Проект "Секреты капельки воды"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Конобевцева Юлия Валерьевна

формировать знания о свойствах воды посредством экспериментирования, уметь экспериментировать с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области

средняя общеобразовательная школа №6 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы

дошкольного образования – «Детский сад»

Проект

для детей раннего возраста                                                                                                          

«Секреты капельки воды»

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

подготовила

воспитатель

Конобевцева Юлия Валерьевна

Сызрань

2023 год

Цель проекта:  

формировать знания о свойствах воды посредством экспериментирования, уметь экспериментировать с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Образовательные области:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
  • развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
  • развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Речевое развитие:

  • развивать понимание речи и активизировать словарь
  • Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
  • формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него);
  • побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;

Социально – коммуникативное развитие:

  • развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
  • поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;

Художественно – эстетическое развитие:

  • развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой;
  • развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства);
  • поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);

Физическое развитие:

  • обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
  • поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
  • формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;

Актуальность проекта:

 Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям в раннем возрасте свойственна ориентация на познание окружающего мира.

         Знакомясь с окружающим миром, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования

       Восприятие мира ребенком на втором году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

         Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.

         Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий.

   Знакомя детей с водой, педагоги предлагают исследовать свойства воды (вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества ит. д.).

       Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды.

         Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Проблема: Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека и живых существ.

Тип проекта: исследовательски -игровой.

Сроки реализации: краткосрочный

Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатель.

Предполагаемый результат:

  • Владение элементарными навыками продуктивной деятельности;
  • Действия с предметами, разнообразные способы их использования;
  • Получение удовольствия от совместной деятельности со взрослыми;
  • Получение положительных эмоций;
  • Проявление доброты, заботы, бережного отношения к природе.
  • Возрастание речевой активности детей в разных видах деятельности .

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  1. Организация подготовительной работы для реализации проекта.
  2. Обсуждение целей и задач проекта.
  3. Составление плана работы.
  4. Изучение литературы по теме.
  5. Подбор иллюстраций, стихов, дидактических игр, опытов и экспериментов и т. д.
  6. Подбор наглядно – дидактического пособия, демонстрационный материал

2 этап – основной:

  1. Чтение художественной литературы. Развивать внимание, интерес к чтению книг и рассматриванию иллюстраций.
  2. Познавательно-исследовательская деятельность. Формировать знания детей о свойствах воды.
  3. Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе». Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  4. Подвижные игры. Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу.
  5. Изобразительная деятельность. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно со взрослым и самостоятельно.

3 этап – завершающий:

  1. Подведение итогов проведённой работы.
  2. Итоговое занятие «Волшебница вода»
  3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом.

Работа с родителями:

  1. Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
  2. Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?  
  3. Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
  4. Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», стихи А. Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
  5. Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»
  6. Оформление папок – передвижек «Закаливание ребенка», «Экспериментируем с водой», «Играем в ванной», «Волшебница вода»

Образовательная

область

Форма работы

Цель

Сроки проведения

1

Познавательное развитие

Беседа на тему: «Что мы знаем о воде?»

Рассматривание картинок «Вода в природе».

Познавательно-исследовательская деятельность

Дидактические игры

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Рассказать о значении воды в нашей жизни; показать, где и в каком виде существует вода.

«Разноцветная вода», «Превращение снега в воду», «Тонет – не тонет», «Цветочки тоже хотят пить», «Растает снежок – побежит ручеек». Формировать знания детей о свойствах воды; развивать умения работать с водой; воспитывать бережное отношение к воде.

«Водичка, водичка», «Чистые ручки», «Умывалочка», «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки» «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем»;

Знакомство детей с особенностями окружающей среды, в игровой форме изучать свойства воды, рассказывать детям, что вода мокрая. Развивать познавательную деятельность.

Март

Март

Март

Март

2

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Чтение стихов и потешек о воде

Беседа-рассматривание картинок с детьми по теме: «Учимся умываться», «Зачем нам мыло»;

Продолжать знакомить детей с произведениями.

«Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе». Развивать внимание, интерес к чтению книг и рассматриванию иллюстраций. Учить детей заканчивать и повторять фразы из знакомой сказки.

Формировать умение на слух воспринимать потешки и стихи (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их). Координировать движения (показывать руками) со словами потешки. Воспитывать усидчивость, любознательность, желание рассказать потешку, закреплять культурно-гигиенические навыки

Формировать навык детей рассматривать картинку, называть действия персонажей, окружающие предметы, их цвет, характеризовать взаимоотношения между персонажами; уточнить представления детей о свойствах воды; учить слушать рассказ воспитателя, составленный по картине

Март

Март

Март

3

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

 «Рыбка плавает в водице», «Водичка, водичка умой мое личико…», «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!». Развивать моторику пальцев рук.

«Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Пузырь», «Тучка и капельки». Уметь быстро реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Март

Март

4

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность НОД (лепка)

Изобразительная деятельность НОД (рисование)

Прослушивание аудиозаписи

Игра-эксперимент

«Мы скатали снежный ком»;

Учить детей раскатывать комок круговыми движениями, соединять комки вместе, создавая снеговика, находить сходство с ним.

«Вода-волшебница»

формировать умения детей передавать в рисунке образ воды (на листе бумаги, проводить прямые линии (волнистые).

«Звуки воды в природе» Приобщить детей к прекрасному миру музыки.

 

«Рисуем палочкой на снегу»

расширить представление детей о природном материале - снег, его свойствах и пользе для людей; способствовать формированию интереса к нетрадиционному рисованию на снегу, воспитанию бережного отношения к природе.

Март

Март

Март

Март

5

Социально – коммуникативное развитие

Оформление папки - передвижки,

консультации для родителей.

Продолжать формировать доброжелательные отношения между родителями, детьми и педагогами.

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на воде " Здоровье в капельке воды"

Данный материал  предназначен для проведения  развлечения на воде в бассейне детского сада с детьми подготовительной группы. Занятие направлено на совершенствование опорно - двигательного ап...

Развлечение на воде " Здоровье в капельке воды"

Данный материал  предназначен для проведения  развлечения на воде в бассейне детского сада с детьми подготовительной группы. Занятие направлено на совершенствование опорно - двигательного ап...

Развлечение на воде " Здоровье в капельке воды"

Данный материал  предназначен для проведения  развлечения на воде в бассейне детского сада с детьми подготовительной группы. Занятие направлено на совершенствование опорно - двигательного ап...

Развлечение на воде " Здоровье в капельке воды"

Данный материал  предназначен для проведения  развлечения на воде в бассейне детского сада с детьми подготовительной группы. Занятие направлено на совершенствование опорно - двигательного ап...

Конспект занятия на тему «Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе»

Данный материал содержит специально-разработанный конспект занятия для старшей группы. Указано актуальное направление - ознакомление с окружающим. Занятие описано в интересной для детей форме....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"

Цель: создание условий для  формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...

Сценарий праздника на воде " Здоровье в капельке воды"

Сценарий праздника для старших и подготовильных групп...