Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с почвой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Епремян Каринэ Валерьевна

МАДОУ МО детский сад № 221 г. Краснодар

Воспитатель средней группы:

Епремян К.В.

Дмитруха В.С.

 

 

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему
«Знакомство с почвой»

 

Цель:Формирование представления о роли почвы в жизни растений наЗемле.

Задачи:

  • познакомить с длительным и сложным процессом образования почвы и ролью почвенных организмов в ее плодородии;

  • создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности;

    • ·воспитывать стремление ценить и беречь плодородную почву,

Формы и методы:

репродуктивный; опыты с природными материалами; наблюдение; беседа; демонстрация природных объектов «Образование почвы»; игра-демонстрация «Угадай почвенное животное»; метод экологической эмпатии, метод экологической ассоциации.

Оборудование:

иллюстрации, символы: воздух, солнце, вода;набор: «образование почвы»:прозрачный сосуд, камни, песок, глина, почва, искусственное растение;набор резиновых подземных обитателей;наборы для опытов: лупа, ложка, стаканчики с камнем-керамзитом, песком, сухой глиной, почвой, влажная салфетка;поднос;лейкас водой; видеофрагмент «Почвенные организмы»); аудиофрагменты «Звуки ветра и воды-дождя»; видеомагнитофон; магнитофон;

Ход занятия:

I.Сообщение темы.Организационный момент «Приветствие-рукопожатие».

Воспитатель:Сегодня на занятии по экологии мы познакомимся с удивительным миром природы! Скоро наступит лето и на даче или в лесу можно будет гулять, бегать босиком. А что у вас под ногами? (трава, земля).Земля, по-другому называется «почва».

Сегодня мы узнаем, что такое почва, как она образовалась, и даже сами попробуем узнать, как происходит ее образование! А помогут нам в этом – наши помощники. Послушайте и скажите, чьи это звуки? (аудиозапись звуков дождя и ветра; на доске помещаются символы солнца, воды и ветра-воздуха).

Сейчас на нашей планете поют птички, цветут цветы, деревья! Красиво! Но так было не всегда, потому что почвы не было!

II.Знакомство с почвой

  1. Образование камней и песка.

Воспитатель:Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни! А что это были за горы-великаны? (вулканы). Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы что делать? (капать) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать?(дуть) и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они, что сделали? (покатились), а когда катились друг о друга что? (ударялись) и превращались в песок.

Опыт «Получаем песок из камней»

Воспитатель:Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он?(рассыпчатый). Если ветер подует, что с ним будет?(разлетится).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель:Давайте проведем опыт, как образовалась почва на нашей планете. Возьмите стаканчики с камешками, высыпьте их в стеклянный сосуд. Верхние камешки ветер превратил во что? (в песок).Возьмите стаканчики с песком и высыпьте на камни, Посмотрите, как много песка появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в песке»

Метод экологической ассоциации. Дети образуют песчинки и «капелька» и «цветочек» проводят опыт.

    Выживет цветок в песке? Почему?

    Образование глины. Рассказ «Образование глины».

     Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет) Тогда они стали еще больше работать. Ветер что делал?(дул); солнце?( грело). И песок стал совсем мелким, а водичка стала сверху капать, и песчинки стали слипаться и превратились в липкую что?(глину).

Опыт «Липкая глина». Наблюдение за глиной

 (Дети наливают в стакан  воду,  перемешивают,  и выкладывают ее  с помощью ложечки в стеклянный сосуд на песок).

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в глине»

Воспитатель: «Вода, ветер и солнышко обрадовались: они решили, что посадят в глине цветочек и он вырастет. Проверим? Мы с вами превратимся в глину. Дети-«глина» становятся очень близко друг к другу, а руки переплетаются через одного, как плетень. вы «слиплись», держитесь крепко-тесно). Капелька пробует пробиться в глине.

  1. Образование плодородной почвы.

Рассказ «Образование почвы. Роль почвенных организмов».

      Игра-демонстрация «Угадай почвенное  животное».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет). Сделали глину, а цветок в ней вырос? (нет). И тогда им на помощь пришли кто-то очень маленькие подземные жители. Жучок и червячок стали в глине ползать-ползать и сделали ее рыхлой. А еще они принесли с собой много вкусной черной еды для корешков. И от черной еды глина стала какого цвета? (черного). И превратилась глина в черную…? (землю-почву).

