Экспериментальная и инновационная деятельность
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рзаханова Диана Идаятовна

Проект  "Плаета шахмат"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Городской конкурс

молодежных социально-значимых инициатив

«Новое пространство»

Номинация«Спорт и здоровье»

Проект

«Планета шахмат»

http://xn--80aaaquui7agdlq1b7gf.xn--p1ai/img/870115/chess-for-children.jpg

Воспитатель:

Рзаханова Д. И.

Покачи

2022

Содержание

  1. Описание проекта
  2. Актуальность
  3. Цель и задачи
  4. Реализаторы проекта
  5. План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта
  6. Бюджет проекта (смета расходов)
  7. Ожидаемые результаты
  8. Литература
  9. Приложение

«Игроков, которым мастер может с успехом давать ферзя вперед, существуют

 миллионы; игроков, перешагнувших эту ступень, можно насчитать, наверно,

не более четверти миллиона, а таких, которым мастер ничего не может дать

вперёд,вряд ли наберётся больше двух-трех тысяч».

ЭмануилЛаскер

  1. Описание проекта

Проект «Планета шахмат» разработана в целях получения дополнительного образования всеми детьми независимо от их здоровья и индивидуальных возможностей. Он выполняет образовательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи.Проект «Планета шахмат» предназначен для спортивно - оздоровительной работы с воспитанниками дошкольного учреждения, проявляющими интерес спорту. Шахматы в ДОУ определенно влияют на развитие у детей таких качеств, как:  внимание, воображение, мышление память, усидчивость. Обучение детей с ОВЗ игре в шахматы с самого раннего детства помогает детям не отставать в развитии от своих сверстников. Здесь представляется расширение круга общения ребенка, тем самым дети преодолевают свою замкнутость.  

  1. Актуальность

Современной России в новых условиях развития нужны граждане новой формации. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» отмечается: «Развивающемуся обществу нужны…люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».

Одним из способов решения данной задачи может стать увеличение количества занимающихся шахматами на всех уровнях и во всех возрастах. При обучении шахматам, по данным исследований, отмечается увеличение познавательных потребностей, жизненной активности и самостоятельности мышления, повышается общий уровень развития, идет латентный процесс психических преобразований.

В современном мире все больше дети увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, но только умственный. Правительство РФ уделяет большое внимание продвижению шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат.В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является развитие интеллектуальных способностей у подрастающего поколения. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение и воспитывает волю. С воспитанниками своей группы я начала играть в шахматы уже со средней группы. С первого дня моим детям знакомство с шахматами было очень интересным. В прошлом году один воспитанник на городских соревнованиях занял первое место среди подготовительных групп, и ещё одна воспитанница заняла второе место среди воспитанников старших групп. А в этом году трое из моих воспитанников участвовали на городских соревнованиях, одна из них Набиева Э. Э., воспитанница подготовительной группы опять заняла первое место. Мою группу посещает ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно со слабым зрением. Этому ребенку тоже стало интересно знакомство с фигурами. Но чтобы обучить ее даже элементарным понятиям  необходимо приобрести напольные шахматы. При помощи этих шахмат можно обучить не только детей с ОВЗ, но и остальных детей завлечь в эту игру.

Анализ результатов опроса родителей показал: 80% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 60% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

  1. Цель и задачи проекта

        Цель:Формирование системы привлечения дошкольников, в том числе с ОВЗ, к занятиям шахматами через создание и внедрение вертикально-ориентированной схемы развития шахмат в ДОУ.

        Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание условий для раскрытия интеллектуальных способностей воспитанников путем введения в обучение занятий по шахматам;

 2. Совершенствование организационной деятельности по привлечению дошкольников к занятиям шахматами в кружковой деятельности, и совместной деятельности;

3. Создание материально-технических, кадровых и методических условий для повышения профессионального мастерства педагогов.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Разработка проекта «Планета шахмат»
  • Подбор художественной литературы
  • Собрать и изучить информацию о шахматной игре
  • Обеспечение организации напольными шахматами

2 этап. Основной

  • Знакомство с шахматной доской и фигурами (показ презентаций)
  • Проведение дидактических и малоподвижных игр
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
  • Рисование шахматных фигур, заготовка шахматных масок для театра
  • Просмотр шахматных мультфильмов
  • Шахматные партии при использовании интерактивной доски

  1. этап. Заключительный
  • Организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы»
  • Создание шахматного уголка
  • Проведение шахматных турниров, привлечение к участию в шахматном турнире неограниченных детей с ОВЗ.

  1. Реализаторы программы

Главными исполнителями мероприятий Проекта являются: воспитанники,  родители, педагогический коллектив, администрация. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.Данная деятельность будет направлена на достижение единства взглядов административно-управленческого персонала, педагогических коллективов образовательных учреждений города на роль и место воспитания в процессе формирования у обучающихся мотивации для развития социально-значимой деятельности обучающихся, стимулирования активности. Для реализации проекта привлекается воспитанница, победитель городских соревнований среди дошкольников, в качестве тьютера, для оказания деятельностной помощи поддержки детям с ОВЗ.

  1. План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Результат

1 этап

Формирование предложений в план воспитательной работы детского сада

Январь – февраль 2022г.

Рзаханова Д. И.

Планы работы

Подбор литературы для знакомства с шахматами

Воспитатели

Собеседования

Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:

- организация помещения для занятий;

- оснащение помещения необходимым оборудованием (игральные наборы, тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция, наглядный материал);

Воспитатели

Информационная справка

2 этап

Организация дидактического оснащения реализации проекта:

- Организация шахматного уголка в группах;

- Альбом «Великие гроссмейстеры»;

- Книжки-малышки «Азбука маленького шахматиста»;

- Организация работы мини-музея, выставочной экспозиции «Черно-белое королевство»;

- Выставка детских творческих  работ «Ход конем»;

- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;

- Фотовернисаж «С шахматами на ты»;

- Дидактические игрушки: шахматная матрешка, разрезные шахматные картинки, шахматное лото, кубики с картинками шахматных фигур, темные и светлые кубики и др.

Образовательная деятельность:

Тематические образовательные ситуации:

-Шахматная доска

- Шахматные фигуры

-Начальное положение

-Ладья

- Слон

- Ладья против слона

- Ферзь

-Ферзь против ладьи и слона

-Конь

- Конь против ферзя, ладьи, слона

- Пешка

- Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

- Король

- Король против других фигур

- Шах

- Мат

- Ничья

- Рокировка

- Шахматная партия

Развлекательно-игровые и развивающие программы:

- мастер-класс по шахматам;

-Турнир «Поиграй со мной гроссмейстер»;

-Развлечение «Шахматная ярмарка»;

- Презентация «Шахматы - это спорт или игра»;

-Изобразительная мастерская «Пешка.Ферзь.Король.»;

- Спортивный праздник «Страна черно-белых королей»

Кульминационное мероприятие:

- звездный шоу-турнир «Что могут короли!»

Совместные мероприятия с родителями:

- шахматный турнир «Мама, папа, я – шахматная семья»;

- энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»;

- семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры»

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:

- разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту;

- пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ.

Февраль – Апрель

2022г.

В течении года

2 раза в год,

Апрель, октябрь 2022г.

1 раз в месяц

Педагог-тренер

Рзаханова Диана Идаятовна

Воспитатели групп

Педагог- тренер

Педагог- тренер

Воспитатели групп совместно с педагогом-тренером

Стендовая информация

Оформление выставки рисунков

Оформление альбома

Театрализация

Проверка знаний

Праздничные мероприятия

Организация турнира

3 этап

Итоговый проектный день:

  • Творческий отчет педагогов о реализации проекта;
  • Мониторинг и анализ реализации проекта, на основе разработанных критериев;
  • Анализ сравнительной диагностики уровня развития детей, социализации; анализ влияния реализации проекта на динамику развития детей;

Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, медиаархив, данные об участниках проекта)

Ноябрь 2018г.

Итоговое отчетное родительское собрание:

  • Мультимедийная презентация «ДОУ, где все дети одаренные»;

Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития)

Ноябрь 2022г.

  1. Бюджет проекта (Смета расходов)

Наименование

Сумма

Средства гранта

Средства обр. организации

1

Комплект напольных шахмат КШ-8

7900 руб.

2

Магнитная демонстрационная доска

6000 руб.

3

Шахматное виниловое поле

2100 руб.

Итого:

10000 руб.

6000 руб.

16000 руб.

7.        Ожидаемые результаты

Воспитанники:

С помощью внедрения шахматного образования   у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы.

Родители:

  • создано единое образовательное  пространство дошкольного учреждения  и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
  • сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Педагоги:

  • приобретен  педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

  1. Литература
  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: «Просвещение» 1991.
  2.  Гришин В.Г., Ильин Е. «Шахматная азбука». – М.: Детская литература, 1980.
  3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной    игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  4.  Сухин И. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  5. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.
  6. С.Б. Позин. «25 уроков шахмат»– М.: «RussianCHESSHouse/Русский шахматный дом», 2011.

        

  1. Приложение

  1. Игра «Черепаха»





















  1. Игра. «Обжорный ряд»





















  1. Игра.«Роковой мат»





















  1. Игра.«Мат на кухне»





















  1. Игра. «Взятие Бастилии»





















  1. Игра «Взятие Бастилии всадниками»























  1. Игра «Взятие Бастилии  офицерами»





















  1. Игра.«Вампир-шутник»





















  1. Игра.«Вампир-всадник»





















  1. Игра.«Вампирв башне»





















  1. Игра.«Вампирна кухне»





















  1. Игра «Охота боевых слонов на раджу»





















  1. Игра «Охота конницы на раджу»





















  1. Игра «Охота боевых слонов и конницы на раджу»





















  1. Игра «Охота боевых слонов и боевой колесницы на раджу»






















Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

                                                                                                             Городской конкурс

                                                                учебно-исследовательских и творческих работ

                                                                                                              «Юность в науке»

                                                                                  Направление работы: «Математика и                                            информационные технологии».

Тема работы:

«Накопи - потом купи…»

                                                                                                                                                    Автор:

                                                                                                                                         Гаджиев Амир,

                                                                                                                                воспитанник группы

                                                                                                                старшего дошкольного возраста

                                                                                                                               6-7лет гр. «Брусничка»

                                                                                                                               Научные руководители:

                                                                                                                          Рзаханова Диана Идаятовна,

                                                                                                                          воспитатель МАДОУ ДСКВ

                                                                                                                                             «Солнышко»

                                                                                                                    Дворцова Ольга Александровна

                                                                                                                          воспитатель МАДОУ ДСКВ

                                                                                                                                             «Солнышко»

2023г.

Содержание

  1.  Аннотация…………………………………………….......................................................2
  2. План исследования…………………………………………………………………..…...3
  3. Описание работы………………………………………………………………..………..4
  1. История возникновения денег………………………………………….………..5
  2. Что такое экономика? …………………………………………………….……...6
  3. Семейный бюджет – что это такое? ………………………………….…………6
  4. Доходная и расходная часть бюджета…...…………………………………….. 7
  5. Составление семейного бюджета………………………………….………….....8
  6. Экономия семейного бюджета………………………………….………………..9
  1. Заключение …………………………………………………….……………..………….10
  2. Список литературы ………………………………………………………..….................10

Приложение 1………………………………………………………………….…………11

Приложение 2……………………………………………………………….……………15

Приложение 3……………………………………………………………….……………19

  1. Аннотация.

«Нажить много денег – храбрость,

сохранить их мудрость,

а умело расходовать их – искусство»

 (Б. Ауэрбах)

Экономика означает бережливость, экономичность, т.е. разумную трату средств, и не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья. Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Актуальность. Нас с первых дней жизни окружает реклама, и ежедневно в семье мы тоже слышим слова финансовой среды. Взрослые говорят, что человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя лучше, и дети должны уметь правильно пользоваться средствами, которые будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Мы - дети рано включаемся в экономическую жизнь семьи, ходим с родителями в магазины, участвуем в купле – продаже. Чем раньше мы узнаем о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Методы:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, иллюстраций и др.);

Цель исследовательской работы: научится составлять рациональный бюджет семьи.

Задачи проекта:

  1. Получить новые знания о домашней экономике
  2. Ознакомиться с семейным бюджетом и его структурой
  3. Приобрести практические навыки в планировании семейного бюджета

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что он дает возможность получить дополнительные знания о семейном бюджете и экономии средств.

Вид проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: сентябрь 2022г. - февраль 2023г.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

  1. План исследований.

Объект исследования: семейная экономика.

Предмет исследования: бюджет семьи.

Гипотеза: мы сможем сэкономить семейный бюджет и летом отправиться в путешествие.  

Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Реализация проекта осуществляется путем выполнения следующего плана:

I этап – Подготовительный

  • Составление паспорта проекта
  • Выявление уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста по теме «Что такое семейный бюджет?».
  • Подбор и анализ литературы, наглядных материалов по данной проблеме.

II этап – Основной

Виды деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

Коммуникативная, восприятие художественной литературы

Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости), «Как старик корову продавал» С. В. Михалков (формировать представление детей о рекламе).

Просмотр мультфильма «Откуда появились деньги».

Обращение к родителям с просьбой помочь составить бюджет семьи, а также сборе информации.
Выставка копилок «Моя копилка».

Игровая, двигательная

Дидактические игры: «Хочу и надо»», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек», «Идем за покупками».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Сбербанк».

Творческая

деятельность

Оригами кошелка.

Изготовление копилки из папье-маше «Смешарик».

Познавательно- исследовательская

Беседы: «Что такое деньги? Зачем они нужны?», «Современный вид денег - пластиковая карта», «Что такое валюта. Какая бывает валюта?», «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?», «Доходы и расходы»

Презентация - «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег.
НОД: «Семейный бюджет», «Единая семья – единый бюджет».
Изготовление лэпбука, просмотр коллекции монет «Деньги разных городов».

III этап - Заключительный этап

  • Динамика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста по теме «Что такое семейный бюджет?».
  • Анализ результатов проделанной работы.
  • Представить результат проектно – исследовательской работы на конкурс.

Ожидаемый результат проекта

Использование данного проекта показало:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала деньги зарабатываются – потом тратятся.
  • Финансы нужно планировать
  • Семейный бюджет необходимо тратить рационально.

Список литературы

  • Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л.  Экономика домашнего    хозяйства. – Л., 2001
  • Кушина И.В., Кушин Н.А. Домашняя экономика – Тула, 1998
  • Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 2003

  1. Описание работы

 3.1.        История возникновения денег

Наше исследование началось с просмотра мультфильма «Как появились деньги». 

История денег началась так. В одной деревне люди ловили рыбу, а в другой деревне выращивали бананы. У первых рыбы было столько, что они есть не успевали, а у вторых бананов было просто завались. И решили они меняться тебе рыбу, а мне бананы и наоборот. Так появился натуральный обмен.

Постепенно за продукты и нужные товары люди стали отдавать ценные вещи. У одних народов это были красивые ракушки, у других перья редких птиц, а у наших предков шкурки пушных зверей. Это были первые деньги. Шло время на смену ценным предметам пришли украшения из металла: брошки, кольца, серьги и браслеты. Они не портились не ломались и занимали совсем немного мест. Потом придумали переплавлять только ценные металлы в слитки разного веса за большой слиток можно было купить, например, лошадь или дом, а за маленький- мешок зерна или игрушечную лошадку.

Первые монеты придумали и начали делать в древнем государстве Лидии. Кусок металла расплющивали молотком, а потом из пластины вырубали кружок с рисунком. Носить много монет с собой было тяжело и опасно, поэтому люди стали сдавать их на хранение в специальные кладовые, а в обмен получали бумажную расписку. Это были первые бумажные деньги. Цифры на бумажных деньгах появились не сразу сначала это были просто разные рисунки. Но потом люди поняли, что невозможно сосчитать сколько у них денег, поэтому решили печатать на купюрах цифры. Сегодня мы используем не только бумажные купюры и металлические монеты, но и электронные деньги, которые нельзя пощупать

С того времени как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет-нет, да и украдут у кого-нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют. И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или в казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.         

Об электронных деньгах и о том, где хранятся деньги мы узнали из сюжетно ролевой игры «Сбербанк», которую с нами провела Ольга Александровна.  Из этой игры мы узнали, что с помощью пластиковой карты можно оплатить разные услуги: коммунальные услуги, пополнить баланс телефона, оплатить за детский сад. Еще узнали, что если мы не сможем сэкономить нужную сумму на путешествие, то в банке можно получить кредит.

3.2.        Что такое экономика?

Мы с бабушкой сходили в библиотеку. Там из энциклопедического словаря я узнал, что экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства или правило управления домом. Экономика – это те процессы, с которыми люди сталкиваются каждый день.

Человек что-то покупает в столовой, одевается в одежду, покупает билеты в общественном транспорте, дети слушают разговоры взрослых о ценах, заработной плате и т. д. – это все процессы экономические, и они влияют на людей.

3.3.        Семейный бюджет – что это такое?

Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи за определенный период: месяц, полгода, год и т.д. Слово бюджет происходит от почти одинаковых слов на разных языках, допустим: 

  • с французского языка, слово бюджет (budget), означает денежный кошелек. 
  • с английского (budget), означает сумка
  • а с латинского языка (bugla) – это означает кожаная сумка

В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Материальное положение семьи характеризуется именно семейным бюджетом.

Оказывается, в нашем детском саду тоже есть человек, который следит за доходами и расходами сада. Я с ней познакомился, ее зовут Узлипат Салиховна. Она главный бухгалтер нашего детского сада. Так я узнал, что теперь эта профессия называется бухгалтер. Она рассказала, что в детском саду деньгами платят зарплату работникам и закупают технику, канцелярские товары и прочее. И для того, чтобы вести учет всех денег в детском саду нужен бухгалтер. Заработная плата – это деньги, которые получают за свой труд.

3.4.        Доходная и расходная часть бюджета 

Все полученные средства составляют совокупный доход. Итак, весь бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность состоит в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если весы находятся в равновесии, т. е расходы равны доходам - бюджет называют сбалансированным, что принесет к тому что мы не сможем откладывать деньги на отдых. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется экономный. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии и чаще всего домашним бухгалтером является один из родителей. Но в группе мы нашли другой метод составления бюджета. Придумали игру «Семейный бюджет», которая состоит из двух полей: поле доходов и поле расходов. Есть несколько карточек семей, в которые им предлагаются поиграть. Когда мы уже освоили правила, мы предложили воспитанникам группы составить карточку своей семьи и распределить свой семейный бюджет на полях, где они наглядно могут увидеть доходы и расходы семьи.

Ольга Александровна нам рассказала, что сэкономленные деньги можно копить в копилке. Она нам рассказала о том, что впервые копилку начали использовать в древнем Китае в 17 веке. Правда, тогда она имела форму обычной кружки на замке. В нее собирали пожертвования. Интересно, что на самой «копилке» обязательно указывали информацию о том, куда пойдут собранные деньги. И еще, человек, который собирал пожертвования, сам открыть эту «денежную» кружку не мог. Я решил тоже заведу копилку. Раньше мне каждый день, идя домой из сада покупали по киндеру сюрпризу. И на это за 1 месяц уходило 2000р., а после того как завел копилку я стал покупать киндер два раза в неделю. И на это уходило 500р. А сэкономленные 1500р. я бросал в копилку. Мы решили в группе создать выставку «Моя копилка», куда дети принесли свои любимые копилки. Родители с радостью откликнулись на просьбу детей купить детям копилки (ведь до этого копилки были не у всех детей). Ребята с большим удовольствием рассказывали о том, кто подарил им эту копилку и когда. Мы узнали, что копилку в виде кошки Кате подарила бабушка на день рождение. А копилку «Деревянный ящик» родители Милены передают из поколения в поколения, это традиция в их семье. А у Идриса их оказалось целых две одна ввиде большого динозавра. А другая в виде египетского кота. Дети принесли не только копилки, но и денежки, которые они бросали в копилку друзей.

  1. Составление семейного бюджета

Вместе с родителями мы решили составить семейный бюджет.

Моя мама ходит на работу. Она – продавец и за свою работу получает заработную плату. Мои мама и папа много трудятся, чтобы у семьи были деньги. Куда мама отдает заработную плату? Я спросил у мамы. Эти деньги идут в бюджет семьи.

Мой папа пожарный. За свою работу он тоже получает заработную плату. Оказывается, и папина заработная плата, как и мамина, поступает в семейный бюджет.

 Моя сестра Амелия ходит в школу. Ей 8 лет. А еще у меня есть младший брат Аслан. Они вместе получают детское пособие. Детское пособие – это деньги, которые в виде помощи платит государство. Получается, мы их тоже включаем в состав семейного бюджета.

Я как член семьи тоже получаю деньги – детское пособие, а еще и компенсацию за посещение детского сада. Они тоже поступают в семейный бюджет.

У нас еще есть и бабушка, которая и работает, и получает еще и пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии. И эти деньги тоже идут в бюджет семьи.

Когда мы решили отправиться в путешествие, родители начали искать дополнительный заработок. Так мама стала собирать и продавать букеты из мыльных роз, а папа устроился еще на одну работу в ресторан курьером доставки суши и ролл. Мама за месяц на мыльных розах заработала 5000р., а папа – 8000р. Вместе за 1 месяц они заработали 13000р.

Вывод: Я теперь знаю, что семейный бюджет - это все деньги, которые получают все члены моей семьи за месяц.

3.6.        Экономия семейного бюджета

Я провел опрос в детском саду на тему: «Как можно с экономить семейный бюджет».  В опросе участвовали и взрослые и дети. 8 человек ответили, что экономить нужно на коммунальных услугах (тратить воду и свет по необходимости); 10 человек сказали, что нужно вещи носить бережно, чтобы за старшими могли доносить младшие; 5 человек – сказали, что экономить можно на транспорте, маленькие расстояния пройти пешком; 15 воспитанников – сказали можно сэкономить на сладостях.

Раньше в месяц мы на коммунальные услуги тратили 13000р, сейчас мы стали включать свет по необходимости, воду экономить, и теперь мы тратим 12000р. За 1 месяц мы сэкономили 1000р, а за 6 месяцев 6000.

На одежду и обувь мы тратили ежемесячно по 15000р. Сейчас мы стали бережно относится к своим вещам. Мои вещи передались моему младшему братику. Так мы тратим на одежду теперь10000. На этом мы сэкономили за 1 месяц 5000р., а за 6 месяцев – 30000.

Маленькие расстояния мы стали ходить пешком, и такси вызывать только в морозы. Если на такси раньше мы тратили 1400р., то сейчас 400р. в месяц. И на этом мы сэкономили 1000р. за 1 месяц, а за 6 месяцев – 6000р.

На сладости я раньше тратил в месяц 2000р. А теперь в месяц я стал тратить на киндер сюрприз 500р. На покупке сладостей я за 1 месяц сэкономил 1500р., а за 6 месяцев – 9000р.

Таким образом, в общем за 6 месяцев мы всей семьей сэкономили 51000р.

Родители вместе с бабушкой из заработной платы решили тоже откладывать деньги ежемесячно. Папа вместе с бабушкой откладывали по 6000, а мама по 4000р. Итого за месяц они отложили по 16000р, а за 6 месяцев накопилось 96000р.

На дополнительном заработке папа с мамой за месяц накопили 13000, а за 6 месяцев – 78000р.

На эти деньги, которые родители накопили на дополнительном заработке мы купили билеты в Сочи. На билеты мы потратили 78000. И планируем 10 июня поехать на море. 

Оставшиеся 147000 мы планируем потратить на экскурсии по культурным местам.

  1. Заключение

Работа над проектом помогла понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету. Мы познакомились с понятиями «экономика» и «семейный бюджет» и узнали, как семейный бюджет можно экономить и пополнить. Продуктом нашей работы стало создание «Копилки».

 Итак, моя гипотеза подтвердилась: действительно мы смогли купить билеты на отдых. 

Бюджет семьи – это очень сложная и непредсказуемая вещь. За бюджетом семьи нужно постоянно следить и планировать. А семейная экономика – это наука, с которым встречаемся каждый день.

В ходе работы я узнал, что такое семейный бюджет и.

Таким образом, еще раз подтверждается знаменитая поговорка «Копейка рубль бережет». Ведь, если семейными деньгами распоряжается человек, не имеющий чувства меры, это может обернуться настоящей трагедией для всех членов семьи.

  1. Литература

 1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М. : Сфера. - 2002

2. Лунева, Г. Играем в экономику. Дошкольное воспитание. – 2003.

3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников. - М.: Вита-Пресс, 2000.

5. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002.

6. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000.

7. Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л.  Экономика домашнего    хозяйства. – Л., 2001.

8. Кушина И.В., Кушин Н.А. Домашняя экономика – Тула, 1998.

9. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 2003

Приложение 1

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк».

Цель:

Совершенствование навыков сюжетно-ролевой игры путём расширения ориентирования детей в социальной жизни.

Задачи:

обогащать содержание сюжетной игры детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей;

учить воспроизводить в игре профессиональную трудовую деятельность сотрудников банка (управляющего, операциониста, консультанта) и действия клиентов; активизировать воображение на основе развития сюжета игры, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Предварительная работа:

беседа с детьми на тему банковских услуг, для чего нужны банки, какую работу выполняют его сотрудники. Экскурсия с родителями в банк. Изготовление атрибутов для игры в банк (банкомат, игровые паспорта и деньги, импровизированный компьютер). Разучивание стихов по теме.

Оборудование:

Для банкира: стол, стул, телефон, компьютер, папка с документами, печать, галстук-платок, бейдж, деньги разных стран, банкомат.

Для кассира: касса, аппарат для работы с пластиковыми карточками, папка для документации, галстук-платок, бейдж;

Для администратора: банкомат, калькулятор, галстук-платок, бейдж.

Для охранника: стол, стул, компьютер, телефон, бейдж.

Для клиентов банка: пластиковые карты, игровые денежные знаки, кошельки, квитанции, бейджики, бланки, сберегательные книжки, паспорта.

Терминал-банкомат из картона, детские денежные средства, игрушечные паспорта, буклеты с картинками и логотипом банка, бейджи, талоны, плакаты, игрушка «рация», 2 игрушечных компьютера, таблички с надписями.

Ход игры:

1. Приветствие

Дети становятся в полукруг лицом к гостям:

Приветствуем вас, дорогие друзья,

В наш мир интересный мы вас приглашаем

Большая здесь польза и радость большая!

Воспитатель:

Скажите пожалуйста, куда отправляются взрослые, чтобы оплатить услуги, взять кредит, сделать вклад, снять деньги?

Дети: Они идут в банк

Воспитатель: Конечно, в банк! Предлагаю вам сегодня побыть взрослыми и поиграть в банк!

Послушайте стихотворение о банке.

Работать в банке я хочу,

Эта работа не всем по плечу!

Нужно очень много знать:

Нужно деньги выдавать,

Нужно деньги принимать,

Оформлять кредиты,

С людьми не быть сердитым.

Нужно хорошо учиться,

Чтоб ни в чем не ошибиться.

Нет на работе свободной минутки —

Работа в банке — это не шутка!

Воспитатель: А как мы можем назвать свой игровой банк?

Воспитатель: Кто руководит банком?

Дети: банкир, директор, управляющий.

Воспитатель: Кто берет оплату за услуги, открывает счёт?

Дети: кассир, оператор (закрепляем бейджи желающим детям).

Воспитатель: Кто встречает посетителей, следит за порядком в банке?

ПОД: охранник (закрепляем бейдж)

Воспитатель: Кто пользуется услугами банка?

Дети: клиенты.

Воспитатель спрашивает, для чего нужны бейджи и паспорта, объясняет их необходимость.

2. Распределение ролей.

Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются сотрудники. Для распределения ролей сотрудников используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности.

Для себя воспитатель выбирает роль управляющего банка.

Банкир принимает сотрудников на работу и указывает рабочее место.

Банкир. Работники банка, займите свои рабочие места.

Оставшиеся дети получают роли клиентов и выбирают соответствующий реквизит – сумочки, атрибуты костюмов и паспорта. Дети занимают свои места – операторы садятся за столы, включают компьютер, охранник осматривает помещение, по рации сообщает, что всё в порядке. Садится у терминала.

Внимание банк открывается ровно в 9часов. (открывает двери банка). «Уважаемые клиенты банка! Банк начинает свою работу. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».

3. Свободные игровые действия детей (предполагаемый сценарий)

Охранник ходит по залу с рацией и смотрит за порядком.

Диалог персонажей.

1-й Клиент. Здравствуйте,

Консультант- администратор: Здравствуйте,. Чем могу помочь?

1-й Клиент. Я хотел оплатить кредит

Консультант- администратор: Возьмите талон. Проходите, пожалуйста.

Талон А-4 окно №1

Заходит следующий клиент

Консультант- администратор: Здравствуйте. Чем могу помочь?

2-й Клиент. Мне нужно обменять валюту.

Талон У-5 окно №3

Менеджер- кассир: Здравствуйте. Какую операцию вы хотите совершить?

Дайте, пожалуйста, ваш паспорт. Сколько вы хотите, обменят?

2-й Клиент. Я хочу отправиться в путешествие в другую страну и мне нужно обменять 5000 рублей на доллары.

Менеджер- кассир: Распишитесь. Возьмите деньги. Приходите еще.

Директор: Кассир (называет по имени первого кассира, у вас – обеденный перерыв.

Менеджер- кассир: выключает компьютер, закрывает сейф и уходит на обед.

