и посвящено наше сегодняшнее занятия. А вы, ребята, хотите узнать много нового и интересного о ней?
- Основная часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже беседовали о воде, о том, что она не только украшение природы, но и очень важный ее элемент. Воду не зря называют «колыбелью жизни», ведь считается, что из нее произошло все живое - рыбы, птицы, животные, растения. И людям она необходима для жизни.
Давайте с вами посмотрим на глобус и определим, много ли воды на нашей планете? Как вы думаете, каким цветом она обозначена?
Дети: голубым, синим, ее много.
Воспитатель: Да, действительно, глядя на макет земли можно подумать, что воды на планете очень много, что она практически вся состоит из воды. Однако, на самом деле далеко не вся вода пригодна для использования в пищу. Как вы думаете, какую воду можно пить?
Дети: чистую, очищенную.
Воспитатель: Правильно, для питья, купания, приготовления еды можно использовать только определенную воду - пресную. А вот моря и океаны наполнены не пресной, а соленой водой, непригодной для питья .
Ребята, а вы знаете, что можно самостоятельно проверить, какая вода - пресная или соленая? Для этого нам потребуется соль и обычное куриное яйцо.
Опыт «Свойства солёной воды»
Воспитатель ставит два прозрачных стакана с водой и в один из них кладет 4 ч.л пищевой соли. В оба стакана помещает по одному яйцу.
Воспитатель: Что происходит с яйцом в первом стакане?
Дети: оно тонет, опускается на дно.
Воспитатель: А со вторым яйцом, которое помещено в соленую воду?
Дети: Оно плавает, не тонет.
Выводы: если вода соленая, то яйцо в ней не утонет.
Воспитатель: Из пресной воды состоят озера, реки, ручьи, подземные ключи, родники. Но, с каждый годом их становится все меньше, они пересыхают, загрязняются, чаще всего по вине человека. Поэтому то мы часто слышим, что воду нужно беречь. Как мы с вами может беречь такой важный природный ресурс?
Дети: закрывать кран, зря не лить воду, не бросать мусор в водоемы и др.
(Используется в качестве подсказок демонстрационный материал: цветные картинки и плакаты, посвященные защите и обереганию воды).
Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас давайте немного поиграем. Я расскажу вам о разных состояниях воды, а вы должны не только угадать, о чем речь, но и показать движениями.
М/п игра «Лед - пар - вода»
Ход игры
«Лёд растает и тогда, будет из него ….»(вода) - дети показывают руками волнообразные движения.
«Если очень сильный жар, превратится вода в …. (пар) - дети поднимают руки, крутят кистями, изображая облака пара.
«Если пар вдруг охладится, станет он опять…. (водицей) - дети делают руками «волны».
«Если холод вдруг придет, превратится вода в…. (лед) - дети обхватывают себя руками, съеживаются, начинают дрожать, показывая, как им холодной.
Воспитатель: А теперь ребята возвращаемся на места и продолжим нашу беседу. Как вы думаете, а откуда берется вода, которая течет из крана? На самом деле, мы употребляем в пищу и в хозяйстве речную воду, но она предварительно проходит несколько этапов очистки через водоочистительные сооружения и только после этого попадает в наши краны.
И я вам хочу предложить проверить на практике, а действительно ли вода требует очистки или же можно ее пить так, например из реки.
Давайте пройдем в нашу лабораторию и узнаем все сами.
Воспитатель: Прежде чем начать наши опыты, нужно вспомнить, какие правила безопасности следует соблюдать при работе в нашей лаборатории?
Дети вспоминают:
- Нельзя шуметь, толкаться, вертеться.
- Нужно работать внимательно и аккуратно с веществами и предметами.
- Нужно использовать только свои инструменты и атрибуты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столах стоят три емкости. Что находится в первой (показываю).
Дети: вода.
Воспитатель: А во второй? (показываю).
Дети: снег.
Воспитатель: А из чего состоит снег?
Дети: из воды, которая замерзла.
Воспитатель: А что находится в третей емкости?
Дети: Сосулька!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем нам снег и сосулька, если мы проводим эксперимент с водой?
Дети: сосулька и снег тоже состоят из воды, которая замерзла.
Воспитатель: Совершенно верно, это состояния замерзшей воды.
Эксперимент:
Воспитатель: Ребята, давайте разделимся на 2 команды. Берите по одной снежинке. В первой команде оказались ребята, взявшие голубые снежинки, во второй - белые.