Просмотр видеофрагмента «Почвенные организмы».

Угадайте, кто еще принес вкусную черную еду для корешков в почву? (улитка, дождевой червь, муравей, жужелица, жук-навозник). Посмотрите, как они стараются. И стала почва рыхлой и питательной.

Наблюдение за почвой.

Опыт: рассматривание почвы через лупу.

В почвеесть крупинки песка, чуть-чуть глины, но больше всего чего? (питательной черной еды для корешков).

 Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель: Давайте проведем опыт: образование  почвы на планете.

-Верхний слой глины превратился во что? (в плодородную почву).

        -Возьмите стаканчики с почвой, выложите ее в сосуд на глину.  

        Посмотрите, как много почвы появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в почве»

Воспитатель: «Почва» становятся не очень близко друг к другу, а руки соединяются в локтях. «Цветочек» корешками-руками врастает  между «почвой». «Почва» его держит? (да).

Вывод: вырастет цветок в почве? Почему?

                        III.Закрепление. Выводы.

Обобщающая беседа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы».

Воспитатель: Вспомним, как образовалась питательная почва на Земле, и кто в этом помогал. Педагог показывает на готовую демонстрацию природных объектов «Образование почвы».

  • Сначала из гор образовались что? (камни). Кто в этом участвовал? (вода, воздух, солнце).

  • Часть камней превратились во что? (песок). С чьей помощью? (солнце, ветер).

  • Верхний слой песка превратился в…? (глину). Каким образом?

  • А верхний слой глины стал чем? (почвой). Кто помог? Что сделали? (почвенные организмы принесли питательную еду для корешков, рыхлили).

Долго много-много лет работали жучки, червячки, улитки, муравьи, чтобы почва стала питательной, и на ней смогли вырасти что? (растения: цветы, деревья, кусты).

Как нужно относиться к почве? (бережно, чтобы она была цветущей). Давайте будем сохранять и беречь нашу планету Земля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva.odt159.45 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МО детский сад № 221 г. Краснодар

Воспитатель средней группы:

 Епремян К.В.

Дмитруха В.С.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему
«Знакомство с почвой»

Цель:Формирование представления о роли почвы в жизни растений наЗемле.

Задачи:

  • познакомить с длительным и сложным процессом образования почвы и ролью почвенных организмов в ее плодородии;
  • создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности;
  • ·воспитывать стремление ценить и беречь плодородную почву,

Формы и методы:

репродуктивный; опыты с природными материалами; наблюдение; беседа; демонстрация природных объектов «Образование почвы»; игра-демонстрация «Угадай почвенное животное»; метод экологической эмпатии, метод экологической ассоциации.

Оборудование:

иллюстрации, символы: воздух, солнце, вода;набор: «образование почвы»:прозрачный сосуд, камни, песок, глина, почва, искусственное растение;набор резиновых подземных обитателей;наборы для опытов: лупа, ложка, стаканчики с камнем-керамзитом, песком, сухой глиной, почвой, влажная салфетка;поднос;лейкас водой; видеофрагмент «Почвенные организмы»); аудиофрагменты «Звуки ветра и воды-дождя»; видеомагнитофон; магнитофон;

Ход занятия:

 I.Сообщение темы.Организационный момент «Приветствие-рукопожатие».

Воспитатель:Сегодня на занятии по экологии мы познакомимся с удивительным миром природы! Скоро наступит лето и на даче или в лесу можно будет гулять, бегать босиком. А что у вас под ногами? (трава, земля).Земля, по-другому называется «почва».

Сегодня мы узнаем, что такое почва, как она образовалась, и даже сами попробуем узнать, как происходит ее образование! А помогут нам в этом – наши помощники. Послушайте и скажите, чьи это звуки? (аудиозапись звуков дождя и ветра; на доске помещаются символы солнца, воды и ветра-воздуха).

Сейчас на нашей планете поют птички, цветут цветы, деревья! Красиво! Но так было не всегда, потому что почвы не было!

 II.Знакомство с почвой

  1. Образование камней и песка.

Воспитатель:Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни! А что это были за горы-великаны? (вулканы). Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы что делать? (капать) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать?(дуть) и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они, что сделали? (покатились), а когда катились друг о друга что? (ударялись) и превращались в песок.

