Паспорт проекта "Зимующие птицы" 2019 год
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Зимующие птицы»
Авторы проекта: Шивыткина О. А., Быкова Е. М.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный 1неделя
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Проблема: Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап знакомства. Знакомя детей с окружающим миром через рассказывание экологических сказок, наблюдений на прогулках и в группе мы закладываем основы экологической культуры. Проект «Зимующие птицы» выбран не случайно. Именно птицы нас окружают круглый год, принося нам радость и пользу. В холодное время года птицам страшен не холод, а голод. Иногда птицы не могут пережить зиму и погибают. И наша задача воспитывать в детях любовь и желание помочь птицам.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не дается в руки»
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдется тот ребенок, который побежит и спугнет гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребенок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект: «Зимующие птицы».
Цели:
-Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за птицами, по охране и защите природы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о зимующих птицах нашего поселка, их образе жизнедеятельности;
-обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц;
-формировать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по внешнему виду, по повадкам, по среде обитания, по особенностям жизнедеятельности;
- расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;
-расширять представления детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала;
- заинтересовать детей и их родителей природоохранной деятельностью, ее организацией, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;
-создать условия на территории детского сада для привлечения зимующих птиц разных видов;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
-развивать эмоциональную отзывчивость;
-формировать интерес к исследовательской деятельности;
-развивать умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к природе;
-активизировать творческие способности детей;
-организовать связь дошкольников с социумом.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление заботиться о природе;
-учить воспринимать красоту природы и передавать ее в изобразительной деятельности;
Предполагаемый результат:
-формирование представлений о жизнедеятельности зимующих птицах;
-формирование умения совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала;
-формирование осознанного отношения к объектам живой природы;
-развитие практических действий по охране природы;
-воспитание любви и бережного отношения к птицам.
Этапы реализации проекта:
1 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
- Составление плана деятельности.
- Подбор детской художественной литературы и картинок по теме.
- Создание презентации о зимующих птицах.
- Создание картотеки подвижных игр и дидактических игр.
- Подбор музыкальных композиций, а также записей с голосами птиц.
- Оформление информационного стенда о зимующих птицах.
- Подбор наглядных материалов.
- Разработка конспектов, презентаций, обогащение развивающей среды.
• привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.
• формировать у детей умение и навыки по уходу за птицами в зимний период.
• воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
• разработка и накопление методических материалов по теме.
2 этап - ОСНОВНОЙ.
• Беседы: «Как узнать птиц?», «Кто от зимы не улетает?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети и родители заботятся о птицах».
• Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?», «Как я спас птичку».
. Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Как мы можем помочь птицам зимой»
• Заучивание и чтение стихотворений: А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Михалков «Птичья столовая». А. Барто «Скачет шустрая синичка». В, Звягина «Воробей». Т. Евдошенко «Берегите птиц». А, Прокофьева «Свиристели», О, Григорьева «Синица».
• Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
• Составление рассказов по иллюстрациям.
. Развитие речи: «Зимующие птицы», «Кто от зимы не улетает?»
• Разгадывание загадок о зимующих птицах.
• рисование «Синичка моя любимая птичка»,
• лепка «Снегири»;
• лепка (из теста) «Сорока - белобока»;
• аппликация «Кормушка для птиц».
. ФЭМП: «Сколько птичек прилетело?»
. ПИД: «Узнай по следу»
. ФКЦМ «Зимующие птицы», «Птицы нашего края»
Музыкальная деятельность
• Слушание музыки «Голоса птиц».
Дидактические игры:
.«Один - много», «Счет птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Настольные игры: «Домино» - птицы, «Разрезные картинки»
Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Гуси лебеди», «Воробушки и кот», «Совушка»
Взаимодействие с родителями:
• консультация на тему: «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
• оформление результата проекта в виде фотоотчета.
• организация и участия родителей в акции «Добрая зима для птиц». «Хлебные крошки для птиц», «Кормушка для птиц»
• Проведения итогового мероприятия - викторина «Кто больше знает о птицах?» Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Итоги проекта:
- расширен кругозор детей о зимующих птицах.
- и улучшилась предметно-развивающая среда.
- у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- у детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.
- дети узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
- дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
- Укрепились детско-родительские отношения.
Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Используемая литература:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. В. В. Гербова Учусь говорить Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Москва «Просвещение» 1999
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
4. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Т. И. Гризик Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000.
6. Т. Н. Доронова Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000
7. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
8. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
9. Интернет ресурсы: nspotal.ru, mybirds.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
Социальный паспорт ДОУ
Социальный паспорт ДОУ общая информация....
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...