Конспект исследовательской деятельности "Свойства соли"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ларюшкина Зоя Викторовна

Познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sol.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация экспериментально-исследовательской работы с дошкольниками»

Открытый просмотр с детьми старшей группы «Свойства соли».

Подготовила: воспитатель Ларюшкина З.В.

г. Райчихинск

2021г.

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли, её значении в природе, в жизни человека;
  • закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
  • способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования;
  • содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;
  • активизировать в речи слова: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минерал, лаборатория, исследователь.

Развивающие:

  • развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;
  • развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;
  • развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество.
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, самостоятельность;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Материал к занятиюпрезентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 картофелины, карточки для игры «Для чего нужна соль», карточки с правилами поведения в лаборатории. Таблицы для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, наблюдение, закрепление, поощрение, итог.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная игра и мотивация.

Воспитатель: Приглашаю пройти и встать удобно.

Игра приветствие «Ладошки»

Поднимите все ладошки и потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.

Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: ура!

Звучит музыкальная заставка

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка от Ум Умыча. Посмотрим, что там? Какие-то мешочки… Потрогайте, какой на ощупь мешочек? А теперь понюхайте, пахнет? Что же это может быть? Ум Умыч просит нас помочь разобраться, что это за вещество. Чтобы узнать, что в мешочках, послушайте, пожалуйста, мою загадку.

 

Воспитатель: Без нее ребята, повар, как без рук.

И становится вся пища невкусной вдруг

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы наверно догадались, ну конечно, это …

 

Давайте проверим, откройте мешочки, что там? (соль) Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (дома, на кухне).

А для чего она нужна вам дома? (Для приготовления пищи).

 

Основная часть:

Воспитатель: Теперь я вам расскажу о соли. Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская. Также соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму. А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль? Она нужна для лечения, например в соляных пещерах, промывания носа, полоскания горла. А ещё солью посыпают дороги во время гололёда. Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза? (лижет соль). Поэтому такая соль называется лизунец. (Показ презентации на проекторе).

Дидактическая игра: «Соль нужна для того, чтобы…»

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Вспомните, пожалуйста, для чего человеку нужна соль. Выберите подходящие карточки и расскажите, для чего нужна соль. (Дети выбирают подходящие карточки). Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей). Правильно, много соли, как и сахара, есть вредно. Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера.

Воспитатель: сегодня, я предлагаю вам стать учеными как наш Ум Умыч. А кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях). Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете? Правильно, мы будем изучать соль и её свойства.

Но, мало выглядеть, как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории! Подойдите к столу, перед вами карточки с правилами поведения в научной лаборатории. В одну сторону сложите картинки, показывающие, что можно делать в лаборатории, а что нельзя! (кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группам, не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить Ум Умычу в лабораторию.

Опыт № 1«Внешний вид».

Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)

Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Опыт №4. «Соль растворяется в воде»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить, что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»

В миске лежат 2 картофелины и стоят 2 банки с водой.

Сейчас я попрошу одного из вас помочь мне провести следующий опыт (позывает ребенка). Насыпь, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке картофелина утонула, а у в другой нет). Может эта картофелина волшебная? Предлагаю променять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности). Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

         Опыт №6. «Соль растапливает лёд»

Перед детьми в миске лежат кусочки льда.

Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь, что происходит (соль начинает трещать). Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и поиграем.

Если услышите продукт, который солят – нужно присесть. Если нет – нужно встать.

         Малоподвижная игра «Солят – не солят».

Варенье

Чай

Борщ

Компот

Кисель

Вареная картошка

Мармелад

Шоколад

Котлеты

Винегрет

Мороженое

         А теперь посмотрим, что случилось со льдом, который мы посыпали солью? Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.

Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью.

         Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их Ум Умычу. Согласны? (дети заносят результаты опытов в таблицу).

Рисование солью на тарелках. А сейчас отгадайте загадки и попробуйте нарисовать отгадку на тарелочке с солью.

Рефлексия.

Ребята, кем вы сегодня были? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль? Теперь можно отправлять наш отчет. Я думаю, Ум Умыч очень обрадуется.

 

 

Список использованной литературы
 

1. Веракса Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.- М.: «Мозаика-Синтез», 2018.

2. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеоматериал «Эта удивительная соль» https://www.youtube.com/watch?v=FNLoiUqh9UU.

2. Краткосрочный проект для старшей группы «Эта удивительная соль» https://kozlova-ds66-schel.edumsko.ru/articles/post/2613233.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наблюдений и опытов в исследовательском проекте «Соль - волшебница».

Цель ведения дневника наблюдений и опытов:-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль разная;- исследовать свойства соли опытным путем;- стимулировать познавательную активность;-...

Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"

Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исс...

Познавательно - исследовательский проект "Соль дороже золота"

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение ...

Исследовательский проект "Соль - волшебница"

Цель проекта: узнать больше о соли и о ее свойствах. Доказать, что соль - не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества. Участники проекта: дети, родители,...

Конспект исследовательской деятельности "Знакомство с солью"

Знакомство с солью и её свойствами через опытно-экспирементальную деятельность....