Программа "Юные исследователи"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения учащихся - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunye_issledovateli_2022-2023.docx | 92.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Свирск»
Рекомендована Методическим советом МБОУ «Дом детского творчества протокол №____ «___» _______ 2022 года | Утверждена приказом по МБОУ «Дом детского творчества г.Свирск» №____ от «___» ___________ 2022 года |
Дополнительная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
«Юные исследователи»
Адресат программы: для детей от 5 до 7 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы Дмитриченко Т.А., педагог дополнительного образования
Свирск, 2022 год
1. Пояснительная записка
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Общеразвивающая программа «Юные исследователи» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МБОУ «Дом детского творчества г. Свирск» и на основе методики А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников».
Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, является детское экспериментирование.
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие учащихся. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами. Предметно – манипуляторная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействием переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
Направленность программы
Программа «Юные исследователи» социально-педагогической направленности.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения учащихся - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Программа характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между педагогом и обучающимися.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Отличительные особенности программы - первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем при наличии необходимых материалов и оборудования для проведения опытов проводятся учащимися самостоятельного, но под наблюдением педагога. Учащиеся сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:
вместе∙
на равных∙
как партнеров∙
создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включение детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для учащихся содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, педагог привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).
Адресат программы: для детей от 6 до 7 лет
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год.
Форма обучения: очная
Режим занятий: программа рассчитана на 1 год обучения; занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу
Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;
- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;
- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;
- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;
- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.
Развивающие:
- развить умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;
- развить психические процессы: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;
- развить речь, пополнять словарный запас;
- развить аккуратность, ответственность, последовательность;
Воспитывающие:
- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;
- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;
- воспитать общепринятые нормы и правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
2. Комплекс основных характеристик программы
Объем, содержание программы
Объем программы всего – 204 часа, 1 год обучения – 102 часа, 2 год обучения-102 часа
Содержание 1 год обучения:
Содержание и темы занятий спланированы по разделам. Разделы программы можно варьировать.
Раздел 1. Юные лаборанты -2 часа.
Раздел 2. Живая природа - 18 часов.
Характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде, растительный мир.
Данный раздел представлен небольшим количеством тем, так как наблюдения за природой, опыты и эксперименты экологического содержания в основном изучаются в разделе «Ознакомление с природой», образовательной области «Познание» основной образовательной программы.
Раздел 3. Неживая природа – 30 часов.
Вода. Свойства воды. Три состояния воды. Очищающее свойство воды.
Воздух. Свойства воздуха. Ветер-это движение воздуха.
Почва. Знакомство с понятием «почва». Для чего нужна почва, состав почвы, ее основное назначение.
Раздел 4. Физические явления – 20 часов.
Магнит. Свойства магнитов.
Звук – колебание, движение воздуха. Звуковые волны.
Свет. Свойства света. Естественные и искусственные источники света. Что такое тень? Радуга - световые волны разной длины и разного цвета.
Электричество.
Теплопередача.
Раздел 5. Человек – 6 часов.
Человек – часть природы и состоит из клеток. Функционирование организма.
Органы чувств человека. Органы чувств- наши помощники в познании мира.
Раздел 6. Материалы и их свойства – 26 часов.
Бумага. Свойства бумаги. Использование в жизни человека.
Ткань. Знакомство со свойствами ткани. Использование различных тканей.
Пластмасса и ее свойства.
Стекло. Свойства стекла. Использование стекла в жизни человека.
Металл. Свойства металла. Использование металла на производстве, в быту.
Дерево и его свойства. Использование дерева в жизни человека.
Содержание 2 года обучения:
Содержание и темы занятий спланированы на основе имеющегося у детей опыта и знаний. Каждая тема включает в себя более углубленные эксперименты относящиеся к одному явлению.
Раздел 1. Тепло -11 ч Теплый воздух. Теплая вода. Солнечное тепло.