Первой команде достается емкость со снегом, второй - с сосульками, а у меня останется емкость с водопроводной водой.
Посмотрите, пока мы беседовали и снег и сосулька подтаяли и на дне сосуда образовались лужицы. Ребята, а вы знаете, как называется вода, которая остается после таяния снега, горошинок града, сосулек?
Дети: Талая.
Воспитатель: Возьмите каждый по одному стаканчику, поместите в него воронку, а в нее положите комочек ваты.
Аккуратно наберите в другой стаканчик талой воды из емкости и вылейте ее на вату. Каким стал ватный шарик?
Дети: она загрязнилась, потемнела, появился мусор, грязь, на вате остались волоски, песчинки.
Воспитатель: Ребята, вы согласны, что талая вода недостаточно чистая и непригодная для питья? Так можно ли пить воду из речки, озера или ручья?
Дети: нет.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли есть снег, лизать сосульки, слизывать снежинки с рукавичек?
Дети: нет, в них микробы, грязь, горло заболит, снег грязный и т.д.
Воспитатель: Но, талой водой вполне можно поить домашних животных, скот, применять для полива комнатных цветов в зимнее время. Она даже приносит пользу, активизирует процессы роста и развития растений.
Давайте вспомним о том, что воду нужно беречь и используем оставшуюся от эксперимента талую воду для полива цветов в нашем живом уголке. (сливаем воду из емкостей в лейки и поливаем 2-3 цветка).
Воспитатель: А сейчас вернемся к третьей емкости, в которой находится водопроводная вода, которую я набрала из-под крана. Что же получится, если пропустить ее через ватный фильтр? (поливают ватку водой, дети наблюдают и делают выводы)
Дети: она осталась чистой!
Воспитатель: Опыт показал, что водопроводная вода действительно чище талой, она прошла очистку и может использоваться для приготовления еды и питья.
- Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами узнали много новой, интересной и важной информации. Воды много, она разная, но вся полезная. Что же мы с вами может сделать, чтобы ее сохранить?
Дети: беречь воду от загрязнения и не расходовать ее зря.
Рефлексивная техника «Три капельки»
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поделиться впечатлениями о занятии, а для этого нужно выбрать из целого «моря» свою капельку, которая соответствует вашему настроению.
(На магнитной доске в хаотичном порядке расположены капельки-смайлики).
- Улыбающаяся капелька означает, что вам было интересно на занятии, что вы, ребята, узнали много нового и не заскучали.
- Капелька с прямым ротиком говорит о том, что не все на занятии понравилось, осталось много вопросов и не все понятно.
- Грустная капелька - занятие показалось неинтересным, скучным, непонятным.
Ребята, в заключении хочется сказать, что сегодня вы отлично поработали, побывали в роли лаборантов, настоящих экспериментаторов и исследователей. И пусть у вас останутся капельки, напоминающие о нашем необычном занятии.
Список использованной литературы и источников:
- Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Сборник игр и упражнений.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.
- Николаева С.Н. - Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В звездное небо летит ракета
Учить детей изображать ракету, используя вытянутую треугольную форму или овальную, наносить на нее мелкие части (иллюминатор - окно); а так же звездное космическое небо приемами "печатание", "набрызг"...
Спортивное развлечение для детей средней группы «Военные лётчики в небе летают»
Цель: Расширение представления детей о армейской авиации;-формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями;-укрепление здоровья.Задачи:-удовл...
Спортивное развлечение для детей средней группы «Военные лётчики в небе летают»
Спортивное развлечение для детей средней группы«Военные лётчики в небе летают»Цель: - Расширение представления детей о армейской авиации;- формирование двигательных умений и навыков ...
Тема недели: «Звёзды салюта в небо летят».
Конструктор жизнедеятельности детей в рамках образовательных путешествий Тема недели: «Звёзды салюта в небо летят»....
Интерактивная игра для детей среднего возраста «Птички по небу летают, птички разные бывают».
Интерактивная игра для детей среднего возраста «Птички по небу летают, птички разные бывают» разработана в целях расширению знаний детей о перелётных и зимующих птицах и закреп...
Конспект совместного развлечения с родителями на тему: "В небе голубом, голуби летят"
Очень важно воспитывать у детей уже с детского сада уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, уважение к защитникам Отечества, героям, защищавшим нашу Родину, формировать представл...