НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление «Ознакомление с окружающим.
Формирование предпосылок финансовой грамотности»
Провела воспитатель
первой квалификационной категории:
Акулина Наталья Семеновна
Февраль – 2023 г.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с понятиями «купюра», «доход», «расход», «семейный бюджет».
- формировать разумное отношение к расходованию денег.
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.
- закрепить понятия «деньги», «монеты».
- формировать представление о деньгах с точки зрения их свойства.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание, связную речь.
- развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.
- развивать навыки работы в группе.
- формировать умение сравнивать правильно, формулировать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать культуру здорового питания.
- воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.
- воспитывать умение действовать в команде, инициативность, самостоятельность.
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Предварительная работа:
- просмотр презентации о профессиях.
- беседа о потребностях людей.
- чтение сказки «Буратино» - А.Н. Толстого, И.К.Чуковского «Муха-цокотуха», чтение загадок, пословиц, поговорок.
- рассматривание купюр, монет.
- игры с лэпбуком, дидактические игры – «Магазин», «Монополия» и др.
- беседа о полезных и вредных продуктах.
Оборудование:
Карточки с изображением купюр и монет; проектор; экран; ноутбук; колонки для звукового воспроизведения.
Магнитная доска, муляжи продуктов, оборудование для проведения эксперимента.
Раздаточный материал для дидактической игры «Семейный бюджет», разрезные детали купюр для составления пазлов.
Ход занятия:
Дети сидят за столами
Воспитатель: ребята, послушайте загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино) Дети хором отвечают
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРУСТНЫЙ БУРАТИНО
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.
Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?
Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался. Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов – купюры, монеты, потребности, семейный бюджет, доход и расход. А что это такое, я не понял. Что обозначают эти новые слова?
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать?
Дети: помочь Буратино.
Воспитатель:
Послушайте ещё одну загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»
Совершенно верно — «деньги»
Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?
(Ответы детей) – покупать одежду, обувь, еду.
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?
(Ответы детей) – работают, зарабатывают.
Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.
Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги. ЭКРАН
А как называются металлические деньги? (Монеты) ЭКРАН
Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.
БУРАТИНО ГРУСТНЫЙ ЭКРАН
ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ КУПЮРЫ И МОНЕТЫ»
(дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)
Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, какие бывают деньги.
Воспитатель: Ребята, Буратино, хотел узнать, что такое потребности?
- Как вы понимаете это слово?
Воспитатель: Это то, что нам нужно. Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
А что нужно человеку каждый день? (еда, одежда, обувь, игрушки, книжки)
Потребность в еде – одна из основных, но не всё вкусное, полезно!
Бывают продукты полезные для здоровья и вредные.
А вы знаете, какие продукты полезные, а какие вредные?
ИГРА: «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Воспитатель: У меня на столе лежат разные продукты (выходят два ребенка),
положите в красную корзину вредные продукты, а в голубую полезные.
Объясните свой выбор продукта (рыба - полезная, чипсы - вредные для здоровья).
Воспитатель: Вы выбрали полезные продукты в магазине, и теперь их нужно купить, надо потратить деньги.
Деньги, потраченные на покупку – это расход, их израсходовали.
Откуда появляются деньги в семье?
(ответы детей: папа заработал, мама заработала, бабушкина пенсия, и т.д.)
Воспитатель: деньги, полученные в результате работы – это доход.
Доход и расход – это семейный бюджет.
Важно правильно распределить семейный бюджет, т.е. доход и расход.
Воспитатель: В своей семье я распределила семейный бюджет вот так. ЭКРАН
ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Ребята, попробуйте распределить свой семейный бюджет.
У вас на столах лежат карточки на них необходимые расходы для каждой семьи, и пять монет.
Воспитатель: Костя скажи, сколько у тебя было монет?
1 ребенок: У меня было 5 монет.
Воспитатель: как ты распределил свой семейный бюджет?
1 ребенок: я потратил на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...
Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Воспитатель: Кира скажи, сколько у тебя было монет?
2 ребенок: У меня было 5 монет.
Воспитатель: как ты распределила свой семейный бюджет?
2 ребенок: я потратила на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...
Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Воспитатель: поднимите руку те, кто положил в кошелек 1 монетку, а теперь те, кто 2 монетки. А сколько ты …….. положил на еду, а ты …….. сколько?
Воспитатель: Мы с вами потрудились, а сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Встаньте около столов, если я говорю, о расходе вы топаете, если о доходе хлопаете.
Физминутка.
-покупка хлеба в магазине (расход)
-оплата коммунальных услуг (расход)
-папа получил отпускные (доход)
-оплата за детский сад (расход)
-покупка игрушки (расход)
-бабушка получила пенсию (доход)
-дедушка выиграл в лотерею (доход)
-поездка на курорт (расход)
-сестра получила стипендию (доход)
-поломался телевизор (расход).
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами уже говорили о том, что деньги бывают металлические и бумажные.
А как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры? (ответы детей)
Это проверить мы можем в нашей мини – лаборатории. Проходите, встаньте так, чтобы было удобно всем.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в таблицу, которая находится на доске.