Раздел 2. Сила – 20 ч. Устойчивость. Сохранять равновесие. Прочно строить. Всюду трение. Кто кого?
Раздел 3. Свет -18ч. Свет и тень. Зеркальные чудеса. Свет и цвет. Видеть все.
Раздел 4. Природа – 13 ч. Расти и тянуться. Вода и растения. Исчезающие вещества. Фокусы соли.
Раздел 5. Магниты – 7 ч. Невидимая сила.
Раздел 6. Воздух – 14 ч. Везде воздух. Воздух и движение.
Раздел 7. Вода – 11 ч. Плавать или тонуть. Вода давит.
Раздел 8. Звук – 8 ч. Громкость и высота. Путь звука.
Планируемые результаты
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
- свойства воды и света, магнита и электричества,
- понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость;
В результате освоения программы учащиеся будут уметь:
- вырабатывать гипотезы, классификации и систематизации;
- планировать деятельность, организацию научного эксперимента, анализ полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами.
- самостоятельно работать над экспериментом, исследованием;
- самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом; - достигать результата и обозначать его с помощью условного символа;
- по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним;
- работать с информационным источником;
- объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
1 год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой аттестации) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Раздел 1. Юные лаборанты | 2 | 2 | ||
Беседа о способе познания мира через эксперименты и опыты | 1 | 1 | Опрос | ||
Знакомство с детской лабораторией | 1 | 1 | Опрос | ||
2. | Раздел 2. Живая природа | 18 | 6 | 12 | Тематический альбом |
Исследование растений | 14 | 5 | 9 | ||
Исследование насекомых | 4 | 1 | 3 | ||
3. | Раздел #1053;еживая природа | 30 | 5 | 25 | Открытое занятие |
Вода | 10 | 2 | 8 | ||
Воздух | 10 | 1 | 9 | ||
Камни, песок, глина, почва | 10 | 3 | 7 | ||
4. | Раздел 4. Физические явления | 20 | 5 | 15 | Тест |
Магнит | 4 | 1 | 3 | ||
Звук | 5 | 1 | 4 | ||
Свет | 5 | 1 | 4 | ||
Электричество | 3 | 1 | 2 | ||
Теплопередача | 3 | 1 | 2 | ||
5. | Раздел 5. Человек | 6 | 2 | 4 | Изготовление Лепбука |
Человек – часть природы и состоит из клеток. | 1 | 1 | |||
Функционирование организма. | 1 | 1 | |||
Органы чувств человека | 2 | 2 | |||
Органы чувств- наши помощники в познании мира. | 2 | 1 | 1 | ||
6. | Раздел 6. Материалы и их свойства | 26 | 6 | 20 | Викторина |
Бумага | 5 | 1 | 4 | ||
Ткань | 4 | 1 | 3 | ||
Пластмасса | 4 | 1 | 3 | ||
Стекло | 4 | 1 | 3 | ||
Металл | 4 | 1 | 3 | ||
Дерево | 5 | 1 | 4 | ||
Итого | 102 | 26 | 76 |
2 год обучения
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой аттестации) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Раздел 1. Тепло | 11 | 3 | 8 | |
Теплый воздух | 3 | 1 | 2 | ||
Теплая вода | 3 | 1 | 2 | ||
Солнечное тепло | 5 | 1 | 4 | ||
2. | Раздел 2. Сила | 20 | 4 | 16 | Опрос |
Устойчивость | 4 | 1 | 3 | ||
Сохранять равновесие | 4 | 1 | 3 | ||
Прочно строить | 4 | 1 | 3 | ||
Всюду трение | 4 | 1 | 3 | ||
Кто кого | 4 | 4 | |||
3. | Раздел 3. Свет | 18 | 3 | 15 | Тест |
Свет и тень | 5 | 1 | 4 | ||
Зеркальные чудеса | 5 | 1 | 4 | ||
Свет и цвет | 4 | 1 | 3 | ||
Видеть все | 4 | 4 | |||
4. | Раздел 4. Природа | 13 | 3 | 10 | Тематический альбом |
Расти и тянуться | 4 | 1 | 3 | ||
Вода и растения | 4 | 1 | 3 | ||
Исчезающие вещества | 2 | 2 | |||
Фокусы соли | 3 | 1 | 2 | ||
5. | Раздел 5. Магниты | 7 | 1 | 6 | |
Невидимая сила | 7 | 1 | 6 | ||
6. | Раздел 6. Воздух | 14 | 2 | 12 | опрос |
Везде воздух | 7 | 1 | 6 | ||
Воздух в движении | 7 | 1 | 6 | ||
7. | Раздел 7 Вода | 11 | 2 | 9 | Тематический альбом |
Плавать или тонуть | 7 | 1 | 6 | ||
Вода давит | 4 | 1 | 3 | ||
