Беседа "О временах года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.
Задачи:
- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
- Воспитывать желание познавать новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_v_podgotovitelnoy_gruppe_o_vremenah_goda.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему «Времена года» в подготовительной группе
Цель:
Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.
Задачи:
- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
- Воспитывать желание познавать новое.
Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, разучивание физкультминутки «Весенняя прогулка», рассматривание календарей разных видов.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Ребята, отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (4 времени года).
2. Времена года. Год.
Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колесо времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.
У человечества есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.
А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы.
Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года).
(Ответы детей).
А весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).
Назовите осенние месяцы. (Показываю картины с изображением осенних пейзажей).
(Ответы детей).
Ребята, а сколько всего в году месяцев? (12)
Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? Какой сейчас месяц весны? (Весна, месяц март).
А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете? (Тает снег, ярче греет солнышко, капель и т. д.)
3. Словарная работа.
Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад «Старик Годовик». Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
В сказке нам встретятся такие слова, как «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
«Знойно» - горячий
«душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.
4. Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик».
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается. Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
(Из рукава старика - годовика вылетели месяцы).
Что за четыре крыла у каждой птицы? (Времена года).
Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (Это дни недели).
Назовите дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? (Это день и ночь).
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (Год).
Времена года следуют друг за другом и образуют год.
5. Физкультминутка «Весенняя прогулка».
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп!
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём. (Подскоки на правой ноге
Подскоки на левой ноге
Бег на месте.
Прыжки на месте на обеих ногах
Присели.
Ходьба на месте).
Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
6. Определение главной мысли сказки.
Ребята, почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
Что сказочного? (Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т. д.)
Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? (Ответы детей)
Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.
7. Итог.
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- С каким автором вы сегодня познакомились?
- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что понравилось?
-Что показалось трудным?
-О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...
Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.
Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...
Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)
Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?». Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...
Времена года. Смена времен года на Земле конспект
Времена года. Смена времен года на Земле Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы ...