Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе "Что такое наше тело?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Обрубова Марина Анатольевна
  • продолжить знакомство детей с внешним строением тела человека и возможностями его организма бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать;

-   дать представление о системе кровообращения (сердце,                               

    кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека;             

    кровь, её назначение);

     -  развитие у детей способности делать умозаключения на основе

        физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление

        крови);

    -  формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения

       использовать полученные знания для своего оздоровления,

       укрепления здоровья;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_nashe_telo.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по валеологии 

в подготовительной группе.

«Что такое наше тело» 

                        Подготовила и провела                

                                воспитатель Обрубова М.А.

        

                                                                               

                

                                   2023г.

                           Конспект занятия «Что такое наше тело»

Цель:

  • продолжить знакомство детей с внешним строением тела человека и возможностями его организма бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать;

-   дать представление о системе кровообращения (сердце,                              

    кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека;            

    кровь, её назначение);

     -  развитие у детей способности делать умозаключения на основе

        физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление

        крови);

    -  формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения

       использовать полученные знания для своего оздоровления,

       укрепления здоровья;

  •  расширение словарного запаса детей (кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, мышечный мешочек, кислород, углекислый газ, вена);
  • закрепление навыков правильного построения и употребления полных предложений;
  •  воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни.

Оборудование:

Стаканы на каждого ребёнка, лёд, стакан с тёплой водой, воздушные шары, схема человека с магнитами; плакаты: “Сердце, схема сердца”, “Ребёнок с кровеносными сосудами”, “Система кровообращения”, фонендоскоп.

                                   Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, давайте поиграем в подвижную игру, которая называется «Тело»:

Есть на пальцах наших ногти

(Дети указывают на называемую часть тела)

На руках -  запястья, локти;

Темя, шея, плечи, грудь.

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Воспитатель:

Дети, про что была наша разминка?

Дети:

 Наша разминка была, про наше тело.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек».

Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своё тело.

Начинаем с головы.

Покажите, где у вас голова.

Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте её.

Вытяните шею, как гусь.

Втяни голову в плечи.

Погладь свой нос.

Погладьте нос своего соседа.

Покажите свои уши.

Откройте и закройте рот.

Улыбнитесь. Подарите улыбку своему соседу.

Дети выполняют просьбу воспитателя.

Воспитатель:

Сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, как и вообще любой человек – почти волшебник, который умеет делать много – много разных дел, всевозможных чудес, как никакое другое существо на земле.

Интересно?

Тогда продолжим знакомиться со своим телом.

Давайте, посмотрим, какие части тела есть у человека. Дети, с чего мы начали?

Голова есть?

Дети:

Да, голова есть.

Воспитатель:

Зачем она нужна?

Дети:

 Голова нужна для того, чтобы думать, есть, дышать.

Воспитатель:

Их не сеют, не сажают –

Они сами вырастают.

Дети:

Это волосы

Воспитатель:

Познакомимся со свойствами волос. Потрогайте свои волосы. Погладьте их, подёргайте…

Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали?

А теперь подёргайте, но тихонько. Что почувствовали?

Дети:

 Мы почувствовали боль.

Воспитатель:

Кто может сказать, зачем нам нужны волосы?

Дети:

Волосы нам нужны для того, чтобы защищать голову от жары, согревать её.

Воспитатель:

Что располагается ниже волос?

Дети:

Ниже волос расположен лоб.

Воспитатель:

Что находится внутри головы?

Дети:

 Внутри головы находится мозг.

Воспитатель:

Зачем нам мозг?

Дети:

 Мозг нам нужен для того, чтобы думать.

Воспитатель:

Чем сверху покрыт лоб?

Дети:

Сверху лоб покрыт кожей.

Воспитатель:

Кожа есть не только на лбу, но и на остальных частях тела. Мы изучим и её. Закройте глаза. Я подойду к каждому из вас с кусочком льда и положу на ладошку.

Что вы почувствовали?

Дети:

 Мы почувствовали холод и жжение в ладошках.

Воспитатель:

А теперь у меня в руке стакан с тёплой водой.  Коснитесь его.  Что вы почувствовали сейчас?

Дети:

 Мы почувствовали тепло в ладошках.

Воспитатель:

Так что же может чувствовать наша кожа?

Дети:

Наша кожа может чувствовать тепло, холод, боль, прикосновения.

Воспитатель:

Послушайте загадку:

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны,

Нашей Оле …(глазки)

Дети:

Глазки

Воспитатель:

Физкультминутка для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»

(Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут»

(Глаза открыты, движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

Воспитатель:

Зачем нам нужны глаза?

Дети:

Глаза нам нужны для того, чтобы смотреть.

Глаза нам нужны для того, чтобы видеть.

Глаза нам нужны для того, чтобы читать.

Воспитатель:

У глаз есть помощники и защитники. Какой орган в этом участвует?

Дети:

В этом участвуют веки и ресницы.

Воспитатель:

Зачем нам нужны веки и ресницы?

Дети:

 Веки и ресницы нужны для того, чтобы защищать глаза от воды и пыли.

Воспитатель:

Предлагаю разгадать загадку:

   Вот гора, а у горы

   Две глубокие норы

   В этих норках воздух бродит,

   То заходит, то выходит… (нос)

Дети:

Нос.

Воспитатель:

Проверим, зачем нам нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нам нужен нос?

Дети:

 Нос нужен для того, чтобы дышать и различать запахи.

Воспитатель:

Предлагаю разгадать загадку:

   Оля слушает в лесу,

   Как кричат кукушки.

   А для этого нужны,

   Нашей Оле …(ушки)

Дети, так зачем нам нужны уши?

Дети:

 Уши нам нужны для того, чтобы слышать и слушать.

Воспитатель:

Молодцы. Какой орган нам помогает говорить?

Дети:

Нам помогает говорить рот.

Воспитатель:

Проверим, зачем нам еще нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.

И ещё один опыт. (Раздать стаканы с соленой, сладкой, кислой водой). Попробуйте, какого вкуса вода. Что почувствовали?

Дети отвечают: Вода на вкус: соленая, сладкая, кислая.

Воспитатель:

А что у нас во рту еще находится?

Дети:

У нас во рту ещё находится язык.

Воспитатель:

А для чего нам нужен язык?

Дети:

Язык нужен нам для того чтобы почувствовать вкус пищи.

Воспитатель:

Так зачем нам нужен рот и язык?

Дети:

 Рот и язык нам нужен для того, чтобы есть, разговаривать, общаться, петь, кричать, чувствовать вкус пищи.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Покажи, где что находится»

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две,

Брови, скулы и виски

И глаза, что так близки,

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри! –

Подбородок под губой –

Вот что знаем мы с тобой!

Воспитатель:

Загадывает загадки:

Оля весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны,

Нашей Оле…(ножки)

Дети:

Ножки

Воспитатель:

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки.

А для этого нужны,

Нашей Оле…(руки)

Дети:

Руки

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в подвижную игру «Зачем человеку руки».

Руки требуют заботы

(Вытягивают руки перед собой.)

Ведь у них полно работы:

Трудно целый день писать,

(Имитируют движения письма)

И лепить, и рисовать.

(Хлопают в ладоши.)

Потянуться вверх, потом

(Поднимают руки вверх.)

Руки шире разведём.

(Разводят руки в стороны.)

Вот и всё. Конец зарядке.

Воспитатель:

Игра эксперимент.

(Игровое упражнение “Послушай свой организм”.)

Я предлагаю вам сесть на коврик, закрыть глаза, расслабиться, расслабить руки, ноги, всё тело, прислушаться к себе, к тому, как работают ваши внутренние органы.  Положите руку на грудную клетку, как я. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что же это такое?