8. | Раздел 8. Звук | 8 | 2 | 6 | Тест |
Громкость и высота | 4 | 1 | 3 | ||
Путь звука | 4 | 1 | 3 | ||
Итого | 102 | 20 | 82 |
Календарный учебный график 1год обучения
Раздел / месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 2 ч. | ||||||||
Промежуточная аттестация | опрос | ||||||||
Раздел 2 | 4 ч. | 12 ч. | 2 ч. | ||||||
Промежуточная аттестация | Тематический альбом | ||||||||
Раздел 3 | 10 ч. | 12 ч. | 8 ч. | ||||||
Промежуточная аттестация | Открытое занятие | ||||||||
Раздел 4 | 4 ч. | 12 ч. | 4 ч. | ||||||
Промежуточная аттестация | Тест | ||||||||
Раздел 5 | 6 ч. | ||||||||
Промежуточная аттестация | Изготовление лэпбука | ||||||||
Раздел 6 | 2 | 12 | 12 | ||||||
Промежуточная аттестация | Викторина | ||||||||
Итоговая аттестация | |||||||||
Всего | 6 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Календарный учебный график 2год обучения
Раздел / месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 2 ч. | ||||||||
Промежуточная аттестация | опрос | ||||||||
Раздел 2 | 4 ч. | 12 ч. | 2 ч. | ||||||
Промежуточная аттестация | Тематический альбом | ||||||||
Раздел 3 | 10 ч. | 12 ч. | 8 ч. | ||||||
Промежуточная аттестация | опрос | ||||||||
Раздел 4 | 4 ч. | 12 ч. | 4 ч. | ||||||
Промежуточная аттестация | опрос | ||||||||
Раздел 5 | 6 ч. | ||||||||
Промежуточная аттестация | Тематический альбом | ||||||||
Раздел 6 | 2 | 12 | 12 | ||||||
Промежуточная аттестация | тест | ||||||||
Итоговая аттестация | |||||||||
Всего | 6 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Оценочные материалы
Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:
- педагогическое наблюдение
- беседа
- тестирование
- рассказы детей
- «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей)
- журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию (данные методики Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности», данные уровней овладения детьми экспериментальной деятельности Ивановой А.И., индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования).
Контроль обучения реализуется в различных формах:
- Текущий контроль;
- Тематический контроль;
- Итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.
Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического контроля при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.
Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.
Методические материалы
Используемые технологии
- Игровые технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Она даёт ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
- Технологии развивающего обучения – это развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования данной технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
- Технологии проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления. Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
- Здоровьесберегающие технология, которая включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях: информационном, психологическом, биоэнергетическом (использование физкультминуток, гимнастика для глаз, дыхательной гимнастики, ритмопластика, динамические паузы), формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
- Технология проектной деятельности - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
- Технология исследовательской деятельности, при которой у учащихся формируются основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
- Информационно-коммуникационные технологии (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
- Педагог использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
- STEАM технологии, которые основаны на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности, помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.
Формы проведения занятий: фронтальные, подгрупповые,
Основными видами фронтальных занятий являются занятия:
- Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для учащихся – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности:
- учебно-игровую;
- коммуникативно-диалоговую;
- экспериментально-исследовательскую.
Взаимодействие с родителями
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно экспериментальной активности детей»
- Открытый показ кружковой работы.
- Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной
деятельности»;
«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для детей». отчеты кружковой работы.
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»;
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
- Привлечение к участию в исследовательской деятельности (домашние задание: сбор информации, наблюдения, сочинение сказок);
- Проекты: «Выращивание фасоли», «Грация», «Как появилась книга», «Дом, в котором я живу», «Осень – вкусное время года», «Что я знаю о воздухе?».
- Организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
- Организация фотовыставки «Мы экспериментируем»
4. Иные компоненты
Условия реализации программы
Программа предполагает широкое использование
- иллюстративного, демонстрационного материала;
- методических пособий,
- дидактических игр,
- мультимедийного оборудования,
- информационных стендов для родителей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Здесь дети творят, мыслят и общаются.
Мини-лаборатория (центр науки). Здесь могут быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, «бросового»);
- место для проведения опытов;
Приборы и оборудование мини-лабораторий
Наглядно-демонстрационный материал | Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов |
Специальная посуда | разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки) |
Природный материал | камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.) |
Утилизированный материал | проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др. |
Приборы – помощники | лупы, зеркала, песочные часы, линейка. |
Медицинский материал | шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки |
Мир материалов | виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы |
Полезные ископаемые | песок, глина, торф, известняк |
Технический материал | гвозди, шурупы, болты и т. д. |
Список литературы
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность детей»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты., 2005.
- Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. 2002.
- Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
- Дыбина О.В « Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий. 2004.
- Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Николаева С. Н. Ознакомление с неживой природой. Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
- Организация экспериментальной деятельности. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления учащихся. // Вопросы психологии. 1985, № 2.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
- Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006 г. – с.10.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения учащихся. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность»
- Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
- Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 л
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ | Дата | Название раздела; темы раздела; темы занятия | Количество часов | Форма занятия | форма аттестации (контроля) | |
1. | Раздел 1. Юные лаборанты | 2 | ||||
Сентябрь | Беседа о способе познания мира через эксперименты и опыты | 1 | Беседа. Просмотр презентации | Опрос | ||
Сентябрь | Знакомство с детской лабораторией | 1 | Беседа. Показ инстументария для проведения опытов | Опрос | ||
2. | Раздел 2. Живая природа | 18 | Тематический альбом | |||
Исследование растений | 14 | |||||
Сентябрь | Может ли растение дышать | 1 | Беседа, просмотр презентации | |||
Сентябрь | Во всех ли листьях есть питание | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Сентябрь | Где лучше расти | 1 | Проведение опыта | |||
Сентябрь | Что нужно для питания растения | 1 | Проведение опыта | |||
Октябрь | Для чего корешки | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Октябрь | Как увидеть движение воды через корешки | 1 | Проведение опыта | |||
Октябрь | Как солнце влияет на растения | 1 | Проведение опыта | |||
Октябрь | Лабиринт | 1 | Проведение опыта | |||
Октябрь | Где семечку лучше живется | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Октябрь | На свету и в темноте | 1 | Проведение опыта | |||
Октябрь | Луковая семейка | 1 | Проведение опыта | |||