(Сделать на доске монету и купюру, дети ставят плюсы)
- Посмотрите на оборудование. Вместо настоящей купюры, для эксперимента мы возьмём не настоящую купюру.
1 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра.
(Ответы детей – МОНЕТА)
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладони монету и купюру. Что легче носить?
Ответ детей - купюру
- Какой вывод сделаем?
ВЫВОД: монета тяжелее, чем купюра. Почему? Потому что купюру легче носить. Купюра, ставим плюсик
2. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (купюра помялась, монета не помялась).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей – лучше монета, Она не мнётся и не рвется.
ВЫВОД: Воспитатель: Правильно монета лучше. В таблице под монетой ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
3. Эксперимент:
Воспитатель: Опустите купюру в воду. Что происходит?
Ответы детей (она намокла, потеряла форму)
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей (можно легко порвать)
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД: плюс монетке.
Воспитатель: из нашего эксперимента следует: и монеты и купюры имеют свои плюсы и минусы.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем?
- людям нужны и монеты и купюры.
Воспитатель: Опыт нам показал, что купюру можно легко порвать.
Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплатиться в магазине?
Ответы детей - НЕТ
ИГРА: «СОБЕРИ КУПЮРУ» (Разрезные картинки)
У меня есть поврежденные купюры, подойдите сюда, соберите их правильно.
ЭКРАН ГОТОВЫХ КУПЮР
БУРАТИНО весёлый ЭКРАН
Буратино: Да, ребята, я всё понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло, до свидания.
ЭКРАН ВЫКЛЮЧИТЬ.
Заключительная часть.
- ребята, что вы сегодня сделали?
Ответы детей – помогли Буратино
Воспитатель: а что сегодня узнал Буратино?
Ответы детей:
- Буратино узнал, что такое доход и расход
- Буратино узнал сегодня, что такое семейный бюджет
- Буратино сегодня узнал, чем отличается купюра от монеты
Воспитатель: Молодцы, за ваши старания, папа Карло прислал вам медали: «Юный финансист».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление «Ознакомление с окружающим.
Формирование предпосылок финансовой грамотности»
Провела воспитатель
первой квалификационной категории:
Акулина Наталья Семеновна
Февраль – 2023 г.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с понятиями «купюра», «доход», «расход», «семейный бюджет».
- формировать разумное отношение к расходованию денег.
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.
- закрепить понятия «деньги», «монеты».
- формировать представление о деньгах с точки зрения их свойства.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание, связную речь.
- развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.
- развивать навыки работы в группе.
- формировать умение сравнивать правильно, формулировать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать культуру здорового питания.
- воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.
- воспитывать умение действовать в команде, инициативность, самостоятельность.
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Предварительная работа:
- просмотр презентации о профессиях.
- беседа о потребностях людей.
- чтение сказки «Буратино» - А.Н. Толстого, И.К.Чуковского «Муха-цокотуха», чтение загадок, пословиц, поговорок.
- рассматривание купюр, монет.
- игры с лэпбуком, дидактические игры – «Магазин», «Монополия» и др.
- беседа о полезных и вредных продуктах.
Оборудование:
Карточки с изображением купюр и монет; проектор; экран; ноутбук; колонки для звукового воспроизведения.
Магнитная доска, муляжи продуктов, оборудование для проведения эксперимента.
Раздаточный материал для дидактической игры «Семейный бюджет», разрезные детали купюр для составления пазлов.
Ход занятия:
Дети сидят за столами
Воспитатель: ребята, послушайте загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино) Дети хором отвечают
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРУСТНЫЙ БУРАТИНО
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.
Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?
Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался. Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов – купюры, монеты, потребности, семейный бюджет, доход и расход. А что это такое, я не понял. Что обозначают эти новые слова?
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать?
Дети: помочь Буратино.
Воспитатель:
Послушайте ещё одну загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»
Совершенно верно — «деньги»
Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?
(Ответы детей) – покупать одежду, обувь, еду.
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?
(Ответы детей) – работают, зарабатывают.
Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.
Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги. ЭКРАН
А как называются металлические деньги? (Монеты) ЭКРАН
Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.
БУРАТИНО ГРУСТНЫЙ ЭКРАН
ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ КУПЮРЫ И МОНЕТЫ»
(дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)
Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, какие бывают деньги.
Воспитатель: Ребята, Буратино, хотел узнать, что такое потребности?
- Как вы понимаете это слово?
Воспитатель: Это то, что нам нужно. Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
А что нужно человеку каждый день? (еда, одежда, обувь, игрушки, книжки)
Потребность в еде – одна из основных, но не всё вкусное, полезно!
Бывают продукты полезные для здоровья и вредные.
А вы знаете, какие продукты полезные, а какие вредные?
ИГРА: «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Воспитатель: У меня на столе лежат разные продукты (выходят два ребенка),
положите в красную корзину вредные продукты, а в голубую полезные.
Объясните свой выбор продукта (рыба - полезная, чипсы - вредные для здоровья).