Дети: Это стучит сердце. Сердце очень важный орган.

Воспитатель: Да, каждый из вас услышал своё сердце, вернее почувствовал, что оно неустанно работает.

(плакат с изображением сердца)

Воспитатель:

Как выглядит сердце?

(Дети устанавливают орган на схеме)

Воспитатель:

Сердце человека размером чуть больше вашего кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Воспитатель:

Ребята, расскажите, как работает сердце?

Дети:

Сердце работает и днем, и ночью без отдыха.

Воспитатель:

Люди с давних времён пытались изобрести чудо - механизм, который мог бы работать сам по себе, без остановки много лет подряд. Даже название придумали: “Вечный двигатель”. Но изобрести такую машину люди не смогли. А матушка-природа его давно уже изобрела. Как вы думаете, что это? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель:

 Да, наш “вечный двигатель” - сердцеСердце - самый важный орган. Оно есть у каждого из нас. Находится в левой части груди. Как вы думаете: для, чего человеку нужно сердце(Ответы детей).

Воспитатель:

 Сердце вам действительно нужно для того, чтобы вы могли бегать, прыгать, танцевать, работать, радоваться, огорчаться. Именно сердце даёт силы для этого, обеспечивая непрерывное питание всего организма. Но главная задача сердца - перекачивать кровь, чтобы она распространялась по всему телу.

Сердце работает не останавливаясь в течение всей жизни, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам, которые называются кровеносными сосудами.

 Обратите внимание, наше тело - пронизано густой сетью кровеносных сосудов, по которым течет кровь. Некоторые из них широкие и плотные, другие узкие и тонкие. Во многих местах они подходят близко к поверхности кожи, их даже можно рассмотреть.

Опыт №1

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим ладони с наружной стороны, а потом с внутренней. Сквозь кожу видны голубые полоски. Это и есть кровеносные сосуды. Все нашли свои кровеносные сосуды? Рассмотрите их хорошо.

Воспитатель: Самые тонкие кровеносные сосуды, тоньше человеческого волоса. По сосудам постоянно течет кровь, причем довольно быстро. Ей надо всего полминуты, чтобы пробежать по всему телу. Вы даже не сумеете посчитать до 30-ти. А еще, приложив свои пальчики на запястье, вы почувствуете небольшое биение. Это биение вашего сердечка или как его по-другому называют - пульс. Что это такое? Пульс - это толчок крови, который выталкивается при сокращении сердца. У взрослого человека нормальный пульс - 70-80 ударов в минуту, у детей 80-100 ударов. На теле человека есть места, где можно почувствовать пульс - на висках, на шее, по центру грудной клетки. Но самое удобное и привычное прощупывание пульса - это запястье. Здоровое сердце человека бьётся ритмично.

Опыт №2

Ребята давайте мы с вами прощупаем пульс. Для этого положите указательный, средний, безымянный пальцы на запястье. Все нашли пульс!

Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно).

Воспитатель: А теперь попробуем дать нагрузку нашему организму. Для этого нам нужно стать в круг.

Физкультминутка

Я согнусь, разогнусь - выполняют наклоны вперед, руками касаясь - пола.

В мячик поиграю.

Попляшу, покручусь. - выполняют прыжки на месте.

И здоровья наберусь! - выполняют прыжки с, выбрасыванием ног вперед, затем прыжки вокруг себя

Воспитатель: Ребята, а давайте теперь, после того, как мы подвигались, еще раз пощупаем свой пульс. Что вы почувствовали! Как бьется ваше сердце?

Ответы детей: Быстрее, сильнее, громче стало биться сердце.

Воспитатель: Правильно, когда мы занимаемся физкультурой и спортом, у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее. А если мало двигаться, вести сидячий образ жизни, что будет с сердцем(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно вы думаете, оно слабеет, хуже работает и человек может заболеть. Поэтому надо сердце тренировать, регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Врачи, чтобы прослушать биение сердца используют фонендоскоп. По тому, как сердце бьется, они могут определить, здоров или болен человек. Давайте рассмотрим устройство фонендоскопа. Через этот прибор удары сердца слышны лучше. После занятия, все кто захочет, сможет прослушать сердце друг друга.