Октябрь | Что выделяет растение | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Октябрь | Вершки - корешки | 1 | Проведение опыта | |||
Октябрь | Огород на подоконнике | 1 | Проведение опыта | |||
Исследование насекомых | 4 | |||||
Октябрь | Маленькие волшебники | 1 | Беседа. Просмотр презентации | |||
Октябрь | Строение насекомых | 1 | Работа с таблицей | |||
Ноябрь | Изучение паутины | 1 | Работа с таблицей | |||
Ноябрь | Воронка берлиза для почвенных насекомых | 1 | Проведение опыта | |||
3. | Раздел #1053;еживая природа | 30 | Открытое занятие | |||
Вода | 10 | |||||
Ноябрь | Свойства воды | 1 | Беседа, Просмотр презентации | |||
Ноябрь | Какого цвета вода | 1 | Проведение опыта | |||
Ноябрь | Есть ли у воды вкус и запах | 1 | Проведение опыта | |||
Ноябрь | Тонет – не тонет | 1 | Проведение опыта | |||
Ноябрь | Агрегатные состояния воды | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Ноябрь | Пар это тоже вода | 1 | Проведение опыта | |||
Ноябрь | Поверхностная пленка воды | 1 | Проведение опыта | |||
Ноябрь | Что растворяется в воде | 1 | Проведение опыта | |||
Ноябрь | Как очистить воду | 1 | Проведение опыта | |||
Ноябрь | Что будет с водой на морозе | 1 | Проведение опыта | |||
Воздух | 10 | |||||
Декабрь | Что такое воздух | 1 | Беседа просмотр иллюстраций | |||
Декабрь | Имеет ли воздух вес | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | Где может прятаться воздух | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | Воздух и запах | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | Воздушные фокусы | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | В почве есть воздух | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | Воздух сжимается | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | Воздух расширяется | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | Как обнаружить воздух | 1 | Проведение опыта | |||
Декабрь | Свойства воздуха | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Камни, песок, глина, почва | 10 | |||||
Декабрь | В царстве камней | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Декабрь | Где рождаются камни | 1 | Беседа. Просмотр презентации | |||
Январь | Собираем коллекцию камней | 1 | Беседа Какие камни и где можно собрать в коллекцию | |||
Январь | Исследуем песок | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Песок может двигаться | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Рассеянный песок | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Своды и тоннели | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Свойства глины | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Сравнение свойств песка и глины | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Из чего состоит почва | 1 | Проведение опыта | |||
4. | Раздел 4. Физические явления | 20 | Тест | |||
Магнит | 4 | |||||
Январь | Свойства магнитов | 1 | Беседа. Просмотр презентации | |||
Январь | Поймай рыбку | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Как достать скрепку из воды не намочив рук | 1 | Проведение опыта | |||
Январь | Компас | 1 | Проведение опыта | |||
Звук | 5 | |||||
Февраль | Что такое звук и как он распространяется | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Февраль | Звуки в воде | 1 | Проведение опыта | |||
Февраль | Почему не слышно | 1 | Проведение опыта | |||
Февраль | Поющая струна | 1 | Проведение опыта | |||
Февраль | Спичечный телефон | 1 | Проведение опыта | |||
Свет | 5 | |||||
Февраль | Источники света, для чего нужен свет | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Февраль | Образование тени | 1 | Проведение опыта | |||
Февраль | Частокол | 1 | Проведение опыта | |||
Февраль | Радуга | 1 | Проведение опыта | |||
Февраль | Отражение | 1 | Проведение опыта | |||
Электричество | 3 | |||||
Февраль | Как увидеть молнию | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Февраль | Почему лампочка светит | 1 | Проведение опыта | |||
Март | Помоги золушке | 1 | Проведение опыта | |||
Теплопередача | 3 | |||||
Март | Сказка, про огнедышащего дракона | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Март | Теплопроводность материалов | 1 | Проведение опыта | |||
Март | Как не обжечься | 1 | Проведение опыта | |||
5. | Раздел 5. Человек | 6 | Изготовление Лепбука | |||
Март | Человек – часть природы и состоит из клеток. | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Март | Функционирование организма. | 1 | Проведение опыта | |||
Органы чувств человека | 2 | |||||
Март | Слух, вкус, обоняние | 1 | Проведение опыта | |||
Март | Тактильное восприятие, зрение | 1 | Проведение опыта | |||
Органы чувств- наши помощники в познании мира. | 2 | |||||