Воспитатель: Вы выбрали полезные продукты в магазине, и теперь их нужно купить, надо потратить деньги.
Деньги, потраченные на покупку – это расход, их израсходовали.
Откуда появляются деньги в семье?
(ответы детей: папа заработал, мама заработала, бабушкина пенсия, и т.д.)
Воспитатель: деньги, полученные в результате работы – это доход.
Доход и расход – это семейный бюджет.
Важно правильно распределить семейный бюджет, т.е. доход и расход.
Воспитатель: В своей семье я распределила семейный бюджет вот так. ЭКРАН
ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Ребята, попробуйте распределить свой семейный бюджет.
У вас на столах лежат карточки на них необходимые расходы для каждой семьи, и пять монет.
Воспитатель: Костя скажи, сколько у тебя было монет?
1 ребенок: У меня было 5 монет.
Воспитатель: как ты распределил свой семейный бюджет?
1 ребенок: я потратил на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...
Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Воспитатель: Кира скажи, сколько у тебя было монет?
2 ребенок: У меня было 5 монет.
Воспитатель: как ты распределила свой семейный бюджет?
2 ребенок: я потратила на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...
Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Воспитатель: поднимите руку те, кто положил в кошелек 1 монетку, а теперь те, кто 2 монетки. А сколько ты …….. положил на еду, а ты …….. сколько?
Воспитатель: Мы с вами потрудились, а сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Встаньте около столов, если я говорю, о расходе вы топаете, если о доходе хлопаете.
Физминутка.
-покупка хлеба в магазине (расход)
-оплата коммунальных услуг (расход)
-папа получил отпускные (доход)
-оплата за детский сад (расход)
-покупка игрушки (расход)
-бабушка получила пенсию (доход)
-дедушка выиграл в лотерею (доход)
-поездка на курорт (расход)
-сестра получила стипендию (доход)
-поломался телевизор (расход).
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами уже говорили о том, что деньги бывают металлические и бумажные.
А как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры? (ответы детей)
Это проверить мы можем в нашей мини – лаборатории. Проходите, встаньте так, чтобы было удобно всем.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в таблицу, которая находится на доске.
(Сделать на доске монету и купюру, дети ставят плюсы)
- Посмотрите на оборудование. Вместо настоящей купюры, для эксперимента мы возьмём не настоящую купюру.
1 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра.
(Ответы детей – МОНЕТА)
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладони монету и купюру. Что легче носить?
Ответ детей - купюру
- Какой вывод сделаем?
ВЫВОД: монета тяжелее, чем купюра. Почему? Потому что купюру легче носить. Купюра, ставим плюсик
2. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (купюра помялась, монета не помялась).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей – лучше монета, Она не мнётся и не рвется.
ВЫВОД: Воспитатель: Правильно монета лучше. В таблице под монетой ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
3. Эксперимент:
Воспитатель: Опустите купюру в воду. Что происходит?
Ответы детей (она намокла, потеряла форму)
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей (можно легко порвать)
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД: плюс монетке.
Воспитатель: из нашего эксперимента следует: и монеты и купюры имеют свои плюсы и минусы.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем?
- людям нужны и монеты и купюры.
Воспитатель: Опыт нам показал, что купюру можно легко порвать.
Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплатиться в магазине?
Ответы детей - НЕТ
ИГРА: «СОБЕРИ КУПЮРУ» (Разрезные картинки)
У меня есть поврежденные купюры, подойдите сюда, соберите их правильно.
ЭКРАН ГОТОВЫХ КУПЮР
БУРАТИНО весёлый ЭКРАН
Буратино: Да, ребята, я всё понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло, до свидания.
ЭКРАН ВЫКЛЮЧИТЬ.
Заключительная часть.
- ребята, что вы сегодня сделали?
Ответы детей – помогли Буратино
Воспитатель: а что сегодня узнал Буратино?
Ответы детей:
- Буратино узнал, что такое доход и расход
- Буратино узнал сегодня, что такое семейный бюджет
- Буратино сегодня узнал, чем отличается купюра от монеты
Воспитатель: Молодцы, за ваши старания, папа Карло прислал вам медали: «Юный финансист».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976958-1511332364.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группе Тема: «Юные туристы»
Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группеТема: «Юные туристы»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1094834-1545163774.jpg)
Конспект ОД по финансовой грамотности детей средней группы. Тема: «Юные финансисты»
формирование у детей средней группы первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....
ЛЭПБУК своими руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа).
Лэпбук своимим руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-1478660-1687778626.jpg)
Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Азбука юного финансиста»
Формирование основы финансовой грамотности у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/16/picture-1473906-1684226662.jpg)
Лучший сценарий спортивного развлечения посвященного Дню Защитника Отечества в подготовительной к школе группе тема: «Юные защитники отечества»
Лучший сценарий спортивного развлечения посвященного Дню Защитника Отечества в подготовительной к школе группе тема: «Юные защитники отечества»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289891-1605522844.jpg)
Конспект квест - игры по безопасности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели»
Конспект квест - игры по безопасностидля детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели» Цель: закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья люд...
Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...