Опыт «Получаем песок из камней»

Воспитатель:Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он?(рассыпчатый). Если ветер подует, что с ним будет?(разлетится).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель:Давайте проведем опыт, как образовалась почва на нашей планете. Возьмите стаканчики с камешками, высыпьте их в стеклянный сосуд. Верхние камешки ветер превратил во что? (в песок).Возьмите стаканчики с песком и высыпьте на камни, Посмотрите, как много песка появилось на планете.

 Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в песке»

Метод экологической ассоциации. Дети образуют песчинки и «капелька» и «цветочек» проводят опыт.

    Выживет цветок в песке? Почему?

    Образование глины. Рассказ «Образование глины».

     Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет) Тогда они стали еще больше работать. Ветер что делал?(дул); солнце?( грело). И песок стал совсем мелким, а водичка стала сверху капать, и песчинки стали слипаться и превратились в липкую что?(глину).

Опыт «Липкая глина». Наблюдение за глиной

 (Дети наливают в стакан  воду,  перемешивают,  и выкладывают ее  с помощью ложечки в стеклянный сосуд на песок).

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в глине»

Воспитатель: «Вода, ветер и солнышко обрадовались: они решили, что посадят в глине цветочек и он вырастет. Проверим? Мы с вами превратимся в глину. Дети-«глина» становятся очень близко друг к другу, а руки переплетаются через одного, как плетень. вы «слиплись», держитесь крепко-тесно). Капелька пробует пробиться в глине.

  1. Образование плодородной почвы.

Рассказ «Образование почвы. Роль почвенных организмов».

      Игра-демонстрация «Угадай почвенное  животное».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет). Сделали глину, а цветок в ней вырос? (нет). И тогда им на помощь пришли кто-то очень маленькие подземные жители. Жучок и червячок стали в глине ползать-ползать и сделали ее рыхлой. А еще они принесли с собой много вкусной черной еды для корешков. И от черной еды глина стала какого цвета? (черного). И превратилась глина в черную…? (землю-почву).

Просмотр видеофрагмента «Почвенные организмы».

Угадайте, кто еще принес вкусную черную еду для корешков в почву? (улитка, дождевой червь, муравей, жужелица, жук-навозник). Посмотрите, как они стараются. И стала почва рыхлой и питательной.

Наблюдение за почвой.

Опыт: рассматривание почвы через лупу.

В почвеесть крупинки песка, чуть-чуть глины, но больше всего чего? (питательной черной еды для корешков).

 Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель: Давайте проведем опыт: образование  почвы на планете.

-Верхний слой глины превратился во что? (в плодородную почву).

            -Возьмите стаканчики с почвой, выложите ее в сосуд на глину.  

        Посмотрите, как много почвы появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в почве»

Воспитатель: «Почва» становятся не очень близко друг к другу, а руки соединяются в локтях. «Цветочек» корешками-руками врастает  между «почвой». «Почва» его держит? (да).

Вывод: вырастет цветок в почве? Почему?

                        III.Закрепление. Выводы.

Обобщающая беседа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы».

Воспитатель: Вспомним, как образовалась питательная почва на Земле, и кто в этом помогал. Педагог показывает на готовую демонстрацию природных объектов «Образование почвы».

  • Сначала из гор образовались что? (камни). Кто в этом участвовал? (вода, воздух, солнце).
  • Часть камней превратились во что? (песок). С чьей помощью? (солнце, ветер).
  • Верхний слой песка превратился в…? (глину). Каким образом?
  • А верхний слой глины стал чем? (почвой). Кто помог? Что сделали? (почвенные организмы принесли питательную еду для корешков, рыхлили).

Долго много-много лет работали жучки, червячки, улитки, муравьи, чтобы почва стала питательной, и на ней смогли вырасти что? (растения: цветы, деревья, кусты).

Как нужно относиться к почве? (бережно, чтобы она была цветущей). Давайте будем сохронять и беречь нашу планету Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Мир профессий»

Организованная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаЦель: расширять и обогощать представления детей о профессиях,орудиях труда,трудовой деятельности.Интеграция образовате...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»Программное содержание:познакомить детей с различными видами профессийЦель: ра...

Конспект ООД по окружающему миру в средней группе детского сада по теме "По лесу в поисках ежат"

Цель: обобщить и закрепить знания детей по окружающему миру по теме «Дикие животные весной»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»...