Конспект НОД в старшей группе по региональной парциальной программе «Крымский веночек»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жовтановская Агния Сергеевна

Конспект НОД в старшей группе

по региональной парциальной программе

«Крымский веночек»

Тема: «Животный мир Крыма»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kryms_venochek_zhivotnye.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Чебурашка»

Конспект НОД в старшей группе

по региональной парциальной программе

«Крымский веночек»

Тема: «Животный мир Крыма»

Подготовила воспитатель:

А. С. Жовтановская

Саки, 2022 г.

Конспект НОД в старшей группе

по региональной парциальной программе

«Крымский веночек»

Тема: «Животный мир Крыма»

Цель: формирование элементов экологического мировоззрения, экологической воспитанности, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма.

Программные задачи:

Познавательное развитие:

- расширение и обогащение знаний детей о  диких животных Крымского полуострова;

- уточнение их представлений о зверях Крымского леса, степей и лесостепей Крыма.

Речевое развитие:

- развитие речи детей как средства общения.

- активизация словаря детей словами:

- приобщение детей к словесному искусству через слушание загадок.

Художественно-эстетическое развитие:

- через элементы раскрашивания запоминать внешний облик животного;

- развитие мелкой моторики;

- развитие способности к творчеству.

Физическое развитие:

- обеспечение максимальной двигательной активности в процессе образовательной деятельности, формировать умение двигаться и выполнять движения по содержанию стиха;

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать интерес и любовь к природе Крыма, бережное отношение к их представителям.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы: наглядный, словесный.

Приемы: показ  слайдов.

Формы: рассказ воспитателя об интересных фактах, рассматривание и обсуждение.

Предварительная работа: рассматривание животных Крыма в познавательных книжках-раскрасках «Животные Крыма» (составитель Э.Ф.Кемилева, А.В.Супрычёв), чтение стихов и рассказов о животных.

Материал и оборудование: презентация «Животные Крыма», раскраски «Животные Крыма», цветные карандаши.

Содержание организованной образовательной деятельности:

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Воспитатель:

Ребята, я рада приветствовать вас. И начать наше занятие я хочу с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель:

- О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром.

Воспитатель:

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в Крымский лес, затем мы будем путешествовать по степям и лесостепям Крыма, чтобы познакомиться с животными Крыма. Итак, мы с вами отправляемся в крымский лес.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель:

Слайд 1.

- Самый крупный зверь Крымского полуострова – КРЫМСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ. Он водится в горных лесах и относится к аборигенам Крыма. Олень – грациозное животное: он легконог, строен, у него гордая посадка головы и широкие ветвистые рога. Именно этой благородной стати олень обязан своему названию. Голову самца венчают большие ветвистые рога – грозное оружие турнирных боёв.

Слайд 2.

- Издавна жил в крымских лесах ДИКИЙ КАБАН. Кабаны всеядны. Основа их рациона питания – коренья, жёлуди, грибы, всевозможные плоды и орехи, а уж когда совсем голодно – в дополнение идут насекомые, их личинки, мелкие грызуны, птичьи яйца.

Слайд 3.

- Больше всего КОСУЛЬ обитает на лесных склонах Главной горной гряды. Косули очень похожи на оленей, подобно оленям, самцы косуль носят разветвленные рога, но меньших размеров. Питаются травянистыми растениями, древесной порослью, почками, листьями и корой.

Слайд 4.

- БАРСУК ОБЫКОНОВЕННЫЙ обитает в горнолесной части Крымского полуострова. Встретить его в дикой природе довольно сложно, так как барсук ведет ночной образ жизни. Живут барсуки в норах, которые они роют в несколько этажей до 5м в глубину. Пол его норы всегда выстлан для дизинфекции душистыми травами. У барсука длинный  грубый мех. Питается грызунами, ящерицами, лягушками, мелкими птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, дождевыми червями, грибами, якодами, орехами, травой.

Слайд 5.

- На Крымском полуострове широкое распространение получил вид БЕЛКИ-ТЕЛЕУТКИ.

Основная пища белок – орехи, семена сосны, желуди дуба, косточки кизила и другие дары крымских лесов. Из-за летней жары белки практически полностью сбросили свое меховое одеяние, оставив только пышный хвост и кисточки на ушах.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех на «Звериную зарядку». Заводите круг.

Дети заводят круг и выполняют движения, проговаривая слова.

Мы проверили осанку           (Дети стоят в кругу спина прямая, руки на поясе)

И свели лопатки,                                 (Отводя руки чуть назад, сводят лопатки)

Мы походим на носках,                                            (Ходьба по кругу на носках)

А потом на пятках                                                      (Ходьба на пятках)

Пойдем мягко, как лисята                                 («Крадущийся» шаг на носках)

И как мишка косолапый,                (Имитируют «походку» медведя, идут на

внешней стороне стопы)

И как заинька трусишка,                           (Прыжки с продвижением вперед)

И как серый волк – волчишко.                                                    (Легкий бег)

Вот свернулся еж в клубок,                  (Наклоны вниз с округлением спины)

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся,                                       (Дети поднимаются на носки)

Ежик сладко потянулся.                                                     (Тянут руки вверх)

Воспитатель:

- Продолжим наше путешествие  по степям и лесостепям Крыма, и посмотрим, какие там живут животные.

Слайд 6.

- Самым крупным хищником с Крымского полуострова являются ЛИСИЦА. Основная лисья пища – мыши, суслики, хомяки, ежи, яйца птиц, а если повезёт, то и сами птицы, зайцы и дикие кролики.

Слайд 7.

- В Крыму широкое распространение получил ЗАЯЦ-РУСАК. На полуострове он встречается везде, где есть растительность, которую он употребляет в пищу. Цвет шерсти крымского зайца почти не меняется (крымские зайцы зимой и летом одним цветом – серые с буроватой спинкой). У  крымских зайцев - шкурка на холке может сильно вытягиваться.

Слайд 8.

- Ярким представителем крымских степей является СУСЛИК. Это очень осторожные животные, выбираясь из норы, они становятся на задние лапки и осматриваются по сторонам. У них есть привычка прятать запасы пищи в защечные мешки. Они едят корешки, траву, зёрна, плоды, а также мелких насекомых, на которых они охотятся вблизи норок.

Слайд 9.

- СТЕПНОЙ ХОРЁК встречается практически по всему Равнинному Крыму: в полях, лесопосадках и в населенных пунктах. Отличное обоняние позволяет хорьку успешно охотится в ночное время суток, а ловкость и мощные когтистые передние лапы – догонять и, при необходимости, преследовать добычу, укрывшуюся в норе. Питается грызунами, не брезгует жабой или лягушкой, при случае охотится на змей. Застигнутый врасплох или загнанный в угол – выпрыскивает специфическую жидкость с резким, крайне не приятным запахом.

Слайд 10.

- БЕЛОГРУДЫЙ ЁЖ живёт в Крыму, по мнению ученых, не менее 2,5-3 млн лет. Ежовые гнёзда часто располагаются открыто. Питание у ежа очень разнообразно. В основном это животная пища – различные насекомые, даже ядовитую гадюку, птиц, грызунов вплоть до размера серой крысы.

Воспитатель:

-А теперь мы поиграем в игру «Я загадку разгадаю, и раскраску получаю» (Воспитатель читает загадку, кто из детей отвечает первый, получает раскраску и картинку с цветным изображением).

Ветвисты и остры

На голове его кусты,

Ими он врагов пугает

И к себе не подпускает,

Сам других не обижает,

Коренья и листья обожает.

(КРЫМСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ)

Дикий родственник свиней

С очень мощными клыками

И короткими ногами.

Роет землю он в лесу,

Чтоб найти себе еду.

(ДИКИЙ КАБАН)

Живёт красавица в лесу,

Слегка похожа на козу,

Рыжая, но не лиса,

Оленю родственник она,

Имеет острые рога.

(КОСУЛЯ)

Не медведь, а спит зимой,

Морда – клином с полосой.

Ночью ищет он свой корм –

Ест лягушек, червяков,

Личинки множества жуков.

Днём уходит в свою нору,

Отдыхая в эту пору.

(БАРСУК ОБЫКОНОВЕННЫЙ)

Рулит в воздухе хвостом,

Дерево – родимый дом.

Собирает семена

И грызет их без труда.

Постоянно носит мех,

Ищет на ветвях орех

(БЕЛКА)

Собакам и волкам сестра,

Но только рыжая она.

По лесам, полям гуляет,

Хвостом следы все заметает.

