Экспериментальная и инновационная деятельность.
проект по окружающему миру
Экспериментальная и инновационная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekoloogicheskoy_trope_yugry.docx | 2.28 МБ |
volshebnaya_sol.docx | 22.46 КБ |
proekt_pokachi.docx | 1.71 МБ |
proekt_tiko-modelirovanie.docx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Познавательно - исследовательский проект
в старшей группе детского сада
«Волшебница соль»
Целевая аудитория:
дети дошкольного возраста 5-6 лет
Автор проекта: Дворцова Ольга Александровна (Воспитатель)
Покачи 2021
Актуальность:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.
Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
Проблема:
Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем
Цель проекта:
узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
Учебно-педагогические задачи:
- Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
- Развивать познавательные интересы детей в процессе изобретательной деятельности;
- Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
- Познакомить детей с особенностями соли, её свойствами и качествами опытным путём;
- Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении опытов;
- Научить применять соль на практике;
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему здоровью;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
- Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
Гипотеза:
Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто! Мы предположили, что соль необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.
Методы исследования
- Анализ литературных источников (справочно–энциклопедической литературы)
- Изучение интернет ресурсов по теме исследования
- Проведение опытов
Вид проекта:
- Исследовательский
- Творческий
- Познавательный
- Информационный
- Групповой
Сроки проведения: 2 недели
Участники: дети, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
- Появление интереса к исследованию природы
- Формирование знаний, навыков экспериментирования;
- Повышения уровня усвоения программного материала
- Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л.С. Выготский
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Социализация
- Коммуникация
- Безопасность
- Труд
- Физическая культура
- Здоровье
Этапы проведения проекта:
- Подготовительный
Погружение в проект
Беседы: «Что такое соль?» «Интересные факты из истории про соль» «Полезные советы»;
Просмотр слайдов «Добыча соли»;
Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль;
Совместно с родителями и детьми подбирать литературу;
Содействовать созданию проблемной ситуации;
Формулировать проблемные вопросы;
Формировать задачи (нежёстко) ;
Вхождение в проблему;
Принятие задач;
Учатся самостоятельно задавать вопросы;
Выдвижение гипотезы;
Формулировка темы;
Планирование своей работы
- Основной
Каждый день мы встречаемся с солью. Она стала уже привычной для детей и взрослых
Так что же такое соль?
Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу.
Соль - самая древняя из специй.
Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море»
В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото.
Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.
На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Про соль есть много загадок, пословиц.
Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает (соль)
«Соль всему голова, без соли и жито - трава»
«Без соли стол кривой».
Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.
В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.
Применение соли.
Соль применяют в пищевой промышленности.
Соль — это не просто приправа.
Она может быть использована по хозяйству в любом месте вашего дома. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.
Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка.
Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.
Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.
Какова же суточная норма соли для здорового человека? Прежде считали, что в сутки человек должен получать около 10-15 грамм поваренной соли. Согласно новому заявлению ученых, суточная норма потребления соли не должна превышать 6 грамм (чайная ложка).
Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых.
Но, оказывается, с солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.
Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыты, проведённые в ходе работы над проектом:
Опыт №1
«Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №2
«Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод:
При взаимодействии с водой соль растворяется .
Опыт №3
«Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали .
Вывод:
Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль .
Опыт №4
«Плавающее яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца и две кружки стакана с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт №5
«Снежная ветка ели»
Мы для опыта взяли ветку ели, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее .
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости
- Заключительный
Показ презентации проекта
Результаты
В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.
Выводы
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Информационное обеспечение:
- Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
- Сикорук Л.Л. « Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996
- Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998
- Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006
- Интернет
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Инновационный проект по коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Мой песочный мир!» и Социально образовательный проект:...
«Экспериментальная и инновационная деятельности как средство повышения качества обучения».
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразов...
2.1. Участие и реализация образовательных программ экспериментальной и инновационной деятельности.
...
Экспериментальная и инновационная деятельность
Рабочие программы для дошкольников по музыкально-художественной деятельности в рамках РИП...
Экспериментальная и инновационная деятельность
Рабочие программы для дошкольников по музыкально-художественной деятельности в рамках РИП...
2.1. Участие в реализации образовательных программ экспериментальной и инновационной деятельности
Копия приказа/ о переводе образовательного учреждения в режим экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра. Материалы, подтверждающие результат личного участия педагога в реализации обра...
2.2 Участие в экспериментальной и инновационной деятельности. Региональный уровень
Республиканская пилотная площадка по внедрению и реализации ФГОС ДО. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"...
- Мне нравится (1)