Экспериментальная и инновационная деятельность.
проект по окружающему миру

Дворцова Ольга Александровна

Экспериментальная и инновационная деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Познавательно - исследовательский проект

в старшей группе детского сада

«Волшебница соль»

Целевая аудитория:

дети дошкольного возраста 5-6 лет

Автор проекта: Дворцова Ольга Александровна (Воспитатель)

                               

                                           Покачи 2021

Актуальность:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.

Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Проблема:

Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем

Цель проекта:

узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.

Учебно-педагогические задачи:

  • Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
  • Развивать познавательные интересы детей в процессе изобретательной деятельности;
  • Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
  • Познакомить детей с особенностями соли, её свойствами и качествами опытным путём;
  • Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении опытов;
  • Научить применять соль на практике;
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему здоровью;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
  • Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
  • Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах;

Гипотеза:

Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто! Мы предположили, что соль необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.

Методы исследования

  • Анализ литературных источников (справочно–энциклопедической литературы)
  • Изучение интернет ресурсов по теме исследования
  • Проведение опытов

Вид проекта:

  • Исследовательский
  • Творческий
  • Познавательный
  • Информационный
  • Групповой

Сроки проведения: 2 недели

Участники: дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

  • Появление интереса к исследованию природы
  • Формирование знаний, навыков экспериментирования;
  • Повышения уровня усвоения программного материала
  • Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л.С. Выготский

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Безопасность
  • Труд
  • Физическая культура
  • Здоровье

Этапы проведения проекта:

  1. Подготовительный

Погружение в проект

Беседы: «Что такое соль?» «Интересные факты из истории про соль» «Полезные советы»;

Просмотр слайдов «Добыча соли»;

Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль;

Совместно с родителями и детьми подбирать литературу;

Содействовать созданию проблемной ситуации;

Формулировать проблемные вопросы;

Формировать задачи (нежёстко) ;

Вхождение в проблему;

Принятие задач;

Учатся самостоятельно задавать вопросы;

Выдвижение гипотезы;

Формулировка темы;

Планирование своей работы

  1. Основной

Каждый день мы встречаемся с солью. Она стала уже привычной для детей и взрослых

Так что же такое соль?

Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу.

Соль - самая древняя из специй.

Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море»

В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото.

Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.

На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Про соль есть много загадок, пословиц.

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает (соль)

«Соль всему голова, без соли и жито - трава»

«Без соли стол кривой».

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.

Применение соли.

Соль применяют в пищевой промышленности.

Соль — это не просто приправа.

Она может быть использована по хозяйству в любом месте вашего дома. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.

Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка.

Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.

Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.

Какова же суточная норма соли для здорового человека? Прежде считали, что в сутки человек должен получать около 10-15 грамм поваренной соли. Согласно новому заявлению ученых, суточная норма потребления соли не должна превышать 6 грамм (чайная ложка).

Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых.

Но, оказывается, с солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.

Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыты, проведённые в ходе работы над проектом:

Опыт №1

«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №2

«Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод:

При взаимодействии с водой соль растворяется .

Опыт №3

«Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали .

Вывод:

Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль .

Опыт №4

«Плавающее яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца и две кружки стакана с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт №5

«Снежная ветка ели»

Мы для опыта взяли ветку ели, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее .

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости

  1. Заключительный

Показ презентации проекта

Результаты

В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.

Выводы

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Информационное обеспечение:

  1. Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
  3. Сикорук Л.Л. « Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006
  8. Интернет


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Инновационный проект по коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  «Мой песочный мир!» и Социально образовательный  проект:...

«Экспериментальная и инновационная деятельности как средство повышения качества обучения».

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразов...

Экспериментальная и инновационная деятельность

Рабочие программы для дошкольников по музыкально-художественной деятельности в рамках РИП...

Экспериментальная и инновационная деятельность

Рабочие программы для дошкольников по музыкально-художественной деятельности в рамках РИП...

2.1. Участие в реализации образовательных программ экспериментальной и инновационной деятельности

Копия приказа/ о переводе образовательного учреждения в режим экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра. Материалы, подтверждающие результат личного участия педагога в реализации обра...