(ЛИСИЦА)

Шерсть – блестяща, шелковиста,

Отливает сединой,

Сам ушастый и косой.

В зиму шубку одевает,

По весне она линяет,

Цвет при этом не меняет.

(ЗАЯЦ-РУСАК)

Посреди большой степи

Вырос столбик из земли.

Стоит – по сторонам глядит,

Короткой шерстью он покрыт.

При опасности свистит

И юркнуть в норку норовит.

За щеками есть карманы –

В них он зернышки несёт,

Запасы в норке создаёт.

(СУСЛИК)

Чёрные маленькие глазки,

Вокруг носа седина,

На горле шерсть его темна.

Ловко ловит он мышей

И даже ядовитых змей.

Когда напуган – убегает,

Сильный запах оставляет.

(СТЕПНОЙ ХОРЁК)

Много у него иголок есть,

Их по пальцам и не счесть.

Иголки эти коротки,

Очень колки и остры,

Его спинку и бока

Покрывают, как броня.

(ЁЖ)

Воспитатель:

- Прежде чем раскрасить животное, давайте поиграем пальчиками.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «В ЛЕСУ»

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия диких животных.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Покажем большой палец на правой руке, остальные пальцы сжаты в кулак.

Долго по лесу бродил.

Поочерёдно поднимаем и опускаем кисти рук.

Протягиваем вперёд правую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

Встретил я оленя, кабана, косулю, суслика у норки, ёжика в иголках.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу. (Дети проговаривают названия диких животных).

Протягиваем вперёд левую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

Встретил белку и лисицу, а потом лося с куницей.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев левой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу. (Дети проговаривают названия диких животных).

Долго по лесу бродил,

Между сосен я ходил.

Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево.

- Восхитительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, диких животных Крыма  называли.

Воспитатель:

 Теперь, каждый из вас сделает страничку книги,  которую мы назовем «Животный мир Крыма».

Дети раскрашивают, воспитатель помогает тем, кто затрудняется, с помощью книжки-раскраски «Животный мир Крыма. Звери Крымского леса» и книжки-раскраски «Животный мир Крыма. Звери степей и лесостепей Крыма» (составитель Э.Ф.Кемилева, А.В.Супрычёв)

3. ИТОГ.

Воспитатель:

- Замечательные страницы книги «Животный мир Крыма группы «Солнышко» у нас с вами получились.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, с какими животными мы с вами познакомились (воспитатель показывает странички-раскраски, а дети называют животное)

Воспитатель:

- Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем. Давайте поиграем в игру «Кто, где живет?»  (Воспитатель называет животное Крыма, а дети -  дом этого животного).

Лиса -  ... (в норе)

Косуля -  ... (на поляне среди деревьев)

Заяц - … (под кустом)

Барсук - …(в норе)

Олень - …(на поляне среди деревьев)

Кабан - …(роет себе ямку)

Белка - … (в дупле)

Суслик - … (в норе)

Ёж … (открытое гнездо)

Хорёк - …(в норе).

Воспитатель:

- Всем людям нужно помнить:

Мы большие и сильные, но

Должны быть ещё добрыми и мудрыми,

Чтобы не навредить родной природе.

Тогда природа скажет нам СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка стихотворений крымских авторов по региональной программе "Крымский веночек"

Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех стран. Крымский полуостров является полиэтничным и поликонфессиональным регионом....

Ориентировочный план реализации содержания региональной программы «Крымский веночек» в средней группе и в группах детей старшего дошкольного возраста. (по Л.Г. Мухомориной).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты  Ориентировочный план реализации содержания региональной программы «Крымский веночек»в средней гр...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Представители флоры и фауны Красной книги Крыма, рекомендованные для ознакомления дошкольников региональной программой «Крымский веночек»

Красная книга – прекрасный способ напомнить людям о том, что живая природа родного края требует бережного отношения. Человек должен быть разумным хозяином природы, но не тираном и не деспотом. В...

Конспект наблюдения в средней группе по реализации парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» «Прогулка по зимней экологической тропе»

Конспект был разработан для обобщения знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период, умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум характерным призн...

Конспект занятия в старшей группе ««Крымские природные заповедники» с элементами регионального компонента «Крымский веночек»

Конспект занятия в старшей группе  «Крымские природные заповедники» с элементами регионального компонента «Крымский веночек»...