Беседа "О временах года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.
Задачи:
- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
- Воспитывать желание познавать новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_v_podgotovitelnoy_gruppe_o_vremenah_goda.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему «Времена года» в подготовительной группе
Цель:
Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.
Задачи:
- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
- Воспитывать желание познавать новое.
Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, разучивание физкультминутки «Весенняя прогулка», рассматривание календарей разных видов.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Ребята, отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (4 времени года).
2. Времена года. Год.
Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колесо времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.
У человечества есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.
А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы.
Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года).
(Ответы детей).
А весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).
Назовите осенние месяцы. (Показываю картины с изображением осенних пейзажей).
(Ответы детей).
Ребята, а сколько всего в году месяцев? (12)
Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? Какой сейчас месяц весны? (Весна, месяц март).
А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете? (Тает снег, ярче греет солнышко, капель и т. д.)
3. Словарная работа.
Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад «Старик Годовик». Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
В сказке нам встретятся такие слова, как «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
«Знойно» - горячий
«душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.
4. Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик».
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается. Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
(Из рукава старика - годовика вылетели месяцы).
Что за четыре крыла у каждой птицы? (Времена года).
Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (Это дни недели).
Назовите дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? (Это день и ночь).
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (Год).
Времена года следуют друг за другом и образуют год.
5. Физкультминутка «Весенняя прогулка».
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп!
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём. (Подскоки на правой ноге
Подскоки на левой ноге
Бег на месте.
Прыжки на месте на обеих ногах
Присели.
Ходьба на месте).
Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
6. Определение главной мысли сказки.
Ребята, почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
Что сказочного? (Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т. д.)
Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? (Ответы детей)
Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.
7. Итог.
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- С каким автором вы сегодня познакомились?
- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что понравилось?
-Что показалось трудным?
-О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к временам года
Знакомство с временами года, счет в пределах 10...
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...
Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.
Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...
Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)
Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?». Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...