Проект "Статическое электричество"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Травкина Елена Викторовна

Проект в подготовительной к школе группе "Статическое электричество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_staticheskoe_elektrichestvo.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной к школе группе

«Статическое электричество»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатели, родители воспитанников (законные представители).

Актуальность:

В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но в детском саду мы узнали, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить мы не знаем. И поэтому решили поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.

Проблема: Выяснить, что электричество бывает безопасным.

Цель исследования: изучить причину образования статического электричества.

Объект исследования: статическое электричество.

Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.

Гипотеза исследования:

1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов и не все предметы проводят электричество.

Задачи исследования:

  • Узнать, что такое электричество, каким бывает (опасным и безопасным), откуда оно к нам приходит.
  • Узнать, что собой представляет статическое электричество.
  • Выяснить причину возникновения статического электричества.

Методы исследования:

1. Наблюдение.

2. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Уроки тетушки Совы».

3. Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».

4. Чтение книг, энциклопедий.

5. Опрос взрослых.

6. Провели исследование, эксперименты, опыты.

7. Освоили «занимательные» фокусы.

Этапы исследования.

1 этап. Теоретическое исследование проблемы.

Выяснить:

Электричество бывает опасным и безопасным.

Что такое статическое электричество?

Причины возникновение статического электричества - подумать самим.

Просмотр мультфильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».

Просмотр научно-познавательных передач, «Галилео», «Забавная наука».

Посмотреть с взрослыми книги, энциклопедии, научные журналы для детей.

Спросить у родителей и воспитателей.

Что такое электричество? На этот вопрос мы нашли ответ в энциклопедии. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны.

Мы узнали, что электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос мы попросили родителей, воспитателей, чтобы они рассказали нам об этом, и ещё мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что мы узнали.

Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество.

Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов).

 2 этап. Практическое исследование проблемы.

Чтобы понять, как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом нам помогли наши родители и воспитатели. Они подобрали опыты и необходимый материал. И, мы, приступили к интересным исследованиям.

2. Опыт «Танцующая фольга»

Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование: тонкая алюминиевая фольга (пищевая), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце.

Начинаем эксперимент:

Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд, легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

3. Опыт «Прыгающие хлопья»

Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование: чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?

В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.

Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

4. Опыт «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»

Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Соль не притягивается к шарику, так как Она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

5. Опыт «Гибкая вода»

Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.

Материал и оборудование: раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Начинаем эксперимент:

Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод: в воде электроны могут свободно перемещаться.

6. Опыт «Ожившие волосы»

Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

Материал: воздушный шарик, шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

Берем воздушный шарик и трем им о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?

Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения шарика с шерстяной тканью.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.

Теперь мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется. Мы подтвердили свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.

А, знания и умения, мы теперь применяем при показе родным и друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Танцующая фольга», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Укротитель змей», «Гибкая вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное электричество

обобщать знания детей об электричестве...

Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк     ...