Консультант – администратор: Здравствуйте. Чем могу помочь?

3-й Клиент:

-Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.

Консультант- администратор: -Здравствуйте! Сколько будете снимать?

3-й Клиент:

-(Счет до 1000).Три тысячи рублей.

Банкомат (Вставьте карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту)

Клиент 3:

-Спасибо, до свидания!

Консультант – администратор :. Здравствуйте, Чем могу помочь?

4-й клиент(с коляской).

-Здравствуйте! Мне нужно заплатить за детский сад для старшего ребёнка.

Талона-5 окно № 3

Возвращается кассир1.

Директор: Кассир (называет по имени второго кассира, теперь перерыв – у вас.

кассир2: уходит на обед.

Менеджер – кассир:-Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка. детский сад. Группу.

Сколько будете платить? (клиент называет сумму).

Менеджер – кассир: -Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго…

Консультант – администратор : Здравствуйте. Чем могу помочь?

5-й клиент:

-Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.

Талон С-3 окно №2

Менеджер - Кассир:

Сколько? Назовите ФИО вашей мамы?

(клиент называет сумму).

Менеджер- Кассир:

-Деньги отправлены. ваша мама скоро их получит.

5-й клиент:

-Спасибо.

Директор- банкир (обращаясь к зрителям) : Уважаемые гости! Мы рады были видеть вас в нашем банке. Приходите в наш банк еще! У нас вы можете совершить любую операцию!

4. Игра вместе со взрослыми зрителями

Предварительно гостям раздаются паспорта и деньги.

Гости открытого занятия могут стать «клиентами» банка и играют вместе с детьми, совершают у них «банковские операции».

Банкир : Уважаемые сотрудники, рабочий день закончился. Прошу всех убрать свои рабочие места, уберите деньги и документы в сейф, выключите компьютеры. Всем спасибо. Можете идти домой.

Охранник: Прошу всех сдать ключи.

Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.

Приложение 2

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста

«Единая семья – единый бюджет»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• Познакомить детей с составляющими семейного бюджета

• Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход»

• Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Материал и оборудование: магнитная доска; изображение «Дома-Эконома»; силуэтные фигурки Вини Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика, Совы, кошелька; «чудесный мешочек» (15 x 20 см); фишки с изображением Вини Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика, Совы; карточки-схемы «Доход» (монеты сверху над открытым кошельком) и «Расход» (монеты внизу под открытым кошельком); кошельки по количеству детей; модели «Семейный бюджет» по количеству детей (разрезной круг с цветными секторами: синий сектор – зарплата папы, красный сектор – зарплата мамы, жёлтый сектор – пенсия бабушки, зелёный сектор – пенсия дедушки, оранжевый сектор – стипендия брата или сестры).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в гости в сказочный дом – Эконом. Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.

         Живут в этом доме Вини Пух и его семья: Пятачок, ослик Иа, Кролик и умная Сова (выкладывает возле дома фигурки Вини Пуха, Пятачка, ослика, Иа, Кролика, Совы).  

         Умная Сова работает в библиотеке. И за свой труд получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Ослик Иа – самый старший житель этого дома. Сейчас Ослик на пенсии, он уже не ходит на работу. Он выращивает овощи для всей семьи. Но раньше, много лет Ослик трудился в парке культуры и отдыха, катал на своей тележке детей. И за это он получает пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии.

Кролик учится в университете. И за свой труд (учёба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу.

Вини Пух увлекается выпечкой. Особенно ему нравится печь торт «Медовик».

А Пятачок – самый младший в семье. Он ходит в детский сад, и не получает никаких денег. Но Пятачок помогает вести домашнее хозяйство: пылесосит ковры, моет посуду, поливает цветы.

Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелёк).

- Ребята, а что кладут в кошелёк? (деньги)

- Давайте поиграем в игру «Бюджет семьи Вини Пуха». У меня в мешочке лежат фишки с изображением всех членов семьи Вини Пуха. (приложение 3) Кого я назову, достаёт из мешочка одну фишку, называет кто на ней изображён. Если этот член семьи кладёт деньги в семейный бюджет, вы прикрепляете фишку к кошельку, а если не кладёт деньги в семейный бюджет, то вы убираете фишку в сторону.

- Сова кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)

- Ослик Иа кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию)

- Кролик кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает стипендию)

- А Вини Пух и Пятачок? (нет, они не получают деньги)

- Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают.

- Так из чего состоит бюджет семьи Вини Пуха? (из зарплаты Совы, пенсии ослика, стипендии Кролика).

- Ребята, а хотите узнать, из чего состоит бюджет вашей семьи? (да)

- Перед каждым лежит кошелёк. Это ваш семейный бюджет. Достаньте из своего кошелька разноцветные сектора. Для вас их подготовили ваши родители. Сложите их так, чтобы у вас получился круг. Посмотрите на свой круг и на круг соседа. Одинаковые они? (нет, разные)

- Разные они потому, что в каждой семье семейный бюджет разный, и зависит он от членов семьи, которые проживают вместе.

Синий сектор обозначает заработную плату папы.

Красный сектор – заработную плату мамы.

Жёлтый сектор – пенсию бабушки.

Зелёный сектор – пенсию дедушки.

Оранжевый сектор - стипендия брата или сестры.

Воспитатель обращается к ребёнку, который проживает только с родителями:

- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы)

Воспитатель обращается к ребёнку, в семье которого есть студент:

- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы, стипендии брата)

Воспитатель обращается к детям, проживающим с бабушкой или дедушкой; только с мамой и т. п.

- А, чтобы вам легче запомнить, из чего состоит семейный бюджет, мы поиграем в игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.

Разминка «Бюджет семьи»

Раз, два, три, четыре, пять     шаги на месте

Будем мы в бюджет играть!

Раз – зарплата папы,               чуть-чуть присесть

Два – зарплата мамы,             присесть ниже

Три – бабушкина пенсия,       присесть ещё ниже

Четыре – братика стипендия. присесть ещё ниже

Ну а пять – ещё мал,                 присесть на корточки

Не имеет капитал.                     развести руки в стороны

Он как только подрастёт –       медленно подниматься

Будет приносить доход.

- Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход. Посмотрите каждый на свой круг и скажите, все ли сектора одинаковые по размеру? (нет)

- Правильно, у кого-то синий сектор самый широкий. Это обозначает, что зарплата папы больше, чем у других членов семьи.

- Какого цвета самый узкий сектор? Что он обозначает? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей.

- Ребята, семейный бюджет может увеличиваться или уменьшаться. Умная Сова в этом месяце хорошо потрудилась и получила премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. Как вы думаете, доход семьи увеличился? (да)

- Правильно. А раз увеличился доход, значит увеличился и семейный бюджет. Денег в семейном бюджете стало больше или меньше? (больше)

- Подумайте и скажите, тратит ли семья Вини Пуха деньги из семейного бюджета? (да, тратит)

- На что? (на еду, одежду, проезд в транспорте)

- Трата денег на разные нужды называется – расход. Вини Пух стал задумываться о том, что он слишком много денег тратит на покупку мёда для выпечки торта «Медовика». Тогда он построил пасеку и стал качать мёд. Мёда оказалось столько много, что Вини Пух решил продавать его на рынке. Как вы думаете, увеличился или уменьшился семейный бюджет от продажи мёда? (Увеличился)

- Почему? (Доход семьи стал больше: Вини Пух уже не тратит деньги на покупку мёда, а получает деньги от продажи).

- Теперь изображение Вини Пуха можно прикрепить к кошельку «Семейный бюджет»? (да, он тоже зарабатывает деньги)

- Ребята, посмотрите, как умная Сова изобразила «Доход» и «Расход» семейного бюджета.

Воспитатель показывает карточки с изображением «Дохода» и «Расхода»:

- Кто из вас уже догадался, какая карточка обозначает доход? (ответы детей)

- Почему ты так считаешь? (монеты падают в кошелёк)

- А что обозначает карточка, на которой монеты падают из кошелька? (расход)

- Ребята, вы хорошо потрудились, давайте поиграем. Игра называется «Доходы и расходы семьи Вини Пуха». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.

- Сова получила премию (хлопают)

- Пятачок купил воздушный шарик (топают)

- Вини Пух продал мёд (хлопают)

- Ослик купил семена моркови (топают)

- Кролик получил стипендию (хлопают)

- Сова заплатила за электроэнергию (топают)

- Вини Пух купил бочонок для мёда (топают)

- Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход. В следующий раз умная Сова расскажет нам, какие бывают расходы и почему нужно быть экономным. А сейчас нам пора возвращаться.

- У кого в гостях мы сегодня были?

- Что нового узнали?

- Что больше всего понравилось?

Используемая литература:

Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх:

Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 1994.

Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для

детей младшего школьного возраста. М., 1992.

Смоленская А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в

экономку, С-Пб.,2001.

Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1997.

Приложение 3.

Игра «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материалы: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Магазин»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). Материалы: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание. Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

Игра «Монополия»

Цель: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

Игра «Идем за покупками»

Цель: реализация возможности практически осуществить процесс покупки товара.

Материал: списки покупок, корзинка для товаров, отделы магазина, карточки с товарами, игровые монеты и купюры.

Правила игры: Разложить товары по полкам отделов. Выбрать в магазине товары согласно списку покупок; Подсчитать их стоимость и оплатить в кассу.

Усложнение:

Вариант 1.Предложить детям выбратьХочу такой сайт товары на определенную сумму.

Вариант 2. Найти товары с одинаковой стоимостью.

Вариант 3. «Четвертый лишний». В корзину положить 4 товара, три из них из одного отдела, а четвертый из другого.

Вариант 4. «Сдача». Один игрок расплачивается за товар купюрой (монетой), задача второго игрока дать сдачу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс молодежных проектов среди физических лиц

«Росмолодежь. Гранты 2 сезон.»

Номинация «Стирай границы»

Всероссийский конкурс молодежных проектов среди физических лиц «Росмолодежь. Гранты 2 сезон.» 

Номинация «Стирай границы»

Проект

«Живые шахматы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Солнышко», г. Покачи

  C:\Users\РБТ\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\20690_interaktivnyy-mobilnyy-ko.jpeg                     C:\Users\РБТ\Downloads\ШАХМАТЫ.jpg         

                                                                         Рзаханова Диана Идаятовна  

                                                                           8-908-893-72-88; 8(34669) 7-00-50

2024

ЗАЯВКА №    1

НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ «РОСМОЛОДЕЖЬ. ГРАНТЫ 2 СЕЗОН.»

  1. Название номинации конкурса

        «Стирай границы»

  1. Название проекта

«Живые шахматы»

3. Город

Покачи

ФИО руководителя проекта

Рзаханова Диана Идаятовна

Должность

Воспитатель

(для организаций)

Паспортные данные

    6709                                       №  921133

(серия)

(номер)

выдан 14.01.2010,  ОУФМС России по ХМАО-Югре в г. Покачи

(когда и кем выдан) 

Адрес регистрации

Адрес фактического проживания

г. Покачи, ул. Комсомольская, д. 2 кв.19

г. Покачи, ул.Таёжная, д. 16 кв.83

Контактный телефон

8-908-893-72-88

Электронная почта

diana.rzahanova@yandex.ru

  1. Полное наименование организации - заявителя

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Краткое наименование

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

  1. ФИО и должность руководителя организации

Морозова Галина Владимировна   __________

Заведующий____________________________

 

  1. Адрес организации

 

Юридический

628661, Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Покачи, ул. Молодежная, д.15/1

Фактический

628661,   Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Покачи, ул. Молодежная, 15/1

  1. Тел./факс организации

8(34669), 7-00-50

Электронная почта

solnihko65@mail.ru

8621003601 / 862101001

  1. Банковские реквизиты:

ИНН/КПП                                          

Администрация г.Покачи

030.00.009.2 (МАДОУ ДСКВ «Солнышко»)

к\с

03234643718840008700

БИК ТОФК

007162163

РКЦ ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ЕКС

\\УФК по ХМАО-Югре г. Ханты-Мансийск        

40102810245370000007

                           Коды:

ОГРН

1028601417965

                                  ОКАТО

71184000000

ОКОГУ

4210007

ОКОНХ

92310

ОКПО

49841202

ОКТМО

71884000

ОКФС

14

ОКОПФ

75401

ОКВЭД

85.11, 85.41, 85.41.91

  1. ФИО бухгалтера, ответственного за подготовку отчетности по проекту

Манакова Наталья Владимировна

  1. География проекта

г. Покачи

  1. Партнеры

Дошкольные  организации  города  Покачи

  1. Длительность проекта (мес.)

 12 месяцев

  1. Общий бюджет проекта (руб.)

939 500,00 рублей

16.Краткое описание проекта

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста.

В центре современного образования лежит идея развития личности, воспитание личностных качеств ребенка, формирование его способностей. В этих условиях, дошкольная образовательная организация не может быть простым источником воспитания и обучения, а должна ориентироваться на возрастающую роль интеллектуального развития детей, на социальные изменения, происходящие в обществе, которые определяют развитие системы образования.

Именно поэтому дошкольная образовательная организация ставит задачу формирования инженерного мышления у ребенка-дошкольника.

Воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности – задача современного педагога. Уделяя внимание всестороннему развитию ребенка, педагоги МАДОУ ДСКВ «Солнышко» в своей работе важную роль отводят повышению познавательной активности через популяризацию шахматной игры. Коллектив педагогов нацелен на формирование у дошкольников качеств, необходимых будущему успешному инженеру: способности комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, развитие внимания творческого и логического мышления.

Цель данного проекта:

Использование инновационных технологий для успешной самореализации дошкольников через обучение игре в шахматы.

Задачи:

- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;

- обеспечить успешное овладение детьми элементарных навыков игры в шахматы;

- учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение;

- формировать стремление детей к самостоятельному решению логических задач;

- развивать простые комбинационные приемы с использованием информационно-коммуникативных технологий (интерактивный пол Magium) и DGT шахмат;

- организовать предметно-развивающую среду «Шахматный центр» в группах старшего и подготовительного возраста;

- воспитывать настойчивость, усидчивость, целеустремленность, внимательность, уверенность, память, наблюдательность.

Шахматы являются лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В эту игру веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности. Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность. Именно в игровой форме педагоги обучают детей элементарным навыкам игры в шахматы. А для обучения детей комбинационным приемам педагогами старших и подготовительных групп в своей работе планируется использовать DGT-шахматы.

Данный проект будет реализован административно-организационной   группой и консультативно -  методической группой МАДОУ ДСКВ «Солнышко». В состав, которых будут входить заведующий, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, главный бухгалтер, воспитатели старших и подготовительных групп.

DGT шахматы предназначены для большей практики и обучению комбинационным тактикам в игре.

По окончании реализации проекта прогнозируется:

  • обучить воспитанников игре в шахматы и добиться значимых успехов в турнирах;
  • значительно улучшить уровень игры;
  • изучить различные шахматные ситуации; 
  • проанализировать свои партии и партии соперника;
  • подготовиться к турнирам городского уровня. 

Новизна проекта состоит в том, что данная DGT технология является инновационной при обучении шахматам дошкольников, которая непременно вызовет большой интерес у детей, родителей и педагогов.

Для организации мероприятий в рамках проекта будут привлечены 5 педагогов, 10 детей с групп компенсирующей направленности 5-7 лет, 40 детей с групп общеразвивающей и комбинированной направленности. Всего предполагается привлечь в реализацию проекта более 40 детей и более 20 взрослых.

При проведении итогового мероприятия -  Квеста для дошкольных организаций   города   планируется привлечь 25 детей и 25 родителей.

Планируется взаимодействие со всеми дошкольными образовательными организациями (консультирование и мастер-классы, проводимые сотрудниками учреждений).

Проект планируется реализовать в течение 12 месяцев, и в дальнейшем продолжать работу в данном направлении. Для реализации проекта требуются денежные средства в размере 939 500 рублей.  

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Описание организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко» открыто 03.09.2007 г. (Постановление главы города Покачи от 09.06.2007 г. № 368), является правопреемником по правам и обязательствам муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 3». С 01.04.2011 преобразовано в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (Постановление главы города Покачи от 21.01.2011 №25), Устав МБДОУ ДСКВ «Солнышко» в новой редакции утверждён Постановлением главы города Покачи от 28.03.2011 №197. С 11.01.2013 года преобразовано в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида (Постановление главы города Покачи от 07.11.2012 №1084 в редакции от 11.12.2012 №1214), Устав МАДОУ ДСКВ «Солнышко» утвержден Постановлением главы города Покачи от 21.12.2012 №1287.

В детском саду реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), ФГОС ДО, примерной комплексной программы «Радуга» (авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова).

Концепция развития дошкольного учреждения является частью программы развития МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Цель: повышение конкурентной способности дошкольного учреждения через повышение качества образовательного процесса.

Задачи:

1. Определение ядра таких ценнейших человеческих качеств, которые наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве и войдут в «Золотой фонд зрелой человеческой личности».

2. Необходимость учета не только того, что ребенок этого возраста может усвоить при обучении, но и того каких физических и душевных сил это от него потребует.

3. Выстраивание оптимального режима работы, обеспечивающего развитие специфических для данного возраста видов деятельности, в которых наиболее успешно усваивается содержание, и формируются новые физиологические и психологические функции.  

В Концепции определен образ выпускника дошкольного учреждения – Модель выпускника, определены основные идеи для реализации в практической деятельности.

Постановка проблемы

Грамотные родители сегодня хотят не только «присмотр и уход». Им важно, чтобы детский сад помогал им воспитывать всесторонне-развитую и гармоничную личность, и очень здорово, если садик готов предоставить родителям эту возможность. Создание и развитие таких «кружков» и «секций» - всегда большой шаг вперёд в развитии детского сада, особенно если использовать для занятий интерактивное оборудование. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своем темпе, а педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

Обучая игре шахматы детей и педагогов МАДОУ ДСКВ «Солнышко», я столкнулась с такой проблемой. Педагогам недостаточно материально-технического оснащения для обучения игры в шахматы. Интерактивный мобильный пол Magium, который мы предлагаем приобрести, соответствует ФОП ДО и ориентирован на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Данное оборудование и программа подходит для детей дошкольного возраста, в том числе и для детей с ОВЗ. Интерактивный пол дает педагогам возможность дополнить, разнообразить или построить курс психологической коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия с интерактивным полом проходят в подвижном формате, что является острой необходимостью в современном обучении, а также профилактикой гиподинамии.

Интерактивный пол Magium в базовой комплектации представляет с собой острова «Амазоника», который включает в себя целый блок логических игр: «Шашки», «Шахматы», «Пятнашки», «Судоку», «Мемори», «План парка», «Башня». В них заложены базовые понятия. Данные игры развивают логику, пространственное мышление, креативность, умение анализировать и сопоставлять., что удовлетворяет все потребности подготовки ребенка к знакомству игре шахматы,

Приобретая интерактивное оборудование для занятий, мы:

  • планируем улучшить материально-техническую базу детского сада;
  • педагоги, осваивая интерактивные комплексы и создавая программы для занятий, повысят свою квалификацию и углубляют знания;
  • повысится престиж детского сада и увеличится заинтересованность родителей в обучении дошкольников игре в шахматы.

После освоения основного материала по игре шахматы, по обучению комбинационных тактик в игре педагогам дошкольной организации не хватает практики. Для этого предлагается приобрести шахматный компьютер DGT «Кентавр», который всегда адаптируется к любому уровню знаний ребенка. Эта модель шахмат добавит больше практики и одновременно научит детей и педагогов необходимым комбинационным приемам. Его главная особенность – адаптивная интеллектуальная шахматная программа, которая автоматически подстраивается под любую игровую силу, чтобы у ребенка или педагога всегда был подходящий партнер по игре. «Кентавр» всегда готов бросить вызов, помочь в анализе позиции и повышению шахматного мастерства. Он имеет систему подсказок и возможность установить любую позицию.

Кроме этого, используя в своей работе кружковой деятельности DGT шахматы, позволят педагогу наблюдать одновременно за несколькими партиями, что тяжело сделать в обычном шахматном кружке.

 Необходимо всегда искать новые пути, интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Эффективным средством такого развития является игра в шахматы. А использование компьютерных технологий позволяет ребенку еще больше стремиться к развитию интеллектуальных способностей.

Шахматы учат ребенка быстро думать, а используя DGT-технологии дети(педагоги) повышают свой рейтинг среди остальных игроков. Тем самым ребенок получает мотивацию на дальнейшее участие в турнирах.

 

Рабочий план реализации проекта

План-график реализации проекта на 2024 – 2025 уч.г.

Сроки

проведения

Мероприятие

Ответственный

Источник финансирования

СЕНТЯБРЬ

  • Диагностика уровня обучения игры в шахматы
  • Родительская встреча «Знакомство с проектом»

Воспитатели старших и подготовительных групп

Средства дошкольной организации

ОКТЯБРЬ

  • Проведение родительского собрания: знакомство родителей с островками: «Зазеркалье», «Чудолесье», «Логикум», «Креативия», «Облачко»;
  • Памятка «Полезные советы для родителей»;
  • Приобретение оборудования для проекта.

Воспитатели Рзаханова Д. И.,

Будайчиева Р. Д.,

Якубова З. Ф.,

Нургалиева Г. И.

Грант, средства дошкольной организации

НОЯБРЬ

  • Создание предметно - развивающей среды: оформление «Шахматного центра» с помощью оборудования MAGIUM;

  • Детская гостиная «Хитрые вопросики»

  • Встреча с выдающимся шахматистом города (Волохов В. А. – учитель физической культуры СОШ №2, шахматист 2 разряда)

  • Знакомство с шахматными фигурами с помощью программы «Динозаврики учат играть в шахматы»,

Воспитатели старших и подготовительных групп

Воспитатель

Адуева Г. Г.

Воспитатель

Рзаханова Д. И.

Воспитатель

Саадуева Н. П.

Средства дошкольной организации

ДЕКАБРЬ

  • Шахматный турнир среди воспитанников старших и подготовительных групп «Отважная пешка».
  • Изучение шахматных позиций с помощью программ  оборудования MAGIUM.

Воспитатели Рзаханова Д. И.

Будайчиева Р. Д

Якубова З. Ф.

Нургалиева Г. И.

Средства дошкольной организации

ЯНВАРЬ

  • Семейный шахматный турнир «Юный шахматист»;
  • Выставка рисунков «Мир шахмат» (совместные работы детей и родителей)

Воспитатели Рзаханова Д. И.

Адуева Г. Г.

Будайчиева Р. Д.

Нургалиева Г. И.

Средства дошкольной организации

ФЕВРАЛЬ

  • Шахматный турнир среди воспитанников кружка «Юный шахматист»;
  • Просмотр видео материалов «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»
  • Встреча с выдающимся шахматистом города и дедушкой одного из воспитанников Мосийчук М. И.
  • Знакомство с понятиями «дебют», «эндшпиль» и «миттельшпиль»

Воспитатель Рзаханова Д. И.

Воспитатель

Саадуева Н. П.

Воспитатели

Рзаханова Д. И.

Якубова З. Ф.

Воспитатель

Рзаханова Д. И.

Грант, средства дошкольной организации

МАРТ

  • Шахматный театр с участием педагогов, детей и их родителей;
  • «Шахматный брейн-ринг» с участием педагогов ДОУ(использование островка «Амазоника»);
  • Учить детей решать шахматные позиции с помощью программы «Амазоника».

Воспитатели старших и подготовительных групп и родители

Средства дошкольной организации

АПРЕЛЬ

  • Подведение итогов об использовании DGT-шахмат в кружковой и досуговой деятельности на дне открытых дверей

Воспитатель

Рзаханова Д. И.

Родители

Грант, средства дошкольной организации

МАЙ

Квест-игра «Шахматный калейдоскоп»

Родители

Воспитатель Рзаханова Д. И.

Средства дошкольной организации

1 раз в квартал

Публикация на сайде МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Воспитатель Рзаханова Д. И.

Средства дошкольной организации

2 раза в год

Публикации в газете «Покачёвский вестник».

Воспитатель Рзаханова Д. И.

Средства дошкольной организации

2-3 раза в год

Участие детей и педагогов в онлайн блиц-турнирах

Педагоги, дети

Средства дошкольной организации

Конкретные ожидаемые результаты.

Оценка  результативности   проекта

Мероприятия

Количественный показатель

Качественный  показатель

Проведение родительского собрания:

знакомство родителей с проектом; формулирование  главной цели проекта и его составляющих.

40 родителей

1. Повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей.

2. Активная родительская позиция.

3. Обеспечение социальной адаптации и интеграции в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечение участия всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

5. Сформированность у детей представления о шахматах, о шахматных комбинациях, комбинационных тактиках.

6. Обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения.

7. Развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности.

8. Организация предметно-развивающей среды в группе:

-«Шахматный центр».

9. Воспитать усидчивость, целеустремленность, внимательность, уверенность, память,

10. Взаимодействие с новыми участниками. Это важное условие профессионального роста, освоения передового педагогического опыта, повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Занятия в «Шахматном центре» с использованием оборудования MAGIUM и островка «Амазоника».

Проведение цикла интегрированных занятий о шахматах (математика. Развитие речи, изо, художественный труд).

Создание выставки на тему: «Шах и Мат»;

Проведение     игры: «Центр     подготовки юных гроссмейстеров»

10 детей с ОВЗ с группы    компенсирующей направленности,

26 детей с групп комбинированной направленности, 20 детей с групп общеразвивающей направленности, посещающих МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Участие  детей  в  городском  шахматном турнире: «Юный шахматист»

4 ребёнка

Семейное участие в городском турнире

2 ребенка, 2 родителя

Участие в шахматной викторине «Юный гроссмейстер» с использованием оборудования MAGIUM

4 ребенка

Мастер-класс для педагогов «Знатоки шахматной грамотности» с использованием оборудования MAGIUM и островка «Амазоника».

20 педагогов

Публикация  в  газете «Покачёвский вестник»

2 публикации

Публикация в VK в сообщесте организации МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

1 раз в два месяца

постоянно

Проведение итогового мероприятия для дошкольных организаций города:

Квест «Шахматный калейдоскоп»  с использованием оборудования MAGIUM и островка «Амазоника».

25 детей и  

25 родителей.

Участие детей и педагогов в онлайн блиц-турнирах

2 ребенка с группы    компенсирующей направленности, 4 детей с групп комбинированной направленности, 6 детей с групп общеразвивающей направленности, посещающих МАДОУ ДСКВ «Солнышко» и 12 родителей

Схема управления проектом.

                                 

Резюме:

Ф.И.О.

 Рзаханова Диана Идаятовна

Дата рождения

28.05.1989

Домашний адрес

город Покачи, улица Таежная, дом 16, квартира 83

Телефон

8-908-893-72-88

Эл. Почта

diana.rzahanova@yandex.ru

Образование

Неполное высшее

Место работы

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Ф.И.О.

Будайчиева Рема Джавидовна

Дата рождения

27.08.1978

Домашний адрес

город Покачи, улица Комсомольская, дом 15, квартира 16

Телефон

8-982-219-82-73

Эл. Почта

   rema1978mail.ru

Образование

Неполное высшее

Место работы

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Ф.И.О.

Нургалиева Гульназ Ильшатовна

Дата рождения

04.04.1992

Домашний адрес

город Покачи, улица Комсомольская,дом7, квартира 50

Телефон

8-952-705-16-77

Эл. Почта

solnihko65@mail.ru

Образование

Высшее

Место работы

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Ф.И.О.

Адуева Гульнара Гамзаевна

Дата рождения

18.05.1978

Домашний адрес

город Покачи, улица Ленина, дом , квартира  

Телефон

8-909-039-36-99

Эл. Почта

solnihko65@mail.ru

Образование

Высшее

Место работы

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»


Ф.И.О.

Морозова Галина Владимировна

Дата рождения

14.04.1983

Домашний адрес

город Покачи, улица Комсомольская, дом 5, квартира 16

Телефон

8-904-464-97-06

Эл. Почта

galka14.04@mail.ru

Образование

Высшее

Место работы

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Ф.И.О.

Красулина Светлана Алексеевна

Дата рождения

17.06.1979

Домашний адрес

город Покачи, улица Мира, дом 4, квартира 108

Телефон

8-908-894-62-68

Эл. Почта

krasulina79@list.ru

Образование

Высшее

Место работы

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Ф.И.О.

Якубова Зелиха Фетулаховна

Дата рождения

10.09.1976

Домашний адрес

город Покачи, улица Косомольская дом 7, квартира 43

Телефон

8-982-505-92-39

Эл. Почта

zeli76@mail.ru

Образование

Высшее

Место работы

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

                                 

          БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Основные расходы бюджета в сумме 939 500,00 рублей предусмотрены на приобретение оборудования и предметов длительного пользования. Планируется приобрести оборудование для оформления «Шахматного центра» в группах старшего и подготовительного к школе возраста детей в МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Также в процессе реализации проекта будут необходимы дипломы для награждений участников проекта (педагогов, воспитанников и их родителей).

К данному комментарию прилагается смета с наименованием всех необходимых товаров (оборудования и предметов длительного пользования) и их стоимости на 10.09.2024 года.

Смета приобретения оборудования и товаров длительного пользования

п/п

Наименование

Кол-во

Цена (руб)

Сумма (руб)

1.

Компьютерная шахматная доска

6

39500

237 000

2.

Оборудование «Мобильный Magium»

1

700 000

700 000

3.

Дипломы

50

50

2 500

Итого:

939 500,00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...