Приобщение к русской народной культуре в подготовительной к школе группе «Синичкин день»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник», систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Расширить представления детей о всероссийских праздниках; развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение к русской народной культуре в подготовительной к школе группе «Синичкин день»
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: Синичкин день - «Зиновий-синичник» .
Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник», систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Расширить представления детей о всероссийских праздниках; развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)
- Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четвёртый лишний».
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты. Познакомить детей с зимующими птицами.
- Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам. . Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
- Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах (синице); рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок об этих птицах, блюдца с ягодами, макеты птиц, видео-аудио запись с песнью синицы, перышки различных птиц - можно нарисованные, изображения птиц.
Ход занятия:
Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день». Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.
Если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
А еще Зиновий Синичник считался праздником охотников и рыбаков. Как правило, с 12 ноября открывался пушной сезон и сезон зимней рыбалки.
Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
У нас такой обычай: как выпадет снежок,
Удобную кормушку повесить на сучок.
Кормушки можно сделать из: банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.
Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Дидактическое упражнение «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).
Игра- беседа «Перышки».
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:
Реклама
- Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
- Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
- Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
- Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
- Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
- Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
- Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».
Молодцы! Ребета - вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Но я хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал портрет синички. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок и раскрасьте его. Для помощи я прочитаю Вам загадку – подсказку про нашу птичку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.
Я хочу посмотреть, а знаете ли вы зимующих птиц, и предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Выкладываются карточки с изображением зимующих птиц, к трем зимующим добавляется одна перелетная птица. Задача детей убрать лишнюю.
Но чем мы будем их кормить? Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса (на тарелочках разные вида корма).
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
- Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.
Проводится игра “Птичий концерт”
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – тинь – тинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Ребята исполняют песню на мотив “В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.
Отличный концерт у нас получился и в награду за Ваши старания синичка тоже хочет спеть песенку. Послушайте, как она поет. (Включается видео или аудио запись – песня синицы)
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып.10 – СПб. 2010.
3. Гальцова Е.А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. . М: Просвещение 2012г.
5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка.- М.: Эксмо, 2010.-64 с.:ил.
6. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Рассматривание русского народного костюма» в подготовительной к школе группе №5 МБДОУ №63 г. Энгельса Саратовской области
Знакомство детей с обычаями, традициями, одеждой русского народа....
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе
перспективное планирование деятельности по неделям с учетом различных видов деятельности...
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.
Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится чи...
Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе группы
Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе группы...
Проект по экологии в подготовительной к школе группе «Синичкин день. Поможем синичке выжить зимой!»
Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизн...