Проект "Статическое электричество"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект в подготовительной к школе группе "Статическое электричество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_staticheskoe_elektrichestvo.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной к школе группе
«Статическое электричество»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатели, родители воспитанников (законные представители).
Актуальность:
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но в детском саду мы узнали, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить мы не знаем. И поэтому решили поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.
Проблема: Выяснить, что электричество бывает безопасным.
Цель исследования: изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования:
1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов и не все предметы проводят электричество.
Задачи исследования:
- Узнать, что такое электричество, каким бывает (опасным и безопасным), откуда оно к нам приходит.
- Узнать, что собой представляет статическое электричество.
- Выяснить причину возникновения статического электричества.
Методы исследования:
1. Наблюдение.
2. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Уроки тетушки Совы».
3. Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
4. Чтение книг, энциклопедий.
5. Опрос взрослых.
6. Провели исследование, эксперименты, опыты.
7. Освоили «занимательные» фокусы.
Этапы исследования.
1 этап. Теоретическое исследование проблемы.
Выяснить:
Электричество бывает опасным и безопасным.
Что такое статическое электричество?
Причины возникновение статического электричества - подумать самим.
Просмотр мультфильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
Просмотр научно-познавательных передач, «Галилео», «Забавная наука».
Посмотреть с взрослыми книги, энциклопедии, научные журналы для детей.
Спросить у родителей и воспитателей.
Что такое электричество? На этот вопрос мы нашли ответ в энциклопедии. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны.
Мы узнали, что электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос мы попросили родителей, воспитателей, чтобы они рассказали нам об этом, и ещё мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что мы узнали.
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов).
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять, как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом нам помогли наши родители и воспитатели. Они подобрали опыты и необходимый материал. И, мы, приступили к интересным исследованиям.
2. Опыт «Танцующая фольга»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование: тонкая алюминиевая фольга (пищевая), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце.
Начинаем эксперимент:
Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд, легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
3. Опыт «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование: чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
4. Опыт «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Соль не притягивается к шарику, так как Она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
5. Опыт «Гибкая вода»
Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Материал и оборудование: раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Начинаем эксперимент:
Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: в воде электроны могут свободно перемещаться.
6. Опыт «Ожившие волосы»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал: воздушный шарик, шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Берем воздушный шарик и трем им о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?
Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения шарика с шерстяной тканью.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
Теперь мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется. Мы подтвердили свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.
А, знания и умения, мы теперь применяем при показе родным и друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Танцующая фольга», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Укротитель змей», «Гибкая вода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебное электричество
обобщать знания детей об электричестве...
Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....
Занятия с детьми "Волшебное электричество".
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...
Занятия с детьми "Электричество".
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...
Занятия с детьми "Волшебное электричество".
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...
Занятия с детьми "Волшебное электричество".
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...
Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством
Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк ...