Дидактические игры
картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дидактическая игра — является наиболее эффективным средством всестороннего развития ребёнка. Она помогает сделать образовательный процесс увлекательным. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_detmi.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по теме «Семья»

Игра «Моя семья»

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто, что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Ребёнок называет, кто главный в семье и почему он так считает.

В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

Игра «Как зовут членов семьи» Ход игры: Ребёнок по очереди называет членов своей семьи.

Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

Игра «Наша дружная семья»

Ход игры:

Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».

Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку.

Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая).

Какой папа (высокий, строгий, красивый).

Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Предложите ребенку поиграть.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно.

Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».

Ход игры: На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.

- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.

- Младенец- растет, развивается;

- Подросток- растет, учится;

- Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;

- Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;

- Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.

Дидактические игры по теме «Здоровый образ жизни»

«Разложи картинки по порядку»

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

«Оденем куклу на прогулку»

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

«Полезные и вредные продукты»

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

«Вымоем куклу»

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«Таня простудилась»

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть?

«Подбери картинки»

Ход игры: дети рассматривают картинки, и воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

Дидактические игры по теме «Доброта»

«Оцени поступок».

Ход игры:

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет».

Ход игры:

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Ласковое слово».

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Вежливые слова».

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Цветок доброты».

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям подарить бабушке цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к бабушке, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я умею уступать».

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.

Дидактические игры по теме «Трудовое воспитание»

Игра «Кому это нужно?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью?

Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова: Мы с тобой трудиться будем, поручение не забудем. Не зевай, выполняй. И за мною повторяй! Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.

Игра «Зачем нужно это делать?»

Ход игры: Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

- Почему нужно кормить? (Птичка.) Что нужно мыть? (Тарелка.). Что нужно чистить? (Ковер.) Что нужно стирать? (Платье.) Что нужно гладить? (Рубашка.) Что нужно печь? (Пирожки.). Что нужно менять? (Постельное белье.). Кого нужно купать? (Ребенок.). Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Выбираем работу»

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать и работу выбирать. В космонавты мы пойдем и ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.) В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Мы в пожарные пойдем и пожар тушить начнем.

Игра «Что сначала, что потом?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений, деревьев, овощей или уборки урожая, осенней листвы, снега, и просит разложить их по порядку выполнения действий, объясняя свой выбор.

Дидактические игры по теме «Экологическое воспитание»

«Что где растёт?»

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

«Что лишнее?»

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

«Насекомые»

Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

«Живая и неживая природа»

Ход игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

«Узнай, чей лист»

Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

«Природа и человек»

Ход игры: «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.

«Когда это бывает?»

Ход игры: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...