Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в русскую избу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата, познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izba.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе № 7
«Путешествие в русскую избу»
Воспитатель: Савинкина Людмила Игоревна
Цель: приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.
-ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата, познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.
Развивающие:
-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка,
-формировать наглядно – образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношения со взрослыми.
-способствовать развитию речи, через выразительное чтение стихов, учить выражать чувства, обогащать активный словарь новыми словами.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
-Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, сундук, лапти.
-Русский народный костюм, запись русских народных песен.
-Видеоролик о русской избе.
Словарная работа: обогащение-печь, лавка, прялка, сундук, ухват, лопата.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
-Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
-Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.
#1054;сновная часть.
-Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
-Давайте попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта.
«Рассказ о русской избе» (Просмотр видеоролика)
«Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
-Проходите в горницу.
Посмотрите, в горнице (так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда.
(воспитатель показывает горницу)
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Посреди горницы стоит печь. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.
Были о печи и поговорки и пословицы: «Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи». Она служила источником тепла и света. Были о ней и загадки: «Чего из избы не вытащишь?», «То она печёт блины, то показывает сны», «Попало наше тесто в теплое место, попало – не пропало, румяной булка стала», «В избе - изба, на избе – труба, зашумело в избе, загудело в трубе».
Печь являлась важнейшим элементом русского быта. Ребята, а какие вы знаете сказки в которых упоминается о печи? (ответы детей)
Персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони. А так же сказки: «Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой»
-Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!
Физминутка «Замеси тесто»
А может и нам баранки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да баранки накрутить.
Будьте добре, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Описание: участники становятся в круг держа в руках платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
-Русь всегда была хлебосольной и доброжелательной.
Нигде так не умели привечать и встречать гостей так, как это было на Руси.
Усадить за стол, дать отведать традиционные угощения, а затем угостить квасом, создать гостям веселое настроение и ни в коем мере не дать почувствовать, что он неугоден хозяевам.
Вот и я прошу вас, гости дорогие, подойдем к столу.
-Посмотрите, что вы видите? (Самовар)
Самовар - от слова «сам варит». Самовар притягивал всех к общему столу, вести задушевные разговоры. Раньше в старину самовар подогревали углями, а на его вершине было предусмотрено место для заварочного чайника.
-Посмотрите здесь чаши какие, да непростые,
Все деревянные, расписные.
-Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок-это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки тоже были деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду.
Скалка - старинный предмет быта, сделанный из дерева. Используется для раскатывания теста.
Ну что ж, печь мы затопили
Да тесто еще не замесили,
С тестом разберемся
Да за бараночки возьмемся.
А что для теста нам понадобиться?
Все продукты мы приготовили. Теперь нам надо замесить тесто.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто, скатанное в шарик)
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить баранки дружно.
-Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.
-Ребята, давайте вспомним, как называется одежда, которую вы видите на мне и которая одета на вас. Скажите, как она называется?
Раньше все детки, как и сейчас, очень любили играть, но только богатые люди могли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Но и детки простого люда не были обделены, ведь игрушки они делали своими руками. Изготавливали их не только взрослые, но и дети. Сейчас мы с вами попробуем сделать кукол. Давайте пройдем за стол, присаживайтесь на любые свободные места. Вы видите, что у нас из материалов (из которых изготавливается кукла), только лоскутки разного цвета - 4шт, и веревочка.
(Дети изготавливают куклу, совместно с педагогом)
Какие красивые куколки у вас получились, все большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в магазин"
Цели и задачи: · расширять и обобщать представления о магазинах, их классификации и назначении;· развивать фонематич...
Конспект НОД в области «познавательное развитие» для подготовительной группы «Путешествие в страну Знаний» в соответствии с ФГОС.
Конспект НОД в области «познавательное развитие»для подготовительной группы«Путешествие в страну Знаний» в соответствии с ФГОС....
Конспект НОД в области "познавательное развитие" для подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний" в соответствии с ФГОС
Конспект НОД в области «познавательное развитие» для подготовительной группы «Путешествие в страну Знаний» в соответствии с ФГОС. Интеграция с областями: ...
конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по лабиринту геометрических фигур"
дети отправляются в путешествие по лабиринту, выполняя на каждой остановке математические задания....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в школу юного пешехода» Воспитатель высшей квалификационной категории: Хасанова Е.М.
Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе...
Конспект занятия ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по Санкт-Петербургу».
-формировать знания детей о Санкт-Петербурге, его истории и достопримечательностях;-обобщить и систематизировать активный и пассивный словарь детей по теме;-развивать зрительное восприятие, логическое...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»...