Конспект занятия по ФЦКМ Тема: «Поздняя осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени и явлениях, происходящих в природе поздней осенью.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать представления детей о характерных признаках ранней и поздней осени;

- находить общие и отличительные признаки ранней и поздней;

- закрепить знания детей о явлениях, происходящих поздней осенью в животном мире; 

- активизировать и обогащать словарь по данной теме: ранняя осень, поздняя осень, природа засыпает, предзимье.

- закрепить умение составлять связный последовательный рассказ с использованием мнемотаблиц.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать память, внимание;

- развивать координацию в процессе движения с речью.

Воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность;

- воспитывать желание помогать кому- либо;

- воспитывать умение видеть красоту природы, любить природу, беречь ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ

Тема: «Поздняя осень»

Подготовила воспитатель:

Лесняк О.Н.

Возраст: 5 – 6 лет.

Вид НОД: тематическое.

Форма организации: фронтальное.

Цель: закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени и явлениях, происходящих в природе поздней осенью.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать представления детей о характерных признаках ранней и поздней осени;

- находить общие и отличительные признаки ранней и поздней;

- закрепить знания детей о явлениях, происходящих поздней осенью в животном мире; 

- активизировать и обогащать словарь по данной теме: ранняя осень, поздняя осень, природа засыпает, предзимье.

- закрепить умение составлять связный последовательный рассказ с использованием мнемотаблиц.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать память, внимание;

- развивать координацию в процессе движения с речью.

Воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность;

- воспитывать желание помогать кому- либо;

- воспитывать умение видеть красоту природы, любить природу, беречь ее.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое.

Интеграция детских видов деятельности: коммуникативное, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением разных периодов осени;

- чтение и заучивание стихотворений и рассказов об осени;

- рассматривание картин «Дикие животные осенью», «Труд людей осенью", "Одежда людей осенью";

- дидактическая игра "Четвёртый лишний";

- составление рассказов об осени с использованием мнемотаблиц.

Словарная работа: предзимье.

Планируемый результат: дети закрепили знания о характерных признаках поздней осени и явлениях, происходящих в природе поздней осенью.

Средства и оборудование:

Технические:

Методические: конверт с письмом, мяч, листья красного и желтого цвета по количеству детей, картины с признаками ранней и поздней осени, мнемотаблицы, обозначающие раннюю и позднюю осень.

Организационные:

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель: ребята, сегодня, когда я пришла на работу, то увидела под дверью конверт. Открывать без вас не решилась, вот, посмотрите, в нём что-то есть? (даю детям потрогать).

Воспитатель: как вы думаете, что в нём?

Дети: письмо.

Воспитатель: сейчас посмотрим, интересно, от кого оно?

Детский сад «Родничок», группа «Ручеек».

Обратный адрес: Лесная поляна.

Здравствуйте, ребята! На лесной поляне состоялось собрание зайцев. В этом году погода такая непонятная, что мы запутались. Одна половина зайцев считает, что наступила поздняя осень и пора нам серые шубки менять на белые, а другие зайцы говорят, что на улице ранняя осень, шубки рано менять. Помогите, пожалуйста. Нам зайцам это очень важно. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Основная часть:

Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем зайцам надо менять шубу с серой на белую? Вот даже целое собрание они собрали.

Дети: чтоб дикие звери не увидели зайцев.

Воспитатель: как вы думаете, мы с Вами сможем помочь зайцам?

Дети: конечно.

Воспитатель: почему вы так уверены?

Дети: надо помогать нашим братьям меньшим.

Воспитатель: давайте сегодня на занятии вспомним все, что мы знаем об осени, выясним какая же сейчас осень ранняя или поздняя и соберем зайцам доказательства, которые сложим в этот конверт.

Дети: да!

Воспитатель: для начала давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: давайте поиграем в игру и вспомним, что происходит осенью?

Я буду называть признаки осени, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – молчите.

Дидактическая игра «Осенью, не осенью»

Осенью растут грибы. (хлопают)

Солнце светит очень жарко. (топают)

Тучки солнце закрывают. (хлопают)

Колючий ветер прилетает. (хлопают)

Ну а птицы гнезда вьют? (топают)

Все букашки выползают. (топают)

Туманы осенью плывут. (хлопают)

Урожай все собирают. (хлопают)

Можно детям загорать. (топают)

Дни становятся короче. (хлопают)

Птичьи стаи улетают. (хлопают)

В лесу подснежник расцветает. (топают)

Часто-часто льют дожди. (хлопают)

Желтеют листья, опадают. (хлопают)

Природа словно засыпает. (хлопают)

Воспитатель: молодцы, правильно узнали все признаки осени. Послушайте их еще раз, и может кто – то еще добавит признаки осени, которые мы не назвали

Осенью растут грибы.

