Занятие по ознакомлению с окружающим по теме "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Степанова Елена Викторовна

Конспект занятия по познавательному развитию по теме "Зима" для детей 5-6 лет.

Дети через картину попадают в зимний лес. Там они рассматривают деревья, следы животных, рисуют ватными палочками снежинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема "Зима"45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей.

Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, художественно-эстетическая.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности.

«Зима»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядный метод

Практический метод

Словесный метод

Игровой метод

3.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие., физическое развитие.

4.

Возрастная группа

Старшая группа.  Дети 5-6 лет.

5.

Цель

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о зиме (сезонные явления, зимний лес)

6.

Задачи

Образовательные задачи:

Способствовать развитию познавательной активности детей, их представлений о зиме и зимних явлениях.

Развивающие задачи:        

Развивать познавательный интерес, воображение, мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать любовь к природе и доброжелательное отношение к  ней; умение работать в коллективе.

7.

Планируемые результаты

        Ребёнок:

- имеет представление о времени года «Зима»: о зимних явлениях, о природе в зимнее время года;

- имеет представление об образовании снежинок;

- знает и называет лесных животных.

- умеет работать в команде, в паре, согласовывая свои действия с действиями сверстников, способен к аргументированным суждениям, взаимодействует со взрослым.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности (занятия)

Флеш-носитель, ноутбук, проектор, экран, видео «Откуда берутся снежинки?»,  карточки с животными, следы, картина,   гуашь, ватные палочки, деревья-муляжи, бумага для рисования.

9.

Подготовка к образовательной деятельности (к занятию) в режимные моменты.

Беседы на тему «Зима пришла», «Как зимуют дикие животные», чтение художественной литературы о зиме, рассматривание сюжетных картинок, разучивание подвижных  игр.

  1. Вводная часть.

1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас! Таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Подходите ко мне, становитесь в круг. Давайте познакомимся. А знакомиться мы  будем при помощи наших ладошек. Построим большую пирамиду дружбы. Меня зовут Елена Викторовна, а  вас как (дети по очереди  протягивают свою ладошку и кладут сверху.) Посмотрите, какая пирамида дружбы у нас получилась. Давайте улыбнемся друг другу. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня. 

Воспитатель:  Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Тогда слушайте внимательно и скажите о каком времени года говорится в загадке? (ответ детей)

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все  слабее,

Всюду  снег как бахрома,

 Значит к нам, пришла …..! (Зима)

Воспитатель:  Правильно! А какое сейчас время года? Почему вы так думаете?   ((ответ детей: стало холодно, выпал снег; наступили морозы) Ребята, а вы любите зиму?

2 мин

1.2.

Мотивация деятельности детей

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что я вам привезла.(ответ детей)

Воспитатель: Это картина. Когда я ехала к вам, то по дороге встретила Зиму, и она передала её для вас.

Воспитатель:  Что изображено на картине? (ответ детей)

Воспитатель: На картине изображен зимний лес. Ребята, вам хотелось бы побывать в зимнем лесу.

2 мин

1.3.

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: А как мы можем попасть в зимний лес? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, мы можем туда поехать или пойти. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, смотрите, на картине есть замок и конверт. Посмотрим что в конверте? (ответы детей)

Воспитатель: А в конверте, ребята, записка и  ключ. Прочитаем? (читают: здесь написано, что если мы сумеем достать ключ, то откроем картину и пройдем через нее).

Воспитатель: Что же делать, как достать ключ из этого снежного комка? (ответы детей: разбить снег, растопить)

Воспитатель: Отлично! Давайте его растопим. Как это сделать? (положить в теплую воду).

2 мин

2. Основная часть.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний.

Воспитатель: Правильно. Давайте опустим снежок в воду. Скажите, какая вода в стакане? (горячая). А как вы узнали? (Почувствовали рукой, идет пар). Опустите снежный комок  в воду. Что происходит? (он тает) А почему это происходит? (снег тает в теплой воде). Верно. Чем теплее вокруг, тем быстрее тает лед.

