Конспект занятия по окружающему миру. "Опыт с почвой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с составом почвы.Расширить знания детей о свойствах почвы. Учить детей путём исследовательских действий выявлять причино- следственные связи в отношении предметов и объектов неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ. | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экспериментирование с почвой».
Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы. Материалы: почва. Оборудование: на каждого ребенка: клеенка;
поднос; лейка с водой; ситечко; по 1 стаканчику; лупа; лист белой бумаги;
ложечка; журнал экспериментирования; фломастеры;
Ход занятия: Вначале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.
-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.
Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).
Что такое почва?
-С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?
Дети высказывают свои версии.
-А давайте мы это проверим.
Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.
Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).
Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?
-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?
Дети выдвигают свои версии.
-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?
Дети перечисляют свойства, которые они знают.
Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.
-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?
-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)
Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем, как вода впитывается: быстро или медленно?
-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?
Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.
-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?
Физкультминутка «Дождик»:
Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Делают прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)
Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).
-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.
Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?
-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?
Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.
-И песок и глина- это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)
Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?
-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).
В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.
-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.
-Какие из свойств почвы используются человеком?
Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с почвой»
МАДОУ МО детский сад № 221 г. КраснодарВоспитатель средней группы:Епремян К.В.Дмитруха В.С. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с почвой»...
Проект по окружающему миру, Опыт с семенами.
Проведене опыт по выращиванию семян гороха и кукурузы в домашних условиях. с фотографиями....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Почва - живая Земля. Посадка кедра"
Конспект НОД по экологии, с учетом регионального компонента...
конспект занятия в подготовительной группе "экспериментирование с почвой"
Тема: «Экспериментирование с почвой».Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-след...
Конспект занятия в старшей группе на тему «Почва»
Конспект занятия нацелен на ознакомление дошкольников с понятием «почва» на основе опытов, её составом и необходимостью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....