Беседа "О временах года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кристина Владимировна Малышева

Цель:

Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.

 

Задачи:

- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;

- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;

- Воспитывать желание познавать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_v_podgotovitelnoy_gruppe_o_vremenah_goda.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Времена года» в подготовительной группе

Цель:

Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.

Задачи:

- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;

- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;

- Воспитывать желание познавать новое.

Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, разучивание физкультминутки «Весенняя прогулка», рассматривание календарей разных видов.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Ребята, отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (4 времени года).

2. Времена года. Год.

Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колесо времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

У человечества есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы.

Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года).

(Ответы детей).

А весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Назовите осенние месяцы. (Показываю картины с изображением осенних пейзажей).

(Ответы детей).

Ребята, а сколько всего в году месяцев? (12)

Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? Какой сейчас месяц весны? (Весна, месяц март). 

А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете? (Тает снег, ярче греет солнышко, капель и т. д.)

3. Словарная работа.

Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад «Старик Годовик». Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказысказки для детей и взрослых.

В сказке нам встретятся такие слова, как «тройка»«знойно»«душно»«жать рожь».

«Знойно» - горячий

«душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.

4. Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик».

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

 

Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается. Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?

 Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? 

(Из рукава старика - годовика вылетели месяцы).

Что за четыре крыла у каждой птицы? (Времена года).

Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (Это дни недели).

Назовите дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? (Это день и ночь).

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (Год).

Времена года следуют друг за другом и образуют год.

5. Физкультминутка «Весенняя прогулка».

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп!

Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. (Подскоки на правой ноге

Подскоки на левой ноге

Бег на месте.

Прыжки на месте на обеих ногах

Присели.

Ходьба на месте).

Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

6. Определение главной мысли сказки.

Ребята, почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

Что сказочного? (Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т. д.)

Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? (Ответы детей)

Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

7. Итог.

- Что нового и интересного узнали сегодня?

- С каким автором вы сегодня познакомились?

- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?

- С какими новыми словами познакомились?

- Что понравилось?

-Что показалось трудным?

-О чём сможете рассказать друзьям, родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...