беседа " Как растения готовятся к зиме" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беседа ; « Как растения готовятся к зиме»

 

Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего  дошкольного  возраста. 

Задачи:

1.      Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;

2.     Развитие образной и доказательной речи детей;

3.     Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasteniya_gotovyatsya_k_zime.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа ; « Как растения готовятся к зиме»

Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;

2. Развитие образной и доказательной речи детей;

3. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихов об осени, деревьях.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью», И. Грабарь «Осенние листья», К. Коровин «Осень».

3. Оформление гербария с осенними листьями.

4. Разгадывание загадок об осени, деревьях.

5. Экскурсия в осенний парк.

6. Беседа о природных явлениях.

Оборудование: телевизор, видеоролик «В осеннем лесу», презентация «Как деревья готовятся к зиме», корзина с приметами осени, осенние листья с разных деревьев, магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку.(Звучит музыкальный отрывок «Осень»П.И.Чайковского из произведения «Времена года»)

Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)

А сейчас какое время года? (Ответы детей).

А давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?

Чтобы попасть в лес надо встать в круг, вытянуть ладони, закрыть глаза и произнести заклинание:

В ладони наши загляни

В них доброту, любовь найди

И в лес осенний попади

(Звучит «Волшебная музыка»)

Ну, вот мы и попали в осенний лес.

(Видеоролик «В осеннем лесу»)

Под кусточком я вижу корзинку, давайте посмотрим, что в ней?

Ребята, здесь для нас первое задание «Назовите приметы осени»

(Дети поочередно достают из корзинки сюжетные картинки и составляют простые предложения, прикрепляя картинки к магнитной доске.)

Солнце осенью светит, но не греет.

Осенью часто идут дожди.

Осенью дует сильный, холодный ветер.

Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы улетают в теплые края.

Осенью звери делают запасы на зиму.

Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.

Молодцы, вы хорошо справились с заданиями

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь.

Нас деревья в гости ждут.

(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).

Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).

Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала. Говорят, есть две осени? Как они называются? (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).

Воспитатель: Да, ребята, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать, чтобы описать позднюю осень? (холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Игра «Найди такой же листочек» ( Возьмем по одному листу, рассмотрим его и поочередно положим лист возле того дерева, с которого он упал).

Я предлагаю вам сочинить небольшие рассказы «О чем думает осенний листочек» (рассказы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а сейчас присядем на полянку, а я расскажу вам сказку.

Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди...

(Звучит сказочная спокойная музыка)

Воспитатель: Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала, как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.

– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.

– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она наказать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому, что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год...

Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?... (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как растения готовятся к зиме? Экскурсия в парк

Данная образовательная деятельность  проводится в парке.  Образовательная деятельность  для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим....

Презентация "Как животные и растения готовятся к зиме"

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает психические процессы, развивает мышления, восприятие, память, творческие способности детей...

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...

Образовательное событие по экологии «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе

Задачи: формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми явлениями и объектами, исследовать природные явления – изменение окраски листьев, листопад, дать знания о плод...

Методическая разработка по окружающему миру для детей подготовительной группы. Беседа «Как птицы готовятся к зиме».

Методическая разработка по окружающему миру для детей подготовительной  группы.Беседа «Как птицы готовятся к зиме»Воспитателя  Калининой Т.МЦель: расширение знаний и предста...