Тучки солнце закрывают.

Колючий ветер прилетает.

Туманы осенью плывут.

Урожай все собирают.

Дни становятся короче.

Птичьи стаи улетают.

Часто – часто льют дожди.

Желтеют листья, опадают.

Природа словно засыпает.

Воспитатель: ребята, а как вы понимаете слова «Природа словно засыпает»?

Дети: как будто замирает.

Воспитатель: молодцы, а теперь давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: ребята, признаки осени мы вспомнили. А теперь давайте опишем погоду осенью с помощью моего волшебного разноцветного мяча. Я называю словосочетание и кидаю вам волшебный мяч, а вы одним словом скажите КАКАЯ погода осенью.

Воспитатель: буду в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Когда идет дождь погода какая — дождливая

Когда дует ветер погода какая ветреная

Когда холодно — холодная

Когда пасмурно — пасмурная

Когда сыро — сырая

Когда хмуро — хмурая

Когда ясно – ясная.

Воспитатель: молодцы, хорошо играли и все правильно назвали. Ребята, мы все вспомнили об осени, теперь давайте помогать зайцам. Скажите, вы, как думаете, сейчас ранняя осень или поздняя?

Дети: поздняя.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: листьев совсем не осталось на деревьях.

Воспитатель: ребята, позднюю осень называют предзимье. Как вы думаете, почему ее так называют?

Дети: скоро зима.

Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки, они перепутались. Нам надо их разобрать какие подходят для поздней осени, а какие для ранней. Картинки, которые относятся к ранней осени, мы будем прикреплять слева, а картинки, которые относятся к поздней осени справа под конвертом.

1. Дерево с золотыми листьями.

Дерево без листьев.

2. Трава зелено – желтая.

Земля без травы.

3. Осенние цветы.

Цветы завяли.

4. Люди собирают урожай

Перепаханные поля.

5. Медведь в осеннем лесу бродит.

Медведь в берлоге спит.

6. Ёж собирает листья.

Ёж спит в листьях.

Воспитатель: ребята, мы справились с этим заданием? Вот эти картинки, которые ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ, мы сложим в этот конверт и отправим зайцам. Как вы думаете, похожи эти картинки на тот период осени, который мы с Вами сейчас наблюдаем на улице?

Дети: да.

Воспитатель: Значит, они могут быть доказательством того, что на улице поздняя осень?

Дети: конечно.

Физкультминутка

Ветер осенний щеки надул. (дети надувают щеки).

И на деревья сильно подул. (делают сильный выдох).

Ветки качнулись и затрещали. (качают поднятыми вверх руками).

Листья давно все на землю упали. (приседают руки кладут на по).

Медведи в берлогах скоро уснут. (кладут под щеку рук).

Снежинки кружась, легко упадут. (поднимаются, кружатся и приседают на корточки).

Воспитатель: ребята, картинки мы в конверт положим, а давайте отправим зайцам вместе с письмом звуковой ответ. Для этого, я предлагаю вам составить рассказ по нашим картинкам, про позднюю осень (пару человек). Начать наш рассказ надо с обращения: «Здравствуйте зайчата! наступила поздняя осень. …………рассказ………

А закончить рассказ надо словами: «Поэтому Вам надо менять свои шубки с серых на белые».

Рассказы детей по мнемотаблицам.

Рефлексия

Воспитатель: ребята, как вы думаете, смогли ли мы найти убедительные доказательства для зайцев, пора им менять серые шубки на белые?

Дети: конечно.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, кто сегодня на занятии больше всех старался помочь зайцам?

Дети: все мы.

Воспитатель: предлагаю, сегодня вечером нарисовать зайцам еще рисунки про позднюю осень, сложить все в конверт: картинки – доказательства, рисунки и наш рассказ и отправить зайцам.

Дети: да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии: тема " Поздняя осень" с использованием мнемотехники.

Занятие  для подготовительной группы, с использованием мнемотехники....

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»     Программное содержание:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Способствов...

Конспект занятия по ФЦКМ Тема: «Одежда зимой» в старшей группе.

Цели: закреплять навыки в образовании относительных прилагательных, однокоренных слов; пополнять словарный запас; расширять представления о временах года, продолжительности дня.Оборудование: картинки....

Конспект занятия по познавательному развитию "Поздняя осень"

Занятие способствует развитие познавательной сферы у детей старшего возраста с нарушением речи...

Конспект занятия по ФЦКМ "Что нам осень принесла"

Расширять представление детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов. Воспитывать любовь к природе....

Конспект занятия по ФЦКМ «Что нам осень принесла»

Данный конспект поможет воспитателю расширить представление детей об овощах и фруктах....

Конспект занятия по развитию речи "Поздняя осень"

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень»Задачи: Уточнить и расширить активный словарный запас. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова признаки. Учить детей пе...