Благодаря работе сердца, кровь находится в непрерывном движении. Она приносит всем органам кислород и необходимые для жизни полезные вещества, помогает нашему организму бороться с микробами при царапинах или порезах

Воспитатель:

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите?

Дети:

Мы слышим свое дыхание.

Воспитатель:

У человека есть ещё один важный орган, который, как и сердце, работает без перерыва? Что это за орган?

Дети:

 Да, есть, это легкие. У человека их два.

(Дети устанавливают легкие на схеме)

Воспитатель:

Может ли человек прожить без дыхания?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Давайте попробуем на несколько секунд задержать дыхание. Получается? Какой можно сделать вывод?

Дети:

 Это значит, что человек не может жить без дыхания.

Воспитатель:

Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых оно больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть, какой объем легких у вас?

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите его.

(Дети выполняют задание.)

Теперь мы знаем, у кого какой объем легких.

Воспитатель:

Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто мне расскажет об этом путешествии?

Ребенок:

Во рту есть зубы (выкладывает на схему). Они измельчают и переваривают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой путь по пищеводу в желудок.

Воспитатель:

Правильно. В желудке пища переваривается в питательные вещества, полезные нашему организму. Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Воспитатель:

В нашем организме есть ещё много органов. Но о них мы поговорим на следующем занятии.

Ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы нам не нужен?

Дети:

Нет, не нашли.

А такой орган, который бы ничего не делал?

Дети:

Такого органа тоже нет.

Воспитатель:

Что вам больше всего запомнилось из занятия, что, по мнению каждого, было особенно полезным.

Вот и молодцы, хорошо поработали.

Воспитатель: Сердце и кровяные сосуды человека - очень важные органы. Их нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятие физкультурой, катание на коньках лыжах плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце и сосуды. Не перегружайте сердце! Следите за частотой пульса. Частый пульс говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть. Молодцы, ребята. Как много интересного мы сегодня с вами узнали.

И хочется мне вам подарить одно стихотворение:

Сердце самый важный орган

Есть у каждого из нас

Как насос качает воду

Каждый день и каждый час

Находится оно внутри.

Как в домике упрятано

Его ты с детства береги

Заботливо, старательно.

Занимайся физкультурой

Бегай, прыгай и скачи

Тренируй мускулатуру

Не нужны будут врачи.

(В конце занятия воспитатель дарит детям медальоны-сердечки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе, на тему "Здоровая пища", с использованием здоровьезберегающих технологий

Цель: помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания , еда должна быть не только вкусной . но и полезной....

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Русская каша - сила наша».

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе«Русская каша - сила наша».Цель: Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регу.nярного ...

Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе "Сбережем наши глазки"

На данном занятии дети знакомятся со строением глаза, с правилами безопасности в отношении глаз. Проводится опыты и обсуждения различных ситуациий, зрительная гимнастика....

Конспект занятия по валеологии в старшей группе Тема: «Наши эмоции»

Конспект  занятия по валеологии  в старшей группе Тема: «Наши эмоции»...

Конспект занятия по валеологии в средней группе.Тема: "Наши эмоции"

Конспект занятия по валеологии, помогает развивать эмпатию, воображение, речь и мимику движения. Учит детей правильно проявлять свои эмоции....

Конспект занятия по валеологии в средней группе.Тема: "Наши эмоции"

Конспект занятия по валеологии, помогает развивать эмпатию, воображение, речь и мимику движения. Учит детей правильно проявлять свои эмоции....

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе "УМНЫЕ ПОМОЩНИКИ НАШЕГО ОРГАНИЗМА"

Цели:• Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, д...