НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Акулина Наталья Семеновна

НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

 «ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»

 

 

 

 

 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

 

Направление «Ознакомление с окружающим.

Формирование предпосылок финансовой грамотности»

 

 

Провела воспитатель

первой квалификационной категории:

Акулина Наталья Семеновна

 

 

 

Февраль – 2023 г.

 

 

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить с понятиями  «купюра», «доход», «расход», «семейный бюджет».

- формировать разумное отношение к расходованию денег.

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

- закрепить понятия «деньги», «монеты».

- формировать представление о деньгах с точки зрения их свойства.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание, связную речь.

- развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.

- развивать навыки работы в группе.

- формировать умение сравнивать правильно, формулировать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать культуру здорового питания.

- воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.

- воспитывать умение действовать в команде, инициативность, самостоятельность.

- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Предварительная работа:

- просмотр презентации о профессиях.

- беседа о потребностях людей.

- чтение сказки «Буратино» - А.Н. Толстого, И.К.Чуковского «Муха-цокотуха», чтение загадок, пословиц, поговорок.

- рассматривание купюр, монет.

- игры с лэпбуком, дидактические игры – «Магазин», «Монополия» и др.

- беседа о полезных и вредных продуктах.

Оборудование:

Карточки с изображением купюр и монет; проектор; экран; ноутбук; колонки для звукового воспроизведения.

Магнитная доска, муляжи продуктов, оборудование для проведения эксперимента.

Раздаточный материал для дидактической игры «Семейный бюджет», разрезные детали купюр для составления пазлов.

 

 

Ход занятия:

Дети сидят за столами

Воспитатель: ребята, послушайте загадку:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)   Дети хором отвечают

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРУСТНЫЙ БУРАТИНО

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался. Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – купюры, монеты, потребности, семейный бюджет, доход и расход.  А что это такое, я не понял. Что обозначают эти новые слова?

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать?

Дети: помочь Буратино.

Воспитатель:

Послушайте  ещё одну загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?» 

Совершенно верно — «деньги»

Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?

(Ответы детей) – покупать одежду, обувь, еду.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

 

 

Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?

(Ответы детей) – работают, зарабатывают.

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги.  ЭКРАН

А как называются металлические деньги? (Монеты) ЭКРАН

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

БУРАТИНО ГРУСТНЫЙ ЭКРАН

ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ КУПЮРЫ И МОНЕТЫ»

 (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, какие бывают деньги.

Воспитатель: Ребята, Буратино, хотел узнать, что такое потребности?

- Как вы понимаете это слово?

Воспитатель: Это то, что нам нужно. Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

А что нужно человеку каждый день? (еда, одежда, обувь, игрушки, книжки)

Потребность в еде – одна из основных, но не всё вкусное, полезно!

Бывают продукты полезные для здоровья и вредные.

А вы знаете, какие продукты полезные, а какие вредные?

ИГРА: «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: У меня на столе лежат разные продукты (выходят два ребенка),

положите в красную корзину вредные продукты, а в голубую полезные.

Объясните свой выбор продукта (рыба - полезная, чипсы - вредные для здоровья).

Воспитатель: Вы выбрали полезные продукты в магазине, и теперь их нужно купить, надо потратить деньги.

Деньги, потраченные на покупку – это расход, их израсходовали.

Откуда появляются деньги в семье?

(ответы детей: папа заработал, мама заработала, бабушкина пенсия, и т.д.)

Воспитатель: деньги, полученные в результате работы – это доход.

Доход и расход – это семейный бюджет.

Важно правильно распределить семейный бюджет, т.е. доход и расход.

Воспитатель: В своей семье я распределила семейный бюджет вот так. ЭКРАН

ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» 

Ребята, попробуйте распределить свой семейный бюджет.

У вас на столах лежат карточки  на них необходимые расходы для каждой семьи, и пять монет.

Воспитатель: Костя скажи, сколько у тебя было монет?

1 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределил свой семейный бюджет?

1 ребенок: я потратил на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: Кира скажи, сколько у тебя было монет?

2 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределила свой семейный бюджет?

2 ребенок: я потратила на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: поднимите руку те, кто положил в кошелек 1 монетку, а теперь те, кто 2 монетки. А сколько ты …….. положил на еду, а ты …….. сколько?

Воспитатель: Мы с вами потрудились, а сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Встаньте около столов, если я говорю, о расходе вы топаете, если о доходе хлопаете.

Физминутка.

-покупка хлеба в магазине (расход)

-оплата коммунальных услуг (расход)

-папа получил отпускные (доход)

-оплата за детский сад (расход)

-покупка игрушки (расход)

-бабушка получила пенсию (доход)

-дедушка выиграл в лотерею (доход)

-поездка на курорт (расход)

-сестра получила стипендию (доход)

-поломался телевизор (расход).

Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами уже говорили о том, что деньги бывают металлические и бумажные.

А как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры? (ответы детей)

Это проверить мы можем в нашей мини – лаборатории. Проходите,  встаньте так, чтобы было удобно всем.

- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в таблицу, которая находится на доске.

(Сделать на доске монету и купюру, дети ставят плюсы)

- Посмотрите на оборудование. Вместо настоящей купюры, для эксперимента мы возьмём не настоящую купюру.

1 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра.

(Ответы детей – МОНЕТА)

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладони монету и купюру. Что легче носить?

Ответ детей - купюру

- Какой вывод сделаем?

ВЫВОД: монета тяжелее, чем купюра. Почему? Потому что купюру легче носить. Купюра, ставим плюсик

2. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (купюра помялась, монета не помялась).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей – лучше монета, Она не мнётся и не рвется.

ВЫВОД: Воспитатель: Правильно монета лучше. В таблице под монетой ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

3. Эксперимент:

Воспитатель: Опустите купюру в воду. Что происходит?

Ответы детей (она намокла, потеряла форму)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей (можно легко порвать)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.

ВЫВОД:  плюс монетке.

Воспитатель: из нашего эксперимента следует: и монеты и купюры имеют свои плюсы и минусы.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы  сделаем?

- людям нужны и монеты и купюры.

Воспитатель: Опыт нам показал, что купюру можно легко порвать.

Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплатиться в магазине?

Ответы детей - НЕТ

ИГРА: «СОБЕРИ  КУПЮРУ» (Разрезные картинки)

У меня есть поврежденные купюры, подойдите сюда, соберите их правильно.

ЭКРАН ГОТОВЫХ КУПЮР

БУРАТИНО весёлый ЭКРАН

Буратино: Да, ребята, я всё понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло, до свидания.

 

 

ЭКРАН ВЫКЛЮЧИТЬ.

Заключительная часть.

- ребята, что вы сегодня сделали?

Ответы детей – помогли Буратино

Воспитатель: а что сегодня узнал Буратино?

Ответы детей:

- Буратино узнал, что такое доход и расход

- Буратино узнал сегодня, что такое семейный бюджет

- Буратино сегодня узнал, чем отличается купюра от монеты

Воспитатель: Молодцы, за ваши старания, папа Карло прислал вам медали: «Юный финансист».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

 «ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Направление «Ознакомление с окружающим.

Формирование предпосылок финансовой грамотности»

Провела воспитатель

первой квалификационной категории:

Акулина Наталья Семеновна

Февраль – 2023 г.


Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить с понятиями  «купюра», «доход», «расход», «семейный бюджет».

- формировать разумное отношение к расходованию денег.

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

- закрепить понятия «деньги», «монеты».

- формировать представление о деньгах с точки зрения их свойства.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание, связную речь.

- развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.

- развивать навыки работы в группе.

- формировать умение сравнивать правильно, формулировать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать культуру здорового питания.

- воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.

- воспитывать умение действовать в команде, инициативность, самостоятельность.

- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Предварительная работа:

- просмотр презентации о профессиях.

- беседа о потребностях людей.

- чтение сказки «Буратино» - А.Н. Толстого, И.К.Чуковского «Муха-цокотуха», чтение загадок, пословиц, поговорок.

- рассматривание купюр, монет.

- игры с лэпбуком, дидактические игры – «Магазин», «Монополия» и др.

- беседа о полезных и вредных продуктах.

Оборудование:

Карточки с изображением купюр и монет; проектор; экран; ноутбук; колонки для звукового воспроизведения.

Магнитная доска, муляжи продуктов, оборудование для проведения эксперимента.

Раздаточный материал для дидактической игры «Семейный бюджет», разрезные детали купюр для составления пазлов.


Ход занятия:

Дети сидят за столами

Воспитатель: ребята, послушайте загадку:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)   Дети хором отвечают

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРУСТНЫЙ БУРАТИНО

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался. Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – купюры, монеты, потребности, семейный бюджет, доход и расход.  А что это такое, я не понял. Что обозначают эти новые слова?

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать?

Дети: помочь Буратино.

Воспитатель:

Послушайте  ещё одну загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»  

Совершенно верно — «деньги»

Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?

(Ответы детей) – покупать одежду, обувь, еду.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.


Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?

(Ответы детей) – работают, зарабатывают.

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами. 

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги.  ЭКРАН

А как называются металлические деньги? (Монеты) ЭКРАН

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

БУРАТИНО ГРУСТНЫЙ ЭКРАН

ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ КУПЮРЫ И МОНЕТЫ»

 (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, какие бывают деньги.

Воспитатель: Ребята, Буратино, хотел узнать, что такое потребности?

- Как вы понимаете это слово?

Воспитатель: Это то, что нам нужно. Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

А что нужно человеку каждый день? (еда, одежда, обувь, игрушки, книжки)

Потребность в еде – одна из основных, но не всё вкусное, полезно!

Бывают продукты полезные для здоровья и вредные.

А вы знаете, какие продукты полезные, а какие вредные?

ИГРА: «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: У меня на столе лежат разные продукты (выходят два ребенка),

положите в красную корзину вредные продукты, а в голубую полезные.