Воспитатель: Ну что, мы смогли достать ключ от замка. Давайте попробуем открыть его? (дети открывают замок)

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей)  Сначала вспомним, как нужно вести себя в зимнем лесу. (ответы детей)Проходим через картину.

                  Звучит фонограмма звуки леса

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, мы зашли с вами в самую глубь, в самую чащу леса.

- Здравствуйте  дремучий лес,

Полный загадок и чудес,

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой не утаи!

Ты же видишь мы свои!

Воспитатель:  Посмотрите, ребята,  как много деревьев в лесу. А все деревья одинаковые? Давайте рассмотрим…(ответы детей)

Воспитатель:   Совершенно верно. Одни деревья зеленые с иголками, а другие безо всего, только ветки.

Воспитатель:  На какие 2 группы можно разделить деревья? (ответы детей).

Воспитатель: Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». На зиму лиственные деревья сбрасывают всю листву, а хвойные – сохраняют свою хвою.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите сколько следов. Кто же их оставил в лесу? (ответы детей) 

Воспитатель: Давайте попробуем отгадать кому, какой след принадлежит.

Дидактическое упражнение «Узнай животное по следу, отгадав загадку»

Воспитатель: Возьмите один след. Вы знаете, чей след у вас в руках? (ответы детей)

Воспитатель: Смотрите, на обратной стороне следа есть загадка- подсказка. Давайте мы их прочитаем и отгадаем,  чей это след…

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной?... (лиса)

Воспитатель: Давайте проверим, верно ли мы отгадали. Пройди, (Семен) по следам и посмотри, к кому приведет след. (дети выполняют задание: проходят по следу к квадрату с животным)

 Воспитатель: Посмотрим, чей же следующий след.

        

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Прыг да скок – исчез трусишка,

Это маленький …. (зайчишка)

Воспитатель: Как выглядит заяц? А где живет? (ответы детей)

Воспитатель:   Ребята, а в лесу есть еще какие-нибудь животные? (ответы детей)  

Воспитатель: А почему мы не увидели на снегу следы медведя?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, медведь зимой спит. А как называется жилище медведя? (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, как еще называют животных из леса? (ответы детей: лесные животные)

Я сейчас буду называть животных, если животное живет в лесу, вы должны хлопнуть в ладоши, а если животное в лесу не живет, а где-то еще, то топать ногами.

 Дидактическая игра «Хлопай-топай»

Воспитатель: Ребята, в зимнем лесу холодно, мы можем простудиться и  заболеть. Я предлагаю вам поиграть, подвигаться, и мы согреемся…

   

Физминутка:

Музыкальная игра «Снег руками нагребаем»

10 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Хруст снега

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  сколько снега в лесу много. Ребята, а вы знаете, что такое снег и почему он так хрустит под нашими ногами? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим видео про снег и снежинки. Внимание на экран.

                Видео «Откуда берутся снежинки»          

                               

Воспитатель:  Ребята, мы посмотрели видео.   Оказывается снег – это маленькие снежинки, которые представляют собой еле заметные кристаллики. Когда мы шагаем, они просто ломаются. И главная особенность в том, что все снежинки разные.

3 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Воспитатель:  Посмотрите, дети, какие снежинки нарисовала зима. Давайте и мы пройдем к столам, разделимся на пары и нарисуем свои снежинки при помощи ватных палочек. (дети рассаживаются за столы и  рисуют ватными палочками снежинки)

Воспитатель: Какие красивые снежинки у вас получились….

3 мин

3. Заключительная часть.

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Ой, ребята, заигрались мы в лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад (дети проходят обратно в картину)

Воспитатель:  Скажите,  где мы с вами побывали? 

Кому было интересно в зимнем  лесу и легко выполнять  задания возьмите  серебристую снежинку.

 Кому было скучно, кто испытывал затруднение возьмите белую снежинку.

 Кто   хотел  бы вернуться в зимний лес  возьмите  голубую снежинку.  Прикрепите снежинки  на  картину «Зимний лес».

Вопросы к детям: Что тебе понравилось? Почему  ты хотел вернуться в лес? Что тебе   было трудно?

Спасибо вам ребята за  путешествие.

И на память о нашей встрече хочу вам подарить  значки-снежинки.

3мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...