Март | Наши помощники | 1 | Просмотр обучающего фильма | |||
Март | Наши помощники | 1 | Проведение опыта | |||
6. | Раздел 6. Материалы и их свойства | 26 | Викторина | |||
Бумага | 5 | |||||
Март | Значимость бумаги | 1 | Просмотр обучающего фильма Беседа | |||
Март | Опыт с бумагой и стаканом воды | 1 | Проведение опыта | |||
Апрель | Можно ли изменить прочность одного и того же тетрадного листа | 1 | Проведение опыта | |||
Апрель | Сильная бумага | 1 | Проведение опыта | |||
Апрель | Рекордный вес | 1 | Проведение опыта | |||
Ткань | 4 | |||||
Апрель | Свойства ткани | 1 | Просмотр обучающего фильма Беседа | |||
Апрель | Ткань и вода | 1 | Проведение опыта | |||
Апрель | Ткань и бумага | 1 | Проведение опыта | |||
Апрель | Какая ткань режется труднее | 1 | Проведение опыта | |||
Пластмасса | 4 | |||||
Апрель | Пластик в нашей жизни | 1 | Просмотр обучающего фильма Беседа | |||
Апрель | Виды пластмасс и их свойства | 1 | Проведение опыта | |||
Апрель | Сортируем мусор | 1 | Проведение опыта | |||
Апрель | Сравнение с другими материалами | 1 | Проведение опыта | |||
Стекло | 4 | |||||
Апрель | Стекло в нашей жизни | 1 | Просмотр обучающего фильма Беседа | |||
Май | Родственники стекла | 1 | Проведение опыта | |||
Май | Свойства стекла | 1 | Проведение опыта | |||
Май | Поющий бокал | 1 | Проведение опыта | |||
Металл | 4 | |||||
Май | Металл в нашей жизни | 1 | Просмотр обучающего фильма Беседа | |||
Май | Стальной барьер | 1 | Проведение опыта | |||
Май | Опыты с монетками | 1 | Проведение опыта | |||
Май | Опыты с металлической пластинкой | 1 | Проведение опыта | |||
Дерево | 5 | Проведение опыта | ||||
Май | Древесина в нашей жизни | 1 | Просмотр обучающего фильма Беседа | |||
Май | Свойства дерева | 1 | Проведение опыта | |||
Май | Опыты с деревянными палочками | 1 | Проведение опыта | |||
Май | Опыты с деревянными брусочками | 1 | Проведение опыта | |||
Май | Сравнение древесины с пластиком, металлом | 1 | Проведение опыта | |||
Итого | 102 | 26 |
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ | Дата | Название раздела; темы раздела; темы занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма аттестации (контроля) |
1. | Тепло | 11 | Опрос | ||
Сентябрь | Теплый воздух | 1 | Беседа просмотр тематического альбома | ||
Сентябрь | Спираль крутится | 1 | Проведение опыта | ||
Сентябрь | Воздушный шар | 1 | Проведение опыта | ||
Сентябрь | Теплая Вода | 1 | Просмотр презентации | ||
Сентябрь | Как лучше смешивать | 1 | Проведение опыта | ||
Сентябрь | Куда бежит поток | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Солнечное тепло | 1 | Просмотр обучающего фильма | ||
Октябрь | Греем пальчик | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Солнечная печь | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Черное или белое | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Греем воду | 1 | Проведение опыта | ||
2. | Сила | 20 | Опрос | ||
Октябрь | Устойчивость | 1 | Беседа, просмотр иллюстраций | ||
Октябрь | Пристегните ремни | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Мишка на тележке | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Устойчивая башня | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Сохранять равновесие | 1 | Просмотр обучающего фильма | ||
Октябрь | Как птице не упасть | 1 | Проведение опыта | ||
Октябрь | Как уравновесить | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Странная коробка | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Прочно строить | 1 | Просмотр обучающего фильма | ||
Ноябрь | Согнем для прочности | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Мосты из бумаги | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Надежные колонны | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Всюду трение | 1 | Просмотр презентации | ||
Ноябрь | Ралли в коробке | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Тормоза для шарика | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | На шариках и роликах | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Кто кого, кто сильней | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Игра на качелях | 1 | Проведение опыта | ||
Ноябрь | Шариковые весы | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Как легче поднимать | 1 | Проведение опыта | ||
3. | Свет | 18 | Тест | ||
Декабрь | Свет и тень | 1 | Беседа, просмотр тематического альбома | ||
Декабрь | Тень путешествует | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Часы без стрелок | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | То короткая, то длинная | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Театр теней | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Зеркальные чудеса | 1 | Просмотр презентации | ||
