Мастер - класс "Берегите природу!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Воспитывать бережное отношение к природе. Поделиться опытом с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 86.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
для воспитателей
«Берегите природу»
Цель: Развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Воспитывать любовь к природе.
Девиз:
«Все то, интересно, что неизвестно!»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Природа – это самая лучшая из книг,
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)
Ведущий:
Задание № 1 «Экологическая разминка»
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Какую траву любят кошки? (валериану)
Самая высокая трава? (бамбук)
Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Задание № 3 Экологические задачи.
1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?
2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают вы? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
Задание № 3 «Простые истины»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации
Задание № 5 «Методический турнир»
Сказка
«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. (Вырезанные из цветной бумаги цветы, кувшинки, с длинными закрученными к центру при помощи карандаша лепестками, опустите на воду, налитую в емкость)
Опыт №1. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Так он стоял, любовался пока все лепестки не легли на воду.
Пройдя чуть дальше он увидел еще одно чудо.
Опыт № 2. Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. В стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросьте виноградинку. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… Наблюдая за рыбками, утенок не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.
Опыт № 3. Но тут подул ветер, на небе появились тучи. Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. И вдруг пошел дождь. Утенок впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду.. Кап-кап-кап - опускались первые капельки дождя утенку на клюв, на перышки, на хвостик.
Опыт № 4. Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы. Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом он увидел еще другие следы (а потом птицы, поросенка, человека). И чем дольше он шел, тем больше следов попадалось ему на глаза. Он был в недоумении, кто же это?
Опыт № 5. Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. Возьмите палочки с бабочками и поднесите их к цветам. К цветам подлетали маленькие яркие и разноцветные существа, это были бабочки. Они, то порхали над цветами, то приклеивались и замирали на лепестках (2-3 раза повторить).
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов. Поможем утенку разобраться в них и найти ответы (обсуждение экспериментов с педагогами):
1. Почему же распускаются кувшинки?
На ваших глазах лепестки цветов распустились. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
2. Почему плавают рыбки?
Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
3. Почему идет дождь?
Лед таял от теплого воздуха, в дырочки стекала талая вода, имитируя капли дождя.
4. Чьи следы остались на песке? Почему остались следы на песке?
Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делается отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
6. Почему бабочки летят на цветы?
Бумажные цветы прикреплены к магнитной доске. На картинки бабочек приклеен с обратной стороны магнит. Бабочки магнитятся к цветам.
Задание № 6 «Загадки - иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.
(Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)
Задание № 7 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к чему похолоданию
- Ворона кричит зимой – к метели
- Лягушки квакают – к дождю
- Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Около луны звезда народилась – к потеплению
- Собаки катаются – к пурге
Задание №8 Свой край люби и знай
Наша Новосибирская область –
Удивительный край.
Здесь грибов да черники
Поезда нагружай.
А озёр и озёрец,
А речушек и рек
Сосчитать не сумеет
Ни один человек!
Наша Новосибирская область –
Край легенд, красоты,
Мы хотим, чтоб в России
Стала первою ты!
Земля Сибирская с её чудными лугами и полями, леса и перелески с разнообразием зверей и птиц, реки и озёра, богатые рыбой, благодатный умеренный климат делают природу неповторимой по красоте.
Задание № 9 “Черный ящик”
В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).
Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности см...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
мастер - класс Шумских Н.А. "Учимся рисовать природу"
Актуальность выбранной темы мастер-класса:Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить ...
Мастер - класс для воспитателей - презентация "Жалобная книга природы"
Презентация "Жалобная книга природы" знакомит педагогов дошкольных учреждений с новой формой работы по экологическому воспитанию дошкольников....
Мастер- класс «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»
Мастер - класс для педагогов...
Мастер - класс " Природа - главное средство экологического воспитания дошкольников"
Беседа в кругу коллег на тему "Природа - главное средство экологического воспитания дошкольников"....
Мастер-класс "Природа - наш дом", первая младшая группа "ПУГОВКИ"
Распространение педагогического опыта в вопросах формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о временах года, а так же экологического воспитания....