Объясните свой выбор продукта (рыба - полезная, чипсы - вредные для здоровья).

Воспитатель: Вы выбрали полезные продукты в магазине, и теперь их нужно купить, надо потратить деньги.

Деньги, потраченные на покупку – это расход, их израсходовали.

Откуда появляются деньги в семье?

(ответы детей: папа заработал, мама заработала, бабушкина пенсия, и т.д.)

Воспитатель: деньги, полученные в результате работы – это доход.

Доход и расход – это семейный бюджет.

Важно правильно распределить семейный бюджет, т.е. доход и расход.

Воспитатель: В своей семье я распределила семейный бюджет вот так. ЭКРАН

ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»  

Ребята, попробуйте распределить свой семейный бюджет.

У вас на столах лежат карточки  на них необходимые расходы для каждой семьи, и пять монет.

Воспитатель: Костя скажи, сколько у тебя было монет?

1 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределил свой семейный бюджет?

1 ребенок: я потратил на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: Кира скажи, сколько у тебя было монет?

2 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределила свой семейный бюджет?

2 ребенок: я потратила на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: поднимите руку те, кто положил в кошелек 1 монетку, а теперь те, кто 2 монетки. А сколько ты …….. положил на еду, а ты …….. сколько?

Воспитатель: Мы с вами потрудились, а сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Встаньте около столов, если я говорю, о расходе вы топаете, если о доходе хлопаете.

Физминутка.

-покупка хлеба в магазине (расход)

-оплата коммунальных услуг (расход)

-папа получил отпускные (доход)

-оплата за детский сад (расход)

-покупка игрушки (расход)

-бабушка получила пенсию (доход)

-дедушка выиграл в лотерею (доход)

-поездка на курорт (расход)

-сестра получила стипендию (доход)

-поломался телевизор (расход).

Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами уже говорили о том, что деньги бывают металлические и бумажные.

А как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры? (ответы детей)

Это проверить мы можем в нашей мини – лаборатории. Проходите,  встаньте так, чтобы было удобно всем.

- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в таблицу, которая находится на доске.

(Сделать на доске монету и купюру, дети ставят плюсы)

- Посмотрите на оборудование. Вместо настоящей купюры, для эксперимента мы возьмём не настоящую купюру.

1 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра.

(Ответы детей – МОНЕТА)

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладони монету и купюру. Что легче носить?

Ответ детей - купюру

- Какой вывод сделаем?

ВЫВОД: монета тяжелее, чем купюра. Почему? Потому что купюру легче носить. Купюра, ставим плюсик

2. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (купюра помялась, монета не помялась).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей – лучше монета, Она не мнётся и не рвется.

ВЫВОД: Воспитатель: Правильно монета лучше. В таблице под монетой ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

3. Эксперимент:

Воспитатель: Опустите купюру в воду. Что происходит?

Ответы детей (она намокла, потеряла форму)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей (можно легко порвать)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.

ВЫВОД:  плюс монетке.

Воспитатель: из нашего эксперимента следует: и монеты и купюры имеют свои плюсы и минусы.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы  сделаем?

- людям нужны и монеты и купюры.

Воспитатель: Опыт нам показал, что купюру можно легко порвать.

Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплатиться в магазине?

Ответы детей - НЕТ

ИГРА: «СОБЕРИ  КУПЮРУ» (Разрезные картинки)

У меня есть поврежденные купюры, подойдите сюда, соберите их правильно.

ЭКРАН ГОТОВЫХ КУПЮР

БУРАТИНО весёлый ЭКРАН

Буратино: Да, ребята, я всё понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло, до свидания.


ЭКРАН ВЫКЛЮЧИТЬ.

Заключительная часть.

- ребята, что вы сегодня сделали?

Ответы детей – помогли Буратино

Воспитатель: а что сегодня узнал Буратино?

Ответы детей:

- Буратино узнал, что такое доход и расход

- Буратино узнал сегодня, что такое семейный бюджет

- Буратино сегодня узнал, чем отличается купюра от монеты

Воспитатель: Молодцы, за ваши старания, папа Карло прислал вам медали: «Юный финансист».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группе Тема: «Юные туристы»

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группеТема: «Юные туристы»...

Конспект ОД по финансовой грамотности детей средней группы. Тема: «Юные финансисты»

формирование у детей средней группы первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

ЛЭПБУК своими руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа).

Лэпбук своимим руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа)...

Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Азбука юного финансиста»

Формирование основы финансовой грамотности у дошкольников....

Лучший сценарий спортивного развлечения посвященного Дню Защитника Отечества в подготовительной к школе группе тема: «Юные защитники отечества»

Лучший сценарий спортивного развлечения посвященного  Дню Защитника Отечества в подготовительной к школе группе тема: «Юные защитники отечества»...

Конспект квест - игры по безопасности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели»

Конспект квест - игры по безопасностидля детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели» Цель: закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья люд...

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...