Декабрь | Отражение в зеркале | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Зеркало и половинки | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Зеркало умножает | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Зеркало на пути света | 1 | Проведение опыта | ||
Декабрь | Свет и цвет | 1 | Просмотр презентации | ||
Январь | Радужный туман | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Цветной свет | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Волчек прячет цвета | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Видеть все. Вода ломает свет | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Сломанные предметы | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Вода увеличивает | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Маленькое становится большим | 1 | Проведение опыта | ||
4. | Природа | 13 | Тематический альбом | ||
Январь | Расти и тянуться | 1 | Просмотр обучающего фильма | ||
Январь | Навстречу солнцу | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Как растет фасоль в стакане | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Как расти быстрее | 1 | Проведение опыта | ||
Январь | Вода и растения | 1 | Просмотр презентации | ||
Февраль | Краска показывает путь | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | Вода идет вверх | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | Растения могут потеть | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | Исчезающие вещества. Что растворяется? | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | Разделить и очистить | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | Фокусы соли | 1 | Просмотр обучающего фильма | ||
Февраль | Пропавшая соль | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | Как вырастить кристалл? | 1 | Проведение опыта | ||
5. | Магниты | 7 | Опрос | ||
Февраль | Невидимая сила | 1 | Просмотр обучающего фильма | ||
Февраль | Как сортируют мусор | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | На старт внимание, марш | 1 | Проведение опыта | ||
Февраль | Магнитный театр | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Шарик поворачивает | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Зацепить без крючка | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Магнитный кран | 1 | Проведение опыта | ||
6. | Воздух | 14 | Опрос | ||
Март | Везде воздух | 1 | Просмотр презентации | ||
Март | Воздух против воды | Проведение опыта | |||
Март | Воздух сопротивляется | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Когда давит воздух | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Из бутылки в шарик | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Воздушный термометр | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Замерзшая бутылка | 1 | Проведение опыта | ||
Март | Воздух в движении | 1 | Беседа, просмотр иллюстраций | ||
Март | Флюгер | 1 | Просмотр иллюстраций. Проведение опыта | ||
Апрель | Шарик ракета | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | Навстречу ветру | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | В потоке ветра | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | Падать или парить | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | Воздух удерживает | 1 | Проведение опыта | ||
7. | Вода | 11 | Тематический альбом | ||
Апрель | Плавать или тонуть | 1 | Просмотр обучающего фильма | ||
Апрель | Вода сопротивляется | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | Вода удерживает | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | Плавает ли посуда | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | То вверху, то внизу | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | Как не утонуть в тазу | 1 | Проведение опыта | ||
Апрель | Сколько можно загрузить | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Вода давит | 1 | Просмотр 2 части обучающего фильма | ||
Май | Где сильнее давит вода | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Водонапорная башня | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Ищем уровень воды | 1 | Проведение опыта | ||
8 | Звук | 8 | Тест | ||
Май | Громкость и высота | 1 | Просмотр презентации | ||
Май | Гитара из резинок | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Высоко и низко | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Музыка стекла | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Путь звука | 1 | Просмотр обучающего фильма. Беседа | ||
Май | Большие уши | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Строго секретно | 1 | Проведение опыта | ||
Май | Веревочный телефон | 1 | Проведение опыта | ||
Итого | 102 |
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...